Осин Е. Н., Кузнецова С. С., Малютина А. В. Имплицитные концепции смысла жизни и осмысленной жизни



Скачать 186,98 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата22.02.2021
Размер186,98 Kb.
  1   2   3   4

Осин Е.Н., Кузнецова С.С., Малютина А.В. Имплицитные концепции смысла жизни и осмысленной жизни На основе анализа различных психологических подходов к смыслу жизни и деятельностно-смыслового подхода ДА. Леонтьева авторы ставят проблему индивидуальных различий в структуре, функциях и генезе смысла жизни как прижизненного регуляторного психического новообразования, формирующегося личностью в контакте с культурным контекстом. Выдвинута гипотеза о том, что с различными процессами внутренней регуляции связаны разные сознательные представления, или имплицитные концепции, смысла жизни. Представлены результаты исследования на выборке из 391 респондента с использованием анкеты Имплицитные концепции смысла жизни Е.Н. Осина, а также ряда индикаторов субъективного благополучия (осмысленность жизни, субъективное счастье) и саморегуляции жизнестойкость, воспринимаемый выбор, системная рефлексия, самоконтроль. С использованием кластерного анализа выделены 4 типа представлений, обозначенных как деятельностная, рефлексивная, конфликтная и отчуждённая концепции смысла жизни. Между подгруппами респондентов с разными имплицитными концепциями смысла жизни обнаружены достоверные различия в показателях осмысленности жизни, системной рефлексии, самоконтроля, самодетерминации, а также в опыте взаимодействия с проблемой смысла жизни. Результаты свидетельствуют о валидности выделенных имплицитных концепций смысла и позволяют сделать вывод о необходимости учёта последних при исследовании смысла жизни с помощью метода субъективного самоотчёта. Ключевые слова смысл жизни, осмысленная жизнь, имплицитные концепции, обыденные представления, кластерный анализ, отчуждение Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований
НИУ ВШЭ в 2013 году. Введение Смысл жизни – один из наиболее сложных и неоднозначных конструктов в современной психологии и гуманитарных науках. Несмотря на то, что философы с древности задавались о вопросом о том, что делает жизнь человека ценной, значимой, соответствующей предназначению или идеалу, разнообразие мнений поэтому поводу лишь росло, и оно не уменьшилось с появлением научной психологии. Обобщая существующие определения смысла в психологии, ДА. Леонтьев насчитал более 25 вариантов понимания этого конструкта (не считая лингвистических, семантических определений смысла как внеличностной реальности) и обозначил основные направления развития психологических представлений о смысле [5; 7]. Оставляя проблему соотношения понятий смысла и смысла жизни за рамками данной статьи, очертим многообразие теоретических представлений психологов о смысле жизни в нескольких основных тезисах.
1. С конструктом смысла жизни разные авторы связывают явления, относящиеся к различным классам психических процессов а) когнитивных (таких как убеждения, касающиеся предназначения жизни человека, понимание направления собственной

жизни, сознательно поставленные общие жизненные цели, б) эмоциональных (таких как переживание полноты бытия, включённости в процесс жизни, переживание ценностей, чувство связности жизни как целого, в) поведенческих (таких как наличие у жизни общего направления, которое очевидно окружающим, но может быть неочевидно самому субъекту. В рамках деятельностно-смыслового подхода к мотивации смысл рассматривается не как понятие заданное феноменологически, а как гипотетический конструкт, описывающий регуляторный принцип человеческого поведения и позволяющий объяснить взаимосвязь этих явлений [5]. Таким образом, сточки зрения ряда авторов смысл жизни может рассматриваться как идея или сознательное представление (В. Франкл), как эмоциональное переживание (М.
Чиксентмихай), наличие в жизни некоторой цели (А. Адлер, АН. Леонтьев) или направления (С.Л. Рубинштейн), либо как нечто, лежащее в основе всей совокупности перечисленных феноменов (ДА. Леонтьев, Е.Н. Осин.
2. Смысл жизни может рассматриваться в парадигме изолированного индивида через феноменологию индивидуального сознания, или в парадигме жизненного мира, как интегральная содержательная характеристика жизненных отношений с миром, которые осуществляет в своей деятельности субъект [11] и которая на определённом уровне личностного развития становится регуляторным принципом его поведения. На полюсах этой дихотомии поиск смысла предстаёт, соответственно, как решение рефлексивной задачи путём ухода внутрь себя (КГ. Юнг) или, наоборот, как открытость ценностями поиск возможностей их осуществления в мире (В. Франкл, А.
Лэнгле). Со второй точки зрения, одного лишь осознания смысла недостаточно, если не происходит его деятельного осуществления, и переживание кризиса смысла является субъективным переживанием неполноты реальных жизненных отношений индивида.
3. Некоторые авторы рассматривают смысл жизни как предмет универсальной человеческой потребности (В. Франкл, Э. Фромм), другие говорят о том, что наличие смысла или жизненной миссии характерно лишь для высоких уровней развития личности (А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн), и эта проблема встаёт перед человеком лишь на определённом этапе личностного роста, индивидуации (КГ. Юнг. Сточки зрения теорий, рассматривающих процесс развития субъекта как процесс последовательного становления более сложных механизмов саморегуляции, овладения собой [10], смысл жизни выступает сравнительно поздним, необязательным онтогенетическим образованием, присущим лишь автономной личности, принципы развития которой описываются в различных теориях как индивидуация (КГ. Юнг, самоактуализация (А.
Маслоу), индивидуализация жизненного стиля (С. Мадди). С этой точки зрения, вопрос о смысле жизни выступает не данностью, а одной из возможностей развития, и с этим вопросом как с собственной личностной проблемой сталкивается далеко не каждый человек.
4. Помимо того, что смысл жизни является психологическим образованием, он существует ив интерпсихической форме, как социальный конструкт. Рассматривая личность как открытую систему, развивающуюся входе взаимодействия с культурой межличностным смысловым полем – [7]), мы приходим к тому, что если нес

Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Школьная социальная сеть в управлении внеурочной деятельностью
2013 -> Программа дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
2013 -> «Особенности выхода на международные рынки литаско групп»
2013 -> Новые тенденции в деятельности тнк в условиях глобализации
2013 -> Применение теорий международной торговли при разработке экспортной стратегии компании


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница