Организация вш для детей на приходах



Скачать 486,09 Kb.
страница1/2
Дата17.04.2016
Размер486,09 Kb.
#16053
  1   2
Тема: Организация ВШ для детей на приходах.

Дата: 31 марта 2016г. в 10.00. Место: Епархиальное управление.

План.

1. Церковно-приходская (воскресная) школа: исторический экскурс.



2. Воскресная школа: новые возможности.

  • Цели и задачи.

  • Нормативная база ВШ.

  • Основные направления деятельности ВШ.

3. Аттестация ВШ.

4. Проблемы. Советы опытных священников по созданию и работе ВШ.

5. Рекомендации руководителям и педагогам воскресных школ.

Структура воскресной школы на первом и втором этапах.

Ваше Преосвященство! Всечестные Отцы! Братья и сестры!
Святейший Патриарх Кирилл не раз говорил о стратегической роли религиозного образования, призывая каждого настоятеля организовывать ВШ. "ВШ обязана стать центром приходской общины."

Как известно, уже в конце 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил перед ОРОиК РПЦ следующую задачу о создании нормативно- правовой базы деятельности ВШ.


В связи с поручением Собора 2013 года обеспечить воскресные школы современными учебниками Синодальный отдел религиозного образования запустил проект по созданию единого учебно-методического комплекса для воскресных школ.
С осени 2015 года Синодальный отдел религиозного образования ведёт работу по созданию принципиально новых подходов к обучению детей в воскресных школах. Также вносятся изменения в ранее принятые документы, составляется оригинальная концепция написания учебников, а также примерные программы по каждому предмету.

Перед нами сейчас стоит задача организации ВШ на каждом приходе в Ржевской епархии.

И сегодня мы поговорим о ВШ для детей: какая она была, есть, о ее целях и задачах, о проблемах, об организации на приходе.
1. Церковно-приходская (воскресная) школа: исторический экскурс.

Размышляя на тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Европе и Сев. Америке.

Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ. Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа (первоначально – лютеранские в Эстляндии) появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в России в середине XIX в. Отметим, что выдающаяся роль в их создании принадлежит знаменитым ученым Н.И. Пирогову и проф. П.В.Павлову. Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Так, под руководством Н.И. Пирогова, студенты Киевского университета имени Святого князя Владимира стали проводить по воскресным дням занятия с народом (для преподавания Закона Божия приглашались священники). В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в Киеве, большая роль в открытии этих школ принадлежала студенчеству.

Вот что писал по этому поводу Н.И. Пирогов в статье "Воскресная школа": "Различие между этой воскресной и обычными казенными школами и в приемах, и в способах учения, и в обхождении учителей с учениками были разительными. Успехи же учеников – изумительны. Грамота усваивалась почти вдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других школах и училищах, посещаемых ежедневно. Воскресные школы для нас - предмет необходимости".

Действительно, возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса. Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания (см. статью "Воспитание и образование").

Воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казенных школ XIX века. Такая форма обучения стала привлекать все большее число учащихся, и к началу 60-х годов того столетия воскресные школы были организованы не только в столичных и губернских городах, но и в уездных, а также в селах. Число их выросло до трех сотен.

Важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в России ярчайшим деятелем педагогической науки К.Д. Ушинским.

Известно, что занятия как в светских, так и в духовных заведениях того времени носили в большей мере образовательный характер, нежели воспитательный. Это подталкивало ученых-педагогов к поискам новых путей в распространении веры и грамотности, в том числе и в воскресных школах. Статья К.Д. Ушинского «Воскресные школы», напечатанная в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 году, обобщила и систематизировала имевшиеся знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века, при этом автор акцентировал внимание на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. Так, рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинский выделил основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы.

К.Д. Ушинский формулирует и важнейшие задачи, которые ставит перед собой сама воскресная школа, а именно: «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба».

Очевидно, что без четко продуманной программы реализация таких задач была бы невозможна. В связи с этим К.Д. Ушинский предлагает «во-первых, преподавателю с большой осторожностью относиться к выбору предметов, подходя к нему с особым вниманием; во-вторых, предметы бесед с учащимися выбирать заранее и распределять на весь учебный год, при этом согласовав их с распорядителями школ».

Что касается самих предметов и бесед, то К.Д. Ушинским рекомендовано в его статье «Воскресные школы» восемь тем:


  1. Главнейшие события ветхозаветной истории, главные и второстепенные события истории евангельской и истории Церкви, главнейшие священнодействия и обряды богослужения, главнейшие нравственные обязанности всякого человека.

  2. Крупнейшие события из русской истории и те из всеобщей, которые находятся в связи с русской или историей христианской Церкви.

  3. Главные физические явления: ночь, день, четыре времени года, дождь, снег, гром и так далее.

  4. Различие главнейших пород животных.

  5. Умственное счисление, знакомство с главнейшими геометрическими формами и свойствами этих форм, наглядное решение геометрических теорем.

  6. Рисовка преимущественно с натуры.

  7. Знакомство с различными ремесленными производствами.

  8. Ознакомление с главнейшими техническими изобретениями с помощью моделей и картин.

Нравственное значение воскресных школ было бы несправедливо недооценивать. Во-первых, они позволяли ученикам «проводить время не в кабаке или трактире, а под присмотром воспитанных и образованных людей, которые обращались с ними вежливо и ласково».

Во-вторых, эти учебные заведения давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными.

Именно воскресная школа давала понять, например, рабочему человеку преимущество образования. «Ведь только просвещенный религией и образованием человек, — писал К.Д. Ушинский, — составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство».

И все же, Важнейшая проблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана с методикой преподавания вероучительных дисциплин. Оно было пронизано безжизненным схоластическим духом, о пагубных последствиях которого свидетельствуют как литературные (например, "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского), так и церковные источники (см. документы подготовки Поместного собора 1917 г.).

Частично, но не более того, эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новых подходов в вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся при обучении грамоте, письму, счетности, не мог не затронуть и преподавания законоучительных дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не была преодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 г.

Возрождая воскресные школы сегодня, мы должны помнить обо всем вышесказанном, так как попытки простого воссоздания системы духовного образования дореволюционного типа, под видом сохранения традиции, не только не дадут положительного результата, но, напротив, могут иметь тягостные последствия. Здесь нужен вдумчивый творческий подход: учитывая имеющийся опыт, предлагать новые формы религиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви.


2. Церковно-приходская (воскресная) школа: новые возможности

И так, в конце XIX века на приходах Русской Православной Церкви стали возникать группы, где молодым людям рассказывали об основах православного вероучения. Таким образом возникла определенная форма работы с детьми и молодежью, направленная на их духовно-нравственное воспитание. Более чем за два десятилетия подобные группы образовались практически при каждом приходе, при этом за ними закрепилось традиционное название, бытовавшее до 1917 года, — церковно-приходская школа. А поскольку занятия в них проходили чаще всего по воскресеньям после службы, то за ними же закрепилось и второе название — воскресные школы. Постепенно стало понятно, что определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл — воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Спасителем.

Воскресная школа является наиболее распространенной школой христианского воспитания. На данный момент на территории России таких школ более десяти тысяч. Отчеты о деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации показывают, что число таких школ с каждым годом только возрастает.

Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:



  • катехизическое;

  • главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;

  • культурно-просветительское, в рамках которого интегрируется просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;

  • социальное, которое призвано способствовать взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);

  • военно-спортивное — способствует морально-волевому и физическому развитию;

  • досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемое участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам Православия);

  • паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования.

Данный пакет документов включает в себя:

Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Положение);

Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» (далее Типовой устав);

Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее Стандарт).

Положение регламентирует типологию, внутреннюю организацию и учебно-воспитательную деятельность воскресных школ как получивших, так и не получивших государственную лицензию. Оно описывает основные принципы функционирования, определяет цели, задачи и основные виды деятельности воскресных школ. Данный документ должен быть в каждой школе. Его подписывает настоятель. Положение определяет обязанности должностных лиц воскресной школы: настоятель осуществляет контроль за деятельностью воскресной школы и несет ответственность перед священноначалием; директор с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность; духовник ответственен за духовно-нравственное воспитание сотрудников и учащихся воскресной школы.

Стандарт — нормативный документ, содержащий требования, предъявляемые к результатам учебно-воспитательной деятельности, структуре и содержанию программ учебно-воспитательной деятельности и духовно-нравственного обучения и воспитания детей, к организационной и методической деятельности воскресных школ. Он создан с учетом новых государственных образовательных стандартов. Он необходим для того, чтобы центры духовно-нравственного воспитания, являющиеся разновидностью воскресной школы, стали частью системы светского образования.

Документ вводит базовые вероучительные предметы на каждой из ступеней учебно-воспитательной деятельности воскресных школ:



I. Дошкольная ступень (дети 5–6 лет, ориентировочный срок обучения — 2 года):

базовый вероучительный предмет — «Введение в Закон Божий» (дети получают первичные представления о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).



II. Начальная ступень (дети 7–11 лет, ориентировочный срок обучения — 4 года):базовые вероучительные предметы — Закон Божий (в том числе Священная Библейская история, устройство храма Божия и богослужение, история Церкви); основы христианской нравственности (на основе Евангелия и жития святых); церковнославянский язык, церковное пение.

III. Основная ступень (дети 12–16 лет, ориентировочный срок обучения — 4 года):

базовые вероучительные предметы — Священное Писание: Ветхий и Новый Завет; православное богослужение (литургика); Основы православного вероучения (катехизис); история христианской Церкви, христианская этика.

Стандарт определяет, какие умения и навыки должны приобрести учащиеся по мере усвоения того или иного предмета.

Разработаны основной содержательный минимум рабочих программ по базовым вероучительным предметам и сетка часов учебного плана для каждой из ступеней учебно-воспитательного процесса.

Утвержденный пакет документов является очередным этапом стандартизации православного образования, необходимой для повышения его престижа и качества. Все документы прошли широкое внутрицерковное и общественное обсуждение, в том числе и на международном уровне.

Принятые в 2012 году документы определяют необходимый минимум знаний, который должен получить каждый обучающийся в воскресной школе. Вместе с тем Стандарт представляет собой ориентир для всех приходских и монастырских воскресных школ.

Весь пакет документов для воскресных школ является руководством к созданию учебно-воспитательной среды, формируя которую мы стремимся к главной нашей цели — воспитанию ребенка в Церкви.

Следующий важный этап на пути к созданию полноценной системы воскресных школ — разработка нового, современного, доступного учебно-методического комплекта к указанным в Стандарте программам по основам православной веры.

Стандарт не преследует цели сделать школы однотипными, исключая из них авторские и инновационные подходы, а, наоборот, приветствует их, так как именно они и создают индивидуальный облик школы. Искренняя вера и личный пример преподавателя помогают ребенку заинтересоваться опытом Церкви и стать полноправным Ее членом. Воскресная школа должна воспитать христианина, который при желании сможет реализовать себя в качестве приходского миссионера, социального работника или катехизатора, работая при этом в светском учреждении.

Утвержденные Священным Синодом документы призваны способствовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Главным новаторством документов является выстроенная типологизация воскресных школ:



  • Воскресная учебно-воспитательная группа;

  • Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;

  • Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом (православные образовательные центры, действующие при крупных приходах, отличающиеся многообразием педагогической деятельности).

Приведенные типы воскресных школ имеют свои отличия и в той или иной мере подчинены требованиям к материально-техническому обеспечению, к учебно-воспитательной деятельности — ее результатам, организации, структуре и содержанию программы, ее информационному оснащению и так далее.

Отдельного внимания заслуживает третий тип — Центр духовно-нравственного воспитания. Это воскресная школа, которая проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования. В ряде епархий и митрополий уже есть воскресные школы, которые прошли процесс государственного лицензирования и получили соответствующий статус (например, в Тамбовской митрополии). Государственное лицензирование позволяет воскресным школам преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве, дает школам ряд преференций: государственное финансирование и признание трудового стажа педагогов.


3. Аттестация воскресных школ (для детей) производится в соответствии с «Положением об аттестации воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» (принято 16/06/2014)

Данный документ регулирует процесс обязательной внутриепархиальной аттестации воскресных школ (для детей) с целью определения ее типа и соответствия требованиям, предъявляемым Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви.

«Положение» утвердил Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

Целью аттестации воскресной школы является создание единой системы воскресных школ Русской Православной Церкви и включение ее в епархиальный и общецерковный реестр воскресных школ.

Аттестация обязательна для всех воскресных школ. Проводят ее аттестационные комиссии епархиальных отделов религиозного образования и катехизации по благословению правящих архиереев.

Общецерковный реестр воскресных школ (для детей) будет опубликован на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования по итогам епархиальных аттестаций.

Ведение епархиального реестра осуществляют епархиальные отделы религиозного образования и катехизации в соответствии с утвержденной типовой формой.

Воскресные школы, прошедшие аттестацию, получат «Епархиальное свидетельство об аттестации», в котором будет указан тип воскресной школы, присвоенный по результатам аттестации.
4. Советы опытных священников по созданию и работе ВШ.


За последнее десятилетие, отмеченное активным возрождением церковной жизни, воскресные школы в той или иной форме появились в большинстве приходов Русской Православной Церкви. Они вносят значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования детей, причем не только из церковных семей, но и тех, у кого родители далеки от Церкви. Вместе с тем, в процессе осмысления деятельности воскресных школ выясняется, что в работе многих из них существует немало проблем, как организационного, так и методического характера. Об этом, в частности, говорилось на прошедших недавно Рождественских Образовательных Чтениях. Результатом недостаточно эффективной работы воскресных школ часто становится формальное образование и поверхностное воцерковление их воспитанников и, как следствие, последующий уход из Церкви многих из них в подростковом и взрослом возрасте. Поэтому в настоящее время актуальна задача усовершенствования методических подходов к образовательной деятельности воскресных школ и их организационной структуры. Рассмотрим проблемы приходского религиозного образования и расскажем о полезном опыте работы некоторых воскресных школ других епархий.

(Мы попросили поделиться своим опытом решения методических и организационных проблем, стоящих перед современными воскресными школами, протоиерея Константина Островского, благочинного Красногорского округа Московской епархии, настоятеля Успенского храма г. Красногорска.)



Каково место воскресной школы в жизни Церкви?

Место воскресных школ в церковной жизни и их внутреннее устройство должны определяться той главной задачей, которая перед ними ставится. Это воцерковление и церковное воспитание детей.

Разумеется, существующие воскресные школы часто решают и другие воспитательные и образовательные задачи, так что ученики этих школ, воцерковляясь, приобретают ещё и полезные знания и навыки, чему можно только радоваться. Но без воцерковления даже знание назубок Священной истории и литургики может быть бесполезным для спасения души и даже вредным. Поэтому задача воцерковления и церковного воспитания должна рассматриваться как главная, а все остальные - только в соотнесении с ней.

Какими должны быть программы обучения в воскресной школе?

На первый взгляд представляется несомненным, что вероучительные предметы, такие как православный катехизис, Священная история, литургика и другие, должны быть основой воскресной школы. Если наши дети будут знать заповеди Божии, хорошо ориентироваться в Библии, понимать смысл литургии и других богослужений и таинств, это сделает их церковными людьми. Но сделает ли?

Во-первых, наличие знаний по Закону Божию у нецерковного человека может быть неполезно ему. Ведь, как любому из людей неприятно, если кто-то, не любя его, что-то разузнаёт о нем, так и Богу неугодно, чтобы кто-то разузнавал о Нём с холодным сердцем. Основные истины веры обязательно должны быть проповеданы детям, но это не то же самое, что обучение Закону Божию. Богословие должно постигаться, в первую очередь, не умом (хотя и это желательно по возможности), а сердцем. Но сердечное познание Бога, духовный опыт обретается не столько на уроках, сколько - при содействии благодати Божией - вообще в жизни: в семье, в храмовой общине, в богослужении, в личной молитве, в общении с духовником, ну и на уроках тоже.

Во-вторых, обучение, как правило, невозможно без некоторого принуждения, но, когда речь идёт о взрослых церковных людях (например, студентах семинарии), то можно сказать: "Не хочешь учиться - уходи". В воскресной же школе такой подход недопустим.

Наконец, опыт воскресных школ показывает, что воцерковлённым юношам и девушкам нетрудно самостоятельно подготовиться к экзамену по Закону Божию, даже если в воскресной школе эта дисциплина преподавалась слабо (по причине отсутствия хороших законоучителей).

В свете выше сказанного представляется даже опасным требовать, чтобы вероучительные предметы обязательно преподавались в каждой воскресной школе. Желательно, но не обязательно. И, во всяком случае, необязательно, чтобы они были ее стержнем.



Что же должно быть стержнем воскресной школы?

Что Бог пошлёт. Ответ может показаться несерьёзным, но давайте вспомним, что главной задачей воскресной школы является воцерковление детей. То есть мы хотим, чтобы дети через неё вживались в церковную общину. Для этого сама воскресная школа должна быть органичной частью приходской общины, а ведущие преподаватели школы - ее активными членами.

Но ведь общину не собирают искусственно, это невозможно. Можно и даже бывает нужно пригласить специалиста, например, преподавателя Закона Божия. Он может оказаться прекрасным благочестивым человеком, преподавателем высокого класса, у него могут возникнуть хорошие отношения с настоятелем, сотрудниками прихода и прихожанами - и всего этого, однако, недостаточно, чтобы человек стал членом общины. Тут есть какая-то тайна. Во всяком случае, ясно, что стержнем воскресной школы может быть только такая деятельность, которой могут заниматься люди, уже входящие в общину.

Конечно, при большой организаторской сноровке можно "сколотить" православно ориентированное учебное заведение с преподаванием Закона Божия и любых других предметов. Но если оно не будет живой частью церковной общины, дети не будут через него воцерковляться. Хорошей воскресной школе естественно начинаться с одного педагога - настоятеля, а потом подключаются к работе его духовные чада (по мере появления) и люди, которых приглашают специально для работы в воскресной школе.



Какие всё же наиболее предпочтительные стержневые занятия можно выделить?

Во-первых, детский хор. Образно говоря, его КПД значительно выше, чем у прочих занятий. Чтобы создать небольшой детский хор, достаточно одной комнаты для репетиций и одного православного, любящего детей профессионала-хоровика. Конечно, хор, собранный из музыкально необразованных ребят, скорее всего не сможет выступать на престижных концертах. Но через хор дети естественно привлекаются к литургии; хор сам является объединяющим делом, требует сравнительно мало средств и обеспечивает подготовку и проведение праздников. Если детский хор поёт за литургией, естественно, чтобы дети причащались. Конечно, нельзя причащать детей против их воли или ругать за нежелание причаститься.

Во-вторых, скажем об участии воспитанников воскресной школы в богослужении. Старшие мальчики могут прислуживать в алтаре. Конечно, не все. Не все хотят, не все к этому способны, не во всяком храме алтарь может вместить всех желающих. От алтарников независимо от возраста требуется благоговейное поведение во время службы, строгое послушание старшим, участие в уборке алтаря.

Есть воскресные школы, стержнем которых является сбор материалов о новомучениках, социальное служение, паломничества по святым местам, обучение иконописи, разным ремёслам. Таким стержнем может быть, конечно, и преподавание Закона Божия, если получается.



Продолжая тему об участии воспитанников в богослужении, хотелось бы спросить, каков педагогический потенциал церковных обрядов?

Все мы знаем, конечно, что обряды не спасают сами собой. Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно есть проявление благочестия внутреннего. С другой стороны, также известно, что внешнее влияет на внутреннее. Когда человек в простоте, не гордясь, что он этим якобы угождает Богу, целует икону или зажигает свечу, или кланяется, то душа его подстраивается под действия тела, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают человеку настроиться на молитву.

Но в добавление к этому церковные обряды имеют ещё и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, человек узнаёт, что икона есть предмет поклонения, учится почитать того, кто изображён на ней. Когда ребёнок целует благословляющую руку священника, он узнает без объяснений, что батюшка - значительное лицо. Приобщая детей к церковным обрядам, можно ненавязчиво, но эффективно способствовать укоренению в их сердцах и умах многих христианских истин.

Здесь же заметим, что систематическое чтение детям Священного Писания (не "Детской Библии"!) и житий святых (не сказок на житийные темы!) оказывает на детей очень глубокое воздействие. Слово Божие ложится в сердце человека как семя, и, если не будет отвергнуто злым сердцем (не так даже важна реакция ума), то прорастёт и принесёт плоды. Внешне это может показаться незаметным, но значение для духовной жизни человека будет иметь гораздо большее, чем любые истины, воспринятые только умом.



Часто приходится слышать, что одной из основных проблем воскресных школ является нецерковное поведение их воспитанников. В чем здесь проблема и каковы пути ее решения?

Причина подобных явлений, общих для многих церковных школ, не обязательно в плохой работе педагогов и плохом домашнем воспитании. Хотя, разумеется, недостатки есть, но, даже если бы мы были святы и гениальны, трудности с нравственностью подростков в церковной школе не исчезли бы. Почему?

Во-первых, современные дети большую часть времени проводят в нецерковной среде. Надо учитывать, что воздействие окружающего развращённого мира глубоко и оно в значительной мере обуславливает и мировоззрение и вкусы не только недавно пришедших в школу детей, но и тех, кто провёл с нами несколько лет, и даже детей из церковных семей.

Во-вторых (и это главное), кроме соблазняющего мира и действующих в нём злых духов, есть ещё таинственный промысл Божий о человеке (в том числе, и о каждом из наших учеников), не всегда совпадающий с нашими добрыми, на первый взгляд, планами.

И, в-третьих, есть свобода человека. Он или свободно принимает благую волю Божию о себе, или своевольно отвергает её и живёт так, как ему попущено.

Поэтому, не снимая с себя ответственности за духовные судьбы детей в наших церковных школах, мы всё же должны смириться с тем, что большинство подростков в переходном возрасте будет огорчать церковных воспитателей своим поведением. И должен ставиться вопрос не как совершенно избежать этого, а как нам себя вести с нашими воспитанниками, такими, какие они есть. Терпеть плохое поведение подростков - это наш родительский крест. И родителей по плоти, и родителей по школе.

В церковной школе, к которой дети не привязаны ничем внешним (например, возможностью бесплатного получения хорошего образования по какому-нибудь предмету), обязательно будет большой отсев учеников. А церковная школа, в которой нет большого отсева, столкнётся с проблемой нецерковного поведения церковных детей. Можно было бы просто отчислить всех, кто поступает недостойно высокого звания ученика церковной школы. Но это значило бы лишить детей духовной поддержки как раз в тот самый период, когда они в этом больше всего нуждаются.

Подростки не так плохи, как может показаться, когда сталкиваешься с их иногда весьма неприглядными поступками. Не всё, но многое в их поведении определяется не их произволением, а возрастом, который, как известно, проходит, и мирскими соблазнами. Поэтому правды о духовной жизни мы от ребят не скрываем, считая снижение нравственных требований опасным обманом, и зло называем злом, но и из воскресной школы их не выгоняем до последней возможности.

Если мы хотим помочь детям перерасти их вредные в духовном отношении увлечения, мы должны стараться, оставаясь самими собой, войти с ними в такой контакт, чтобы они не скрывали от нас своих взглядов, своих переживаний. Если мы будем держать в общении с детьми только высокий аскетический тон, то большинство даже верующих детей окажется вне нашего влияния.

Но стоит ли священнику идти на дискотеку, чтобы и там быть с детьми (такие опыты известны)? Мнения некоторых священников, что нет, иначе снисхождение к их немощи дети будут воспринимать как благословение, а это очень разные вещи. Можно знать о непохвальном поведении кого-нибудь из ребят и до времени не заострять на этом внимания, но, когда будет удобно и полезно, выказать свое действительное отношение. Если же священник сам будет участвовать в обычном времяпрепровождении современных детей (пусть даже с благой целью), то как он сможет направить их к высшему?

Как себя вести в конкретных ситуациях? Когда нужно "закручивать гайки", а когда сделать послабление? Когда жёстко поставить перед мальчиком или девочкой, а может быть, и перед целым классом, вопрос: "Или ты меняешь свое поведение, или уходишь", а когда сделать вид, что не заметил даже очень серьёзного проступка? Да поможет нам Бог в решении этих проблем.

Педагог может быть в лучшем случае живым и согласным с волей Господа, Его орудием, даже соработником, но методики спасения нет и быть не может. Есть методы обучения, методы нравственного воспитания, но нет методов спасения. Из этого, конечно, не следует, что не нужно работать с детьми, а следует, что полагаться нужно только на Бога, нужно молиться за детей Богу. Сама работа с детьми в воскресной школе должна быть внешним проявлением сердечной молитвы за них. Именно сердечной. Тут мало устной и мало умной молитвы. Должно быть сердечное, обращённое к Богу желание, чтобы подросток встал на истинный путь Христов, ведущий в жизнь вечную. Насколько сильно в нас это желание и обращено ли оно к Богу? Этот вопрос стоит перед каждым приходским священником и перед каждым церковным педагогом. Наши дети в трудном и опасном положении. При этом они душевно слабы, а духовно не вполне определились. Их нужно буквально вымаливать.

Один из современных педагогов практиков священников Протоиерей Виктор Дорофеев делится опытом по воспитательным вопросам ВШ, давая четкое понятие ДНВ, его отличия от светского понимания, предлагает методические находки....

Например, одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является создание на приходе или за его пределами интересной для учащихся среды, в которой они, находясь в благотворной атмосфере прихода, могут заниматься интересными для них делами.


- «Организация летнего семейного отдыха на примере лагеря «Дружина»,

Организация лагеря дневного пребывания в помещении воскресной школы»,

Православный военно-патриотический клуб

онно-спортивный  клуб (фильм и рассказ игумена Амвросия (Шевчука)


Таким образом, чтобы процесс духовно-нравственного воспитания был эффективным, необходимо:

— дать учащимся необходимый уровень богословских знаний;

— помочь им в духовно-нравственной ориентации в проблемах современного мира, в собственном духовном сомоопределении;

— актуализировать полученные учащимися знания;

— создать благоприятную развивающую среду.

Типичные ошибки:

1. Внимание педагогов обращено на то, что духовные знания, преподаваемые в школе, очень быстро утрачиваются детьми, и процесс воцерковления, на необходимость которого учителя постоянно указывали детям, происходил трудно и поверхностно. Зачастую в подростковом возрасте дети вовсе теряли интерес к посещению и школы, и храма.



Предпологаем, что в ходе религиозного образования и катехизации педагоги не могут занять правильную позицию по отношению к ученикам: происходит неоправданное отождествление функций педагога, воспитателя и функций священника, пастыря. Священник наделен властью от Бога проповедовать Евангелие, толковать Заповеди Божии, призывая ко Спасению. Задачей же педагогов является не столько призыв ко Спасению, сколько формирование духовного произволения, т.е. желания спастись. Для этого, в свою очередь, необходимо раскрыть перед учащимися существо православной веры таким образом, чтобы она воспринималась ими не как совокупность требований и запретов, а как система духовных ценностей, наполняющих жизнь смыслом и содержанием.

Когда же необходимость Спасения просто декларируется или звучит как призыв, тогда воцерковление искусственно форсируется и совершается поверхностно. Это прививает учащимся не любовь к Богу и Церкви, а либо опасный для православной веры церковный магизм, либо - ощущение необходимости исполнять обязательный религиозный долг. Очевидно, что в том и другом случае подрываются основы личной свободы человека, поэтому в подростковом возрасте многие юноши и девушки начинают открыто противостоять такого рода призывам и требованиям.


2. Вторая существенная ошибка, допускаемая в ходе катехизации, состоит в том, что педагоги нередко невольно искажают евангельский дух преподаваемых духовных дисциплин. Утверждение Спасителя о том, что мир во зле лежит вследствие человеческих грехов, нередко преподносится учащимся так, что это приводит их не к выводу о необходимости преображения себя и окружающего мира, а к пугливому и малодушному желанию укрыться от проблем этого мира в Церкви. В связи с этим само Спасение трактуется как необходимость бежать и прятаться за стенами храма от искушений и соблазнов, а не как необходимость духовного подвига по преодолению своей немощи с помощью Божией, через деятельную христианскую любовь по отношению к ближним. В связи с этим становится очевидным, что нельзя строить деятельность воскресной школы таким образом, чтобы она напоминала некую духовную оранжерею, помогающую лишь защитить и укрыть учащихся от злого окружающего мира. Школа должна воспитывать и укреплять в человеке веру в благой промысел Божий и готовность исполнить святой долг воина Христова, утверждающего мир, добро и любовь всюду, куда бы ни направил его Господь.
3. Третья ошибка в деятельности воскресных школ связана с отрывом духовного образования детей от естественных условий их воспитания и развития в семье, а также желанием абстрагироваться от тех больных проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки в семьях на современном этапе жизни страны. Желание "воспарить" над реальными насущными проблемами семьи, показать идеализированную картинку человеческой жизни, отсутствие готовности вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства жизни детей в семье, превращает православие в "мечту о прекрасном", лишает учеников трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни. В результате подобной позиции преподаватели не укрепляют, а, напротив, невольно ослабляют духовные силы своих учеников, формируя неоправданные ожидания, что жизнь в семье может измениться сама собой. Более того, рисуя радужную картинку жизни верующего человека, не совпадающую с суровой реальностью, педагоги душевно располагают к себе детей, которым в семьях живется особенно трудно. Иллюзия возможности заменить собой маму и папу несчастного ребенка может просуществовать недолго, но она оказывается чрезвычайно вредной и для родителей, и для ребенка, и для самого педагога. Семейный уклад жизни является очень стойким и прочным психологическим образованием. Его влияние на душу ребенка и духовный потенциал развития его личности очень велико, поэтому наивное предположение о быстром преодолении негативных стереотипов сознания вряд ли оправдано. Педагоги не должны насильно вторгаться в жизнь семьи через сознание детей, их задача - деятельно помогать родителям по-христиански воспитывать собственных детей, вникая в их проблемы, духовно просвещая и подсказывая полезные педагогические приемы.
4. Четвертый источник проблем воскресных школ связан с недооценкой опасности энтузиазма неофитства и игнорированием достижений педагогической и психологической науки. Декларативная, эмоциональная манера преподнесения духовных знаний, связанная с установкой сразу, без промедления "воцерковляться", выхолащивает глубокое духовное содержание преподавания и не дает ученикам возможности продумать и прочувствовать Слово Божие. Навязчивая и вычурная эмоциональность утомляет слушателей и делает речь педагога искусственной.

Из сказанного следует, что для эффективной деятельности воскресной школы необходима разработка специальной концепции, в которой были бы учтены отмеченные выше трудности и недостатки. В данной концепции должны быть отражены: основные цели и задачи духовного образования и катехизации, базовый методологический подход к организации религиозного обучения и воспитания, организационно-педагогические способы и методы работы с учащимися, ожидаемые результаты работы.

Отношения между церковью и миром, опосредованные деятельностью воскресной школы, должны соответствовать евангельскому духу искупительной миссии Христа Спасителя, который не отверг мира, но принял за него добровольную крестную смерть, победив злобу мира сего божественной жертвенной Любовью. Распятие Христово - обращение и призыв человечества к подвигу полноты жизни в Боге и с Богом, подвигу непрестанного служения ближним. Руководствуясь этими соображениями, понимаешь, что в основу создания воскресной школы, воспитывающей подлинных православных христиан, должна быть положена идея духовного подвига и самоотвержения, которую нужно раскрыть на примерах, понятных современному человеку. Таким образом, произойдет необходимое углубление понятия "воцерковление" и переход к его подлинному смыслу, основанному на принятии Креста Господня.

Сказанное выше показывает, что организация воскресной школы предполагает создание специальной духовно-культурной среды, т.е. атмосферы, воспитывающей понимание и жажду христианского подвига. Желаемая духовная среда формируется соответствующей ориентацией проповедей священников и проведением преподавателями тематических занятий. Для того, чтобы уроки по духовным дисциплинам открывали глубинный смысл воцерковления, у преподавателей воскресной школы должен быть личный духовный опыт преодоления различных жизненных трудностей и испытаний. По выражению русского православного философа И.А. Ильина, "Христа надо не проповедовать, а исповедовать".

Понимая, что ученики воскресной школы, прежде всего, нуждаются в духовном осмыслении и христианском устроении условий жизни в семье, целесообразно принимать для обучения в воскресной школе не только детей, но и их родителей. Преподавание духовных дисциплин родителям должно содержать не только раскрытие догматов Православной Церкви, Заповедей Божиих и духовных законов мироздания, но и примеры проявления божественных истин в практической жизни людей. Особенное внимание следует уделять случаям из повседневной жизни, касающимся семейных отношений и воспитания детей. В таком случае родители имеют возможность открыть для себя могучий духовный потенциал православной семьи и радостное ощущение духовной сопричастности членов семьи друг другу.

Но для того, чтобы людям открылась возможность получить практический опыт семейной жизни, построенной на христианских началах, воскресная школа должна помочь им организовать новые виды общения и взаимодействия друг с другом. Поэтому при воскресной школе должна развернуться не только духовно-просветительская, но и духовно-практическая деятельность по ряду направлений, фактически соединяющая людей и восстанавливающая их прежде разрушенные взаимоотношения. К числу приоритетных направлений должны быть отнесены те, которые позволяют воссоздать совместную молитву и литургическое общение, общий досуг семьи (кружки и творческие студии), общее переживание праздников, совместные экскурсионные и паломнические поездки, общее домашнее чтение, посещение литературно-поэтических и музыкальных вечеров, совместный труд и пр. Существенным фактором регуляции и нормализации семейных отношений может стать помощь православного психолога-консультанта, осуществляющего доступный благотворительный прием.

В целом, структуру учебно-воспитательного процесса, организуемого в семейной воскресной школе, можно представить в виде трех концентрических окружностей: центральное звено - литургическое общение родителей и детей, совместное участие в церковных Таинствах; среднее звено - их параллельное духовное просвещение (катехизация); а внешнее звено - практическое общение и взаимодействие, организованное на христианских началах по ряду жизненно важных направлений.



Рекомендации руководителям и педагогам воскресных школ

Структура воскресной школы на первом этапе
I-этап развития воскресной школы
Основная задача первого этапа - объединить в единое целое основные учебные, духовно-просветительские подразделения, уже созданные и действующие при вашем храме.

Основу воскресной школы на первом этапе его развития должны составлять следующие подразделения и службы:


1. Ваш храм. Храм, безусловно, является основным звеном в ВШ. Богослужение объединяет всех: и преподавателей ВШ, и тех, кто выполняет те или иные послушания в храме, и приходящих за "хлебом насущным"- наших детей и родителей.
2. Педагогический состав ВШ. Из среды педагогического состава ВШ нужно избрать: директора (обычно сам настоятель выполняет эту функцию), заведующего или методиста, который, займется вопросами учебно-тематического плана (Вероучение) и комплектованием групп учащихся ВШ, также организацией всего учебного процесса, включая дополнительное образование.
3. Катехизические курсы. На базе воскресной школы можно создать (скорее нужно создать) действующие для учителей близлежащих общеобразовательных школ катехизические курсы с двухгодичным сроком обучения. Срок обучения на курсах - два года. Периодичность один раз в неделю, в год получится - 36 занятий. Можно практиковать цикличное преподавание, т.е. цикл лекций по определенному предмету проходит в течение одного или двух месяцев два раза в неделю, не прерываясь другими дисциплинами. В конце каждого цикла - зачет. Успешно окончившим курсы хорошо бы выдавать свидетельства о преподавании Закона Божия и религиоведения.

Лекции на курсах могут читать преподаватели, окончившие курсы переподготовки или подготовки в МДА, ТДС, сам настоятель, можно приглашать семинаристов старших курсов. Слушатели изучают следующие предметы: Священное Писание Нового 3авета, катехизис, историю христианской Церкви, библейскую историю, историю Русской Православной Церкви, Литургику, сравнительное богословие, церковно-славянский язык.



Ежемесячно проводится отдельный семинар для подведения итогов в освоении пройденного материала.
4. Занятия для родителей с детьми дошкольного периода. Занятия проходят каждое воскресенье и состоят из трех уроков. Слушатели изучают круг годичных праздников, библейскую историю и учатся петь (пение можно заменить рукоделием, или петь во время занятий рукоделия), во втором классе проходят историю Церкви и продолжают изучение библейской истории и церковного пения. Вместе делают поделки и готовят праздничные стенгазеты.
5. Еженедельные духовно-просветительские беседы для прихожан и населения близлежащих населенных пунктов о Православной вере и истории Церкви. Если катехизические курсы рассчитаны на преподавателей, то еженедельный (например, по понедельникам) лекторий работает для всех желающих. Главная цель лектория - налаживание живого контакта с прихожанами церкви, овладение ими необходимым для православного христианина багажом знаний, поэтому значительное место в беседах будут занимать ответы на вопросы.
6. Орггруппа по проведению конференций, семинаров и круглых столов для различных слоев населения. Само слово «орггруппа» говорит за себя, члены орггруппы будут главными помощниками настоятеля для организации участия прихожан и слушателей катехизических курсов в епархиальных мероприятиях. Ежегодно орггруппа сама принимает активное участие в мероприятиях епархии (см. план мероприятий).
7. Церковно-исторический музей при воскресной школе. Заинтересованный педагог вместе с детьми занимается исследовательской работой по различным темам: кто из священников служил клириком храма ранее, какие прихожане посещали храм, и есть ли среди них исторические лица; какую историю претерпела церковь за время своего служения и т.д. Это является хорошей практикой общения для прихожан и жителей населенного пункта.
8. Выездная катехизическая рабочая группа в летний период. Группа может состоять из числа воцерковленных прихожан, педагогов воскресной школы, детей старшей группы ВШ для проведения миссионерской и катехизической работы в детских лагерях (светских) в летний период. Лучше всего проводить встречи с рассказами и даже небольшими представлениями или концертными номерами о Православных летних праздниках, приуроченные к этим датам.
9. Выездная концертная группа из детей воскресной школы. Большим успехом у жителей сел и небольших городов могут пользоваться концерты, которые должны проходить, как правило, в домах культуры по предварительной договоренности настоятеля местного храма. Такие концерты можно проводить регулярно, в среднем один раз в квартал.
10. Библиотека ВШ. Библиотека ВШ должна иметь читальный зал на N количество прихожан. Ею будут широко пользоваться не только преподаватели ВШ, но и слушатели катехизических курсов, прихожане, местное население.
P.S. Церковно-приходская воскресная школа – основная форма православного воспитания детей и подростков на приходе. Она должна воспитывать детей на христианских началах, передавать им базовые вероучительные знания и навыки церковной жизни.

II-этап развития воскресной школы

Аттестация школы и педагогов
Воскресные школы должны действовать в каждом приходе. Все они должны быть аттестованы епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации, и каждый преподаватель воскресной школы должен регулярно проходить аттестацию.

Рекомендуемые направления работы

на II этапе развития воскресной школы
Что должен делать руководитель, чтобы школа развивалась и укреплялась?

Согласно Стандарта цель воскресной школы – воцерковление детей. Руководитель и педагоги воскресной школы создают необходимые условия для обучения, воспитания и духовного роста учащихся.

Для того чтобы православная школа могла достичь столь высокой цели, руководитель должен, во-первых, организовать школу, во-вторых, создать условия для ее дальнейшей работы.


Каталог: files -> 2016
2016 -> Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 44. 04. 02 Психолого-педагогическое образование
2016 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» для направления подготовки 030900. 62 Юриспруденция
2016 -> Православная Церковь учит, что покаяние есть святое Таинство, установленное Господом для благодатного очищения верующих от грехов, совершенных ими после крещения
2016 -> Тропарь святителю Серафиму, глас 4
2016 -> Лучший момент, когда нужно поговорить с ребенком о сексе
2016 -> Развитие образования в Хабаровском крае
2016 -> Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии
2016 -> План педагогического совета «Нравственно-патриотическое воспитание в мадоу» Задача
2016 -> Примерное содержание программы состоит из следующих разделов

Скачать 486,09 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница