Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
|
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная
|
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология родительско-детских отношений
Группа Ив19П111
Студент
Н.С. Лиханова
МОСКВА 2023
Практическое занятие №1
Задание 4.
Ситуация 1
№
|
Гипотеза обследования
|
На кого направлено обследование
|
Психодиагностические методики
|
1
|
Нестабильное поведение ребенка обусловлено отношениями между ребенком и родителем.
|
На мать
|
Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО) – ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ) – содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста или младшего дошкольного возраста.
Методика Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе» - разработана на основе контент-анализа родительских сочинений. Представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства.
|
2
|
Поведение ребенка обусловлено недостаточной готовностью ребенка к школьному обучению
|
На ребенка
|
С целью определения психологической готовности ребенка к школьному обучению необходимо провести изучение основных сфер (эмоциональная, интеллектуальная, социальная). Методики исследования интеллектуальной сферы:
Тест Керна - Йирасека – данная методика позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка, определяет уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина – выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи;
Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы;
выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений.
Тест на мышление ребенка «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) – позволяет определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.
Методики исследования эмоциональной готовности:
Методика «Несуществующее животное» – исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций.
Методика «Лесенка» – предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Методика «Линеограмма» - выявление уровня различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.
Методики исследования мотивационной сферы:
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) – выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения, определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков
Уровень готовности к школе определяется преобладающими уровнями в каждой из диагностируемых сфер.
|
3
|
Поведение ребенка обусловлено личностными характеристиками ребенка
|
На мать
|
Методика определения темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста (Авторы: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – определяются конституциональные черты личности (темперамент).
Опросник темперамента (авторы: А. Томас, С. Чесс, адаптирован к русскоязычной популяции В. Г. Колпаковым, В. В. Макаровым и Г. А. Макаровой) – диагностируются составляющие детского темперамента, проявляющиеся в различных характеристиках поведения (активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптабельность, интенсивность реагирования, порог возникновения реакции, качество настроения, переключение, продолжительность и помехоустойчивость внимания).
|
|
|
На ребенка
|
Методика «Перенос кубиков» - определяются конституциональные черты личности (сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов).
|
Ситуация 2
№
|
Гипотеза обследования
|
На кого направлено обследование
|
Психодиагностические методики
|
1
|
Поведение ребенка обусловлено личностными особенностями ребенка
|
На мать
|
Методика определения темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста (Авторы: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – определяются конституциональные черты личности (темперамент).
Опросник темперамента (авторы: А. Томас, С. Чесс, адаптирован к русскоязычной популяции В. Г. Колпаковым, В. В. Макаровым и Г. А. Макаровой) – диагностируются составляющие детского темперамента, проявляющиеся в различных характеристиках поведения (активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптабельность, интенсивность реагирования, порог возникновения реакции, качество настроения, переключение, продолжительность и помехоустойчивость внимания).
|
2
|
Поведение ребенка обусловлено нарушениями в эмоционально-личностной сфере
|
На ребенка
|
Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова) – диагностирует особенности эмоционально-личностной сферы.
«Цветовой тест отношений» детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам (модификация А.И. Лутошкиной) – направлено на исследование эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.
|
Рекомендации матерям по взаимоотношениям с их детьми в обеих ситуациях выдаются на основании результатов психодиагностических методик и в зависимости от сферы, в которой выявлены затруднения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |