КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
«ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации
«Информационно-образовательная среда начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО: технологии и ресурсы»
Хабаровск
2012
Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа повышения квалификации учителей начальной школы «Информационно-образовательная среда начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО: технологии и ресурсы» отражает требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) к информационной образовательной среде (далее ИОС) начальной школы, к использованию и изучению информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в начальной школе, а также возможности электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) для достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов обучения в начальной школе, зафиксированных в ФГОС НОО. В частности, в соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») обучение в начальной школе должно:
- предполагать использование средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, поиск (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- обеспечивать формирование у выпускников начальной школы таких умений, как ввод текста с помощью клавиатуры, фиксация (запись) в цифровой форме измеряемых величин, анализ изображений, звуков; подготовка своих выступлений; выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета.
Обоснование потенциальной востребованности предлагаемой программы
Предлагаемая программа направлена на освоение ИКТ в обучении в различных предметных областях, включение новых видов деятельности в существующие учебные программы, планирование образовательного процесса с учетом требования ФГОС НОО в области формирования ИКТ-компетентности учащегося при изучении различных предметов школьного курса.
Основная идея программы
Настоящая программа предлагает слушателям учебные модули, содержание которых соответствует требованиям ФГОС НОО и соответствующим разделам примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО) в части формирования компетентности учащегося в использовании ИКТ. В ходе прохождения данных модулей слушатели приобретают необходимые технологические и методические навыки, позволяющие перейти к организации образовательного процесса на предметных уроках в начальной школе с учетом возможностей применения ИКТ.
Программа нацелена на формирование готовности участников мероприятий по повышению квалификации в области ИКТ интегрировать образовательные средства и ресурсы ИКТ в педагогическую практику в условиях реализации ФГОС НОО.
Для успешного освоения курса у слушателей должна быть сформирована базовая ИКТ-компетентность.
Спецификой программы является ее практико-ориентированная направленность на освоение содержания. В программу включены лекционные и практические занятия и самостоятельная работа слушателей.
Завершается курс защитой итоговой работы - портфолио, которое состоит из комплекта дидактических и методических материалов для проведения учебного занятия с использованием технологий и ресурсов ИОС, подготовленных в ходе освоения содержания программы обучения.
Цель и задачи программы
Цель: формирование готовности учителей начальной школы к применению технологий и ресурсов ИОС в обучении учебным предметам, что будет способствовать достижению требований ФГОС НОО.
Задачи:
формирование знаний
-
о значимости, важности и возможностях использования технологий и ресурсов ИОС в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
-
об ИОС как необходимом условии реализации ФГОС НОО, об особенностях и основных приемах работы в ИОС в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН);
-
о современных технологиях и ресурсах ИОС для начальной школы, которые могут быть использованы в обучении учебным предметам;
-
об особенностях обучения учащихся начальной школы на основе использования ЭОР;
формирование умений по отбору технологий и ресурсов ИОС, реализации различных моделей организации учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы (урочной и внеурочной) на основе технологий и ресурсов ИОС в процессе обучения.
Требования к результатам освоения программы
В результате освоения программы повышения квалификации слушатели должны:
Знать:
-
требования ФГОС НОО, действующих СанПиН и других нормативных документов, регламентирующие профессиональную педагогическую деятельность учителя начальной школы в условиях ИОС, в том числе применение ИКТ и ЭОР в начальной школе;
-
технологии и средства ИОС, возможные компоненты ИОС начальной школы, основные современные инструменты управления ИОС;
-
ресурсы коллекций ЭОР, которые могут использоваться в начальной школе;
-
возможности применения технологии и средства ИОС на уроке и во внеурочной деятельности в начальной школе по учебным предметам.
Уметь:
-
осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИОС начальной школы;
-
анализировать, методически обоснованно отбирать и использовать технологии и средства ИОС в соответствии с задачами обучения в начальной школе и требованиями ФГОС НОО к предметным, личностным и метапредметным результатам;
-
встраивать технологии и средства ИОС в различные типы уроков по предметам и во внеурочную деятельность в начальной школе;
-
разрабатывать содержание, планы и материалы для уроков различного типа и внеурочных мероприятий на основе различных технологий и средств ИОС.
Понимать:
-
особенности профессиональной деятельности учителя начальной школы в условиях развития ИОС;
-
возможности использования технологий и средств ИОС в начальной школе для достижения предметных, личностных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО;
-
специфику деятельности учителя начальной школы по отбору технологий и средств ИОС при подготовке, организации и проведении уроков и внеурочной деятельности с использованием ИКТ и ЭОР.
Категория работников образования, на которых рассчитана данная программа
Предлагаемая программа обучения адресована учителям начальной школы общеобразовательных учреждений.
Объем учебных часов – 36 академических часов.
Форма обучения – очная, с отрывом от производства. Занятия проводятся очно, 4-4,5 дней в неделю, в соответствии с расписанием. Результаты практических работ должны быть представлены на сайте ХКИРО ХабаВики, в информационном пространстве учебного семинара.
Режим занятий
8-9 академических часов в день.
Структура курса
-
Основы работы с цифровыми изображениями.
Модуль направлен на приобретение слушателями практических навыков работы с фотокамерой, простейшей обработкой изображений, использованию специальных программ, обеспечивающих хранение коллекций изображений и их редактирование. Цифровая фотокамера является одним из основных инструментов современного учителя. С помощью цифровой фотографии можно фиксировать важные моменты образовательного процесса, вести хронику школьной жизни и воспитательной работы в классе, готовить собственные ЦОР к урокам, организовывать образовательную деятельность детей (например, создание коллекций изображений по окружающему миру). Кроме того, ООП НОО предполагает освоение учащимися начальной школы специфических видов художественной деятельности и современного искусства, таких как цифровая фотография. Содержание модуля ориентировано на учителей, имеющих пользовательские навыки работы на компьютере.
-
Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся.
Модуль направлен на приобретение слушателями практических навыков работы по съемке и монтажу видеофильмов. Рассматриваемые навыки необходимы для реализации содержания ООП НОО в образовательных областях «Технология» и «Филология». Целью данного модуля является обучение слушателей организации образовательной деятельности учащихся начальной школы по созданию видеопродукта в ходе изучения литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.
В курсе изучаются основные правила, связанные с проведением съемки, основы видеомонтажа, рассматривается серия учебных проектов разных жанров, рекомендуемых к выполнению для учащихся 2-4 классов. Даются рекомендации по планированию образовательной деятельности с использованием технологий видеосъемки и монтажа. В ходе обучения слушатели выполняют учебный видеопроект.
-
Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов.
Модуль направлен на приобретение слушателями знаний о возможности проведения измерения физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов, а также приобретение практических навыков работы с цифровыми датчиками, имеющимися в рекомендуемом Министерством образования и науки перечне оснащения образовательных учреждений. Умение проводить цифровые измерения является одним из требований к результатам освоения ООП НОО, закрепленным ФГОС НОО.
В ходе обучения слушатели получают основные общие сведения по технике безопасности и правилам работы с оборудованием, выполняют лабораторные эксперименты, соответствующие программе курса «Окружающий мир» и содержащие цифровые измерения. Рассматриваются вопросы, связанные с фиксацией и обобщением результатов экспериментальной деятельности. Содержание модуля ориентировано на учителей, имеющих навыки работы с компьютером и знакомыми с цифровыми средствами фото и видеофиксации.
-
Геоинформационные системы и цифровые карты в начальной школе.
Данный модуль ориентирован на освоение учителями начальных классов школьной ГИС, web-ГИС Google Планета Земля и их комплексного использования в процессе обучения младших школьников, прежде всего, в рамках курса «Окружающий мир».
В процессе освоения содержания программы учителя овладеют основами теоретических знаний в области геоинформатики и геоинформационных технологий и практическими умениями по их использованию в учебном процессе - использование инструментов ГИС, приемы работы с общегеографическими и тематическими цифровыми картами, космическими снимками, GPS-приемниками. Содержание модуля ориентировано на учителей, имеющих навыки работы с компьютером.
-
Цифровые образовательные ресурсы для начальной школы.
Модуль предполагает знакомство и изучение коллекций ЦОР, их классификацию, назначение, включенность в урочную деятельность.
В ходе обучения по данному модулю слушатели изучают уместность включения ЦОР на всех этапах деятельности: от целеполагания (совместного, осознанного) до обобщения (повторение, структурирование - презентация);
Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить (постепенно и органично, в реальном процессе) вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.
ЦОР для начальной школы широко представлены в интернете. Рекомендуется, прежде всего, обратить внимание учителей на Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР). Она включает учебные материалы различного типа в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. Учитель/ученик может воспользоваться каталогами (соответственно для учителя и для ученика) и фильтрами для выбора учебного предмета и класса. Раздел для учителя содержит методические рекомендации для учителей по использованию ЭОР. ЕК ЦОР предлагает инструменты учебной деятельности (конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники) и инструменты организации учебного процесса.
-
Конструирование, моделирование и программирование на базе конструктора LEGO Mindstorms.
Модуль направлен на приобретение слушателями знаний основ алгоритмизации и программирования на примере управляемых моделей, собранных на базе конструктора LEGO Mindstorms и практических навыков конструирования, моделирования и программирования управляемых моделей. Необходимость введения данного модуля в программу обусловлена требованиями ФГОС НОО и ООП НОО.
В ходе занятий слушатели знакомятся с основными элементами конструктора, уточняют понятие алгоритма и программы, знакомятся со способами программирования и изучают способы конструирования и программирования моделей, предложенных в специально разработанном пособии. Рассматриваются вопросы организации групповой работы и творческой деятельности, обращается внимание слушателей на имеющиеся межпредметные связи. Все методические ресурсы, включая необходимые инструкции и описания моделей, представлены в комплекте оборудования предметного кабинета начальной школы общеобразовательного учреждения. Содержание модуля ориентировано на учителей, имеющих пользовательские навыки работы на компьютере, знакомых с содержанием курса математики и информатики начальной школы.
-
Организация сетевого взаимодействия (электронная почта, интернет и другие виды связи).
Модуль направлен на приобретение слушателями практического навыка работы с Google-сервисами и использование подходящих программных продуктов для организации сетевого взаимодействия в начальной школе.
В ходе обучения слушатели получают основные общие сведения о Google-сервисах: их назначении, использовании в образовательном процессе, приобретают начальные навыки работы с основными сервисами. Рассматриваются вопросы, связанные с авторизацией, конференциями, мгновенными сообщениями и совместной работой с документами. Содержание модуля ориентировано на учителей, имеющих навыки работы с компьютером и знакомыми с технологиями интернет. Учитель должен знать правовые рамки возможностей организации сетевого взаимодействия.
-
Подготовка портфолио.
Модуль направлен на приобретение слушателями практического навыка работы по использованию изученных в ходе освоения программы технологий и средств ИОС для организации образовательного процесса в начальной школе.
В ходе учебного занятия слушатели создают портфолио, состоящего из комплекта дидактических и методических материалов для проведения учебного занятия с использованием технологий и ресурсов ИОС, подготовленных в ходе освоения содержания программы обучения.
Требования к первоначальным знаниям и умениям обучающихся
Обучающийся должен иметь устойчивые навыки работы на компьютере.
Учебно-тематический план
дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации
«Информационно-образовательная среда начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО: технологии и ресурсы»
Раздел программы
|
учебных часов
|
Всего
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Введение.
|
1,5
|
1,5
|
0
|
|
Введение в программу. Требования к зачетной работе. Материальная и виртуальная образовательная среда
на уроках в начальной школе.
|
0,5
|
0,5
|
0
|
|
Информационно-образовательная среда начальной школы.
|
1
|
1
|
0
| Блок 1. Мультимедийные среды и цифровые инструменты
в междисциплинарной проектной деятельности |
25
|
6
|
19
|
Модуль 1.
|
Основы работы с цифровыми изображениями.
|
5
|
1
|
4
|
Модуль 2.
|
Использование видеотехнологий на занятиях
по развитию речи учащихся.
|
4
|
1
|
3
|
Модуль 3.
|
Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов.
|
4
|
1
|
3
|
Модуль 4.
|
Геоинформационные технологии в начальной школе.
|
4
|
1
|
3
|
Модуль 5.
|
Цифровые образовательные ресурсы для начальной школы.
|
4
|
1
|
3
|
Модуль 6.
|
Конструирование, моделирование и программирование
на базе конструктора LEGO Mindstorms.
|
4
|
1
|
3
| Блок 2. Организации деятельности с использованием ИКТ и сетевого взаимодействия |
7,5
|
1
|
6,5
|
Модуль 7.
|
Организация сетевого взаимодействия (электронная почта, Интернет и другие виды связи).
|
6
|
1
|
5
|
Модуль 8.
|
Подготовка портфолио.
|
3,5
|
0
|
3,5
| Всего: |
36
|
8,5
|
27,5
|
Содержание программы
Введение. 1,5 часа.
Введение в программу. Требования к зачетной работе. Материальная и виртуальная образовательная среда на уроках в начальной школе.
Информационно-образовательная среда начальной школы.
Модуль 1. Основы работы с цифровыми изображениями. 5 часов.
-
Назначение и возможности средств цифровой фиксации информации. Необходимость и удобство использования специальных программ для хранения и обработки фото- и видеоизображений.
-
Съемка цифровым фотоаппаратом. Функции цифровой фотокамеры. Правила съемки. Цифровая фотография в образовательной деятельности.
-
Управление цифровой коллекцией фотографий. Просмотр и сортировка фотографий, редактирование изображений.
-
Экспорт изображений для размещения в сети интернет. Подготовка и организация веб-альбомов, on-line выставок.
Практическая работа по модулю.
Модуль 2. Использование видеотехнологий на занятиях по развитию речи учащихся. 4 часа.
-
Краткий обзор использования видеотехнологий в начальной школе.
-
Этапы работы над видеофильмом: определение темы и жанра будущего фильма, определение аудитории фильма, определение длительности фильма, работа над сценарным планом и разработка сценария, подбор реквизита.
-
Основы видеомонтажа. Монтажная линейка. Установка титров, переходов и других элементов фильма. Выбор и наложение музыкального сопровождения. Запись голоса. Установка оптимального сочетания громкости для разных звуковых дорожек.
-
Подготовка фильма в жанре экранизации литературного произведения (возможно, собственного).
-
Подготовка фильма в жанре репортажа о событии. Мастер-класс «Снимается кино!», демонстрация технологий работы с учащимися 3-4 классов.
-
Подготовка фильма в жанре зарисовки о природе.
Практическая работа по модулю.
Модуль 3. Измерение физических, химических и биологических характеристик окружающей среды с помощью цифровых измерительных приборов. 4 часа.
-
Общие сведения о цифровых лабораториях. Подготовка к работе мобильного компьютера и датчиков. Правила подключения датчиков. Установка программного обеспечения. Интерфейс программы.
-
Демонстрация простейших опытов с использованием датчиков температуры, расстояния, микрофонного датчика, датчика влажности, дыхания (пневмотахометр), содержания кислорода, частоты сердечных сокращений. Проект «Измерение основных физических характеристик окружающей среды – температуры, давления, влажности».
-
Выполнение измерений при изучении темы «Погода, ее составляющие (температуры воздуха, облачность, осадки, ветер)».
-
Выполнение измерений при изучении темы «Растения, их разнообразие».
-
Выполнение измерений при изучении темы «Природные зоны России».
-
Выполнение измерений при изучении темы «Человек - часть природы».
Практическая работа по модулю.
Модуль 4. Геоинформационные технологии в начальной школе. 4 часа.
-
Геоинформационные технологии в школе. Понятия «геоинформационные системы» (ГИС), «геоинформатика», «цифровая карта».
-
Web-ГИС Google Планета Земля. Состав продуктов. Вид Земли из космоса. Форма Земли. Виртуальный космический полет над Землей. Россия из космоса – масштабирование космических снимков.
-
Web-ГИС Google Планета Земля. Просмотр крупных равнин и гор на цифровых космических снимках.
-
Просмотр и масштабирование цифровой карты мира и цифровой карты России для знакомства с географической картой и планом, материками и океанами, их названиями, географическим положением, важнейшими природными объектами нашей страны.
-
Web-ГИС Google Планета Земля. Вид своего населенного пункта и других городов из космоса, нахождение их на космическом снимке. Нахождение на космическом снимке своего населенного пункта своей улицы и дома, а также своей школы. Прокладка маршрута от дома до школы, оценка его протяженности.
-
Школьная ГИС. Просмотр крупных равнин и гор на цифровых картах мира и России. Сравнение различий в отображении равнин и гор на карте и снимке.
-
Школьная ГИС. Наложение тематических слоев на общегеографическую цифровую карту России, управление отображением слоев для просмотра размещения природных зон, народов и религий на карте. Чтение цифровой карты с целью получения информации о природных зонах России, национальном составе населения России.
-
Школьная ГИС. Работа с цифровой картой мира – просмотр объектов (страны, столицы), наложение дополнительных тематических слоев, содержащих информацию о достопримечательностях.
-
Школьная ГИС. Работа с поисковой системой с целью поиска на цифровых картах стран и городов. Измерение расстояний между городами для оценки их удаленности.
-
Школьная ГИС. Работа с GPS-приемником. Нанесение маршрута от дома до школы на цифровую карту, оценка его протяженности.
Практическая работа по модулю.
Модуль 5. Цифровые образовательные ресурсы для начальной школы. 4 часа
-
Знакомство учителей начальных классов с видами цифровых образовательных ресурсов, раскрыть возможности их использования в урочной и внеурочной деятельности.
-
ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
-
Коллекции ЦОР в сети интернет и на цифровых носителях: структура коллекции и загрузка на компьютер отдельных ЦОР.
-
Включение ЦОР в урочную деятельность.
Практическая работа по модулю.
Модуль 6. Конструирование, моделирование и программирование на базе конструктора LEGO Mindstorms. 4 часа.
-
Что входит в состав конструктора LEGO Mindstorms. Первоначальное знакомство с наборами: конструктивные элементы, USB LEGO-коммутатор, мотор, датчик наклона, датчик расстояния, программное обеспечение.
-
LEGO Mindstorms. Комплект заданий. Знакомство с Комплектом заданий. Выбор модели из Комплекта заданий для конструирования. Сборка модели из Комплекта заданий, подключение двигателя и датчиков.
-
Начало работы. Установка ПО. Структура программы. Загрузка программы. Интерфейс Программного обеспечения LEGO Mindstorms. Способы программирования. Составление простой программы для модели с датчиками..
-
Составление простой программы для модели с датчиками. Начало работы. Установка ПО. Структура программы. Загрузка программы. Тестирование и отладка программы для модели. Обзор программ для моделей из Комплекта заданий.
-
Методические рекомендации. Подготовка кабинета, организация урока и оценка работы учащихся. Межпредметные связи и возможности работы в группах. Перечень оборудования для одной группы. Работа с конструкторами с использованием технологических карт. Учет деталей конструкторов.
Практическая работа по модулю.
Модуль 7. Организация сетевого взаимодействия (электронная почта, Интернет и другие виды связи). 6 часов.
-
Организация взаимодействия учителя и учеников в интернет-сообществе (сайте) класса и посредством мессенджеров Skype, Google Talk.
-
Информационная среда, содержащая электронные образовательные ресурсы для организации образовательного процесса. Google-сервисы для сетевого взаимодействия. Программы для осуществления коммуникаций.
-
Вход на сайт школы. Авторизация. Заполнение личной странички. Внутренняя почта школы. Работа в форумах (просмотр сообщений, ответы на сообщения в форуме). Ответы в форумах, создание новой темы. Категории курсов, поиск нужного курса. Интерфейс курсов. Блоки курса (участники, обмен сообщений, пользователи на сайте, полезные ссылки). Распределение материала.
-
Программы для осуществления коммуникаций:
Почта. Школьная почта (и/или заведение своей почты). Авторизация. Веб-интерфейс почты. Назначение папок. Сортировка корреспонденции (ярлыки, фильтры). Адресная книга. Спам. Обзор дополнительных возможностей школьной почты (календарь, документы). Ориентирование в рабочем окне письма (адресат, тема, редактирование письма). Отправление и получение писем, прикрепление файла к письму, просмотр файла в полученном письме, сохранение файлов, приложенных к письму.
Skype. Возможности общения с помощью программы Skype. Регистрация учётной записи. Наполнение контактного листа. Инициирование аудио и видео конференций. Участие в аудио и видео конференциях в качестве приглашенного. Обмен текстовыми сообщениями. Внесение контактной информации на личную страницу пользователя.
Практическая работа по модулю.
Модуль 8. Подготовка портфолио. 3,5 часа.
-
Формирование портфолио, состоящего из комплекта дидактических и методических материалов для проведения учебного занятия с использованием технологий и ресурсов ИОС, подготовленных в ходе освоения содержания программы обучения.
-
Разработка фрагмента урока с использованием технологий и средств ИОС.
-
Представление и защита портфолио.
Практическая итоговая работа по программе.
Литература
-
Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Института художественного образования Российской Академии образования, 2004.
-
Биология. Основы биологического практикума. Руководство для учителя. Cornelsen/Перевод на русский Институт новых технологий.
-
Весовые измерения. Руководство для учителя к комплекту лабораторного оборудования. Cornelsen/ Перевод на русский Институт новых технологий.
-
Гололобова, Н.Л. Организация сетевого взаимодействия педагогов как условие непрерывного повышения квалификации учителей начальных классов // Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№6.-С.54-59.
-
Звук и тон. Руководство для учителя к комплекту лабораторного оборудования. Cornelsen/ Перевод на русский Институт новых технологий.
-
Лисицына Л.С., Лямин А.В., Шехонин А.А. Разработка рабочих программ дисциплин (модулей) в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО. Методическое пособие. СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. – 63 с.
-
Наблюдение за погодой. Руководство для учителя к комплекту лабораторного оборудования. Cornelsen/ Перевод на русский Институт новых технологий.
-
Новенко Д.В. Живая география. Методические рекомендации. М., 2006.
-
Савина, Н.М. Технология обучения педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия как средство развития инновационных процессов в системе образования // Дополнительное профессиональное образование. - 2007. - №8. - С.12-14,19.
-
Тепловые явления. Руководство для учителя к комплекту лабораторного оборудования. Cornelsen/ Перевод на русский Институт новых технологий.
-
Федеральный государственный стандарт второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).
-
Филиппович А.Ю., Лисицына Л.С., Вольпян Н.С., Мельникова О.И. Разработка образовательных программ в сфере ИКТ с учетом требований работодателей и ФГОС – М.: Лаборатория проблем технического образования МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 150 с.
-
Цифровые лаборатории по физике. Методическое пособие. ИНТ.
-
Цифровые лаборатории по химии и биологии. Методическое пособие. ИНТ
Поделитесь с Вашими друзьями: |