Образование как биографически значимое пространство



Скачать 52,85 Kb.
Дата17.01.2021
Размер52,85 Kb.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК БИОГРАФИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ПРОСТРАНСТВО
С.В. Яковлева

Псковский государственный педагогический

университет им. С.М. Кирова
Противоречивость, постоянная изменчивость современной гуманитарной ситуации, характерными чертами которой являются нестабильность и неопределенность каких-либо ориентиров, норм и ценностей, стремительные изменения во всех сферах жизни, высокие темпы роста информационных потоков, навязывающих, в том числе, ложные ценности и смыслы, требуют новых подходов к исследованию особенностей развития современного человека и возможностей оптимизации его образования и воспитания. Перед современным образованием стоит комплекс проблем, связанных с подготовкой людей, способных «в условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социальных изменений справляться с различными профессиональными и жизненными проблемами»1.

В данном контексте представляется важным и своевременным обозначить проблему соотношения образования и биографии, высокий образовательный потенциал которой современной педагогической наукой и практикой, на наш взгляд, недооценивается или игнорируется. Довольно долгое время отечественную педагогику интересовал человек вообще, и биографии воспитанников интересовали ее на уровне «персональных дел». Научная педагогика, фиксирующая типичное, стала основным, а часто единственным вектором педагогических отношений и упустила живого человека, живую жизнь. В сознании работника образования закрепился образ человека, «нужного и полезного обществу и государству». Вопрос же: «Какой человек нужен самому себе?» - вообще в образовательной практике не ставится.

Думается, следует признать, что образование как этап, как необходимая стадия бытия в цивилизованном обществе не исчерпывается на сегодняшний день предметными знаниями и инструментальными навыками (также навыками мышления, воображения, творчества), а имеет иное, более емкое, значение. Образование представляет собой способ бытия, процесс естественной, свободной жизни, в которой каждый акт обучения, учения, воспитания и самовоспитания наполнены личностными смыслами, ценностями и целями. Такое понимание образования требует, прежде всего, дополнения гносеологических методологических подходов в современной теории и практике образования онтологическими, в соответствии с которыми образование можно рассматривать как особый способ бытия растущего человека, а не нечто искусственно созданное, привнесенное извне. Необходимость использования онтологических подходов в теории и практике образования обусловливается спецификой его субъектов. В педагогической реальности, в образовательном пространстве встречаются, действуют, страдают, надеются конкретные, неповторимые люди с уникальным набором ценностей, целей, потребностей и желаний во всем многообразии своих жизненных проявлений. Всякий человек «есть своего рода емкость, переполненная невероятным количеством сенсорного, перцептивного опыта, каких-то эталонов, единиц, схем памяти, программ действий. Реализуется далеко не все, большинство так и остается виртуальным, т.е. в принципе возможным, но не актуализировавшимся, не реализовавшимся»2. Поэтому центральными в пространстве образования являются вопросы бытия, ибо «самым мучительным и неразрешимым вопросом остается очень личный вопрос о «главном», а именно о том, что, собственно, мы делаем здесь и сейчас и какой в этом смысл3. Потому цель образования видится в широком смысле в том, чтобы способствовать и помогать ребенку в том, чтобы стать самим собой, выбрать себя и свой истинный путь в жизни, который ведет его к совершенству, наиболее полной самореализации. Каждый человек нуждается наряду с овладением знаниями, умениями, навыками, способами деятельности в ответе на предельные вопросы человеческого бытия, и, соответственно, в овладении инструментами самопознания, в развитии рефлексивных, прогностических умений, способностей построения и проживания «своей» жизни, адекватной индивидуальному пониманию смысла жизни и предназначения.

Для «образования» может дать чрезвычайно богатый материал биография отдельного воспитанника. Каждый человек (осознанно или неосознанно) пытается реконструировать, осмыслить пройденные этапы жизни и запланировать предстоящие события. Поэтому биография представляет собой не простую совокупность событий, действий, поступков в жизни человека. Ведущее значение приобретают ощущения, восприятия, переживания и впечатления жизни, окрашенные в те или иные тона, факты, получившие оценку и ставшие опытом и т.д. Именно это имел ввиду Ю. Хеннингсен, обративший внимание на биографию человека как педагогическую проблему в зарубежной педагогической науке, назвав одну из глав своей книги «Несчастье обучает». Биография представляет собой информативный исторический источник для педагога, который фиксирует образы учителей, книг, событий, впечатлений детства и их «обучающую роль» и дает возможность проследить историю становления человека, отвечающую на вопрос: «Кто я есть?» посредством ответа на вопрос: «Как я стал тем, что я есть?». Иными словами, всей своей биографией (рассказанной или осмысленной внутренне) человек пытается дать ответ на вопрос, как он стал тем, что он есть, и жизнь воспитанника следует рассматривать и интерпретировать через призму «образования». Мы можем утверждать, что «обучающим» эффектом обладает все, «что превращается в составную часть самого индивида, так как он размышляет о происшедшем, говорит об этом сам с собой и другими, осознает его и вспоминает о том, что внутренне преобразило его, о том, что он усвоил и интегрировал»4.

