«Общение дошкольников со сверстниками»



Скачать 22,31 Kb.
Дата22.04.2016
Размер22,31 Kb.
«Общение дошкольников со сверстниками»

Потребность в общении – одна из ведущих и наиболее важных положений в человеческой жизни. Кроме того, общение является основным способом жизни человека. Это можно подтвердить тем, что наиболее тяжело переживается одиночество. Неизмеримо большое значение имеет общение для детей. От качества общения зависит развитие психических процессов, способностей и личностных качеств ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и опыт может быть не всегда положительным. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Нужно вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их.



Уже в раннем возрасте возникает одна из важных сфер жизнедеятельности ребёнка: его общение с другими детьми. В младенческом возрасте, даже если ребёнок растёт среди сверстников (в яслях или в доме ребёнка) он ещё не общается с другими детьми. Хотя младенцы и проявляют своеобразный интерес и избирательное отношение друг к другу, эти младенческие контакты побуждаются в основном потребностями в новых впечатлениях и в активном функционировании. Другой ребёнок скорее является для них интересным живым объектом, чем партнёром по взаимодействию. После 3-х лет дети уже демонстрируют ярко выраженную потребность в общении со сверстниками и специфические формы взаимодействия друг с другом. Периодом формирования этой важнейшей потребности является ранний возраст. В раннем возрасте можно выделить четыре категории действий, отражающих отношение детей к сверстникам. Первая категория проявляется в интересе и внимании к сверстнику – дети с интересом рассматривают друг друга. Вторая категория – эмоциональное отношение к ровеснику – проявляется в разнообразных эмоциональных экспрессиях, которые сопровождают наблюдения за другим ребёнком. Третья категория была направлена на привлечение к себе внимания сверстника. То есть ребёнок демонстрировал свои возможности или игрушки, жесты. Четвёртая категория выражается в том, что малыши учитывали отношение к себе других детей и проявляли чувствительность к их воздействиям. В раннем возрасте потребность по своей интенсивности уступает потребностям в общении с взрослыми и в потребности в манипуляциях с предметами. Таким образом, потребность в общении ребёнка со сверстниками возникает лишь на третьем году жизни. В дошкольном возрасте от 3 до 7 лет межличностные отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа. Сначала контакты детей со сверстниками побуждаются не специфической потребностью в общении с равным партнёром, а стремлением к активности и новым впечатлениям. Под влиянием организующих воздействий взрослого, на основе других потребностей ребёнка раннего возраста происходит первичное оформление потребности детей в общении со сверстниками. Она занимает на этом этапе скромное место в жизнедеятельности детей, уступая первенство потребностям в предметной деятельности и в общении с взрослыми. Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно – доброжелательное отношение к другому ребёнку. Трёхлетние дети безразличны к действиям сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Это может свидетельствовать о том, что сверстник ещё не играет существенной роли в жизни ребёнка. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребёнка. Сверстник является партнёром по эмоционально – практическому взаимодействию. В 4-5 лет резко возрастает эмоциональная вовлечённость в действия другого ребёнка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Успехи сверстников могут вызвать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника. Всё это позволяет говорить, что дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребёнка. В этом отношении другой ребёнок становится предметом постоянного сравнения с собой на этом этапе возникает потребность в ситуативно – деловом сотрудничестве. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется. К 6 годам возрастает количество про - социальных действий, а также эмоциональная вовлечённость в деятельность и переживания сверстника. У многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляется реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте…. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. К концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативно – делового. И мы видим, что на протяжении дошкольного возраста общения детей друг с другом существенно изменяются по всем параметрам: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы «переломы». Первый перелом проявляется в резком возрастании значимости сверстника, в жизни ребёнка. Если к моменту своего возникновения и в течении первых 1-2 лет эта потребность занимает скромное место, то у 4-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Второй перелом внешне выражен менее чётко, однако он не менее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Переломные моменты можно рассматривать как временные границы трёх этапов развития общения детей. Эти этапы были названы формами общения дошкольников со сверстниками.

Первая из них – эмоционально – практическая форма общения, когда ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Эмоционально – практическое общение крайне ситуативно – как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Следующая форма общения – ситуативно- деловая. Она складывается примерно к четырём годам и остаётся наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырёх лет у детей сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать всё большее место в их жизни. В это время сюжетно – ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: врач – больной, продавец – покупатель и пр. И на уровне реальных, когда дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других. В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой – переходя на уровень ролевых отношений. Это свидетельствует о том, что дошкольники отчётливо разделяют ролевые и реальные отношения, причём реальные отношения направлены на общее для них дело – игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально – практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно – деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнёра для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.

Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе выделяется потребность в признании и уважении сверстника. В конце дошкольного возраста у многих детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно – деловой. К 6 – 7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Общение детей в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместной игры или продуктивной деятельности, поэтому данная форма общения и сохранила название деловой.

Общение с сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослыми. Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении с сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые не встречаются в контактах с взрослыми .Общаясь с сверстником, ребёнок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает и т.д. Именно в общении с сверстником впервые появляются сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду и др. Столь широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий.

Вторая черта общения со сверстниками состоит в яркой эмоциональной насыщенности. Сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с 4 летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнёром по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряжённости потребности в общении и меру устремлённости к партнёру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым. Третья черта общения со сверстником заключается в их нестандартности. При взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность: дети прыгают, кривляются , придумывают новые слова и т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребёнку проявить оригинальность и самобытное начало. Естественно, что с возрастом контакты детей всё более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Четвёртая черта общения со сверстником заключается в преобладании инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из- за отсутствия ответной активности партнёра. Для ребёнка важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника им не поддерживается. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.



Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3-х к 6-7 годам. Становление общения со сверстником предлагает оформление у ребёнка специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребёнка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей. Её особенность состоит в возможности для ребёнка сравнивать себя с ровесником путём прямого изложения сведений о себе на образ равного существа, в то время как взрослый для маленького ребёнка – идеал, реально недостижимый. Сфера контактов с равным себе существом играет важную и специфическую роль в общем психическом развитии ребёнка, благодаря своему непринуждённому и раскованному характеру, яркой эмоциональной окраске. Контакты со сверстником в дошкольном детстве намного уступают сфере общения с взрослым по содержательности и глубине личностных связей партнёров. Но в общении со сверстником создаются условия, обеспечивающие ребёнку самопознание и самооценку. Дети могут проверить, как они усвоили опыт старших, прямо сопоставить своё поведение с действиями других детей, в споре и обсуждениях с ним выяснить, что и как следует делать. Общение с равным партнёром создаёт благоприятные условия творческого, оригинального начала в отсутствие ограничивающих регламентаций старших. Общение со сверстником стимулирует развитие инициативности дошкольников. Потребность в сотрудничестве со сверстником имеет некоторые отличия от потребности в общении ребёнка с взрослым. Потребность в сотрудничестве с взрослым возникает у детей в процессе овладения ими предметно – практическими действиями. Взрослый выступает для них помощником, соучастником и носителем образцов деятельности. А потребность в сотрудничестве со сверстником возникает у дошкольников в условиях ведущей игровой деятельности. Однако параллельно продолжается овладение ребёнком и предметно – практической сферой, которая попрежнему осуществляется преимущественно в контактах с взрослым человеком. Те способы деятельности, которые он постигает в общении с взрослым, ребёнок воспроизводит в общении со сверстником, как бы практически апробируя их. Сверстник становится участником такой «отработки». Его равенство позволяет ребёнку прямо накладывать сведения о себе на образ сверстника и получать знания о своих возможностях. Сверстник, не осознавая этого, должен либо утверждать правильности действий ребёнка, либо побудить его внести в них коррективы, что возможно именно в совместной деятельности со сверстником. В общении со сверстником дошкольник может и овладеть образцами деятельности, которые демонстрирует другой ребёнок. Причём этот вариант сотрудничества со сверстником, видимо один из первых его этапов. Второй вариант сотрудничества со сверстником (равенство партнёров) напоминает этап соучастия при взаимодействии с взрослым. Но это не соучастие в овладении отдельным действием, а соучастие в организации целостной практической деятельности, например: совместное строительство из кубиков.

Третий вариант сотрудничества со сверстником представляет собой знаменательный феномен: ребёнок в контактах со сверстником занимает позицию старшего. Это возможно благодаря тому, что ребёнок уже много времени имел перед собой пример такой позиции взрослого по отношению к себе. И наконец, ещё одна и может самая важная особенность потребности дошкольника в сотрудничестве со сверстником – наличие в ней творческого компонента. И так общение со сверстником – сложный процесс, где на протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни популярными , другие отвергаемыми.



Подводя итог важно подчеркнуть, что общение со сверстником имеет ряд особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми. Именно в дошкольном возрасте впервые внимание детей начинает переключаться с взрослого на сверстника, интерес общения с которым постепенно увеличивается. В группе появляются лидеры, которые умеют организовывать деятельность детей. В процессе общения со сверстником развивается самооценка детей, которая становится всё более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребёнок представляет свои возможности , по которым его оценивают окружающие.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница