Основные нормативные правовые акты и дополнительные источники калининград



страница1/4
Дата24.04.2016
Размер1,01 Mb.
#31771
  1   2   3   4
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Калининградский филиал
Кафедра государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин


ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО (ПУБЛИЧНОГО) ПРАВА
(ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ)

Калининград

2014 год

Источники международного (публичного) права: учебно-практическое пособие / автор составитель к.ю.н., доц., заведующий кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Веременко В.М. – Калининград: МФЮА, 2014. – 62 с.

Рассмотрено и одобрено Кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от 06 ноября 2014 г. № 4.



Рецензенты:

- к.ю.н. Балаклеец И.И., заведующая кафедрой АНО ВПОА «Международного университета в Москве», Калининградский филиал.

- к.ю.н. Завьялова Л.П., ст. преподаватель КФ МФЮА.


В учебно-практическом пособии раскрывается понятие источника международного права, что в ходит в перечень основных и вспомогательных источников, какова их классификация.

Рассматривая отрасли международного публичного права автор, кроме представления понятий отраслей международного публичного права, указывает на универсальные, региональные, двухсторонние и внутригосударственные нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения. В качестве дополнительных источников рекомендуется обратить внимание и на научные работы видных отечественных и зарубежных ученых.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей юридических факультетов высших учебных заведений.


Веременко В.М., к.ю.н., доцент, 2014
Кафедра государственно-правовых

и уголовно-правовых дисциплин, 2014


Московский финансово-юридический

Университет МФЮА,

Калининградский филиал, 2014

Содержание
Введение 4
Источники международного (публичного) права 5 - 11
Источники права международных договоров 12 - 13

Источники права внешних сношений 14 - 15


Источники права международных организаций 16 - 19
Список сокращений международных организаций 18 - 19
Источники международного гуманитарного права 20 - 24
Источники права вооруженных конфликтов 25 - 31
Источники права международной безопасности 32 - 36
Источники международного уголовного права 37 - 42
Источники международного морского права 43 - 45
Источники международного воздушного права 46 - 49
Источники международного космического права 50 - 52
Источники международного экономического права 53 - 56
Источники международного права окружающей среды 57 - 60
Источники права международных судов 61 - 63

Введение
Термин «источник права», согласно общей теории права — это форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, закон, указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства и т.п.).

Соответственно источники международного права (подразумевая международное публичное право) - это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы. Специфика международного права, существенно отличающегося в этом плане от внутригосударственного. Источники МП представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международных правовых норм.



Во-первых, нормы международного права устанавливаются его субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласованную и тем самым общую волю. Поэтому такие соглашения и являются источниками международно-правовых норм.

Во-вторых, субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят субъективные обязательства других субъектов международного права.

В связи с этим, об источниках международного права вполне закономерно говорить либо как об источниках субъективных прав, либо как об источниках субъективных обязательств субъектов международных правоотношений. В большинстве случаев предпочтительнее вести речь о субъективных обязательствах, поскольку обязанный субъект не может их не соблюдать, не навлекая на себя неблагоприятные юридические последствия в виде международно-правовых санкций. Субъективным же правом управомоченный субъект может распоряжаться по своему усмотрению, за исключением случая наличия императивной нормы.

В научном понимании существует разделение источников на виды (или группы).

Одни авторы подразделяют их на основные источники (международные договоры и международные правовые обычаи) и вспомогательные (решения и резолюции международных организаций, конференций, внутригосударственные нормативные правовые акты, решения международных судебных органов, доктрины ученых, общие принципы международного права).

Другие ученые делят их на основные (международный договор, международный обычай), вторичные (решения и резолюции международных организаций, конференций) и вспомогательные (решения международных судебных органов, доктрины ученых, внутреннее законодательство). Мы будем придерживаться, первой точки зрения.

Рассмотрим подробнее, что же является источниками международного права?

I. Прежде всего, одним из основных таких источников является международный договор, понимаемый как «Письменное соглашение между субъектами международного права, регулируемое соответствующими нормами общего международного права» или «Соглашение субъектов международного права об установлении, изменении, прекращении взаимных прав и обязанностей».

Совокупность и система (подсистема) таких норм составляет отдельную относительно самостоятельную структуру международного права (его отрасль), именуемую правом международных договоров.

В содержание понятия «международный договор» могут входить (кроме «договор»), Статус, Конвенция, Соглашение, Протокол, Коммюнике, Акт, Пакт, Программа, Хартия, Нота, Заключительный акт, Устав и др.). Таким образом, термин договор имеет значение родового понятия.

Международные договоры разделяются на общие (международные конвенции, в которых могут принимать участие все государства без ограничений) и специальные (где число участников носит ограниченный характер). Венская конвенция «О праве международных договоров» от 1969 года не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т.е. устных «джентельменских» соглашений. Но это было в прошлом («джентельменское» соглашение между СССР и Монголией в 1937 г.).

Международный договор может представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных между собой документов. Тоесть, к основному тексту договора могут быть приложены дополнения в виде: Протокола, Описания, Технических условий, Тарифов, географических карт и др.)

Международный договор характеризуется тремя обстоятельствами:


  1. договорная форма позволяет достаточно четко определить права и обязанности участников, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм;

  2. все международные отношения между государствами охвачены договорными соглашениями (сменяющими международные обычаи);

3)договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие норм международного публичного и внутригосударственного права.

Классификация международных договоров:

-по количеству участников (двухсторонние и многосторонние);

-по виду субъектов (межгосударственные, с участием международных организаций, с участием органов освобождения);

-по объекту регулирования (политические: о союзе,, ненападении, нейтралитете, сотрудничестве, дружбе, мире и др.; экономические: об оказании экономической помощи, поставках, строительстве, кредитах, платежах, расчетах и др.);

-по пространству действия (универсальные, региональные, локальные);

-по сроку действия (бессрочные, определенно-срочные, неопределенно-срочные);

-по форме (письменные, устные «джентельменские» соглашения);

-по возможности присоединения (открытые, закрытые).

Структура договора: Наименование, Преамбула, Основная часть (Разделы, Части, Главы, Статьи, Параграфы, Пункты), Заключительная часть, Подписи уполномоченных, Оговорки, сделанные участниками договоров; Приложения (имеющие юридическую силу по согласию сторон: Протоколы, Описания, Технические условия, Стандарты, Тарифы, Карты); Поправки, принятые в установленном порядке.

II. Следующим основным источником международного права является международный обычай, который в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». В этом определении речь идет,

-во-первых, о практике государств,

-во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и,

-в-третьих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о молчаливом соглашении государств, сообщающем указанному поведению качество международно-правовой нормы.

Иными словами, международный договор – это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. Форма признания - молчаливое согласие.

О международном обычае речь, следовательно, идет как о норме общего международного права. И, в частности, потому, что формирование локального многостороннего международного обычая, хотя в принципе и возможно, но происходит крайне редко. Двусторонний же обычай вообще не имеет смысла.



III. Основные (общие) принципы международного права:

1. Принцип неприменения силу и угрозы силой (ст.1, ст. 51 Устава ООН);

2. Принцип мирного разрешения международных споров (п.3, ст.2 Устава ООН; Декларация о принципах международного права 1970 г.; Совещание СБСЕ в Валлете - Мальта 1991 г.; ст. 38 Статута Международного Суда ООН гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

в) международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм»);

3. Принцип уважения прав человека (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакты (два) о правах человека 1966 г. (о гражданских и политических, и об экономических, социальных и культурных правах), конвенции: о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г., о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., о правах ребенка 1989 г. и т.д.);

4. Принцип суверенного равенства (п.1, ст.2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 –Хельсинское соглашение);

5. Принцип невмешательства во внутренние дела (п.7, ст.2 Устава ООН);

6. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности (Заключительный акт СБСЕ 1975 –Хельсинское соглашение);

7. Принцип нерушимости границ (Заключительный акт СБСЕ 1975 –Хельсинское соглашение);

8. Принцип равноправия и самоопределения народов (Декларация о принципах международного права 1970 г.);

9. Принцип сотрудничества (Декларация о принципах международного права 1970 г.);

10. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств (Декларация о принципах международного права 1970 г., где выстроена иерархия обязательств: по Уставу ООН; вытекающие из общепризнанных принципов и норм МП; по договорам;), Заключительный акт СБСЕ 1975 –Хельсинское соглашение; Федеральный Закон РФ «О международных договорах РФ 1995 г.).

И два дополнительных принципа – всеобщей (международной) экологической безопасности и запрещения использования ядерного оружия.



IV. Вспомогательные источники: Акты международных организаций и конференций (обязательные и рекомендательные). Их статус определен Уставами международных организаций. Акты международных организаций зачастую носят нормотворческий характер (Резолюция ГА ООН 1514 от 14.12. 1960 г. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам».

Органы управления международных организаций в пределах своей компетенции принимают, как правило:

-Акты рекомендации (или Акты правоприменительного характера). Например, ГА ООН на основе норм (ст.10,11, 13 Устава ООН) уполномочена «Делать рекомендации» и в соответствии со ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности ООН.

-Акты внутреннего права международной организации, принимаются руководящими Органами международных организаций (например, предписания Резолюций ГА ООН «о взносах государств-членов в бюджет ООН». Данные акты относятся не только к внутренней жизнедеятельности международных организаций, но также содержат нормы права, регулирующие отношения международных организаций (их Органов управления) с государствами-членами.



-Акты административного регламента (Стандарты международных организаций, Стандарты и Правила гражданской авиации, Санитарные правила ВОЗ, Правила МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными материалами и т.д.)

-Акты международных конференций, как правило, завершаются принятием итоговых документов, имеющих различную природу:

а) для разработки международного договора завершаются одобрением резолюции (иного акта) о принятии договора. Резолюция имеет процессуальное значение, а договор является источником права;

б) конференция для решения вопроса о проверки выполнения уже действующего многостороннего договора, то её задача ограничивается: заслушиванием информации, контрольными функциями и принятием акта рекомендательного характера. Такие акты имеют и процессуальный и рекомендательный характер.

V. Вспомогательный источник: решения международных судебных органов. В качестве самостоятельного источника международного права (судебные решения) признают в странах англосаксонской системы права. В качестве вспомогательного источника права, решения международных судебных органов имеют большое значение для конкретизации обычных норм международного права (например, ст. 94 Устава ООН, члены ООН обязались выполнять решения Международного Суда по тому делу, в котором они являются сторонами, в том числе и решения международных арбитражей).

VI. Вспомогательный источник: доктрины ученых имеют особое значение, т.к. коллективное мнение юристов находит своё выражение в таких документах международных организаций, как «Ассоциация ученых международного права», «Институт международного права» и др.

После Второй мировой войны под эгидой Организации Объединенных Наций и других универсальных международных организаций была проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием.

В результате были заключены многие универсальные конвенции в сфере дипломатического и консульского права, правопреемства государств, права международных договоров, морского права и некоторые другие, т. е. конвенции, кодифицирующие обычные нормы общего международного права.

В функцию Генеральной Ассамблеи, согласно ст. 13 Устава ООН, входит содействие прогрессивному развитию и кодификации международного права. Эту свою функцию Генеральная Ассамблея осуществляет, в частности, с помощью Комиссии международного права, являющейся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи.

Согласно выработанному Генеральной Ассамблеей Положению о Комиссии международного права, выражение «прогрессивное развитие международного права» употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств; выражение «кодификация международного права» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины (ст. 15).

VII. Вспомогательные источники. Важным источником международного права являются также односторонние юридические акты государств, в частности акт обязательства (часто неудачно именуемый актом обещания), акт признания и акт протеста. Первые два акта, как правило, действуют в сочетании.

а) Акт обязательства — это одностороннее заявление государства в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в соответствии с изложенными в заявлении условиями, поведении в межгосударственных отношениях, ранее не предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями или вносящее в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме).

Акт обязательства в сочетании с актом его признания создает, очевидно, ситуацию заключения межгосударственного соглашения (родовое понятие), в отличие от заключения межгосударственного договора (понятие видовое). Разумеется, односторонние юридические акты обязательства и их признание выражают волю заинтересованных государств, а достигнутое тем самым соглашение между ними выражает их согласованную и тем самым общую волю по поводу установления новой или уточнения действующей международно-правовой нормы.

В пределах срока своего действия и при соблюдении иных условий, сопровождающих одностороннее международное обязательство, оно не подлежит отмене или изменению, т.е. в сочетании с актом признания создает относительно стабильное межгосударственное соглашение.

Признание акта обязательства государствами-адресатами порождает для них корреспондирующие этому обязательству субъективные права, естественно, в соответствии с изложенными в акте обязательства условиями (в частности, касающимися срока действия обязательства).

Источниками международных обязательств государств являются акты предписания государствам – членам международных организаций (или их Органам), имеющие для таких государств обязательный характер в силу учредительных актов этих организаций (или их Органов), или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации (или их Органа). Так, согласно ст. 18 Устава ООН, Генеральная Ассамблея принимает по перечисленным в этой статье важным вопросам решения, обязательные для членов ООН в отличие от принимаемых Генеральной Ассамблеей рекомендаций, не имеющих обязательной юридической силы. В ст. 25 Устава ООН – члены ООН согласились подчиняться решениям Совета Безопасности ООН и выполнять их.



б) Акт признания - это акт (действие или бездействие) государства, посредством которого оно в соответствии с действующим международным правом признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную действиями другого государства, поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно.

Последняя часть предложенного определения (со слова «поскольку») выражает обязанность государства, как создавшего юридически значимую ситуацию, так и признающего ее правомерной, действовать добросовестно. Морально-политический принцип добросовестности играет в указанном правоотношении важную роль.

Создавшаяся юридически значимая ситуация, разумеется, не должна входить в противоречие с императивной нормой общего международного права. В противном случае признание возникшей ситуации должно рассматриваться как юридически ничтожное.

Особенностью признания является то, что оно может быть явно выраженным посредством акта компетентного органа, обращенного к другому государству (например, с предложением к вновь возникшему государству установить с ним дипломатические отношения), или же вытекать из его молчаливого поведения, свидетельствующего, что оно продолжает выполнять свои международные обязательства в соответствии с действующими международными договорами или обычноправовыми нормами общего международного права.

Незаявление государством протеста против созданной другим государством юридически значимой ситуации в разумный срок обычно рассматривается как ее молчаливое признание, кроме случаев юридической ничтожности признания, когда речь идет о действиях государства, нарушающих императивные нормы международного права.



в) Акт протеста (противоположный акту признания) - это заявление государства об отказе признать правомерной юридически значимую ситуацию, созданную поведением другого государства, т.е. квалификация её в соответствии с действующими международно-правовыми предписаниями в качестве противоправной. Протест должен быть явно выражен и так или иначе доведен до сведения государства, которому он адресован, а возможно, и до сведения других заинтересованных государств.

Естественно, что протест должен быть юридически prima facie, т.е. с достаточной степенью очевидности, обоснованным (достаточно обоснован) и в принципе может быть оспорен государством, которому он адресован.

По мнению И.П. Антонова «внутригосударственные нормативные правовые акты» не являются источниками международного права, но их содержание влияет на международно-правовое регулирование, других ученые к вспомогательным относят и «общие принципы международного права».

Исследуя источники международного права нельзя не рассмотреть вопрос, имеющий отношение к важнейшему способу международного правотворчества – кодификация норм международного права.



Кодификация – это процесс систематизации действующих обычных норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы на новые.

Способы осуществления кодификации

1.Установление точного содержания и четкой формулировки существующих обычных и договорных норм международного права;

2.Изменение или пересмотр устаревших норм;

3.Разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

4.Закрепление в едином международном правовом акте (либо в ряде актов) всех согласованных принципов и норм.

Виды кодификаций: официальная и неофициальная.

-официальная – осуществляется в форме договоров (кодификация права войны). В ООН создан механизм кодификации норм международного права (Комиссия международного права, состоит из 34 членов государств-участников, избираются Генеральной ассамблеей ООН сроком на 5 лет).

-неофициальная – осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях, учеными правоведами в частном порядке (подготовка проекта кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов международной неправительственной организацией Международным Красным Крестом).


1. Источники права международных договоров
Право международных договоров как отрасль международного права – это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе.

Право международных договоров можно назвать базовой отраслью международного права, ибо посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества. Без договоров практически невозможно дальнейшее развитие международного права.



Основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями от 21 марта 1986 г.

Обе конвенции констатируют сохранение обычая как источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не нашли решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулироваться нормами международного обычного права. Следует также иметь в виду значение обычаев в связи с тем, что отдельные государства не являются участниками Конвенции о праве международных договоров, а другая названная Конвенция пока не вступила в силу.

Немаловажное значение в регламентации договорной деятельности государств имеет внутригосударственное законодательство. В конституциях и других законодательных актах указываются органы государства или лица, которые уполномочены вести переговоры, заключать договоры, устанавливается порядок их ратификации, исполнения, денонсации.

В законодательстве России этим вопросам посвящены отдельные статьи Конституции РФ, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. и некоторые другие нормативные акты.



К нормативным правовым актам права международных договоров относятся (например):

-Договор о создании Международного валютного фонда (1944);

-Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (1957),

-Договор об учреждении Европейского фонда валютного сотрудничества(1973);

-Единый Европейский акт (1985);

-Договор о Европейском союзе (1993);

-Договор о создании Арабского валютного фонда (1977);

-Договор об учреждении Валютного союза Центральной Африки (1972) и др.

-Гаванская конвенция о договорах 1928;

-Венская конвенция о праве международных договоров 1969;

-Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров.

Научные труды в сфере права международных договоров:

-Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. С. 315-344.

-Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий. М., 1997.

-Дружков М.Л. Заключение международных договоров в рамках и под эгидой международных организаций. Киев, 1986.

-Евинтов В.И. Многоязычные договоры в современном международном праве. Киев, 1981.

-Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. М, 1987.

-Каламаркян Р.А. Фактор времени в праве международных договоров. М., 1989.

-Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» / Под ред. В.П. Звекова, Б.И. Осминина. М., 1996.

-Коробова М.Л. Расширение сферы действия норм общего многостороннего договора. М., 1983.

-Лукашук И.И. Стороны в международных договорах. М., 1966.

-Ляхе М. Многосторонние договоры. М., 1960.

-Перетерский И.С. Толкование международных договоров. М., 1959.

-Талалаев А.Н. Право международных договоров. Общие вопросы. М., 1985.

-Талалаев А.Н. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М., 1985.

-Талалаев А.Н. Право международных договоров. Договоры с участием международных организаций, М., 1989.

-Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отношениях. Киев, 1981.

-Шатров В.П., Шилтах В.Х. Неправомерные договоры в международном праве. М., 1986.

-Шуршалов В.М. Право международных договоров. М., 1979.


  1. Источники права внешних сношений


Право внешних сношений – как отрасль международного права представляет совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.

Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи с чем, традиционно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом.

Однако постепенно сложились группы норм, относящихся к представительствам государств, при международных организациях и к деятельности специальных миссий. Специфичны нормы о торговых представительствах.

Кроме того, есть основания для дополнения традиционного комплекса нормами, регулирующими статус и деятельность международных конференций. Все это обусловливает мнение, что характеристика отрасли как права внешних сношений более согласуется с истинным ее содержанием и структурой, чем термин "дипломатическое и консульское право" (1 См.: Курс международного права. Т. 4. М., 1992. С. 93—94.).

Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и консульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818г.

В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются:

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.



К источникам права внешних сношений относятся Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г. и подобные им многосторонние договорные акты, а также соглашения между организацией и государством, на территории которого организация имеет свою штаб-квартиру.

Следует иметь в виду и двусторонние соглашения по дипломатическим вопросам, консульские конвенции, соглашения (протоколы) относительно торговых представительств. Что же касается международных конференций, то их нормативная регламентация является всецело индивидуализированной, поскольку правила процедуры разрабатываются применительно к данной конференции.

Правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений в соответствии с нормами международного права регламентируются актами национального законодательства, в числе которых Конституция РФ, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации", отдельные статьи ряда других федеральных законов, Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г., Положение о Посольстве Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., а также продолжающие действовать не противоречащие законодательству РФ нормы Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г. и Консульского устава 1976 г. (ведется разработка Закона о дипломатической службе и Консульского устава РФ).
Научные труды в сфере права внешних сношений

-Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. С. 345-369.

-Ашавский Б.М. Межправительственные конференции. М., 1980.

-Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. М., 1962.

-Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1972.

-Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. М., 1986.

-Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.

-Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М, 1995.

-Джон В., Жан С. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1976.

-Ивонин Ю.М. У истоков российской дипломатии нового времени. Минск, 1984.

-Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

-Ковалев А.А. Азбука дипломатии. М, 1988.

-Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в современном международном праве. М., 1986.

-Кузнецов С.А. Представители государств в международных организациях. М., 1980.

-Никифоров Д.С, Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в СССР. М., 1985.

-Сандровский К.К. Право внешних сношений. Киев, 1986.

-Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.

-Селянинов О.П. Дипломатические представительства. М., 1986.

-Серре Ж. Дипломатический протокол. М. 1961.



  1. Источники права международных организаций


Право международных организаций можно определить как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности их органов, а также юридическую силу издаваемых ими актов.

Впервые сам термин "международная межправительственная организация" был применен к Международному институту унификации частного права в его Уставе, принятом 15 марта 1940 г.

Комплексного правового акта, ориентированного на регламентацию статуса и деятельности всех международных организаций, нет. Один из аспектов статуса организаций затрагивается в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, принятой в 1975 г., ратифицированной СССР в 1978 г., но до сих пор не вступившей в силу.

Определенное значение для данной отрасли имеет еще один общий многосторонний акт, уже рассмотренный в гл. 9, — Венская конвенция «О праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями», принятая в 1986 г.

Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом:

-Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.,

-Устав Международной организации труда 1919/1946 гг.,

-Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г.,

-Устав Организации африканского единства 1963 г.,

-Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. и др.

В некоторых случаях в качестве учредительных актов применяются конвенции, в числе которых Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.

К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5 этой Конвенции).

Учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние. В учредительном акте фиксируются цели и задачи организации., ее организационная структура, полномочия и порядок деятельности ее органов, решаются административные, бюджетные и иные вопросы.

Важное место в акте занимают нормы о членстве — о первоначальных членах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из организации. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций).



К категории источников права международных организаций относятся договоры, заключаемые от имени каждой организации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относительно местопребывания центральных учреждений ООН, Соглашение между Республикой Беларусь и Содружеством Независимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного секретариата СНГ на территории Республики Беларусь.

Известны также договоры между организациями и правительствами государств, в которых создаются представительства той или иной организации и (или) осуществляются определенные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН.


Нормативные акты (источники) права международных организаций

-Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.,

-Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

-Соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций

-Устав Лиги Наций 1919 г.

-Устав ООН 1945 г.


Научные труды в сфере права международных организаций

-Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. С. 370-419.

-Арах М. Европейский Союз. Видение политического объединения. М., 1998.

-Ашавский Б.М. Межправительственные конференции: международно-правовые вопросы. М., 1980.

-Бобров Р.Л., Малинин С.А. Организация Объединенных Наций (международно-правовой очерк). Л, 1960.

-Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления

-Зайцева О.Г. Международные межправительственные организации. М., 1983.

-Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979.

-Крылов СБ. История создания Организации Объединенных Наций. Разработка текста Устава ООН (1944-1945 гг.). М, 1960.

-Крылов Н.Б. Принципы участия государств в системе ООН. М., 1986.

-Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.

-Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций. Владикавказ, 1995.

-Международные неправительственные организации. Справочник. М., 1967.

-Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994.

-Международные организации системы ООН / Под ред. В.Ф. Петровского. М., 1990.

-Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. М., 1995.

-Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1998.

-Основы права Европейского Союза. М., 1997.

-Семенов B.C. Вооруженные силы ООН. М., 1976.

-Томко Я. Внутренняя компетенция государств и ООН. М., 1963.

-Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992.

-Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.

-Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества. М., 1998.



-Шреплер Х.А. Международные организации. Справочник. М., 1995.
Список сокращений международных организаций:
АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВТО - Всемирная торговая организация

ВПС - Всемирный почтовый союз

ВМО - Всемирная метеорологическая организация

ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле

ЕАС – Европейское экономическое сообщество

ЕврАзЭС - Евразийское экономическое сообщество

Евратом - Европейское сообщество по атомной энергии

Европол - Европейская организация уголовной полиции

ЕС - Европейский Союз

ИКАО - Международная организация гражданской авиации

ИМО - Международная морская организация

ИНТЕРПОЛ - Международная организация уголовной полиции

ИФАД - Международный фонд сельскохозяйственного развития

КМП - Комиссия международного права ООН

ЛАГ - Лига арабских государств

МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии

МАР - Международная ассоциация развития

МБРР - Международный банк реконструкции и развития

МВФ - Международный валютный фонд

МККК - Международный комитет Красного Креста

МОТ - Международная организация труда

МСЭ - Международный союз электросвязи

МФК - Международная финансовая корпорация

НАТО - Организация североатлантического договора

ОАГ - Организация американских государств

ОАЕ - Организация африканского единства

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОВД - Организация Варшавского договора

ООН - Организация Объединенных Наций

ОПЕК - Организация стран – экспортеров нефти

ОРС - Орган по разрешению споров

ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития

ПРООН - Программа развития ООН

ПТС - Постоянный третейский суд

СБСЕ - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

СНГ - Содружество Независимых Государств

СЕ - Совет Европы

СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи

ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН

ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

ЭКОСОС - Экономический и Социальный Совет ООН

ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде

ЮНЕСКО -Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНИДО - Организация ООН по промышленному развитию

ЮНКТАД -Конференция ООН по торговле и развитию

ЮНСИТРАЛ - Комиссия ООН по праву международной торговли


  1. Источники международного гуманитарного права


Международное гуманитарное право как отрасль международного права представляет собой совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества стандарты прав и свобод человека (группы лиц, коллектива), устанавливающие обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав свобод и представляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Мы имеем в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для государства меры по обеспечению прав и свобод, охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юридической возможности реализовывать и защищать признаваемые права и свободы.

При этом необходимо учитывать различные варианты личностного статуса – индивид, группа лиц, коллектив, национальная или этническая группа, народность или народ. Основу составляет общий принцип международного права - принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение:

во-первых, полноту субъективных прав личности с очки зрения их перечня и внутреннего содержания;

во-вторых – их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации;

в-третьих – вовлечение всех государств, в соответствующие действия по обеспечению этих прав;

в четвертых – равно почтительное отношение к правам и свободам, как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.

Использование слова «гуманитарное» согласуется с терминологией Устава ООН (цель существования международного сотрудничества в разрешении международных проблем гуманитарного характера п.3 ст.1), Актов СБСЕ (ОБСЕ), где регламентируются вопросы сотрудничества в гуманитарной области. В Концепции внешней политики Российской Федерации (утвержденной 12 июля 2008 года) в едином комплексе рассматриваются гуманитарное сотрудничество и права человека.



Данная отрасль права включает нормы трех видов:

1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени (отступления допускаются в условиях введения режима чрезвычайных ситуаций);

2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов в целях их максимально возможной гуманизации (данную группу норм мы рассмотрим при изучении источников права вооруженных конфликтов);

3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (право на признание правосубъектности, право на свободу мысли, совести и религии, запрещение пыток и других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания).

Источники международного гуманитарного права весьма многочисленны и характеризуются предметным разнообразием.
К нормативным правовым актам международного гуманитарного права относятся:

1. Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 г.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Пакты были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. От имении СССР они были подписаны 18 марта 1968 года, а ратифицированы 18 сентября 1973 г. Пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу 3 января 1976 года, а Пакт о гражданских и политических правах – 23 марта 1976 года.

Ко второму из названных патов были приняты два факультативных протокола, имеющих самостоятельное нормативное значение. В первом факультативном протоколе было регламентировано личное обращение в Комитет по правам человека (вступил в силу для РФ 1 января 1992 года). Второй факультативный протокол имел цель отмены смертной казни (был принят 15 декабря 1989 года, РФ, как и другие государства в нём не участвует – наложен мораторий на смертную казнь).



  1. Конвенция о политических правах женщин 1952 г.;

  2. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин 1979 г. (Факультативным протоколом предусматривается право отдельных лиц направлять сообщение в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. РФ ратифицировала в 2004 году;

  3. Конвенция о правах ребенка 1989 г. (с Факультативным протоколом от 25мая 2000 г., касающимся участия детей в вооруженных конфликтах, РФ подписала 15 февраля 2001 г., а ратифицировала 26 июня 2008 года);

  4. Конвенция о статусе беженцев 1951 года (РФ присоединилась в 1992 году;

  5. Международная конвенция о защите всех прав трудящихся –мигрантов и членов их семей 1990 г.

  6. Конвенция о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г.

Самостоятельную группу, составляют источники (акты), ориентированные на предотвращение, пресечение или упразднение таких действий, которые посягают на права, интересы или на само существование больших человеческих коллективов либо отдельных людей:

1.Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

2.Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказанию за него 1948 г.;

3.Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него 1973 г.;

4.Конвенция относительно рабства 1926 г. (1953 г.);

5.Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.;

6.Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинств видов обращения и наказания за него 1984 г.
Специфическую разновидность источников (актов) составляют конвенции МОТ, регламентирующие международные трудовые отношения, но и важные социальные аспекты жизнедеятельности индивида и коллектива. Среди почти 200 актов следует выделить:

1. Конвенция о запрете принудительного труда 1930 г.

2. Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г.

3. Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу 1973 г.

4. Конвенция об охране заработной платы 1949 г.

5. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г. (РФ ратифицировала 8 февраля 2003 года).



Региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод применительно к определенной группе государств, к их гражданам и иным находящимся под их юрисдикцией индивидам:

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с дополняющими её Протоколами), в рамках Совета Европы (для РФ Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г.);

2. Американская конвенция о правах человека 1969 г.;

3. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.;

4. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. (РФ подписала 26 мая 1995 г., а ратифицировала4 ноября 1995 г.);

5. Хартия основных прав Европейского союза 2000 г;

6. Европейская социальная хартия 1961 г. (пересмотренная в 1996 году и открыта для подписания);

7. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.;

8. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.;

9. Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.;

10. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию (вступила в силу 11 апреля 1997 года, принималась от имени двух международных организаций ЮНЕСКО и Совета Европы.

Самостоятельную группу источников составляют внутригосударственные акты РФ:




  1. Каталог: student -> files
    files -> Лабораторная работа 6 классификация с помощью деревьев решений
    files -> Лекция биологический нейрон и его кибернетическая модель
    files -> Министерство сельского хозяйства
    files -> Машинное обучение
    files -> Форма обучения : все вопросы к государственному экзамену по теории государства и права по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»
    files -> Рабочая программа, методические рекомендации и задания для самостоятельной работы для студентов заочного отделения
    files -> Цели и задачи дисциплины
    files -> Рабочая программа и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения
    files -> Программа дисциплины и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения для всех направлений


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница