Областное государственное учреждение
«Региональный центр развития образования»
А. И. Панов
Педагогическое творчество:
структурно-аналитический аспект
(методические рекомендации)
Томск - 2003
Рекомендовано к изданию ОГУ
«Региональный центр развития образования»
Панов А.И. Педагогическое творчество: структурно-аналитический аспект. - Томск, ОГУ «РЦРО», 2003.
В данных методических рекомендациях рассматривается структура педагогического творчества, взаимосвязь его с понятием педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая квалификация и другими.
Данные рекомендации будут полезны руководителям органов управления образованием, специалистам системы профессионального педагогического образования и повышения квалификации, административным и педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, студентам педагогических институтов и колледжей.
Панов А. И., 2003
Содержание
Введение 4
Факторы педагогического творчества 5
Понятие педагогического творчества 6
Уровни педагогического творчества 11
Структура педагогического творчества 12
Типы педагогического творчества 20
Связь творчества с понятиями «компетентность», «квалификация», «мастерство» 21
Заключение 24
Литература 25
Введение
Интеллектуализация всех сторон социальной, экономической и производственной деятельности становится одной из ведущих закономерностей нашего времени. Одновременно наблюдается рутинизация интеллектуального труда. Возникает ситуация когда более значимым для управления профессиональным развитием, проектированием и реализацией систем профессионального образования и повышения квалификации становится не антиномия умственный труд - физической труд, а различение творческого и рутинного труда. При этом «В структуре рабочей силы в целом происходит сдвиг… доля работников физического труда убывает с одновременным изменением содержания самого труда».1
С учетом физической и умственной природы труда, его рутинного или творческого характера возникает четыре принципиально различных базовых типа профессиональной деятельности: 1) рутинная физическая; 2) рутинная умственная; 3) творческая физическая; 4) творческая умственная. Данные базовые типы являются идеальной абстракцией, выступающей средством анализа и проектирования реальных типов профессиональной деятельности, интегрирующих в том или ином соотношении базовые типы.
Педагогическая деятельность, и умственная, и физическая, и творческая, и рутинная. У разных педагогов, в различных педагогических концепциях и практиках различная выраженность (доминантность) этих сторон. Гипертрофирование педагогического творчества в педагогической профессиональной деятельности также неправомерно, как и абсолютизация ее рутинности. Однако гуманитарная природа образовательной системы, свойственная ей неопределенность, позволяет говорить о творческой модальности в работе педагога.
Уровень творчества педагога определяется жесткостью методических требований или технологической схемы. Для реализации творческого потенциала педагогу необходимо адекватно определить границы возможных и реализуемых инноваций. Творчество выступает как форма деятельности, характеризующаяся появлением в ней и ее продуктах «нового» как в объективном, так и субъективном планах.
Уточнение понятия творчества, в первую очередь в собственном сознании деятеля, выявление его факторов, уровней и структуры является необходимым для проектирования и реализации систем развития профессионального педагогического творчества.
Факторы педагогического творчества
Педагогическая деятельность, как и любая профессиональная деятельность, может иметь две формы проявления, две диадные модальности – рутинизацию и творчество. В.А. Яковлев, рассматривая диалектику творческого процесса в науке, отмечает, что «Многообразие сфер социокультурной деятельности, ее структурированность в операциональных комплексах делают невозможным безграничное тотальное распространение ни творческой активности, ни форм адаптации. Они всегда сосуществуют и взаимодополняют друг друга. Однако удельный вес их в разных деятельностях может существенно варьироваться».1 На наш взгляд, это положение имеет методологический статус для решения вопроса о сущности, структуре и механизмах творчества.
Исследуя феномен творчества, нельзя абсолютизировать, равно и недооценивать, как нормативную, так и творческую стороны профессиональной деятельности. «Творчество вне нормы, вне нормативных форм, - указывает В.Г. Афанасьев, - лишается действительного характера, ведь оно не возникает на пустом месте, а предполагает освоение накопленного опыта и знаний, закрепленных в нормах. Вне норм творчество бесцельно и беспорядочно. … Чрезмерное, вненормативное творчество, «сверхинициатива» приводят к произволу, субъективизму и, в конечном счете, к анархизму, к отрицанию всякого порядка и организованности».2 Творчество приводит к изменению норм, в которых фиксируются общественно значимые эффекты творческой деятельности.
В педагогической деятельности доминирует творчество. В книге «Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-педагогический аспект) отмечается, что «Особенностью педагогической деятельности (иногда считают - основной особенностью) является нестандартность педагогических задач и ситуаций, вероятностный характер профессиональных решений. Качество подготовки специалиста в данной профессиональной области измеряется его творческим вкладом в профессию, способностью к модификации практического опыта».3 В.А. Кан Калик в работе «Педагогическое творчество» отмечает: «Профессиональное своеобразие деятельности педагога заключается в том, что полная алгоритмизация ее практически невозможна, хотя в педагогическом труде и существует определенная совокупность приемов и навыков, которым педагог обучен».1
Творчество возникает в ситуации неопределенности, имеет вероятностный характер. В. А. Кан Калик и его сооавторы считают, что «Любое педагогическое преобразование обязательно включает в себя творческое начало, ибо сама преобразуемая личность всегда уникальна и неповторима... творчество - ...объективная профессиональная необходимость в деятельности учителя...».2
Поделитесь с Вашими друзьями: |