Одним из аксиологических элементов культуры современного человека



Скачать 103,54 Kb.
Pdf просмотр
Дата25.05.2020
Размер103,54 Kb.


1.2
Одним из аксиологических элементов культуры современного человека является его ответственное отношение к природе, осознание ее как величайшей ценности, данной нам изначально. Долгое время человек был только потребителем природных ресурсов, все более и более разрушая связи и баланс в природе.
В настоящее время общество пришло к осознанию, что дальнейшее его существование во многом зависит от того, сможет ли оно сохранить природное окружение хотя бы на уровне современного его состояния.
Отсюда вытекает необходимость экологического образования и просвещения.
Традиционно под экологическим образованием понимается процесс обучения и воспитания человека в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. Безусловно, этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве, когда закладываются основы личностного развития ребенка.
На этапе обучения в начальной школе эти умения совершенствуются.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Как известно, ФГОС НОО предусматривает достижение выпускником начальных классов личностных, мета предметных и предметных образовательных результатов. Среди требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального звена общего образования, с точки зрения решения задач экологического образования младших школьников, обращает на себя внимание требование, направленное на формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


Кроме того, ФГОС НОО обязывает организации начального звена общего образования разрабатывать и реализовывать
Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, что, в сравнении с ранее действующим стандартом, является новшеством и свидетельствует о признании государством приоритетности экологического образования в начальной школе. Программа должна обеспечивать решение ряда задач в области экологического образования младших школьников[1]:

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

формирование познавательного интереса, ответственного и бережного отношения к природе;

формирование безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:

цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры на ступени начального звена общего образования;

направления деятельности по ее формированию, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;

модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию ответственного отношения к природе;

экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения;



критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования экологической культуры обучающихся;

методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры обучающихся [2].
Предъявляемые стандартом требования отражены в образовательных программах по курсу «Окружающий мир» в основных современных учебно- методических комплектах. В общем виде цель курса определяется следующим образом

социальное, историческое, естественнонаучное образование младших школьников. В связи с этим, в программах по
«Окружающему миру» можно выделить три основных содержательных блока: «Человек и Общество», «Человек и Природа» и «Безопасность в области взаимодействия с природой и обществом» [3].
Образовательную среду определяют как психолого-педагогическую реальность, отражающую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности и пространственно- предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
Формирующие эффекты образовательной среды, актуальные для младшего школьного возраста, связывают с изменениями в личностной сфере ребенка, сенсибилизированным ознакомлением с более обширным кругом объектов и явлений, с действиями обобщающего характера. Приобретаемые в начальной школе основы «умения учиться», установление связи между рефлексивными актами в ходе деятельности и повышением ее результативности, задаваемые школьными правилами поведения приемы организации деятельности

все это можно рассматривать как элементы метадеятельности. Что касается образовательной среды, то она обеспечивает социокультурную реабилитацию младшего школьника в формах

продуктивного деятельного взаимодействия с взрослым. Следовательно, можно предположить, что освоение образовательной среды есть модель освоения жизненной среды и одновременно с этим элемент метадеятельности. А организация образовательной среды в этом смысле выступает способом формирования метапредметных умений.
При этом специфика образовательной среды начальной школы представляется в особой роли личности педагога. С одной стороны, особенностями когнитивной и эмоционально-волевой сферы младшего школьника, обусловлена его потребность в образце для подражания, личном примере взрослого. Авторитет учителя для ребенка в этом возрасте велик как никогда. С другой стороны, авторитарно и императивно предъявляемые эталоны, нормы, регулятивы закладывают основы так называемой
«выученной беспомощности». Кроме того, ориентация на воспроизведение по образцу противоречит сущности средового подхода, предназначенного для интеграции личностных структур. Чтобы снять это противоречие, очевидно, учителю следует выстраивать взаимодействие с учащимися по преимуществу как фасилитирующее сопровождение самоактуализации, дополняя его эффектом «играющего тренера»[4].
Организация образовательной среды не просто призвана служить выделению внешнего и внутреннего содержания образования, внешнего и внутреннего образовательного продукта, но имеет потенциал технологии, особенно органично подходящей начальному экологическому образованию.
В начальной школе востребовано такое экологическое образование, которое не было бы лишь адаптированным переложением средоориентированного обучения, реализуемым на соответствующем содержании, формальным синтезом представлений об образовательной среде и экологических представлений об окружающей среде, экопсихологических представлений о жизненной среде человека.
Из предлагаемых в современной психолого-педагогической литературе определений среды наиболее обдуманным является подход, тяготеющий к

естественнонаучному, с которым коррелирует представление о школе как об открытой, динамичной, самоорганизующейся системе. Отсюда вытекает современное понимание процессуального компонента эколого- образовательной среды как деятельностного поля, основывающегося на тесном взаимодействии детей, осваивающих социоприродное пространство, с местным социумом, с теми взрослыми, кто формирует это пространство и демонстрирует примеры как порождения, так и разрешения социально- экологических проблем[6].
Формировать новую личность с экоориентированным мировоззрением невозможно лишь образовательными мероприятиями. Кроме образования и воспитания экологизация должна, коснуться и процесса социализации. Чтобы ребенок безболезненно вошел во взрослую жизнь, нужно развивать те качества, которые необходимы ему для выживания в изменяющемся социуме. Одна из особенностей средового подхода, в этом смысле, заключается в том, что он объединяет рассмотрение всех важнейших процессов, происходящих с растущим человеком в широкой системе социальных отношений: взросление, адаптация, социализация, инкультурация, воспитание, образование, развитие[7]. Следовательно, данную технологию отличает необходимость учитывать механизмы образования, воспитания, социализации и отвечать целям устойчивого развития.
Имеющиеся в современной экологии довольно стройные представления о принципах функционирования биосоциальных систем целесообразно перенести в реальность эколого-педагогического процесса.
Как компонент содержания образования они дадут учащимся понимание того, что взаимодействия «я

образовательная среда», «я

жизненная среда» подчиняются тем же принципам. А привнесение этих принципов в личный опыт средового функционирования способно, мотивировать учащихся к экологически сообразному поведению и деятельности.


Экологический и личностный векторы современного образования пересекаются в точке осознания необходимости создавать благоприятную среду для развития ребенка, отвечающую требованию природосообразности и экологической состоятельности в широком ее понимании. Технология средового подхода должна включать компоненты, не только поддерживающие содержание начального экологического образования, но и позволяющие в сфере начального образования решать задачи социальной экологии, экологии человека постольку, поскольку возможности в решении этих задач являются сущностной характеристикой средового подхода, как это было показано ранее [8].
То есть важнейшими свойствами образовательной среды в начальной школе должны быть психологическая и экологическая (природосообразная) комфортность, педагогическое сопровождение средовой и субъектной идентификации ребенка по отношению к среде жизни.
Технологический компонент эколого-образовательной среды предполагает большое разнообразие и сенситивность к инновациям. Это может быть достигнуто за счет применения интерактивных педагогических технологий, системы проектной деятельности социально-экологического и антропо-экологического содержания, системы эколого-педагогических ситуаций-дилемм и деловых, имитационных игр. Все эти виды активности нацелены на формирование компетенции выбора собственной позиции в неоднозначных с точки зрения экологической этики обстоятельствах, на мотивацию к осуществлению деятельности, следующей за выбором и соответствующей выбранной позиции. Они побуждают перенести опыт функционирования в корректной «среде для меня» в практику повседневной жизни, в сообщение с локальным внешкольным социальным окружением.
Большое значение в проектировании, функционировании и развитии эколого-образовательной среды имеет идейно-ценностная общность педагогического коллектива, позволяющая создавать эффективные модели образовательной среды. Но не менее значима роль личности отдельного

педагога, его профессионально-педагогического кредо, мировоззренческой позиции, социальной активности, степени экологической культуры.
Резюмируя сказанное выше, следует отметить, что решение задач экологического образования младших школьников остается одним из актуальных направлений образовательного процесса в начальной школе.
Наличие разнообразных подходов к его организации предоставляет учителю возможность выбора той или иной программы, которая в большей степени будет учитывать конкретные условия, в которых происходит процесс развития личности младшего школьника.
Таким образом, использование средового подхода в эколого- педагогическом процессе начальной школы является перспективным для дальнейшей методической разработки и пополнения профессионального инструментария современного учителя начальных классов.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница