Целевой раздел.
Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи предназначена для специалистов дошкольной организации, в которой воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи от трех до семи-восьми лет. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации).
Программа обеспечивает образовательную деятельность в следующих группах образовательной организации:
В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, где она обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников;
В группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ТНР) в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и на основе:
Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под ред. проф. Л.В.Лопатиной. – СПб.,2014. – 286 с.);
Коррекционной программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Т.В.Тумановой: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». – Москва, «Просвещение», 2009.
Примерной адптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи(ОНР) с 3 до 7 лет(Н.В.Нищева, СПб, 2014)
Также программа разработана с учетом целей и задач Основной образовательной программы ДОО.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. Актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений развития речи детей обусловлена ростом числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обуславливает актуальность «программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
Данная программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей и обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, ключевым условием реализации которого выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные методы, проблемно-поискового характера.
В основу формирования программы положены следующие принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. Применение принципа развивающего образования ориентирует педагогов на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому: содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону ближайшего развития, но так же возможность применения полученной информации в практической деятельности детей;
Онтогенетический принцип, в соответствии с которым учитываются закономерности развития детской речи в норме.
Принцип индивидуализации, согласно которому учитываются возможности, особенности развития и потребности каждого ребенка.
Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
Принцип поддержки детской инициативности.
Принцип интеграции, который реализуется через: интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательных областей; интеграцию усилий специалистов.
Программа учитывает концептуальные положения общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:
На современных представлениях лингвистики о языке, как важнейшем средстве общения людей. Освоения окружающей действительности и познания мира.
На философской теории познания, теории речевой и познавательной деятельности.
В основе программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Поделитесь с Вашими друзьями: |