Вышеизложенное дает основания рассматривать биографию индивида как «персонифицированный вариант образования» (Ю. Хеннингсен). Жизненный опыт и образование как институализированная его часть могут и должны стать материалом для оценки и осмысления с целью создания и реализации ребенком своей уникальной, наиболее оптимальной биографической траектории. Осознание отношения ко времени жизни, степень удовлетворенности прошлым, настоящим, ожидания в будущем становятся инструментом самопреобразования и самопроектирования жизни. Важно услышать самоинтерпретацию индивида. Поэтому образование представляет собой и факт рефлексии. Автобиографическое высказывание является ничем незаменяемым для понимания вопроса об индивидуальных преобразованиях в перспективе всей жизни. Свой жизненный путь, отдельные, наиболее значимые, по мнению воспитанника, моменты, он стремится воспроизвести в связи с самыми разными предлогами. Рассказанная или написанная биография, конечно, не есть отражение реального жизненного пути человека, но речь идет, прежде всего, о понимании индивидом своей жизни. Воспитатель имеет возможность понять цель и смысл жизни на основе концепций, демонстрируемых в ходе рассказа. Убедительно звучат слова представителя педагогической антропологии Б.М. Бим-Бада по этому поводу: «Пусть не все хранимое в сознании и подсознании фиксирует автобиография, но то, что она обнаруживает, не может быть ни случайным, ни малозначительным»5. Биография, безусловно, очень субъективна, однако, важно знать, как ребенок сам оценивает факты своей жизни, что считает существенным, что второстепенным, ибо это является определяющим для построения ребенком своего будущего.

На основе осуществленных нами теоретических изысканий и опыта педагогической деятельности можно сформулировать ряд важных выводов.

Образование – необходимый и неотъемлемый этап в биографии каждого индивида, ограниченный определенными возрастными рамками и границами образовательных учреждений, предполагающий создание мотивации к необходимости непрерывного самообразования. Образование – это и вся жизнь человека, совокупность образов, событий, людей, которые оказали «образовательный» эффект на индивида и его жизнь в биографическом масштабе и стали частью его личной истории, без которых он не был бы тем, что он есть.

Образование как система знаний, умений, навыков, способов деятельности в его традиционном понимании, реализующееся через образовательные институты, предоставляет материал для построения индивидуальной биографии, ибо любые знания и сведения не бесстрастны, содержат в себе смыслообразующий потенциал, ориентирующий на выбор человеком определенного отношения к себе, к миру, к собственной жизни, дающий инструменты для самообразования и самопреобразования жизни. Образование в его онтологическом понимании также выстраивается на основе биографии, среди условно выделенных компонентов которой можно назвать: 1) событийный: значимые события, которые изменяют аксиологическую структуру личности, оказывают сильное преобразующее воздействие на жизнь индивида в биографическом масштабе; 2) пространственно-временной; 3) межличностный: в жизни каждого человека есть значимые люди, которые могут выступать помощниками или помехами в достижении жизненных целей, образцами для подражания или, наоборот, людьми, жизнь и ошибки которых не следует повторять; 4) ценностно-смысловой: система ценностей человека, в структуре которой чрезвычайно важным является наличие индивидуального понимания смысла и цели жизни, предназначения, которое определяет характер, содержание и направление всей его жизнедеятельности; 5) субъектно-деятельностный: самопознание, оценочная, рефлексивная, прогностическая, проектировочная деятельность. Биографическая рефлексия может быть систематической, универсальной и осознанной, и «история собственной жизни» есть повод, основание, стимул для размышления о жизни с целью ее коррекции и проектирования.



Представляется, что в таком контексте биография выступает важным информативным источником и средством взаимодействия с детьми, основанным на конкретных и индивидуальных биографических фактах, а образовательное пространство и деятельность педагога становятся сферой практического человекознания, обусловливающего становление многообразия «само» его субъектов и соотносится с индивидуальными целями и ориентирами воспитанников.

1 Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского обществ // Вопросы образования. - 2008. – №1. - с. 76-82.

2 Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности // Вопросы философии. – 2001. - № 2. – С. 66-86.

3 Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания. Монография. Псков: изд. ПГПУ, 2008. – 288 с. – С. 72.

4 Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика. / Перевод с нем. В.А. Волкова; Под общ. ред. В.Г. Безрогова. - М.: Изд-во УРАО, 2000. – 184 с. – С. 80-81.

5 Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада, О.Е. Кошелевой. - М.: Издательство УРАО, 1998. – С. 4.

Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes -> 13579
nodes -> Педагогическая технология формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов
nodes -> Примерная программа воспитания 1
nodes -> Профессиональное становление будущих педагогов-психологов: мотивационный компонент
nodes -> Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки
nodes -> Педагогическая практика по дополнительной специальности «информатика»
nodes -> Модель формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов
13579 -> Проблемы образования в условиях конкуренции и плюрализма
13579 -> Психологические особенности разработки и реализации управленческих решений в сфере образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница