Областное государственное учреждение «Региональный центр развития образования» А. И. Панов Педагогическое творчество: структурно-аналитический аспект



Скачать 411,66 Kb.
страница1/5
Дата25.04.2016
Размер411,66 Kb.
#38297
ТипЛитература
  1   2   3   4   5

Областное государственное учреждение

«Региональный центр развития образования»

А. И. Панов




Педагогическое творчество:

структурно-аналитический аспект
(методические рекомендации)

Томск - 2003


Рекомендовано к изданию ОГУ

«Региональный центр развития образования»

Панов А.И. Педагогическое творчество: структурно-аналитический аспект. - Томск, ОГУ «РЦРО», 2003.
В данных методических рекомендациях рассматривается структура педагогического творчества, взаимосвязь его с понятием педагогическая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая квалификация и другими.

Данные рекомендации будут полезны руководителям органов управления образованием, специалистам системы профессионального педагогического образования и повышения квалификации, административным и педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, студентам педагогических институтов и колледжей.


Панов А. И., 2003


Содержание


Введение 4

Факторы педагогического творчества 5

Понятие педагогического творчества 6

Уровни педагогического творчества 11

Структура педагогического творчества 12

Типы педагогического творчества 20

Связь творчества с понятиями «компетентность», «квалификация», «мастерство» 21

Заключение 24

Литература 25



Введение

Интеллектуализация всех сторон социальной, экономической и производственной деятельности становится одной из ведущих закономерностей нашего времени. Одновременно наблюдается рутинизация интеллектуального труда. Возникает ситуация когда более значимым для управления профессиональным развитием, проектированием и реализацией систем профессионального образования и повышения квалификации становится не антиномия умственный труд - физической труд, а различение творческого и рутинного труда. При этом «В структуре рабочей силы в целом происходит сдвиг… доля работников физического труда убывает с одновременным изменением содержания самого труда».1

С учетом физической и умственной природы труда, его рутинного или творческого характера возникает четыре принципиально различных базовых типа профессиональной деятельности: 1) рутинная физическая; 2) рутинная умственная; 3) творческая физическая; 4) творческая умственная. Данные базовые типы являются идеальной абстракцией, выступающей средством анализа и проектирования реальных типов профессиональной деятельности, интегрирующих в том или ином соотношении базовые типы.

Педагогическая деятельность, и умственная, и физическая, и творческая, и рутинная. У разных педагогов, в различных педагогических концепциях и практиках различная выраженность (доминантность) этих сторон. Гипертрофирование педагогического творчества в педагогической профессиональной деятельности также неправомерно, как и абсолютизация ее рутинности. Однако гуманитарная природа образовательной системы, свойственная ей неопределенность, позволяет говорить о творческой модальности в работе педагога.

Уровень творчества педагога определяется жесткостью методических требований или технологической схемы. Для реализации творческого потенциала педагогу необходимо адекватно определить границы возможных и реализуемых инноваций. Творчество выступает как форма деятельности, характеризующаяся появлением в ней и ее продуктах «нового» как в объективном, так и субъективном планах.

Уточнение понятия творчества, в первую очередь в собственном сознании деятеля, выявление его факторов, уровней и структуры является необходимым для проектирования и реализации систем развития профессионального педагогического творчества.



Факторы педагогического творчества

Педагогическая деятельность, как и любая профессиональная деятельность, может иметь две формы проявления, две диадные модальности – рутинизацию и творчество. В.А. Яковлев, рассматривая диалектику творческого процесса в науке, отмечает, что «Многообразие сфер социокультурной деятельности, ее структурированность в операциональных комплексах делают невозможным безграничное тотальное распространение ни творческой активности, ни форм адаптации. Они всегда сосуществуют и взаимодополняют друг друга. Однако удельный вес их в разных деятельностях может существенно варьироваться».1 На наш взгляд, это положение имеет методологический статус для решения вопроса о сущности, структуре и механизмах творчества.

Исследуя феномен творчества, нельзя абсолютизировать, равно и недооценивать, как нормативную, так и творческую стороны профессиональной деятельности. «Творчество вне нормы, вне нормативных форм, - указывает В.Г. Афанасьев, - лишается действительного характера, ведь оно не возникает на пустом месте, а предполагает освоение накопленного опыта и знаний, закрепленных в нормах. Вне норм творчество бесцельно и беспорядочно. … Чрезмерное, вненормативное творчество, «сверхинициатива» приводят к произволу, субъективизму и, в конечном счете, к анархизму, к отрицанию всякого порядка и организованности».2 Творчество приводит к изменению норм, в которых фиксируются общественно значимые эффекты творческой деятельности.

В педагогической деятельности доминирует творчество. В книге «Профессиональная деятельность молодого учителя (социально-педагогический аспект) отмечается, что «Особенностью педагогической деятельности (иногда считают - основной особенностью) является нестандартность педагогических задач и ситуаций, вероятностный характер профессиональных решений. Качество подготовки специалиста в данной профессиональной области измеряется его творческим вкладом в профессию, способностью к модификации практического опыта».3 В.А. Кан Калик в работе «Педагогическое творчество» отмечает: «Профессиональное своеобразие деятельности педагога заключается в том, что полная алгоритмизация ее практически невозможна, хотя в педагогическом труде и существует определенная совокупность приемов и навыков, которым педагог обучен».1

Творчество возникает в ситуации неопределенности, имеет вероятностный характер. В. А. Кан Калик и его сооавторы считают, что «Любое педагогическое преобразование обязательно включает в себя творческое начало, ибо сама преобразуемая личность всегда уникальна и неповторима... творчество - ...объективная профессиональная необходимость в деятельности учителя...».2


Каталог: sites -> default -> files -> users -> user5606
users -> Семинар для заместителей директоров оу по нмр, руководителей шмо «Современные технологии в организации образовательного процесса в условиях перехода на фгос»
users -> Образовательная программа «Медиабезопасность детей и подростков»
users -> Исследование функционального состояния внс
users -> Программа ижевск 2014 Научно-образовательный форум «Международная неделя многоязычия в УдГУ»
users -> Методическая Школа «Некоторые аспекты постановки цели на уроке»
user5606 -> Публикация книги
user5606 -> Публикация книги

Скачать 411,66 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница