Организация самостоятельной работы студентов по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку с помощью Интернет ресурсов, сервисов и lms сред



Скачать 68,11 Kb.
Дата29.02.2016
Размер68,11 Kb.
ТипРеферат
Организация самостоятельной работы студентов по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку с помощью Интернет ресурсов, сервисов и LMS сред.
А.И. Чучалин, Е.А. Данилова.

Томский политехнический университет, г. Томск

тел./факс (3822) 56-39-08, ptdanilv@mail.ru
Введение новых государственных образовательных стандартов привело к тому, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия студентов [1]. При этом содержание и объём программ не претерпели существенных изменений, а само время – кибернетическая эпоха, в которую мы живем, вносит свои коррективы, меняя представления о главном векторе развития специалиста, отводя значительное место формированию способностей к саморазвитию, самоорганизации, самоактуализации. Несоответствие между объёмом знаний, которые должен усвоить студент, и отводимым на эту работу временем, заставляет преподавателей искать эффективные способы организации самостоятельной работы студентов (СРС) по освоению дисциплины, которые позволили бы избежать снижения качества подготовки специалистов.

Под качественной подготовкой специалистов инженерного профиля сегодня понимается готовность решать узкопрофессиональные задачи на родном и иностранном языках и умение пользоваться «надпрофессиональными качествами», т.е. умение коммуницировать, работать в команде, проявлять информационную культуру, творчество и креативность.

Для усвоения такого объема знаний и приобретения устойчивых умений и навыков, при сокращении аудиторной нагрузки, необходимо повысить степень и качество восприятия предлагаемой информации и предложить такие формы самостоятельной учебной деятельности студентов, которые помогут увеличить познавательную активность при решении профессиональных задач и одновременно позволят сформировать «надпрофессиональные качества личности».

В поисках решения данной проблемы мы начали «разработку» информационного кибернетического пространства, т.к. это не только дает возможность выгодно сочетать различные формы представления информации, но и позволяет реализовать основные дидактические методы, которые используются на занятиях по иностранному языку, а значит, способствует развитию всех языковых навыков.

По оценкам специалистов в области педагогической физиологии, эффективность различных режимов обучения распределяется следующим образом [2]:


  • чтение текстового материала – 10 %

  • восприятие информации на слух – 20 %

  • восприятие визуальной информации – 30 %

  • сочетание визуальной и аудио информации – 50 %

  • обсуждение информации с другими – 70 %

  • данные, полученные на основе собственного опыта – 80 %

  • объяснение учебного материала другому – 90 %.

Интеграция Интернет ресурсов в самостоятельную учебную деятельность по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку, позволяет подобрать аутентичный, актуальный материал профессиональной направленности для чтения и прослушивания, с последующей проработкой лексического и грамматического материала посредством готовых интерактивных тестов. Если на сервере упражнения по закреплению прочитанного и услышанного не предусматриваются или, по мнению педагога, их не достаточно для отработки и закрепления материала, выработки определенных навыков, то можно создавать свои тесты с помощью специальных шаблонов. Существует множество сайтов, которые бесплатно предлагают шаблоны для создания тестов в формате: выбор из множества (multiple choice), подбор соответствия (matching), заполнение пропусков (filling in the gaps), верные или не верные утверждения (true or false) и т.д. Возможность, предоставляемая подобными сайтами, помогает экономить время преподавателя, снимая технические трудности по оформлению заданий и размещению их в Интернет. В данном случае преподаватель может обойтись без специализированных знаний, умений и навыков работы в HTML редакторах, что позволяет сосредоточиться на содержательной части создания тестов, а не на сложностях технической реализации web-заданий. Наиболее популярные генераторы тестов размещены на зарубежных сайтах по адресам: http://a4esl.org/c/, http://www.aboriginemundi.com/qqc/, http://quiz.4teachers.org/indexi.jsp. Некоторые сайты предоставляют возможность не только создавать тесты, но и управлять ими: редактировать содержание, выставлять запрет на выполнение теста или наоборот, открывать доступ, просматривать статистические данные по выполнению теста студентами группы и т.д. В качестве примера предлагаем сайт School Discovery (Школа открытий) http://school.discovery.com/quizcenter/quizcenter.html . Созданные тесты можно разместить на сайтах, предлагающих шаблоны или на собственных web-страницах или сайтах. Через Интернет предлагается так же множество бесплатного программного обеспечения для создания тестов, например QuickQuizCreator (Быстрый создатель тестов) http://www.aboriginemundi.com/qqc/ , который незамысловат в использовании, но очень полезен как инструмент для организации самостоятельной работы.

Большую пользу можно извлечь из применения Интернет ресурсов в качестве визуальной опоры для самостоятельного ознакомления с новым материалом, повторения пройденного или выполнения проектного задания. На сайте, размещенном по этому адресу http://hyperphysics.phy-astr.gsu.edu/hbase/hframe.html собрана разнообразная информация по различным разделам физики (от квантовой до астрофизики). Ресурс разработан и поддерживается силами Государственного университета Джорджии (Georgia State University) и представляет собой собрание аутентичного специализированного теоретического материала, который сопровождается упражнениями моделирующего характера с возможностью делать расчеты по соответствующим формулам http://hyperphysics.phy-astr.gsu.edu/hbase/vctorq.html#vvc6. Следовательно, работа с иноязычными источниками сети Интернет способствует не только совершенствованию лингвистических знаний студентов, но и знаний по специальности средствами иностранного языка.

Самостоятельная работа студентов предполагает, так же, обсуждение информации по заданной теме с другими, и для ее организации мы пользуемся Интернет сервисами типа Nicenet (Замечательная сеть) http://www.nicenet.org/. На этом сайте преподаватель может легко и быстро зарегистрировать класс и упорядочить материал и его подачу с помощью нехитрых инструментов типа: расписание занятий, обмен ссылками и документами, и собственно, инструмент для организации и проведения дискуссий или совещаний. Дискуссия может проходить в асинхронном режиме, а инструментов достаточно, чтобы высказываться по общей теме дискуссии, оставлять комментарии на отдельные реплики или отправлять конфиденциальные сообщения. Можно использовать так же синхронные виды связи, например, видеоконференции или чаты.

Стараясь максимально приблизить процесс обучения к будущей профессиональной деятельности студентов, мы используем ряд проблемных по своему характеру методов обучения иностранному языку. Сюда мы относим исследовательские, поисковые, дискуссионные методы и метод проектов, который включает в себя все перечисленные выше методы. Метод проектов помогает актуализировать обучение и мотивировать участников проекта на достижение поставленной конечной цели. С помощью Интернет ресурсов и сервисов, возможно переложить этот метод для самостоятельного (удаленного) обучения, применив шаблоны, предназначенные для создания проблемно-поисковых web-заданий. Шаблоны web-заданий можно найти на сайте Filamentality http://www.kn.pacbell.com/wired/fil/

Основные форматы проблемно-поисковых web-заданий разработаны американскими методистами, но они уже очень известны и популярны среди людей, занимающихся привлечением Интернет в обучение. Использование web-заданий типа Hotlist – полезный список, Multimedia Scrapbook – мультимедийный альбом, Subject Sampler – образец постановки проблемы, Treasure Hunt – охота за богатствами и Web Quest – веб-квест или веб-путешествие, позволяют гармонично сочетать существующую учебную программу и новые педагогические технологии.

Перечисленные выше способы организации самостоятельной учебной деятельности студентов, основанные на использовании Интернет ресурсов и сервисов имеют одно бесспорное преимущество – они, в большинстве своем, бесплатны, но требуют от преподавателя больших интеллектуальных, творческих и временных затрат. С одной стороны они дают простор для творчества, а с другой, оставляют ощущение того, что материал раздроблен и требуют дополнительных усилий по систематизации заданий, сбору статистических данных по результатам оценки самостоятельной работы студентов и вызывают необходимость привлечения дополнительных сервисов для организации контроля, оценивания и управления этой деятельностью. Достаточно эффективным средством организации ресурсов могут стать LMS - Learning Management Systems (Системы управления обучением), типа Blackboard, WebCT, Learning Space. Эти интегрированные образовательные среды в своем арсенале имеют набор инструментов, позволяющих представить теоретический материал, систематизировать изучение предмета по времени, предложить студентам тесты и задания на проверку и закрепление материала и автоматизировано проверить их, собрать статистику по посещениям студентов, информацию об учебных успехах и достижениях, организовать дискуссии и чаты, предложить проектную работу. WebCT является одной из платформ, используемых в Томском политехническом университете, для организации информационно-образовтельных ресурсов и управления обучением. В настоящее время ведутся работы по поддержке трех режимов дистанционного обучения: самостоятельное контролируемое обучение; асинхронное совместное обучение; синхронное совместное обучение (в режиме реального времени).

Таким образом, использование Интернет ресурсов, сервисов и LMS сред в обучении иностранному языку, требует от преподавателя серьезного осмысления, разработки методических приемов и выявления подходов для их интеграции в учебный процесс с целью приближения СРС к аудиторным занятиям по эффективности усвоения знаний и приобретения, необходимых для полноценного труда и жизни навыков и умений. Самостоятельная работа тем более ценна, что учит получать знания не на всю жизнь, а совершенствовать их на протяжении всей жизни (life-long learning).

Список используемой литературы:




  1. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: Письмо Минобразования России от 27.11.2002 N 14-55-996ин/15// Высшее образование сегодня.-2003.-N 2.-С.13-14 (вкладыш)

  2. Гультяев А.К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов.- СПб.: Учитель и ученик: Корона принт, 2002.-400с.

Каталог: papers
papers -> Построение математической модели эмоций
papers -> Создание презентации и техника эффективного выступления
papers -> Семантическая структура пропозиции при извлечении фактов из текстов на русском языке
papers -> Использование методов прикладной кинезиологии для исследования посмертных процессов активности человеческого тела
papers -> Разработка проблемно-ориентированных онтологий
papers -> Некоторые аспекты качественной оценки ответов тестируемых в системах контроля знаний
papers -> А. Биричевская Многообразие культур стран Баренц-региона в пространстве библиотеки: развитие интереса через инновационные формы работы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница