Новосибирский государственный технический



Pdf просмотр
страница1/242
Дата27.03.2022
Размер2,25 Mb.
#132386
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   242

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет гуманитарного образования Кафедра филологии
Филимонова Елизавета Владимировна
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ АСПЕКТУАЛЬНОСТИ В РУССКОМ
ЖЕСТОВОМ ЯЗЫКЕ Специальность 10.02.19 – Теория языка Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель к. филол. н. СИ. Буркова Новосибирск 2015


2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 7 ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ АСПЕКТУАЛЬНОСТИ В ЗВУКОВЫХ И ЖЕСТОВЫХ ЯЗЫКАХ .................................................................................................................... 26 1. Категория аспектуальности в звуковых языках .............................................. 26 1.1. Содержание семантической категории аспектуальности ........................ 28 1.1.1. Содержание и иерархическая организация внешней аспектуальности ............................................................................................... 28 1.1.1.1. Статус глагольной множественности ............................................ 28 1.1.1.2. Бинарная vs. множественная трактовка внешней аспектуальности ............................................................................................ 30 1.1.2. Аспектуальность и акциональность .................................................... 35 1.2. Подходы к описанию категории аспектуальности ................................... 39 1.3. Аспектуальность и другие семантические категории .............................. 41 2. Категория аспектуальности в жестовых языках ............................................. 43 2.1. Лингвистические особенности жестовых языков .................................... 43 2.1.1. Фонология жестовых языков ................................................................ 44 2.1.1.1. Параметры жеста ............................................................................. 44 2.1.1.2. Условие симметрии и условие доминантности ............................ 49 2.1.1.3. Понятие жестового слога ................................................................ 50 2.1.2. Морфология жестовых языков ............................................................. 51 2.1.2.1. Аффиксация ..................................................................................... 52 2.1.2.2. Словосложение ................................................................................ 53 2.1.2.3. Редупликация ................................................................................... 54 2.1.2.4. Модификации жеста ........................................................................ 60 2.1.2.5. Инкорпорация .................................................................................. 63 2.1.3. Классификаторные конструкции ......................................................... 64 2.2. Исследования категории аспектуальности в жестовых языках .............. 66 3. Выводы ................................................................................................................ 71 ГЛАВА II. АКЦИОНАЛЬНОСТЬ В РУССКОМ ЖЕСТОВОМ ЯЗЫКЕ ............ 73 1. Акциональность как объект изучения лингвистики ...................................... 73


3 1.1. Акциональные типы предикатов в звуковых языках и подходы к их классификации .................................................................................................... 73 1.2. Критерии разграничения акциональных типов предикатов в звуковых языках ................................................................................................................... 78 1.3. Исследования акциональности в жестовых языках ................................. 82 1.3.1 Подходы к разграничению акциональных классов предикатов на основании их морфосинтаксических свойств ............................................... 83 1.3.2. Репрезентация акциональной семантики предикатов в фонологической структуре жеста .................................................................. 85 2. Акциональная классификация предикатов в русском жестовом языке ....... 89 2.1. Акциональная классификация предикатов в русском жестовом языке на морфосинтаксическом уровне ...................................................................... 91 2.1.1. Различия в производном значении предикатов при их сочетании с одними тем же аспектуальным показателем ............................................... 92 2.1.1.1 Производное значение предикатов при редупликации ................ 92 2.1.1.2. Производное значение предикатов при сочетании с показателем перфекта/комплетива жестом УЖЕ .............................................................. 95 2.1.2. Возможность/невозможность сочетания с некоторыми аспектуальными показателями ....................................................................... 96 2.1.2.1. Возможность/невозможность сочетания с фазовыми глаголами 2.1.2.2. Возможность/невозможность сочетания с редупликацией и жестом УЖЕ .................................................................................................... 98 2.1.2.3. Возможность сочетания с жестом
RES
PART
................................... 101 2.2. Акциональная классификация типов предикатов в русском жестовом языке на фонологическом уровне ................................................................... 105 2.2.1. Класс событий ...................................................................................... 105 2.2.2. Класс процессов ................................................................................... 106 2.2.3. Класс состояний ................................................................................... 108 2.2.4. Переходный акциональный класс состояния/процессы ................. 108 2.2.5. Морфология или фоносемантика? ..................................................... 111 2.2.6. Сопоставление фонологических характеристик акциональных классов предикатов в русском и американском жестовых языках .......... 113


4 2.3. Средства смены акционального класса ................................................... 115 2.3.1. Показатель итератива ......................................................................... 116 переход события в процесс ........................................................................... 116 2.3.2. Показатель процессуальности: ........................................................... 117 переход события/состояния в процесс ........................................................ 117 2.3.3. Акционально связанные ситуации переход процесса в событие .. 119 3. Выводы .............................................................................................................. 121 ГЛАВА III. ЛИНЕЙНАЯ АСПЕКТУАЛЬНОСТЬ В РУССКОМ ЖЕСТОВОМ ЯЗЫКЕ ...................................................................................................................... 124 1. Подготовительная стадия ситуации ............................................................... 127 1.1. Обозначение подготовительной стадии ситуации в звуковых языках 127 1.2. Обозначение подготовительной стадии ситуации в жестовых языках 129 1.3. Обозначение подготовительной стадии ситуации в русском жестовом языке ................................................................................................................... 129 2. Начинательность .............................................................................................. 130 2.1. Начинательность в звуковых языках ....................................................... 130 2.2. Показатели начинательности в жестовых языках .................................. 133 2.3. Показатели начинательности в русском жестовом языке ..................... 133 3. Срединная стадия ситуации и фаза продолжения ситуации ....................... 145 3.1. Срединная стадия ситуации, фаза продолжения ситуации и способы их обозначения в звуковых языках ...................................................................... 145 3.2. Срединная стадия ситуации и фаза продолжения ситуации в существующих исследованиях жестовых языков ......................................... 146 3.3. Показатели срединной стадии ситуации и фазы продолжения ситуации в русском жестовом языке ............................................................................... 147 4. Конец ситуации ................................................................................................ 155 4.1. Показатели конца ситуации в звуковых языках ..................................... 155 4.2. Показатели конца ситуации в существующих исследованиях жестовых языков ................................................................................................................. 156 4.3. Показатели конца ситуации в русском жестовом языке ....................... 160 4.3.1. Жест УЖЕ ............................................................................................... 160


5 4.3.2. Жест ЗАКОНЧИТЬ ................................................................................... 163 4.3.3. Жесты
ПРЕКРАТИТЬ
НАВСЕГДА
и ВЫПОЛНИТЬ ..................................... 165 4.3.4. Модификации жеста ............................................................................ 166 4.4. Выражение семантики перфектива .......................................................... 169 5. Указание на результирующую стадию ситуации и смежные значения ..... 172 5.1. Результатив и смежные значения в звуковых языках ............................ 172 5.2. Результатив и смежные значения в существующих исследованиях жестовых языков ............................................................................................... 179 5.3. Результатив и смежные значения в русском жестовом языке .............. 183 5.3.1. Результатив ........................................................................................... 183 5.3.2. Антирезультатив .................................................................................. 187 5.3.3. Перфект ................................................................................................. 190 5.3.4. Экспериенциальное значение ............................................................. 194 6. Выводы .............................................................................................................. 201 ГЛАВА IV. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ АСПЕКТУАЛЬНОСТЬ В РУССКОМ
ЖЕСТОВОМ ЯЗЫКЕ ............................................................................................. 205 1. Количественная аспектуальность в звуковых языках .................................. 205 1.1. Множественность ситуаций и средства ее выражения .......................... 206 1.1.1. Мультипликативная множественность ситуаций ............................ 208 1.1.2. Итеративная множественность ситуаций .......................................... 211 1.1.3. Хабитуалис ........................................................................................... 212 1.1.4. Дистрибутивная множественность ситуаций ................................... 215 1.2. Длительность ситуации и средства ее выражения ................................. 217 2. Количественная аспектуальность в существующих исследованиях жестовых языков .................................................................................................. 218 3. Средства выражения количественной аспектуальности в русском жестовом языке ...................................................................................................................... 224 3.1. Средства выражения множественности ситуаций ................................. 224 3.1.1. Мультипликативная множественность ситуаций ............................ 224 3.1.2. Итеративная множественность ситуаций .......................................... 229 3.1.3. Хабитуалис ........................................................................................... 233


6 3.1.3.1. Генерический хабитуалис ............................................................. 233 3.1.3.2. Итеративный хабитуалис .............................................................. 235 3.1.3.3. Капацитив ....................................................................................... 236 3.1.4. Дистрибутивная множественность ситуаций ................................... 238 3.1.4.1. Субъектный, объектный и адресатный дистрибутив ................ 238 3.1.4.2. Цислоскатив и диверсатив ............................................................ 245 3.1.4.3. Сукцессивный и симультанный дистрибутив ............................ 249 3.1.4.4. Дискретный и собирательный дистрибутив ............................... 250 3.1.4.5. Квазидистрибутив ......................................................................... 252 3.1.4.6. Фонологические ограничения на употребление показателей дистрибутивной множественности ситуаций .......................................... 254 3.1.4.7. Дистрибутивная множественность ситуаций и именная дистрибутивная множественность ............................................................ 256 3.2. Средства выражения длительности ситуации ........................................ 257 4. Выводы .............................................................................................................. 262 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................... 268 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................... 276 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .................................................................................................... 303 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .................................................................................................... 305 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 .................................................................................................... 306 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 .................................................................................................... 309 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 .................................................................................................... 311 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 .................................................................................................... 312 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 .................................................................................................... 313



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   242




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница