Особенности проявления психологических состояний в ситуациях, связанных с риском ущерба жизни и здоровью



Скачать 57,62 Kb.
страница1/14
Дата11.02.2021
Размер57,62 Kb.
#157875
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Связанные:
Особенности проявления психологических состояний


Тема: Особенности проявления психологических состояний в ситуациях, связанных с риском ущерба жизни и здоровью.
Критические (экстремальные) ситуации предъявляют особые, повышенные требования к адаптационным возможностям человека, находящегося в изменённых, непривычных для него условиях. Поэтому они могут быть опасны для его жизни и здоровья. Экстремальные ситуации больших масштабов, связанные со стихийными бедствиями, авариями, катастрофами, военными действиями, несут угрозу не только отдельным группам людей, но и значительной части населения.

Когда сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации принимают участие в операциях по освобождению заложников, задержанию вооруженных преступников и т.п., то их действия осуществляются также экстремальных условиях. В отличие от многих других профессий, свою деятельность сотрудники Росгвардии осуществляют с достаточно высокой степенью риска погибнуть в зоне боевых действий, в результате схватки с правонарушителями или несчастных случаев.

Экстремальные условия требуют от организма человека неспецифических реакций на возникающие стресс-факторы, при этом нарушается привычный для него режим жизнедеятельности. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми могут следовать переутомление, нервное истощение, срыв деятельности, аффективные реакции, психогении (патологические состояния). Например, в лечебные учреждения армии США во время второй мировой войны поступило около одного миллиона лиц с нервно-психическими заболеваниями, в том числе, 64% – с психоневрозами, 7% – с психозами. При этом безвозмездные потери армии за этот же период были в 4-5 раз меньшими.

Воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданиями её реализации.

Помимо дискомфорта и остро лимитированного времени, нормальное выполнение функциональных обязанностей в экстремальной ситуации у сотрудника осложняется чувством повышенной ответственности, возникающим в результате того, что ошибки, промедления, отсрочки и отказы, им допущенные, могут повлечь за собой расширение размеров аварий, последствий катастроф, увеличение количества травмированных людей, человеческие жертвы.

В критических ситуациях качественно меняется содержание и характер мышления. Так, если в нормальных условиях сотрудник мог пользоваться стереотипными приёмами мышления, то в непрерывно меняющихся, часто неожиданных, новых условиях на первый план выступают эвристические компоненты его мышления, связанные с нестандартными действиями и творческим применением знаний и практических навыков для достижения цели.

Большое значение в сохранении психического здоровья и работоспособности сотрудника имеет выносливость, т.е. его способность к экономной трате и рациональному распределению своих сил. Это представляется важным в силу того, что опасность для жизни, трудности и неожиданности, часто существуют в течение значительного времени, за которое человеку еще предстоит найти способы решения возникших проблем, адаптироваться к этим условиям.

Какова же реакция человека на особо сложные и непривычные условия, совершенно незнакомую обстановку? Он либо владеет ситуацией и поступает сознательно, либо обстановка овладевает им, и тогда он начинает действовать импульсивно.

Основные психологические реакции человека в экстремальных условиях могут быть положительными и отрицательными:

Положительные


Отрицательные


Мобилизация психологических возможностей


Проявление беспокойства, неуверенности, тревоги


Активизация деловых мотивов, долга, ответственности


Обострение чувств самосохранения


Возникновение делового возбуждения


Появление страха, боязнь за дело и за себя


Возникновение азарта, радости или ненависти


Проявление растерянности (фрустрация, оцепенение, ступор)


Активизация и оптимизация познавательной деятельности


Непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности


Актуализация творческих возможностей


Разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе


Повышение готовности к решительным и смелым действиям


Недостаточная мобилизованность, проявление несообразности в действиях


Повышение выносливости, неприхотливости


Утрата самоконтроля, проявление эстетических реакций, панические действия


Изменение порогов ощущений, ускорение реакций


Появление чувства слабости, усталости, крайней изнуренности


Понижение утомляемости, исчезновение чувства усталости, беспечности


Острые психозы




^ Психические состояния становятся предметом внимания сотрудника тогда, когда его потребностям что-то препятствует. Стремясь познать и усвоить явления окружающего мира, он не хочет мириться с появлением в нём самом нечто такого, что сводит «на нет» прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений.

Эмоции – не только действующее лицо больших драм, они повседневный спутник человека, оказывающие постоянное влияние на все его мысли и дела. Анализируя причины своих успехов и неудач, мы нередко приходим к выводу, что именно эмоции помогали (или мешали) нам справиться с задачей. Очевидно, что эмоции выполняют функции отражения, выражения, регуляции, сигнализации, стимуляции в нашем поведении. В то же время они одновременно выступают как импульсивная реакция, процесс и длительное состояние человека.



Эмоция – это субъективное состояние, выражающее отношение человека к объективному миру и возникающее в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т.д.). Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определённом этапе его жизненного пути.

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений. Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Возбуждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от особенностей личности.

В случае возникновения ситуации, имеющей неопределённый, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.




Скачать 57,62 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница