О профессиональной подготовке будущих преподавателей высших учебных заведений И. В. Олейник



страница1/2
Дата01.05.2022
Размер46 Kb.
#140940
  1   2

О профессиональной подготовке будущих преподавателей высших учебных заведений


И.В. Олейник,
Днепропетровский университет имени Альфреда Нобеля,
г. Днепропетровск


Аннотация: В статье представлены особенности подготовки преподавателя высшего учебного заведения. Обоснованы ведущие тенденции современного высшего образования, которые оказывают непосредственное влияние на создание обновленного комплекса требований, что касаются формирования профессиональных и личностных качеств научно-педагогического состава высшего образовательного учреждения. Определены функции преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: высшее образование, преподаватель высшего учебного заведения, профессиональная подготовка.
Трансформационные процессы, которые происходят в образовательной и социальной сферах, требуют подготовки высоквалифицированных, конкурентоспособных специалистов, которые способны к творчеств, профессиональному развитию и самообразованию. Необходимость усовершенствования профессиональной подготовки будущих преподавателей высших учебных заведений влечёт за собой переосмысление требований к процессу формирования личности будущего специалиста, что отвечает современным требованиям, прописанным в национальной стратегии развития образования в Украине, на 2012-2021 гг., Законе Украины «О высшем образовании».
В национальной стратегии развития образования в Украине сделан акцент на том, что перестройка национальной системы образования в современных условиях с учётом кардинальных изменений во всех сферах общественной жизни, исторических вызовов XXI века требует критического переосмысления достигнутого и сосредоточивания усилий и ресурсов на решении наиболее острых проблем, которые препятствуют обеспечению нового качества образования, адекватного современной исторической эпохе [2].
Особое значение на современном этапе развития образовательной сферы в Украине отведено усовершенствованию профессиональной подготовки будущих преподавателей высших учебных заведений, но при всей необходимости многих исследований, они не охватывают в полной мере содержательные и методологические аспекты.
Проблемы организации научно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении были предметом многих научных исследований (О. Абдуллина, В. Андрущенко, С. Архангельский, И. Богданова, Н. Евтух, И. Захаров, И. Зязюн, Е. Пехота, В. Семиченко, С. Сисоєва, В. Сластёнин, Т. Яценко и др.).
Тенденции развития высшего педагогического образования в Украине в своих работах осветили С. Витвицкая, Н. Коротенко, А. Кузминский, В. Луговой, В. Майборода и др.
Подготовка и аттестация научно-педагогических кадров высшей квалификации в Украине производится прежде всего через магистратуру, аспирантуру и докторантуру. При условии эффективного функционирования она является несомненно значимой в отношении повышения научного и творческого потенциала государства. Однако следует помнить, что она должна обеспечить систему высшего образования высококвалифицированными и конкурентноспособными специалистами, которые будут соответствовать профессиограмме преподавателя согласно требованиям общества.
Одним из важных заданий высшей школы, руководствующим принципом государственной политики является подготовка педагогических кадров. Особое внимание уделяется преподавателям высших учебных заведений, которые призваны решать сложный комплекс вопросов в системе воспроизведения кадрового потенциала образования, формирования творческой и успешной личности специалиста, который уверен в своих знаниях, является активным и коммуникабельным [1]. Соответственно решение этих заданий под силу только высококвалифицированному преподавателю, который владеет соответственной теоретической и методической подготовкой, имеет необходимые личностные качества.
Важным является факт, что в отличии от знаниеориентированого подхода, который долгое время царил в высшем образовании и делал уклон на формировании у студентов глубоких систематизированных знаний, компетентностный подход сместил акцент в подготовке специалистов на формирование способности к активному действию, творческого профессионального труда. В связи с этим важным компонентом развития личности будущего преподавателя высшей школы становится не только усвоение профессиональных знаний, а и процессом и средствами деятельности.
Это говорит о том, что первичной и системообразующей становится не процессуальная составляющая, которая включает в себя обучение, преподавательскую деятельность и оценивание, а результативная, которая выражается в терминах компетентностей.
Преподаватель высшей школы должен одновременно выполнять несколько функций. Прежде всего это преподавательская функция согласно которой он передаёт знания, стимулирует активность студентов, мотивирует их к обучению, формирует у них профессиональные навыки и умения.
Второй функцией, на наш взгляд, является воспитательная, ведь преподаватель на протяжении всей своей деятельности со студентами осуществляет всестороннее развитие личности студента, как целенаправленно, так и непосредственно, формирует не только профессиональные, но и психологические качества.
Важным фактором профессионального развития и совершенствования преподавателя является научная деятельность. В связи с этим следующей функцией выступает научная, которая состоит в том, что преподаватель осуществляет научные поиски в сфере дисциплин, которые он преподаёт, а также стремится к повышению своей квалификации (посещение тренингов, конференций, получение дополнительного диплома об образовании в смежной сфере и т.д.
Следующая, организационная, функция преподавателя состоит в том, что он должен организовывать учебный процесс, мотивировать, стимулировать и контролировать самостоятельную работу студентов, одним словом быть проводником в лабиринте знаний.
Консультативная функция осуществляется преподавателем в процессе помощи студенту ориентироваться в научной информации, написании статей, научных проектов, курсовых и дипломных работ.
Не менее важной предыдущих является информационная функция, поскольку именно преподаватель – носитель наиболее новой информации, инновационных технологий, он является главным источником передачи современной информации студентам.
Преображение общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания возлагается на трансформационную функцию преподавателя высшей школы.
Преподаватель высшей школы, который в совершенстве владеет своим предметом, сегодня не является столь востребованным, как преподаватель, который ориентируется в научных основах истории и методологии своего предмета согласно с требованиями общества, знает тенденции развития педагогики высшей школы, владеет методикой внедрения и использования инновационных технологий обучения, достигает эффективности в процессе формирования навыков самостоятельной работы студентов, владеет механизмами развития у них мотивации к обучению, способен проектировать, конструировать и моделировать учебные занятия, оказывать воспитательное воздействие, быть активным исследователем в научной сфере и руководить научной деятельностью студентов.
Таким образом, преподаватель высшей школы должен обладать научно-методической базой, которая позволит ему всегда идти в ногу со временем и по-новому смотреть на педагогическую деятельность в высшем учебном заведении. С трансформационными процессами в нашем государстве, с изменением политики высшего образования, сегодня требования к личности преподавателя во многом возрастают и требуют от него особых знаний, умений и навыков, ведь для современного студента он не является главным источником получения знаний, но он должен быть экспертом и консультантом, который помогает студенту ориентироваться в научном пространстве.

Каталог: bitstream -> 123456789 -> 863
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Особенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
123456789 -> Учебное пособие для студ ф-та референт-переводчик / Харков гуманит ин-т «Народная украинская академия»
123456789 -> 1. проблемы бытия в современной философии
123456789 -> Способы защиты компании от хэдхантингов
123456789 -> Диагностика психического развития ребенка
123456789 -> Особенности формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка на современном этапе
123456789 -> Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации
863 -> Лекция №1. Тема «Предмет и задачи дисциплины «Эстетика быта». Общие понятия об этикете, эстетике, дизайне
863 -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-89 01 01 Туризм и гостеприимство


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница