«Народная песня как средство духовно нравственного воспитания»



Скачать 36,03 Kb.
Дата02.06.2016
Размер36,03 Kb.
#57244
ТипРеферат
Управление культуры г. Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 4» города Курска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

на тему:

«Народная песня как средство духовно – нравственного воспитания»

преподавателя Дериглазовой Елены Николаевны

КУРСК


2013 г.

Аннотация: в обращении к детскому традиционному творчеству перед педагогом открывается возможность опереться на реальный жизненный опыт детей, помочь осознать им фольклор как часть жизни, как саму жизнь, гибко устанавливая связь между школьными уроками и окружающей жизнью.

Цели и задачи ,поставленные в этой работе:

- раскрытие заложенных творческих способностей ребёнка

- обеспечение заинтересованной занятости ребёнка

- формирование навыков самостоятельного обучения, в том числе посредством отработки домашнего задания, аудио прослушивания, видео просмотра

- раскрытие и развитие творческого потенциала ребёнка, индивидуальных способностей

- постановка голоса

- обращение внимания на слуховой контроль

- формирование и поддержание рабочей дисциплины во время занятий

- воспитание таких качеств как: целеустремлённость, точность, профессионализм, артистизм, импровизация.

Содержание


  1. Введение

  2. История и современное состояние традиций духовно – нравственного воспитания

  3. О возрождении русского фольклора (обрядовый фольклор)

  4. Школа русского фольклора как одна из специфических форм художественно – нравственного воспитания

  5. Заключение

  6. Список литературы


Введение

Распознать в юном возрасте способности и творческие наклонности ребёнка, создать условия для их развития и обеспечить необходимую для этого образовательную основу – задачи современной системы образования. Значимую роль в достижении успеха и решении вышеуказанных задач имеет система дополнительного образования детей. Одним из направлений в развитии ребёнка является привитие ему любви к искусству, в том числе музыкальному.

Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к жизненным национальным истокам. Это бесценный дар памяти наших предков, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы. По своей сути эти знания являются универсальными, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно – эстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать новые.

Роль традиционного культурного наследия исключительна не только в решении задач художественно – эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Уроки фольклора – результативная форма воспитания, развития и обучения школьников, неизменно вызывающая их глубокий интерес и большую эмоциональную отдачу. Традиционная народная культура создаёт самые благоприятные условия для развития творческого мышления, коммуникативности, коллективизма. Народной песне удаётся пробудить заложенные в человеке, наверное, на уровне подсознания, генетической памяти: музыкальность, особую пластику жестов, ритмичность, импровизационность, особый склад мышления и мироощущения – одним словом, то, что не может заглушить никакое воспитание, пусть даже самое элитарное.

На мой взгляд, в настоящее время назрела жизненно важная необходимость обращения к народной песне не только как к предмету историко–этнографического исследования, но и как к мощному средству духовно – нравственного воспитания. К сожалению, массовая культура России, оказывающая большое воздействие на умы и сердца подрастающего поколения и ориентирующая на западные традиции и ценности, развивается по пути, который мало способствует развитию духовности, нравственной чистоты, позитивных личностных качеств. С помощью современных средств информации молодёжи поставляется, как правило, коммерчески - выгодная, ходовая продукция, негативно действующая не только на ещё не устоявшиеся вкусы юного человека, но и на их чувства, стремления и желания. Последствия такого влияния уже сказываются и в будущем могут привести к необратимым изменениям ценностных приоритетов в нашем обществе. Это тем более, недопустимо, потому что к потере традиционных духовно – нравственных ценностей может исчезнуть и национальная самобытность, как таковая. А что может быть ужасней, чем люди, забывшие традиции своих предков, язык и культуру. Поэтому на сегодняшний момент так важна деятельность педагога – фольклориста. Необходима всяческая поддержка самодеятельных народных коллективов, активное привлечение детей к изучению и исполнению русского фольклора. От этнографического изучения народной песни пора переходить практическому преподаванию и приобщению к исполнительству молодёжи, на всех стадиях образования в различных организационных формах.

1. История и современное состояние традиций духовно – нравственного воспитания с помощью народной песни.

Фольклор является источником разных видов искусства. Песня поётся, и её содержание выражает не только слово, но и мелодия и ритмический строй. Фольклор – важная часть художественной культуры. С ним можно и нужно знакомить детей, потому что в нём воплощено не просто прошлое культуры, но и древнейшие и всегда необходимые способности человеческой души.

Песня появилась давно, тогда ещё и разделения не было на рассказ и пение. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. Бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: Они и спеть и сплясать и сказочку рассказать могли. В редкие праздники звучали плясовые песни, под гармошку, да с припевками. В красоте старинных песен образуется живая связь с эпическим тоном подвигов русского человека сегодняшних дней. К числу древнейших по происхождению песен относятся различные виды земледельческих песен годового круга, «календарные песни». Главная тема этих песен земледельческий труд, явления природы, от которых зависела успешность труда.

Пример: «Земелюшка - чернозём,

Там берёзка выросла.

Пахал мужик огород,

Оставил он уголок,

Красным девкам на ленок».

В песенном творчестве русского народа важное место принадлежит эпическим песням. По содержанию они разнообразны: легендарно – героические, сатирические, лирико – драматические, сказочно – фантастические. Наиболее древние из них помогали в труде, в других песнях рассказывалось о великих событиях истории, о подвигах богатырей русских, обороняющих землю от врагов. Замечательные лирические песни, семейные, свадебные, песни, повествующие о тяжёлой доле и прекрасной душе женщины, хороводные, игровые, плясовые – этих песен множество и все они складывались и передавались веками из уст в уста лишь по памяти, по слуху, без всякой письменной записи. Многие из древних народных песен и обрядов продолжают бытовать и поныне: весенние хороводы, украшение берёзки, ёлки, дуба, липы, свадебный обряд, похоронные плачи, гадание девушек о суженом-ряженом и т.д. Главное в этих песнях энергетический заряд, стихия эмоционального раскрепощения – всё о том, чем влечёт рок-музыка – есть в народной песне. Русская народная песня воспитывает своим содержанием, мелодикой личность человека. Почти все народные песни о любви. О любви к родной земле, а значит и к людям, которые живут на этой земле. Много песен сложено о нелёгкой женской доле, о её горестях, печалях, страданиях, о её радостях. В народных песнях образ женщин сравнивают с растениями (калинушка, рябинушка, аленький цветочек, ягодка), лебёдушкой, утушкой и т.д.

Пример: «Как по горкам, по горам

Белый лебедь летал,

Белый лебедь летал,

Лебёдушку дожидал…»

Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа. В наше время в обществе началось национальное возрождение, появился интерес к народному творчеству, фольклорным традициям. Реализация воспитательного фольклора происходит в четырёх направлениях: нравственном, патриотическом, трудовом и эстетическом. Фольклор даёт возможность своими средствами и формами воспроизвести необходимые нравственные и духовные ценности, обращает нас к духовным истокам нашего народа. Фольклорное содержание и формы являются эффективным средством передачи трудового, практического и познавательного опыта; способом сохранения традиций и истории семьи, рода, общины, всего народа в целом.



2. О возрождении русского фольклора, обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор – сложное многожанровое явление. Исследователи делят его на календарный и свадебный. В концертном фольклоре выделяют колядки, масленичные песни, веснянки, троицко-семицкие, купальские, жнивные.

Термин «обрядовые песни» обозначает многожанровое явление. Различают шесть жанров:

- ритуальные

- заклинательные

- величальные

- корильные

- игровые и лирико-обрядовые песни различаются между собой вполне определённо.

Каждый из жанров обрядового песенного фольклора выполнял в обряде только ему присущую функцию: Ритуальные песни формировали обряд, фиксировали его совершение;

заклинательные – заклинали сверхъестественные силы и благополучие человека;

величальные – расхваливали участников ритуала;

корильные – наоборот ругали;

игровые – очевидно магические по своему происхождению в обрядово – драматургическом плане изобразили трудовой опыт крестьянства;

лирические песни, отражая мир человеческих обрядовых переживаний, рассказали о социально – бытовой жизни народа.

Не первый раз приходиться убеждаться в том, что молодёжь в действительности мало знакомая с настоящим фольклором (традиционные народные песни, обряды, народная драма и т.д.), отмахивается от него как от чего-то скучного, примитивного. Между тем в старинных песнях есть и энергичные ритмы, и громкость, которая зависит от самих поющих, а главное – возможность для каждого включиться в действие: в песню, пляску, величание, напутствие. Со сказок, пословиц, поговорок, частушек и т.д., с умения их исполнить начинается знакомство с фольклором, необходимое для восприятия его в дальнейшем, для понимания особого видения окружающего мира, записанного в фольклоре поколениями наших предков. Зная и понимая фольклор, мы можем вести диалог со своими близкими друзьями и с теми, кто жил столетия назад. Словом, чтобы на основе фольклора возникло полноценное общение, надо сначала приобщиться к народной художественной традиции.

3. Школа русского фольклора как одна из специфических форм художественно – эстетического воспитания. Народная песня как средство духовно – нравственного воспитания

Новая школьная программа, принципы которой основаны на закономерностях самой музыки как живого искусства, вызывает необходимость особого внимания к народной музыке, как целостному явлению культуры народа поможет раскрыть и своеобразие народно-песенных жанров. Обращение к фольклору, бытующему среди детей, требует от педагога умения быть и музыкальным этнографом, проявить наблюдательность, внимательно присматриваясь к тому, в какие игры и как играют дети, какие песни поют, а затем обобщить свои наблюдения, отобрать и привлечь нужный материал на уроки. Это даёт возможность показать причастность обучающихся к народному творчеству.

В обращении к детскому традиционному творчеству перед педагогом открывается возможность опереться на реальный жизненный опыт детей, помочь осознать им фольклор как часть жизни, как саму жизнь, гибко устанавливая связь между школьными уроками и окружающей жизнью. При освоении текстов и песенных мелодий есть смысл обращать внимание на то, как в них «входит» песня, что с собой привносит, как она там живёт. Постепенно дети учатся бережно относиться к каждой из них, поскольку у каждой свой неповторимый характер. Любой текст несёт в себе разноплановую информацию, а текст, который люди пронесли сквозь время, несомненно, обладает значительной глубиной. К таким текстам относятся фольклорные песни. Для того, чтобы ясно представить каким образом русская народная песня может служить источником знаний, можно предложить в качестве иллюстраций интерпритацию песни «Чёрный ворон»:

Чёрный ворон, друг залётный,

Ты летаешь далеко.

Ты принёс, принёс мне чёрный ворон

Руку белаю с кольцом.

По колечку друга я узнала

Чья у ворона рука.

Эх, рука мово милого,

Знать убитай на войне.

Он убитай, лежит не зарытай

В чужой дальней стороне.

Интерпретация текста – это путь анализа и синтеза, примеривание к жизни других людей и окружающего мира и себя в нём. И, поскольку мир, заключённый в фольклоре, соотносится с тем, в котором мы живём, само по себе проситься использовать этот богатейший материал. В социализации ребёнка народной культурно – художественной системы понимается совокупность всех видов его творческой деятельности. Большое внимание всегда уделялось обучению детей с самых ранних лет жизненно – ценным навыкам и знаниям. К 7 -8 годам ребёнок владеет несколькими видами хозяйственно – бытовой деятельности.

Воспитывающая роль искусства в духовно – нравственном становлении юной личности может в полной мере осуществиться сегодня через школу русского фольклора.

Основой учебного процесса и организационно – методической работы в школе предполагает приобщение обучающихся к фольклору, на фоне их широко культурно – эстетического развития, координацию классных обязательно для всех и внеклассных (свободно выбираемых форм) занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создание целостной системы художественно – эстетического развития детей, формирование у них художественного восприятия и активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приобретает взаимосвязь различных видов народного творчества в учебном процессе. Реализация проекта русского фольклора связана с поиском разнообразных форм освоения народной культуры, народных традиций. Дети получают возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмы, украшения, игрушки, праздники), историей, народно-земледельческим календарём России, как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Расширяя формы активного общения детей, педагогов и родителей основной акцент делается на взаимоуважение людей, общение, максимальное развитие раскрепощённости, которое присутствует у детей начиная с 5 – 6 летнего возраста. Народные музыкальные традиции – это многолетний опыт народно – инструментального исполнительства, которые представляют собой богатейший и должно неосвоенный до конца фактор до профессиональной подготовки детей. Методика творческого изучения, освоения и использования народного музыкального опыта и традиций в учебном процессе не получила ещё необходимого теоретического и практического обоснования. Опираясь на свой опыт учебного процесса и сферу дополнительного образования школа русского фольклора охватывает: всех детей, подростков, старшеклассников, имеющий различный уровень интеллектуальных и художественно – творческих способностей, которые вырабатывают у них умение самоутвердить, самореализовать себя в тех или иных видах занятий музыкально – фольклорного направления (инструментального и хорового, декоративно – прикладного направления и других профилей), которые отвечают в свою очередь сегодняшним спросом социальной среды. Непрерывность, последовательность и преемственность в организации детского творчества и эстетического воспитания в освоении и использовании народного опыта и традиций, испытывается большая кропотливая работа. Она вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого России, изучение, сохранение, передачу и всяческую популяризацию ремёсел, обрядности, ведение домашнего хозяйства и другие элементы. Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры из опыта народной педагогики предполагает учёт целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, которые вытекают из существующих народных традиций.

Происходящее в настоящее время в процессе обновления в социально – экономической и духовной сферах жизни общества требует более критически подходить к отбору учебного репертуара, анализа, изучению и обобщению национальных музыкальных традиций. В учебном процессе важны и уместны, в свою очередь собой оправданы обобщение и широкое использование в проведении фестивалей, смотров и конкурсов.

Такие мероприятия позволяют комплексно и фундаментально решать задачу художественно – эстетического развития детей. Особенно плодотворен тематический подход, опираясь на собственный опыт, когда тот или иной общешкольный праздник проводится под определённым названием, привлекается население всего района, а не сводится к отчётным концертам и сборным программам. Поэтому каждый из нас педагогов и родителей должен умело и грамотно использовать народно - педагогический опыт и традиции как эффективное средство социального общения художественно – эстетического развития детей и подростков, духовного обогащения различных групп населения. Сегодня детское творчество, в том числе и художественное, становится ориентированным на личность ребёнка, его индивидуальные особенности и интересы. Это позволяет нам рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, обладающего высокой личностной культурой, потребностью духовного самосовершенствования. Целями его деятельности является: пробуждение интересов детей к традиционным национальным обычаям, обрядам, истории родного края, помощь и личное участие в организации культурно – художественной деятельности детей и взрослых, содействие раннему выявлению одарённых детей в области традиционных ремёсел, разных видов и жанров народно – художественного творчества. Мне хотелось особо выделить навыки и умение в анализе уровня сохранности культурно – бытовых и художественных традиций, наличие конкретных носителей русского фольклора, ремёсел в лице отдельных лиц, семей, династий.



Заключение

Подводя итог, следует отметить, что русская народная песня представляет собой неисчерпаемую сокровищницу традиций и опыта творчества, жизненного уклада и духовно – нравственных ценностей. Пройдя многовековую историю развития и сохранив в первозданном виде все свои достоинства, она способна стать средством современного возрождения и сохранения национальной самобытности нашей страны. Поэтому необходимо активное приобщение к народному творчеству подрастающего поколения с самого раннего возраста, то есть с того периода, когда душа ребёнка наиболее восприимчива к подлинной красоте. Работая на специально подобранном народно – песенном материале, ни в коем случае не следует забывать о местных певческих традициях. Обязательно необходимо включать в программный репертуар местные варианты песен, игр и танца.



И только вобрав в себя с помощью народной песни основные жизненные понятия, накопленные благодаря многовековому опыту, личность молодого человека сможет правильно сформировать основные нравственные идеалы. А это значит, что такой человек в будущем сможет противостоять засилию пошлости и безвкусицы современной массовой культуры.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Искусств, 1983-274с.

  2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. – М.: Просвещение, 1969-80 с.

  3. Асафьев Б.В. О народной музыке – Л.: Музыка, 1987-277с.

  4. Балашова С.С. Народная музыка в младших классах// Музыка в школе. В.2 / Методический журнал министерства просвещения РСФСР. – М.: Просвещение, - 1982. С. 13-17

  5. Беган Б. Воспитание искусством. – М.: Советская Россия, - 1986-128 с.

  6. Гаврилова Н. А. Курский песенно-танцевальный фольклор и его сценическое воплощение. // Роль народной культуры в духовном возрождении России / Сборник докладов 10 – й научной практической конференции. – Курск: КГПУ, - 1995. С. 52-56

  7. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л.: Наука, - 1967 – 315 с.

  8. Данилевская В.А. русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. – М.: Просвещение, - 1956 -114 с.

  9. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. – М.: Педагогика, - 1987. – С. 38-45.

  10. Мельников И.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для пед. Ун-тов. – М.: Просвещение. – 1976 – 239 с.

  11. Школа русского фольклора: Обучение в младших классах / Под общ. Ред. Проф. М. Т. Картавцевой. – М.: ЦИТП, - 1994. – 69 с.


Скачать 36,03 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница