«О проблемах формирования на территории Иркутской области системы постинтернатного сопровождения выпускников детских учреждений»



Дата14.02.2016
Размер80 Kb.
РЕКОМЕНДАЦИИ

круглого стола на тему: «О проблемах формирования на территории Иркутской области системы постинтернатного сопровождения выпускников детских учреждений»
г. Иркутск,

ул. Ленина, 1а 20 апреля 2012 года

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, (далее – дети-сироты) – особая категория. Они не могут рассчитывать на помощь родителей. Между тем, им приходится бороться с широким кругом проблем: защищать свои права, в частности, жилищные и трудовые, справляться с психологическими трудностями, решать множество частных, но весьма существенных вопросов, таких, как оказание себе первой помощи, приготовление пищи, ремонт жилья и многое другое.

Несколько лет назад Генеральная прокуратура РФ озвучила чудовищную статистику, касающуюся выпускников детских учреждений: 40% из них становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают правонарушения, 10% кончают жизнь самоубийством и только один из десятка – более или менее успешно приспосабливается к жизни в обществе.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются дети-сироты после выхода из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - детское учреждение), является жилищная проблема. Как отмечает Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахов: «Сегодня очевидно, что мы не построим жилье сразу всем детям-сиротам, но в каждом регионе должна быть создана четкая программа. Должен быть единый реестр всех выпускников детских учреждений. Лучшее постинтернатное сопровождение может быть реализовано в детском доме. У выпускника всегда должна быть возможность вернуться в свой детский дом, если ему будет некуда пойти».  

Также, к числу актуальных проблем для данной категории детей относятся проблемы получения профессионального образования и трудоустройства. Так, по данным научных исследований, право на высшее образование реализуют лишь 4% воспитанников детских учреждений. Большинство выпускников – 68,8% – после девятого класса поступают в учебные заведения начального профессионального образования; значительно меньше их количество – 20,2% – поступает в учреждения среднего профессионального образования. Кроме того, часть воспитанников-выпускников устраивается на работу без получения образования – 7%.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот представляет актуальную и трудную проблему для любого государства. Необходимо не только предоставить им жилье и обеспечить содержание, но и воспитать их так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны.

В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – детские учреждения). Основной задачей данной системы является социальная адаптация детей-сирот – выпускников детских учреждений, оказание им содействия в получении образования, трудоустройстве, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и обеспечении реализации права на жилье.

Рассматриваемая проблема нашла свое отражение в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и направленных на его реализацию поручениях Президента Российской Федерации, в которых поставлена задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.

В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие разработку и реализацию указанных программ.

Правовую основу деятельности по социальной адаптации выпускников детских учреждений составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г.


№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.
№ 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Опыт разработки и принятия соответствующих программ, а также нормативных правовых актов по вопросам постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников детских учреждений, имеется в ряде регионов Российской Федерации. Так, например, в Республике Тыва утверждена региональная целевая программа «Социальная адаптация и сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов на 2011–2013 годы», предусматривающая мероприятия, направленные на формирование системы успешной социальной адаптации воспитанников и выпускников детдомов и школ-интернатов, помощи в профессиональной ориентации, социально-психологической адаптации, защите их прав, содействии при решении вопросов жилья и трудоустройства. Подобные программы либо нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие вопросы, приняты в Республике Башкортостан, Республике Коми, в Камчатском и Пермском краях, Калужской области и в ряде других регионов.

На территории Иркутской области меры по социальной адаптации выпускников детских учреждений к самостоятельной жизни осуществляются в рамках долгосрочной целевой программы Иркутской области «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 19 ноября 2010 года
№ 294-пп (далее – программа «Точка опоры»).

В рамках реализации программы «Точка опоры» в 4 муниципальных образованиях Иркутской области предусмотрено создание центров социальной (постинтернатной) адаптации выпускников детских учреждений: на базе областных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования г. Усолье-Сибирское и г. Черемхово. В 2012 году планируется открытие центров в г. Братске и п. Центральный Хазан Зиминского района.

Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в течение 2012-2013 годов будет инициирована разработка и апробация на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних поселка Залари, города Усть-Илимска и Братского района программ по подготовке детей-сирот им детей, оставшихся без попечения родителей, из числа воспитанников перечисленных учреждений к выпуску из учреждения и самостоятельной жизни в обществе.

Рассматривая проблему подготовки воспитанников детских учреждений к самостоятельной жизни, следует признать, что ее эффективное решение возможно только в ключе взаимодействия различных социальных учреждений и субъектов социальных отношений. Во-первых, по причине сложности проблемы, во-вторых — в свете объективной ограниченности организационных, педагогических, финансовых и иных ресурсов детских учреждений и профильных ведомств, в-третьих, в связи с методологической необходимостью включения в данный процесс субъектов «внеинтернатного» пространства.

В связи с чем, целью проведения круглого стола является разработка конкретных предложений и мер, направленных на формирование в регионе эффективной межведомственной системы постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников детских учреждений.

Заслушав и обсудив информацию выступающих, участники круглого стола решили:

1. Считать одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти Иркутской области в сфере защиты прав детей-сирот, решение задачи совершенствования системы социальной адаптации выпускников детских учреждений, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания (обучения) в детском учреждении.

2. При осуществлении работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывать рекомендации, содержащиеся в письме министерства образования и науки Российской Федерации от 01 марта 2012 года № 06-369.



Рекомендовать:

1. Законодательному Собранию Иркутской области и Правительству Иркутской области обеспечить своевременную разработку и принятие нормативных правовых актов во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).

2. Правительству Иркутской области:

- обеспечить разработку и утверждение концепции постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников детских учреждений на территории Иркутской области;

- обеспечить разработку проекта закона Иркутской области, регулирующего вопросы создания на территории Иркутской области системы постинтернатного сопровождения выпускников детских учреждений (далее – проект закона). Предусмотреть в проекте закона введение такой формы сопровождения выпускников детских учреждений как постинтернатный патронат на основании договора, заключаемого между учреждением профессионального образования, патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства, установить размер вознаграждения лица, осуществляющего постинтернатный патронат;

- обеспечить разработку и принятие областной государственной долгосрочной целевой программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских учреждений.

Предусмотреть в программе мероприятия по: социально-педагогической диагностике (в целях определения социального статуса выпускника, плана первичной адаптации в новых условиях); социально-педагогическому консультированию (в целях оказания помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации); социально-профилактической работе (в целях предупреждения возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создания условий для полноценного личностного развития); социальному воспитанию (в целях оказания профессиональной помощи выпускнику в его социализации); по защите прав и законных интересов выпускников и иные мероприятия.

- определить исполнительный орган государственный власти Иркутской области, уполномоченный на решение вопросов в сфере постинтернатного сопровождения выпускников детских учреждений;

- создать базу данных выпускников детских учреждений;

- осуществлять государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение проблем выпускников детских учреждений в соответствии с Законом Иркутской области от 08 июня 2011 года № 37-ОЗ «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».

3. Министерству образования Иркутской области:

- расширять сеть специализированных учреждений (отделений), осуществляющих деятельность в сфере социальной адаптации и сопровождения выпускников детских учреждений. На базе данных учреждений (отделений) предусмотреть возможность предоставления временного проживания данной категории детей до момента решения ими жилищного вопроса;

- внедрять программы подготовки к самостоятельному проживанию выпускников детских учреждений: программы их личностного и профессионального самоопределения, правового просвещения;

- обеспечить подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников детских учреждений, областных государственных образовательных учреждений по направлениям социальной адаптации и сопровождения выпускников детских учреждений;

- осуществлять научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение системы постинтернатного сопровождения выпускников детских учреждений;

- разработать и утвердить стандарты качества услуг по сопровождению выпускников;

- осуществлять в сотрудничестве со средствами массовой информации просветительскую работу, направленную на демонстрацию положительного опыта социальной адаптации выпускников.

4. Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области:

- обеспечивать надлежащее сопровождение детей-сирот – выпускников детских учреждений, обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в рамках полномочий, установленных статьей 155.1. Семейного кодекса РФ;

- при проведении плановых и внеплановых проверок детских учреждений обращать особое внимание на осуществляемую детскими учреждениями работу по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, их профессиональному ориентированию, обеспечению мер по защите их прав и законных интересов;

- внедрять в областных государственных учреждениях социального обслуживания программы по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни, правовому просвещению и др.;

- обеспечить профессиональную подготовку (обучение) сотрудников учреждений, осуществляющих реализацию соответствующих программ;

- рассмотреть вопрос о создании на базе областных государственных учреждений социального обслуживания отделений по постинтернатному сопровождению и предоставлению социальных услуг выпускникам учреждений социального обслуживания

- обеспечивать предоставление мест и комплекса социальных услуг выпускникам детских учреждений, освободившимся из мест лишения свободы, не имеющим жилья и утратившим социально-полезные связи, в учреждениях социального обслуживания (центрах социальной адаптации).

5. Службе занятости населения Иркутской области:

- способствовать созданию условий для обеспечения эффективной профессиональной занятости выпускников детских учреждений.

6. Руководителям детских учреждений:

- не позднее, чем за год до выпуска воспитанников из детского учреждения обеспечить проведение диспансеризации;

- обеспечить проведение информационной работы с выпускниками по разъяснению их прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также предоставлять сведения об органах, учреждениях и организациях (с указанием места их расположения), в которые необходимо обращаться в целях реализации прав и обязанностей и защиты своих прав;

- обеспечить направление выпускников детских учреждений в Центры здоровья для формирования приверженности к здоровому образу жизни;

- осуществлять превентивные мероприятия по социальной адаптации выпускников детских учреждений через включение их в реализацию программ социального проектирования, волонтерского движения и т.д. с участием общественных движений и организаций.

7. ВУЗам:

- предоставлять студентам - выпускникам детских учреждений, не обеспеченных жильем, места в общежитиях в первоочередном порядке;

- обеспечивать активное вовлечение студентов - выпускников детских учреждений в реализацию программ социального проектирования, волонтерского движения и т.д. с участием общественных движений и организаций.




Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области

__________________Т.В. Семейкина



Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области

___________________С.Н. Семенова





Каталог: activity
activity -> Примерная тематика для конкурса программ модулей повышения квалификации Дошкольное образование на современном этапе
activity -> Современные стратегии работы с учебным текстом
activity -> Конкурс «Лучший воспитатель дошкольного учреждения»
activity -> Дёмкина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы мбоу «Урдомская сош» п. Урдома Ленского района Архангельской области
activity -> Законы Ману», «Артхашастра»
activity -> Общего и профессионального


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница