На правах рукописи
Филатова Анна Владимировна
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИЙ
(для студентов языковых специальностей вузов)
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания
(иностранные языки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Москва – 2009
Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Титова Светлана Владимировна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Сафонова Виктория Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент
Аксёнова Елена Евгеньевна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Брянский государственный
университет им. И.Г.Петровского»
Защита состоится « 21» апреля 2009 г. в 15.30 на заседании диссертационного совета Д 501.001.04 при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119192, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 1, комн. 107-108.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова.
Автореферат разослан « 5 » марта 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Маринина Е.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время высшая школа вынуждена как никогда чутко реагировать на происходящие в обществе процессы и вносить изменения в существующую систему образования. Предпосылками к реформированию высшей школы является принятие Федерального закона № 232-ФЗ (24 октября 2007г) о вхождении в Болонский процесс. Интернационализация образования и введение двухуровневой системы в высшей школе предполагает концептуально новые подходы к формированию содержания образования, к дидактическим методам и технологиям контроля качества и результативности обучения, новым способам организации и оптимизации самостоятельной работы студентов. С другой стороны, экономика сегодняшнего дня, основанная на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требует специалистов, компетентных в различных областях.
Современные тенденции развития Интернета требуют пересмотра того, как человек учится и приобретает знания в новых социально-экономических условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным средством социальной коммуникации. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде.
Технологии Интернета второго поколения (Веб 2.0.), к которым относятся блог-технологии, представляют собой некую платформу, поддерживающую определенную архитектуру взаимодействия, строящегося на принципах демократии. Если в Интернете первого поколения определяющим являлись технологии (Веб 1.0. – это время сайтов), то в Веб 2.0. определяющим фактором является человек, его социальные коммуникации и личные предпочтения. Таким образом, в отличие от Интернета первого поколения, в котором сайты были носителями информации, платформы Веб 2.0. выступают посредниками между пользователями в процессе их социального взаимодействия. Именно благодаря внедрению инноваций в области программного обеспечения стало возможным перенести акцент с компьютерных и мультимедийных технологий на общение и сотрудничество.
Технические изменения в сфере социальных сервисов Интернета столь значительны и стремительны, что разработка методики использования сервисов Веб 2.0. в образовании рассматривается сегодня как комплексная междисциплинарная проблема. В учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей обучения используются недостаточно широко, но именно новейшие сетевые технологии готовят для них почву.
Как показал анализ методических публикаций и зарубежная практика последних пяти лет, наиболее полному решению проблемы оптимизации организации учебной деятельности в обучении иностранным языкам способствуют блог-технологии в силу таких их дидактических свойств как простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность.
Актуальность исследования состоит в решении целого ряда противоречий между:
1.постоянным совершенствованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и уровнем методических разработок, ориентированных на их использование в образовательном процессе;
2.между декларируемой целью обучения иностранным языкам, состоящей в развитии иноязычной коммуникативной компетенции и реальным уровнем сформированности этой компетенции у студентов языковых специальностей вузов;
3.между социальной потребностью в подготовке творческой, инициативной личности и распространенной организацией обучения иностранному языку в вузах, характеризующейся академизмом и ведущей ролью преподавателя.
Таким образом, несмотря на имеющиеся исследования в области оптимизации преподавания иностранного языка средствами Интернет-технологий, приходится констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных проблем, а именно:
-
не определены дидактические функции технологий Веб 2.0.;
-
не разработаны требования к сформированности информационно-коммуникационной компетенции для работы с блог-технологиями;
-
не выявлены условия формирования информационно-коммуникационной компетенции средствами блог-технологий;
-
отсутствует методика оптимизации преподавания иностранных языков посредством блог-технологий в условиях обучения иностранному языку на продвинутом этапе.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, которая состоит в поиске адекватного педагогического обеспечения процесса оптимизации преподавания иностранных языков посредством блог-технологий.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Оптимизация преподавания иностранного языка посредством использования блог-технологий (для студентов языковых специальностей вузов)».
Объектом исследования является преподавание иностранных языков студентам языковых специальностей в высшей школе.
Предмет исследования – технология использования блог-технологий для оптимизации процесса преподавания иностранных языков студентам языковых специальностей вузов.
Цель исследования состоит в разработке теоретически обоснованной и опытно проверенной технологии оптимизации преподавания английского языка посредством блог-технологий в языковом вузе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что оптимизация преподавания иностранного языка студентам языковых специальностей может быть обеспечена за счет использования:
1) особых функций преподавательского блога, а именно: социальная, коммуникативная, информативная, административная функции;
2) дидактических свойств преподавательского блога (в частности интерактивности и мультимедийности) для работы над совершенствованием всех видов иноязычной речевой деятельности студентов с помощью таких социальных сервисов Веб 2.0., как блоги, Википедия, подкасты, системы видео- и фотошаринга (YouTube.com, TeacherTube.com, Flickr.com, Slide.com, slideshare.net);
3) блог-технологий как средства оптимизации учебного процесса;
4) блог-технологий в качестве электронного портфолио студентов на этапе подготовки групповых веб-проектов для осуществления мониторинга и контроля с целью своевременной коррекции.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, целью и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность, дать содержательную и структурную характеристики Веб 2.0. и социальных сервисов Веб 2.0.;
2) выявить дидактические свойства и дидактические функции блог-технологий;
3) теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования преподавательского блога как средства администрирования учебного процесса и творческого саморазвития студентов;
4) теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования блогов в качестве электронного портфолио студентами в работе над веб-проектами;
5) изучить механизм использования преподавательского блога для работы над письменной речью и аудированием.
Для реализации цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования: моделирование процесса организации и администрирования учебного процесса посредством блог-технологий в рамках курса «Практика иностранного языка (первого)» (аспект - «Американская литература») для студентов II курса отделения межкультурной коммуникации и лингвистики факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова; моделирование процесса работы над всеми видами речевой деятельности c применением других сервисов Веб 2.0.; наблюдение; экспериментальное обучение; анкетирование; анализ количественных и качественных результатов экспериментального обучения.
Теоретическую основу исследования составляют личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию (Рубинштейн С.Л, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Зимняя И.А); современные подходы к обучению иностранным языкам – коммуникативный (Бим И.Л., Китайгородская Г.А., Пассов Е.И.); социокультурный (Тер-Минасова С.Г., Сафонова В.В., Гальскова Н.Д.); теория компьютерно-опосредованного обучения (Беспалько В.П, Войскунский А.Е., Гершунский Б.С., Машбиц Е.И., Тихомиров О.К., Розина И.Н.); концепция дидактической среды сети Интернет (Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Дмитриева Е.И., Хуторской А.В.); концепция компьютерной лингводидактики (Бовтенко М.А., Воршэр М., Леви М., Раицкая Л.К.); компьютерно-информационная модель обучения иностранным языкам (Титова С.В.); концепция Веб 2.0. (О’Рейли) и теория использования социальных сервисов Веб 2.0. в обучении (Гольдин А.М., Патаракин Е.Д., Ярмахов Д.Б, В.Alexander, T.Anderson, B.Benziger, B.Brandon, C.Dalsgaard, R.Dawson, S.Downes, L.Evans, M.Kerres & A.Nattland, S.Lee & M.Berry, M.Madden, M.Notari, P.McGee & V.Diaz, J.Siemens, D’Souza, V.Stevens, G.Vossen); теория обучения посредством блог-технологий (Раицкая Л.К, Иванченко Д.А., H.Barret, A.Barlett-Bragg, P.Baumgartner, J.Bloch, R.Blood, J.Bunari, A.Campbell, A.Carvin, J.Chao, A.Davis, B.Dieu, B.Doyle, J.Duber, P.Duffy & A.Bruns, T.Fellner & M.Apple, R.Ferdig & K.Trammel, S. Fiedler, S.Glogoff, B.Godwin-Jones, S.Hargadon, D.Huffaker, A.Johnson, D.McDowell, L.Milligan, J.van Niekerk, D.Parry, C.Polling, S.Schaffert, J.Ward, W.Wu и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:
1) разработана модель оптимизации процесса преподавания иностранного языка (первого) студентам языковых специальностей посредством преподавательского блога;
2) выявлены частнометодические основы использования сервисов Веб 2.0. для совершенствования всех видов речевой деятельности студентов;
3) описана специфика применения блогов в качестве электронного портфолио при работе над групповыми веб-проектами;
4) предложена типология преимуществ использования учебных блогов перед традиционными средствами обучения в плане организации учебного процесса и взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- рассмотрены и обобщены все определения и концепции Веб 2.0.;
- осуществлен анализ новейших зарубежных публикаций (2005-2008) по теоретическим проблемам внедрения технологий Веб 2.0. в образовательную практику;
- уточнена ранее описанная периодизация применения ИКТ в практике преподавания иностранных языков с учетом общих тенденций развития Интернета;
- выявлены социальные характеристики сервисов Веб 2.0., а также дидактические свойства и дидактические функции блог-технологий;
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- дано описание принципов использования блог-технологий и других сервисов Веб 2.0. для работы над всеми видами иноязычной речевой деятельности;
- предложены методические рекомендации для организации работы с технологией блогов в рамках преподавания курса «Практика иностранного языка (первого)» на продвинутом этапе;
- составлен аннотированный список веб-сервисов, способствующий развитию учебной автономии и творческого потенциала обучающихся посредством социальных сервисов Веб 2.0;
- разработан аннотированный список веб-сервисов для преподавателей иностранного языка для работы над всеми видами иноязычной речевой деятельности.
Достоверность исследования обеспечивается функционированием в Интернете двух блогов, созданных автором в рамках опытно-экспериментальной работы. Режим доступа: http://american-literature-projects.blogspot.com, http://american-literature-msu.blogspot.com.
На защиту выносятся следующие положения:
1) преподавательский блог служит интерактивной платформой для реализации методических и педагогических целей обучения. Преподавательский блог позволяет эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой студентов по изучению иностранного языка;
2) интеграция блогов в учебную деятельность усиливает учебную мотивацию студентов к более глубокому и тщательному изучению иностранного языка за счет таких дидактических свойств блогов, как открытость, доступность и социальность;
3) использование блогов позволяет продолжить работу над развитием иноязычной речевой деятельности студентов во внеаудиторное время за счет таких дидактических свойств, как мультимедийность, интерактивность, эффективность организации информационного пространства;
4) Оптимизация процесса преподавания иностранных языков средствами блог-технологий достигается благодаря обучению, включающему этапы: вводно-побудительный, организационно-ориентационный, регулятивно-практический, творческо-формирующий, диагностический. Реализации предложенной методики способствуют разработанные задания, соотносимые с каждым из вышеперечисленных этапов. Данные задания предполагают соответствующие информационные и коммуникативные умения.
Поставленные задачи определили структуру и содержание диссертации. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В приложении приведены примеры страниц преподавательского блога, примеры страниц студенческих блогов, анкеты, аннотированный список социальных сервисов и сервисов Веб 2.0., используемых в преподавании иностранных языков; а также методические рекомендации по использованию блогов в преподавании иностранных языков в языковых вузах.
Апробация результатов исследования проводилась на блогах:
1. http://american-literature-projects.blogspot.com (создан в феврале 2007 года, на февраль 2009 года число посетителей указанного блога составило 15265);оздан в феврале 2007 года, врале 2007 года блоге реения, ртации.нии (Патаракин Е.И., Ярмаховми приэтрольной группами.
2. http://american-literature-msu.blogspot.com (создан в сентябре 2007 года).
Представление результатов опытно-экспериментальной работы на различных стадиях исследования проводилось в ряде выступлений, в том числе: научно-методические семинары для преподавателей иностранных языков российских ВУЗов (февраль 2008, апрель 2008, июнь 2008, январь 2009), которые проводились на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова; доклад на IV Всероссийской научно-практической конференции "Учитель, ученик, учебник", июнь 2006 года, МГУ им. М.В.Ломоносова; выступление на XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в апреле 2007 года, МГУ им. М.В.Ломоносова; участие в Первой международной конференции «Web 2.0.: Социальные сервисы для науки, образования, бизнеса и искусства» 26.04.2007, РГГУ (г. Москва); ряд докладов на V Всероссийской научно-практической конференции «Языки в современном мире», июнь 2007 года, г. Москва;
выступление на секционном заседании «Информатизация образования как современное педагогическое условие создания развивающей среды в профильном обучении» XVII Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании" и межрегиональная конференция "Эффективное внедрение новых педагогических технологий и учебных материалов нового поколения в учебный процесс", г. Москва в 2007 году.
Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами настоящего исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, изложенных на 165 страницах, а также приложений объемом 37 страниц. В работе содержится 20 таблиц, 2 гистограммы.
Список использованной литературы включает труды отечественных и зарубежных ученых и составляет 319 наименований.
Приложения содержат список основных социальных сервисов и их краткое описание; описание сервисов Веб 2.0. для обучения иностранному языку; примеры заданий, направленных на развитие всех видов речевой деятельности, опубликованных на авторском блоге; примеры студенческих блогов и веб-сайтов; образец анкеты; методические рекомендации по использованию преподавательского блога для оптимизации обучения иностранному языку.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В центре внимания реферируемой диссертации находится вопрос разработки модели оптимизации преподавания иностранных языков студентам языковых специальностей вузов посредством преподавательского блога.
В первой глава «Теоретико-методические основы использования ИКТ в образовании» рассматривается вопрос влияния информатизации общества на образовательный процесс. На данном этапе развития информатизации общества можно говорить о влиянии ИКТ на изменение способов представления и восприятия информации; возникновении новых видов коммуникации; новом понимании грамотности, ключевых компетенций личности и профессиональной компетенции; массовом использовании ИКТ неспециалистами для решения практический задач в повседневной жизни.
В I главе также рассматривается содержание информатизации образования согласно концепции информатизации образования и национальному проекту «Образование»; этапы информатизации образования – электронизации, компьютеризации, информатизации. Далее дается характеристика нового этапа информатизации образовательных процессов, связанных с появлением сервисов Веб 2.0. Условно этот этап был назван социально-информационным.
В разделе «Этапы применения ИКТ в преподавании иностранных языков» дана история внедрения ИКТ в преподавании иностранных языков, подходы (бихевиористский, интеграционный, коммуникативный) и предложено введение нового этапа и нового подхода (социальный подход), связанного с появлением социальных сервисов Интернета второго поколения (Веб 2.0.).
В разделе «Дидактические возможности и свойства ИКТ в преподавании иностранных языков» рассматриваются дидактические свойства информационно-коммуникационных технологий, а также дидактические возможности социальных сервисов Веб 2.0.
Во второй главе диссертации «Технологии Веб 2.0. в преподавании иностранных языков» рассматриваются социальные и технологические характеристики Веб 2.0. (технология Ajax, веб-синдикация, открытые общественные серверы API, постоянные ссылки, теги).
Веб 2.0 - это глобальная концепция, созданная в противовес старому Веб 1.0, для обозначения некой общей тенденции развития Интернет-сообщества и определенных общих принципов построения некоторых сайтов. Однако, несмотря на то, что в данный момент не существует четкого определения термина Веб 2.0, специалисты выделяют несколько основных характеристик Веб 2.0 (Alexander, 2006; Anderson, 2007; D’Souza, 2006; Kerres, Nattland, 2007, Lee, Berry, 2006; O’Reily, 2005). К наиболее часто выделяемым характеристикам следует отнести: индивидуальное производство и создаваемый пользователями контент, использование коллективного разума, грандиозные объемы информации, сетевые эффекты, доступность.
Кроме того, Веб 2.0. представляет собой непрерывно растущий арсенал прикладных программ для получения и обработки информации, что коренным образом меняет способ организации исследовательской деятельности. Способы организации исследовательской деятельности в условиях существования Веб-сервисов первого поколения и второго поколения можно представить следующим образом (Таб.1).
Таблица 1
Веб 1.0.
|
Веб 2.0.
|
Требуется установка на компьютер специального программного обеспечения (application based)
|
Сервисы доступны через Интернет
(Web-based)
|
Изолированно
|
Совместно
|
В режиме офлайн
|
В режиме онлайн
|
Лицензионное программное обеспечение
|
Бесплатные программы
|
Автор один
|
Авторов много, совместное творчество
|
Запатентованное программное обеспечение (proprietary code)
|
Свободное программное обеспечение (open source)
|
Материал, охраняемый авторским правом (copyrighted content)
|
Материал коллективного пользования (shared content)
|
Таблица 1. Сравнение способов организации исследовательской деятельности в условиях Веб 1.0. и Веб 2.0., по G.Solomon & L.Schrum (2007)
Сервисы Веб 2.0., которые еще называют социальными сервисами ( «social software»), включают:
Рис. 1. Социальные сервисы Веб 2.0.
Социальные сервисы характеризуются открытостью, децентрализацией и общением больших социальных групп, контролем со стороны пользователей, отсутствием непосредственной обратной связи, наличием массовой, анонимной, разрозненной аудитории; анонимностью, способствующей самораскрытию и самовыражению; участием индивидуальных пользователей в развитии ресурса или службы.
Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») является одним из самых популярных социальных сервисов. Он представляет из себя веб-пространство, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Существует огромное количество блогов, в которых представлен широкий спектр интересов. Блоги классифицируются по целому ряду признаков, из которых чаще выделяются следующие критерии: медиатип (формат размещенного в блоге материала); жанр; техническая основа и особенности контента, но все блоги имеют две основные устойчивые характеристики: социальность и интерактивность.
Некоторые технологии Веб 1.0. (форумы, листы рассылки) тоже позволяют большому числу пользователей общаться между собой в асинхронном режиме. Но по отношению к форумам и листам рассылки, блоги представляют собой особый вид компьютерного асинхронного общения, характеризующиеся особой схемой интерактивности «я»→«всем», «все»→«мне», при которой автор блога обращается ко всем потенциальным читателям из своего личного пространства. При этом он может получить, а может и не получить обратную связь от других пользователей.
Одними из первых преимущества использования блогов в учебных целях оценили преподаватели иностранных языков (Bunari, 2004; Campbell, 2003, 2004,2005; Dieu, 2004; Duber, 2002; Efimova & de Moor 2005, Johnson, 2004; Kavaliauskienė, Anusienė, Mažeikienė,2006, Pinkman, 2005; Stanley,2005; Ward, 2004, Wu, 2005, Раицкая, 2007).
Можно выделить следующие дидактические свойства и функции блога (Табл. 2):
Таблица 2
Дидактические свойства блога
|
Дидактические функции блога
|
Существование в контексте автора
|
Мотивация познавательной деятельности; создание благоприятной среды для индивидуального обучения; развитие учебной автономии и креативности
|
Интерактивность по принципу «я»→«всем», «все»→«мне»
|
Формирование умения вести дискуссию (приводить аргументы и контраргументы, делать выводы, выносить собственное независимое суждение); развитие эмпатии; совершенствование навыков письменной речи разных стилей (формальный, разговорный, высокий).
|
Эффективность организации информационного пространства
|
Возможность оперативного поиска информации через систему рубрикации (тегов) и архивы; возможность оперативного информирования и обновления информации с применением RSS-потоков для синдикации контента,
|
Максимальная степень реализации мультимедийности
|
Мотивация учащихся и формирование творческого мышления; совершенствование рецептивных видов речевой деятельности (аудирование, чтение); учет индивидуальных стилей обучения.
|
Простота использования
|
Повышение мотивации; устранение тревожности и неуверенности в отношении навыков пользования компьютерно-информационными технологиями
|
Безопасность
|
Обеспечение свободы самовыражения
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |