Новое содержание образования (рефлексия содержания аск-12)



Скачать 70,08 Kb.
Дата27.02.2016
Размер70,08 Kb.
Новое содержание образования (рефлексия содержания АСК-12)
Будущее – отталкиваясь от настоящего
Будем исходить из предположения, что будущее – это что угодно, но только не повторение настоящего, и что будущее мыслится нами из недовольства настоящим – в противном случае: зачем оно, будущее, нам вообще?
От производства к сервису и инфраструктуре
В настоящее время образование ориентировано на применение и использование его прежде всего и главным образом в производстве. И даже там, где никакого производства нет, над людьми довлеет примат производства и идеология производства, а, следовательно, технологий технологизации: ведь любая технология – способ производства, доведенный до возможности его мультиплицировать независимо от условий и материала, перерабатываемого в процессе производства.

Долгие поколения готовя людей к производству и технологии, представители системы образования уверились и в том, что из сырого или даже пустого человеческого материала они готовят образованный (обученный, просвещенный, воспитанный) человеческий продукт, и что этот процесс может быть даже технологизирован.

Предполагается, что из идеи производства образованных людей, встраиваемых затем в процессы производства, появится два прямо противоположных вектора, определяющих содержание образования: сервисный и инфраструктурный.

Сервисное образование социально ориентировано и готовит человека к социальной позиции be nice, к позиции и стремлению быть максимально полезным людям, в жизни в обществе, где все помогают и обслуживают друг друга, оставаясь при этом личностями, полными собственным достоинством, а не средством других людей. Прототипом человека сервисного образования может служить Иоганн Кнехт из «Игры в бисер» Г. Гессе

Противоположное сервисному инфраструктурное образование направлено на то, чтобы человек функционально и компетентностно был значительно богаче, чем того требуют обстоятельства и обязательства: это формирует чувство легкости выполнения любых задач и заданий, чувство свободы и непорабощенности заботами и работами, ощущение своих недоиспользуемых способностей и талантов – и чем больше зазор между должным и возможным, тем свободней жизненный простор человека. Вероятно, такими вышли из Царскосельского лицея его воспитанники, такими ощущали себя инженеры и кадровые военные с дореволюционным образованием, оказавшись в обществе ниже уровня моря.
От «развитой гармонической личности» к уравновешенному человеку
Возводя в идеал «развитую гармоничную личность», мы не задумываемся о том, что это просто невозможно: развитие всегда негармонично, гармония отрицает развитие.

Мы одновременно и не разделяя требуем, чтобы человек был прогрессистом, новатором – с одной стороны, и культурным, бережно относящимся к культуре, истории и прошлому – с другой.

А ведь это возможно, если расщепить образование на два вектора – тормозное и моторное.

В рамках тормозного образования человек экологичен, чуток к самосохранению и сохранению окружающей его среды, ценит накопленные человеком культурные и духовные богатства, религиозен, стремится к безопасности и воспроизводству: социо-культурному, хозяйственному, биологическому. Тормозное образование описано Платоном как гимнасическое.

Моторное образование, отделенное от тормозного, готовит человека творческого, полного идей и поэзиса, стремящегося к преобразованиям и изменениям, к развитию. Платон называл такое образование мусическим.
От индивидуального подхода в системе массового образования к индивидуальному и массовому образованию
Еще один парадокс-стереотип: вся система образования является массовой, но при этом и общество, и обучающие и обучаемые говорят об индивидуальном подходе. И дело вовсе не в поименном обращении к ученику или студенту, даже не в индивидуальном графике обучения и наборе дисциплин, как это происходит в «университетах-супермаркетах»: выбирать приходится из того, что рассчитано на всех и на массы.

Проблема заключается в том, массовое образование ориентировано и готовит к практической деятельности, дифференцированной на профессии и специальности, а такого образования явно недостаточно.

Мы все более ощущаем онтологический, мировоззренческий голод – и это не может быть дано или получено в рамках массового образования.

Это (мировоззрение, онтологические представления, сферность и полнота человеческого существования) даже не дается – это демонстрируется Учителем ученикам. По своей сути так понимаемое индивидуальное образование – «учителеведение», где учитель в рефлексии пройденного жизненного пути передает не знания, а самого себя и свое мировоззрение, которое, конечно же не берется, но ученикам, окружающим Учителя, демонстрируется, что это такое и что им предстоит построить в себе и для себя.

Для меня таким Учителем стал и остается уже более полувека Достоевский. А еще – Г.П. Щедровицкий, на протяжении более четверти века, а еще… – и более никого. Два Учителя за одну жизнь – это уже очень много.
Мысли глобально – действуй локально
Хорошая идеологема для эпохи глобализации, но имеющееся образование мечется между стремлением стать универсальным для всего земного шара и желанием дать человеку понятия и представления о его конкретном мире и месте. В ходе сегодняшнего образования человека одновременно делают и космополитом, спокойно перемещающимся по миру, и патриотом своего места.

А ведь достаточно разделить универсальное профессиональное и специальное локальное образовании.

За свою жизнь многие уже сегодня, а завтра – большинство будут неоднократно сменять профессии, совмещать профессии, сливать в единую полипрофессиональную деятельность – это требует быстрой и эффективной профессиональной подготовки и переподготовки, не растянутой на 5-7 лет, как сейчас, а длящейся максимум несколько месяцев.

Вместе с тем, специальное образование, уникальное своим содержанием (география, история, экология, урбанистика Москвы резко отличается от географии, истории, экологии, урбанистики Киева или Серпухова), требует многолетнего вживания и освоения. Локальное образование – это то, что Геродот называл нравами и обычаями места, это то, что скорее воспитывается, чем дается знаниевым образом.


Таким образом, содержание разных по своей сути и направленности образований (четыре пары векторов) и будут задавать полноту образования будущего.
Организация образования
Прежде всего, исчезнет необходимость и непременность школьной (поурочно-предметной) организации. Массовое и профессиональное образования перейдут в Интернет-образование, с той разницей, что массовое станет домашним, а профессиональное – в профессиональной среде или на рабочем месте.

Родительское индивидуальное образование в младенческом возрасте сменится, но уже в тинейджерском, поиском Учителя.

Локальное образование будет представлять собой цепь кратковременных курсов по освоению и совершенствования себя в месте проживания или занятия.

Соотношение моторного и тормозного образований будет зависеть от ценностных установок общества: в консервативной среде тормозное станет ведущим, а моторное – дополнительным, в радикальной среде – наоборот.

Наконец, организация сервисного и инфраструктурного образования будут разведены так и таким образом, что сервисное примет социальные формы, а инфраструктурное будет напоминать строгое монашеское послушание и служение. Одной из специфических и вместе с тем уже апробированных в культуре форм инфраструктурного образования являются путешествия, путешествуя, мы находимся постоянно в культурной, а частои лингвистической изоляции.

Типы образования на жизненном пути
В жизни человек должен будет реально пройти все типы образования. Возрастные фазы здесь указаны достаточно условно, но тем не менее:


жизненный путь

рож

дение


(стар-

товая


или

нача


льная

фаза


фаза

детст


ва

(с 3


лет)

фунда

мента


льная

фаза


(с 10

лет)


общая

фаза


(с 12

лет)


уче

ниче


ство

(с 14


лет)

фаза

проф


подго

товки


(с 16

лет)


фаза

зре


лости

(с 25-


30 лет)

прео

бразо


вате

льная


фаза

(с 40


лет)


ста-

рость,


предсмер

тие и


смерть

инди

виду


альное




индивидуальное




массовое




моторное







тормозное

сервисное







инфраструктурное




универсальное

специальное



Человек будет образовываться весь свой жизненный путь – идея непрерывного образования (long life education) актуальна уже сегодня, но здесь утверждается, помимо этого, мысль о том, конфигурация образования на каждом этапе (фазе) жизненного пути будет разной, при этом противоположно направленные образования не будут смешиваться, а существовать параллельно и независимо друг от друга: человек будет жить в разных мирах и уметь самостоятельно переходить из одного в другой, не обуреваемый нынешними противоречиями и шизофреническими требованиями к себе.

Каталог: sites -> sites content -> site125 -> html -> media426
html -> Конспект лекционного занятия №1 Тема занятия : «Самостоятельная работа студентов при использовании новых образовательных технологий»
html -> А. С. Клещев, И. Л. Артемьева математические модели онтологий предметных областей. Часть существующие подходы к определению понятия "онтология"
html -> Может ли образование быть негуманитарным?
html -> Зинченко А. П. Реформа образования
html -> Философия игры
html -> "образовательные программы: структура, содержание, технология разработки" Статья А
html -> А. Зинченко, С. Попов
html -> Тенденции мирового развития высшего образования
media426 -> Центр Стратегических Разработок "Северо-Запад"


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница