Тема: Общение – основа человеческого бытия
Вопросы: Общение. Деловое общение. Абстрактные типы собеседников. Классификация общения. Роль восприятия в процессе общения. Понимание в процессе общения. Общение как взаимодействие. Общение как коммуникация. Вербальное и невербальное общение. Успех делового общения. Умение слушать. Техники общения
1 Обмен информации всегда начинается с формированием идей и отбора информации для сообщения, до передачи информации необходимо точно определить, что именно должен понять получатель и насколько эти идеи уместны в конкретной информации
2 Выбрать форму информации с помощью специальных симфолов, понятных получателю, кодировка информации (это могут быть слова, жесты, рисунки, схемы)
3 Одновременно с кодировкой отправитель выбирает и канал (почта, электронная почта, телефон, радио, ТВ)Очень важно, чтобы выбранный канал соответствовал идеи и целям сообщений
4 Чтобы воспринять информацию, получатель должен декодировать ее, т. е. перевод символов в процесс организации
5 Интерпритация сообщений и формирование ответа отправитель и получатель меняются местами, получатель формирует свой ответ, в котором содержится обработанная информация и решения
6 Передача ответа. Сформулированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи
4 Проблемы межличностных контактов:
1) различные восприятия – люди передают одну и ту же информацию по- разному, в зависимости от образа жизни, опыта, круга интересов, потребности и эмоционального состояния
2) барьеры – люди в зависимости от профессии используют невербальные символы (выражение лица, движения тела, жесты, манеры поведения, расстояния людей при общении) Эти барьеры способны существенно исказить смысл сообщений и создать дополнительные проблемы в межличностных контактах
5 Управленческое сообщение
1) фильтрование – необходимость отбора сведений, чтобы при обмене информацией направлять получателю только те сообщения, которые касаются его, поэтому информация отсеиваем, исключаем искаженные сведения
2) перегрузка каналов связи происходит из-за нехватки технических средств
-
нерациональная организованность структуры, возможно дублировать неформальное искажение информации, информация поступает долго, что создает проблемы при общении.
Общение – это основная форма человеческого бытия, вечное свойство человека, важнейшая форма взаимодействий людей.
Общение – это постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать свои мысли, задачи, просьбы, обеспечить обратную связь с организацией. От того на сколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, с клиентами. Сотрудник удовлетворен выполнением работы.
Менеджер, не обладающий должной чувствительностью в общении, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливаянедовольство подчиненных, поэтому руководителю, менеджеру очень важно уметь общаться с сотрудниками, с клиентами, но и понимать их.
Формы и организация общения
Форма общения – это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу.
Две формы общения:
-
опосредованная (косвенная) – через посредника, по телефону, факсу, посредством обмена телеграмм.
-
Непосредственная (контактная) – выступление собеседников с глазу на глаз, это прямое общение и поведение собеседников-партнеров. Это общение речевое, с помощью жестов.
Роль информации можно разделить на 3 категории:
-
функциональная – это когда информация всем или определенной группе людей для того, чтобы они могли выполнить свои функции, это информация о политике, целях и задачах организации. Информация поступает в разных направлениях: вертикально и горизонтально. Чаще всего информация передается по официальным каналам организации.
-
Оценочная – это когдапроисходит общение, которое имеет отношение к понятиям, статусу, восприятию сотрудников и партнеров. Каналы передачи оценочной информации включают в себя: награды, поощрения за заслуги, благодарственные письма.
-
Координальная – информация циркулирует между функциональными подразделениями. Поток информации обычно движется в горизонтальном направлении. Необходимое общение происходит при встечах, посредством телефона, служебных писем. По сути это общение связано по решению задач организации.
Технология общения
Этапы: 1) Цель общения
2) Подготовка к общению:
а) изучить участников, тему общения и ситуацию
б) определить место общения и расстановку мебели
в) определить стратегию и тактику общения
г) выбор возможной альтернативы
3) Общение: а) начало контакта
б) передача, получение информации
в) аргументирование
4) Принятие решений
Деловое совещание
К деловому совещанию относятся деловые встречи – это одна из важных форм управленческой деятельности. Во время совещания происходит обмен информации между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения. Деловое совещание – это способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам в организации. Прцесс управления сводится к трем стадиям:
1) сбор и переработка информации
2) координация деятельности
3) принятие решений
Управленческая деятельность менеджера дополняется коллективными совещаниями, на которых решаются повседневные деловые события и проблемы (развитие и укрепление политики организации и проведение их в жизнь, выявление и решение проблем).
СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
1. Проектирование, построение и развитие системы взаимоотношений с помощью механизмов:
а) с помощью адаптации
б) с помощью коммуникации
в) с помощью идентификации (умение поставить на место другого)
г) с помощью интеграции (превращение коллектива к
саморегулированию в совместной деятельности )
2. Целенаправленное систематическое обучение персонала
3. Учет руководителя, наличие лидера в коллективе
4. Всесторонний учет соц-психологических явлений в коллективе
ПРИЕМЫ ПРАВИЛЬНОГО СЛУШАНИЯ
-
Определить свои привычки слушать, задав себе вопрос: мои сильные и слабые стороны, какие я допускаю ошибки?
-
Учитывать наличие препятствий для слушания (слушать, но не слышать)
-
Не уходить от ответственности за общение
-
Быть физически внимательным к собеседнику
-
Убрать все помехи
-
Самое главное говорить с человеком на его языке
ОШИБКИ СЛУШАНИЯ ЭТАПЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
1 перебивание 1 установление контакта
2 поспешное возражение 2 ориентация в ситуации
3 поспешные выводы 3 обсуждение вопроса
4 непрошенные советы 4 принятие решений
5 выход из контакта
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОБЕСЕДНИКА
1 обращаться к партнеру по имени
2 при общении с партнером улыбаться
3 использовать комплименты
4 использовать прием «личная жизнь»
5 используйте прием «терпеливый слушатель»
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ
Коллектив – это социальная группа людей, объединенная одной задачей, едиными взглядами, единством взглядов и целей. Рабочие группы разделяются по формам собственности, по характеру деятельности, по формам связи, по степени организованности, по времени действия и по значимости.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ: 1. технологические
2. экономические (уровень заработной платы, система
премирования, формы собственности)
3.организационные (система взаимоотношений)
4. мировоззренческие и психологические
ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
1 Внимание к человеку
2 Внимание к производству
а) «Невмешательство» (низкая зарплата, руководитель не заботиться о сотрудниках и производстве)
б) «Теплая компания» (высокий уровень заботы о людях, но производственные вопросы не решаются)
в) «Задача» (на первом месте стоят производственные вопросы, а человеческие факторы не интересуются)
г) «Золотая середина» (руководитель стремиться оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала)
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С ТРУДНЫМИ ЛЮДЬМИ
Определить к какому типу трудныхлюдей относится человек:
а) аргессист (грубый, хам ) Способы избавления от него: пассивный (не реагировать или кому-либо пожаловаться), активный (двигательный, толкнуть, стукнуть), логический (хорошо продумать действия, причины)
б) жалобщики
в) «разгневанный ребенок»
г) «тайные мстители»
д) всезнайки (невинные лгуны)
СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
1. Проектирование, построение и развитие системы взаимоотношений с помощью механизмов:
а) с помощью адаптации
б) с помощью коммуникации
в) с помощью идентификации (умение поставить на место другого)
г) с помощью интеграции (превращение коллектива к
саморегулированию в совместной деятельности)
2. Целенаправленное систематическое обучение персонала
3. Учет руководителя, наличие лидера в коллективе
4. Всесторонний учет соц-психологических явлений в коллективе
Поделитесь с Вашими друзьями: |