«Особенности применения принципов эвристического обучения на разных этапах урока французского языка в 9 классе»



страница1/5
Дата17.01.2021
Размер76 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5

И.Ф. БОРОНИНА, В.Ф. ШКЕЛЬ
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

(на материале учебника «Синяя птица» для 7-8 классов Н.А. Селивановой)


Данная работа посвящена педагогической проблеме использования эвристических приёмов и методов в учебно-воспитательном процессе для формирования проектно-исследовательской компетенции обучающихся, что соответствует современным требованиям ФГОС. Проектная деятельность основывается на эффективном вовлечении учащихся в поисковую работу, направленную на самостоятельное овладение знаниями и опытом творческой деятельности. «Проект возникает как форма работы с практической ситуацией, как способ перевода ситуации на другой язык, способ понимания (интерпретации) практики» [1, с. 15], отмечает К.Н. Поливанова, раскрывая общую теорию проектной деятельности школьников в условиях новых стандартов. На современном уроке обучение должно быть выстроено таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию у обучающихся навыков творческого подхода к решению задач, использованию полученных знаний и умений в новых, не типовых ситуациях. Реализация таких педагогических целей возможна через использование эвристических принципов обучения. В этой связи развитие эвристических, творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных проблем в условиях проектной деятельности.

Идеи проблемного и эвристического обучения в современной дидактике разрабатывались в трудах В.И. Андреева, В.С. Библера, Д.В. Вилькеева, И.Я. Лернера, идеи педагогического взаимодействия в эвристическом обучении исследовались О.О. Макарычевой, Ю.В. Сенько, В.Н. Соколовым, А.В. Хуторским, М.М. Левиной и др., теоретические основы эвристики раскрывались Г.С. Альтшуллером, Ю.Н. Кулюткиным, В.Н. Пушкиным и др. Вместе с тем отметим, что проблема разработки и реализации технологии эвристического обучения учащихся на уроках иностранного (французского) языка в научно-методическом аспекте разработана недостаточно.

В этой связи тема работы была определена следующим образом: «Эвристические приёмы и методы как составляющая проектной деятельности обучающихся на уроках французского языка в 8 классе».

Анализ специальной литературы за последние 5-7 лет позволил сделать следующий вывод: появилось много статей и методических пособий по разработке эвристических заданий для школьников, например, «Эвристические задания на уроках», 2010 г., Ю.В. Скрипкиной; «Примеры учебного мозгового штурма», 2000 г., А.А. Гина; «Формула творчества: решаем открытые задачи» П.М Горева, В. В. Утёмова, 2011 г. и другие. В работах И.А. Озерковой «Возможна ли творческая работа с учебником?» 2009 г.; А. Д. Король «От монолога к диалогу: методологические предпосылки проектирования образования эвристического типа» 2002 г.; И.С. Ломовой «Школа диалога культур и эвристическое обучение учащихся» исследуются такие формы работы, как эвристический диалог, эвристическая беседа, творческая работа с учебным текстом. Следует отметить, что в статьях и пособиях рассматриваются приёмы эвристического обучения в школе, но не достаточно конкретных примеров их применения на предметных уроках, все примеры и методы работы, предлагаемые в пособиях, не рассматриваются в рамках проектной деятельности и не привязаны к определённому школьному учебнику. В данной работе авторы попытались представить некоторые эвристические приёмы и методы, используемые на уроках французского языка при выполнении учебных проектов, на материале учебника «Синяя птица» для 7-8 классов Н.А.Селивановой.

Изученная литература и приведённые выше источники позволяют рассмотреть следующие вопросы: 1) Принцип проблемности, как условие реализации эвристических приёмов и методов в проектной деятельности. 2) Выдвижение и обоснование гипотезы, один из эвристических приёмов, как основное требование к проекту. 3) Совместная деятельность обучающихся, вид деятельности на эвристическом уроке, как основная форма реализации проектной деятельности.


Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes -> 92469
nodes -> Педагогическое творчество как основа профессионального мастерства современного учителя
nodes -> Выпускная квалификационная работа как показатель профессиональной компетен
nodes -> Педагогическая технология формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов
nodes -> Примерная программа воспитания 1
nodes -> Профессиональное становление будущих педагогов-психологов: мотивационный компонент
nodes -> Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки
nodes -> Педагогическая практика по дополнительной специальности «информатика»
nodes -> Модель формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница