Содержание
№ п/п
|
Наименование
|
Стр.
|
|
Введение
|
2
|
1
|
Анализ проблемы организации самостоятельной работы студентов технического вуза при внедрении образовательных стандартов в условиях использования информационных технологий
|
4
|
2
|
Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
|
13
|
2.1
|
Основные понятия и определения
|
13
|
2.2.
|
О мотивации самостоятельной работы студентов
|
15
|
2.3
|
Организация и формы самостоятельной работы.
|
16
|
2.4
|
Принципы организации самостоятельной работы студентов вуза
|
20
|
2.5
|
Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.
|
25
|
2.6
|
Условие повышения эффективности самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении
|
26
|
3
|
Обоснование модели фундаментальной естественно-научной подготовки студентов технического вуза
|
34
|
3.1
|
Методика компьютерного сопровождения учебных занятий при изучении специальных дисциплин
|
38
|
3.2
|
Теоретические аспекты формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов
|
40
|
3.3
| Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения |
45
|
3.4
| Формирование у студентов навыков самостоятельной работы в процессе слушания лекции |
51
|
3.5
| Роль семинарских и лабораторно – практических занятий в формировании у студентов навыков самостоятельной работы |
56
|
3.6
| Роль лабораторно – практических занятий в активизации познавательной деятельности студентов |
63
|
3.7
| Самостоятельная работа студента при изучении технологии конструкционных материалов: структура, методическое обеспечение и условия эффективности |
64
|
Введение
Одна из основных задач, стоящих перед современным образованием, формулируется как воспитание и обучение разносторонне развитой личности. В этой связи возникает несоответствие между реальными требованиями общества и потенциальными возможностями студента, уровнем его специальной подготовки для осуществления творческой деятельности.
Осуществляемый российской экономикой переход на инновационный путь развития ставит перед высшей школой задачу повышения качества образования. При этом инновационная экономика предъявляет особые требования к подготовке выпускников технических вузов, которые должны способствовать развитию высокотехнологичных производств.
Актуальность педагогического обеспечения самостоятельной работы студентов вуза подтверждается тем, что в современном обществе возрастают требования к участникам системы социальных взаимоотношений, как никогда ранее, возрастает роль профессиональной готовности специалистов. Реализуются государственные национальные проекты, вводятся новые формы нормативно-документального оформления всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому современные квалификационные требования, предъявляемые к будущему специалисту, достаточно высоки.
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед высшим профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. С введением новых образовательных стандартов третьего поколения ФГОС ВПО, обеспечивающих взаимосвязь фундаментальной и практической подготовки, в технических вузах требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.
Такое обновление должно опираться на исследования когнитивной сущности компетентностного обучения, построение различных педагогических моделей обучения, отражающих междисциплинарные требования к результату образования.
Тенденции развития технологии, усиление неопределенности в прогнозировании структуры потребителей научных и технических специалистов определяют рост значимости совершенствования и обновления знаний, необходимости перехода к непрерывному и двухуровневому образованию с превалированием фундаментального, общенаучного компонента.
При проектировании содержания ГОС 3-го поколения наряду с компетентностным подходом и задачами по выполнению Болонских соглашений заложены следующие принципы:
-
сочетание фундаментальности и профессиональной ориентированности образования;
-
подход к обучению как к исследовательско - и практико-ориентированному;
-
деятельностный, в том числе, задачный и контекстный подходы к обучению;
-
направленность предметного содержания на освоение физических наук как основы интеграции естественнонаучных знаний.
Фундаментальная подготовка студентов призвана способствовать формированию одной из ключевых групп компетенций – исследовательских и самообразовательных.
Для повышения качества профессионального образования представляется необходимым:
1) переместить фокус внимания преподавателей и обучающихся с проблемы изучения прагматических знаний на формирование научных форм системного мышления;
2) изменить содержание и методологию учебного процесса таким образом, чтобы, помимо изучения процесса формирования науки, значительная часть времени уделялась выработке современных представлений о целостном содержании системы наук, перспективах ее дальнейшего развития и роли каждой конкретной учебной дисциплины в этом процессе. Другими словами, акцент должен быть сделан на изучение наиболее фундаментальных законов природы и общества в их современном понимании с учетом возможностей и образовательных запросов личности.
Под фундаментализацией образования следует понимать, прежде всего: а) выделение универсальных по своей сути, основополагающих знаний, выведение их на приоритетные позиции и придание им значения основы для накопления других знаний, формирования умений и навыков, б) сближение образования и науки. Сущность фундаментализации образования состоит в том, что каждая область знания, изучаемая в вузе, является частью всего комплекса связанных с нею наук. Для более глубокого понимания специальности необходимо изучение всех наук, входящих в её систему.
Концепция новой образовательной парадигмы трактует фундаментальность как категорию качества образования и образованности личности. Задача фундаментального образования обеспечить оптимальные условия для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприятия действительности, создать внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека.
В качестве одного из главных направлений реализации новой образовательной парадигмы в условиях начала XXI века, помимо фундаментализации образования на всех уровнях, является внедрение методов опережающего и развивающего образования на основе использования перспективных информационных технологий и повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки образовательного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.
Современный этап использования информационных технологий характеризуется переходом от решения задач производства и управления к решению социальных задач. Основное внимание в области информатизации социальной сферы уделяется использованию новых информационных технологий в образовании. Использование информационно–вычислительной техники при соблюдении ряда определенных условий способствует повышению качества образовательного процесса и формированию готовности к профессиональной деятельности, формированию навыков информационного моделирования, потребности непрерывного образования.
1. Анализ проблемы организации самостоятельной работы студентов технического вуза при внедрении образовательных стандартов в условиях использования информационных технологий
Основная задача высшего учебного заведения (вуза) – формирование творческой личности специалиста (выпускника вуза), способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Студент не должен оставаться пассивным потребителем знаний. Он должен стать активным творцом знаний, умеющим сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Проводимая в настоящее время реформа высшего образования, переход на образовательные стандарты третьего поколения связаны, по своей сути, с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этой связи при организации учебного процесса в вузе особое внимание должно уделяться организации самостоятельной работы студентов (СРС). СРС является не просто важной формой образовательного процесса. Она должна стать его основой. Это, в свою очередь, предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли СРС означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В условиях научно-технического прогресса, когда однажды приобретенные знания быстро устаревают, способность получать их самостоятельно приобретает огромное значение. Современные образовательные технологии должны быть ориентированы на приобретение будущим специалистом комплекса ключевых компетенций и соответствующих им личностных качеств. Компетентностная модель специалиста настоятельно требует активизации самостоятельной работы студента.
В рамках учебного процесса взаимосвязаны три вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:
- аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы и т. п.;
- самостоятельная работа студентов;
- контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.
Основная цель аудиторной работы – передача знаний, опыта преподавателя студентам. При этом одна из основных функций преподавателя в вузе – организация познавательной деятельности студентов. Студента необходимо «научить учиться», научить пользоваться источниками знаний. В дальнейшем он сам должен осуществлять познание.
Выполнение студентами различных видов самостоятельной работы способствует не только накоплению знаний, но и формированию профессионального мышления.
Можно разделить СРС на обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим (в рамках учебного расписания) аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа (КСР) направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. КСР может подразделяться:
- на работу, включенную в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке;
- на работу, включаемую в план самостоятельной работы по выбору студента.
Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию о всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательной самостоятельной работы и КСР, в том числе по выбору. По каждой учебной дисциплине должен быть установлен максимальный уровень баллов, который может быть набран по КСР. Ориентируясь на этот показатель, студент самостоятельно выбирает соответствующий набор форм КСР из предлагаемого перечня по данной дисциплине. В качестве примера для КСР могут быть предложены следующие виды работы (с указанием «стоимости» в баллах каждого вида):
- участие в научных студенческих конференциях и семинарах;
- участие в олимпиадах;
- участие в выполнении и подготовке отчетов по хоздоговорным и госбюджетным НИР;
- практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;
- написание рефератов;
- обзор литературы и электронных источников по индивидуально заданной проблеме и т. д.
Введение в вузе такой формы, как КСР, требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в связи с чем возрастает та часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебно-методической работы.
Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает:
- оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;
- широкое внедрение компьютеризированного тестирования;
- совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы, студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;
- модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач.
Успешность самостоятельной работы обеспечивается двумя группами факторов: организационными и методическими.
Группа организационных факторов включает бюджет времени, учебную литературу и учебно-лабораторную базу. В методические факторы входит: планирование, обучение методам и управление самостоятельной работой студентов.
Организация СРС должна включать в себя следующие этапы:
- составление плана СРС по дисциплине;
- разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;
- организация консультаций по выполнению заданий;
- контроль хода выполнения и результатов СРС.
При составлении плана самостоятельной работы обязательно указывать количество часов, выделенных на каждую тему. При распределении часов необходимо учитывать сложность темы, наличие учебного материала по теме и пр. Ряд тем могут быть отнесены полностью на самостоятельную проработку, другие могут содержать минимум самостоятельной работы или вовсе не выноситься на СРС.
Для достижения ожидаемого от СРС эффекта преподаватель должен качественно продумать задания студентам на самостоятельную работу.
Задание может быть представлено в форме ссылки на конкретный учебник, сборник задач, сборник заданий, нормативно-справочную литературу и т.д. При написании сборников задач должна быть изложена методика решения типовой задачи.
При выдаче заданий на СРС необходимо использовать дифференциальный подход (индивидуализацию обучения). Нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Есть «тугодумы», люди с «быстрым мозгом», «генераторы идей» и люди, великолепно доводящие эти идеи до конца. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие – коллективную.
Найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными помогут следующие рекомендации:
- аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;
- необходим регулярный контроль (машинный или безмашинный) успешности выполнения СРС и индивидуальные консультации преподавателя;
- для успешности СРС необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля СРС. Графики самостоятельной работы необходимы на младших курсах, на старших – студентов нужно приучить к планированию собственной работы;
- пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать:
1) все типы задач, методами решения которых студенты должны овладеть для успешного прохождения контроля;
2) перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;
- пакет заданий целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;
- студентам, успешно и быстро справляющимся с заданиями, можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в НИРС и консультирование более слабых студентов.
На кафедрах электроэнергетического факультета ГОУ ОГУ в настоящее время самостоятельная работа студентов организована с использованием традиционных форм:
- самостоятельное изучение теоретического материала отдельных тем (разделов) дисциплин с использованием рекомендованных источников;
- подготовка к лабораторным работам и самостоятельное выполнение исследований в часы плановых занятий;
- самостоятельное решение задач на практических занятиях;
- выполнение расчетно-графических задач, курсовых работ и курсовых проектов;
- участие студентов в НИРС и конференциях и т. п.
Таким образом, можно констатировать, что СРС на факультете представлена в виде трех важных взаимозависимых аспектов:
- как свободная самостоятельная творческая деятельность студентов;
- как совместная деятельность преподавателя и студентов;
- как деятельность, управляемая преподавателем.
Современные требования к организации СРС могут быть реализованы только на основе применения инновационных методов обучения и форм контроля, в том числе и при планировании самостоятельной работы. Но при этом возрастают требования, предъявляемые к подготовке преподавателя.
Кроме этого должен быть изменен подход к планированию работы самого преподавателя. В учебную работу необходимо включить часы на организацию постоянных консультаций и мероприятий, обеспечивающих качественный контроль самостоятельной работы студентов.
Одной из основных задач высшего образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Передача знаний в готовом виде от преподавателя к студенту в современных условиях уже не обеспечивает решение этой задачи в полном объеме. Преподаватели должны научить студента учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путём. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа позволит студенту сформировать общекультурные и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.
Представим реализуемую в вузе самостоятельную работу в виде схемы (рис. 1). Самостоятельность перечисленных видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.
Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию о всех формах работы по курсу с выделением обязательной самостоятельной работы и ее контролю от преподавателя, а также из рабочей программы дисциплины. Содержание и реализация рабочей программы должны удовлетворять требованиям улучшения планирования и организации самостоятельных учебных занятий студентов с учетом их бюджета времени, полноценного обеспечения самостоятельной работы с учебной литературой.
В условиях внедрения стандартов нового поколения при организации самостоятельной работы студента, должно быть изменено соотношение аудиторной и внеаудиторной работы в сторону сокращения аудиторной нагрузки, пассивное слушание лекций заменено возрастанием доли самостоятельной работы студентов. Центр тяжести в обучении должен переместиться с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании. Количество и объем заданий на самостоятельную работу, число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях, исходя из принципа «Чем больше, тем лучше».
Самостоятельная работа

Без непосредственного участия преподавателя
В контакте с преподавателем
 
Осуществляется в библиотеке, компьютерном классе, доме, общежитии
На внеаудиторных занятиях
В процессе основных аудиторных занятий
 
Включает проработку учебных материалов аудиторных занятий, подготовку к семинарам, практикумам, работу над учебными заданиями, самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины по учебной литературе электронным изданиям и по Интернет-ресурсам, оформление отчетов, выполнение курсовых работ/проектов, их оформление и подготовка к защите, подготовка
Осуществляется вне рамок расписания в форме плановых консультаций, зачетов и экзаменов, при текущем, рубежном контроле знаний, защите курсовых, проектов/работ, расчетно-графических заданий и т.д.
Реализуется по стабильному расписанию на лекциях, практических занятиях, при выполнении лабораторных работ
Рис. 1 Виды самостоятельной работы и пути ее реализации
Не всегда делается даже экспертная, то есть обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. В календарных учебных графиках, предоставляемых в методические комиссии специальностей или направлений подготовки, не всегда согласованы по времени сроки представления заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы. Интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность самостоятельной работы за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.
При переходе на уровневую подготовку предстоит научиться планированию самостоятельной работы, получать информацию о реальных затратах времени студентов на выполнение отдельных видов работ по различным учебным дисциплинам.
Одним из важных условий эффективности самостоятельной работы является ее контроль. Во многих ФГОС ВПО по направлениям подготовки инженеров указано, что «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций». В соответствии с графиком учебного процесса необходимо будет обеспечить контроль самостоятельной работы студентов:
- текущий в зависимости от объема часов, отводимых по дисциплине, (например, раз в неделю или в две недели); рубежный (на 8 и 14 неделях);
- итоговый – в конце семестра. Сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента могут служить накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры. Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности.
В связи с этим возникает новая задача – проведение целенаправленной работы по созданию на кафедрах достаточного числа специальных заданий нового поколения. Таких заданий, которые были бы интересны по содержанию и, одновременно, позволяли бы студентам работать самостоятельно. При самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, поскольку для их выполнения студенты опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения. Они должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов. Для оценки результатов самостоятельной работы студентов желательно обеспечить компьютерную поддержку.
Внеудиторная работа студентов должна сопровождаться методическим обеспечением, которое содержит учебную литературу, электронные издания, Интернет-ресурсы. Как определено в ФГОС ВПО, при использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Однако у студентов часто отсутствуют умения поиска источников информации и отбора нужной информации в найденных источниках, умения смысловой переработки информации, содержащейся в интересующих студентов материалах.
Таким образом, в современных условиях высшего профессионального образования роль самостоятельной работы возрастает. В связи с этим акцент в обучении должен быть направлен на развитие умений самообучения, творческого применения полученных знаний, возможностей адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Из общей проблематики коммуникативного общения вытекают базовые трудности решения проблемы психологического и эргономического обеспечения процессов индивидуального компьютерного обучения. Это, во-первых, возможно неосознанное, навязывание пользователю своего способа видения системы фактов и выводов в данной области знания. Во-вторых, как за счет отсутствия, так и за счет изобилия деталей объяснения может происходить неадекватный способ передачи информации. В качестве примера можно привести либо плохо составленное меню, либо плохо проработанную систему подсказки. Кроме того, причины появления у обучаемых не только дискомфорта, но и устойчивых ощущений своей непригодности к работе могут быть связаны со сложностью определения исходного состояния знаний, способностей и навыков учащегося.
Относительная легкость получения результата с применением ЭВМ снижает интерес к самому результату. Плохую услугу инженерной подготовке иногда оказывает и скрытность вычислительных процессов, выполняемых на ЭВМ. Многие вычисления, которые мы нередко объявляем рутинной работой, обладают большим обучающим эффектом, так как позволяют проследить и понять связь значений варьируемых переменных технического объекта с его характеристиками. При этом осваиваются преимущественно формализованные методы, а анализ результатов расчетов оказывается на втором плане.
Известный специалист в области синергетики профессор А.А. Колесников обозначил еще и методологическую проблему, связанную с применение компьютерных технологий. Дело в том, что современный компьютер, оперируя огромным количеством данных, может создать у неискушенного студента или молодого ученого иллюзию всеохватности изучаемой проблемы. В действительности же компьютер нередко способствует размножению деталей и частностей рассматриваемого явления, придавая важное значение именно частным случаям.
Следовательно, психологическое обеспечение образовательных процессов, связанных с компьютерным сопровождением, должно быть направлено на сближение процедур обучения с мотивационными потребностями и склонностями обучаемых. Это означает, что современная система автоматизированного обучения должна уже на стадии разработки строиться как мотивационно обоснованная структура.
Принятая нами дидактическая система комплексного компьютерного сопровождения фундаментальной естественно-научной подготовки инженеров основана на использовании компьютерных технологий как функционально связанного набора подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения, предназначенного для оптимизации процесса обучения и работающего в диалоговом режиме. С этой точки зрения компьютерные технологии рассматриваются нами как действенные средства интеграции методологических приемов организации познавательной деятельности, математических методов описания явлений и дидактических принципов выдачи информации.
Применение информационных технологий в процессе обучения, не отменяя его классические принципы, генерирует новые дидактические принципы (индивидуализации, многоканальности, модульности и другие). Наибольшими возможностями, пожалуй, обладает активный и дружественный диалог в компьютерной обучающей среде. Методически проработанная контекстная помощь, «всплывающие» подсказки и доступная в любой момент справка стимулируют проявление своеобразного «синдрома незавершенного действия», характерного для компьютерных игр. При выполнении учебных заданий на компьютере это позволяет формировать мотивационную составляющую процесса обучения.
Необходимость поиска путей совершенствования фундаментальной подготовки на основе информационных технологий обуславливает с одной стороны постановку прикладной задачи разработки компьютерных средств поддержки профессионального образования, ориентированной на создание не отдельных фрагментов, а комплексов, обеспечивающих полноценную проработку учебного материала от теории до решения нетиповых задач, а с другой – разработку методических основ функционирования таких комплексных систем. Требуют своего решения и вопросы развития системы широкого психологического обеспечения процесса обучения с использованием компьютера. Под этим подразумевается целый спектр средств, направленных на сближение мотивационных потребностей, интеллектуальных и творческих особенностей личности учащегося со структурой и содержательной организацией учебного материала по результатам. В настоящее время психологические исследования еще не составили целостной картины развития личности и ее профессионализации в условиях компьютерного обучения и формирования новообразований когнитивной и мотивационно–смысловой сфер обучаемого.
Приведенный анализ состояния исследуемой проблемы позволяет сделать следующие выводы:
-
Информатизация рассматривается как необходимое условие и важнейший этап, затрагивающий все основные направления реформирования системы образования в России, однако, качество информационных услуг, используемых в образовательном процессе, может быть повышено за счет усиления методологической компоненты,
-
В ходе компьютеризации обучения в техническом вузе необходимо не только сохранить, но и с помощью средств вычислительной техники усилить инженерную подготовку, опирающуюся на знание и понимание фундаментальных физических принципов построения и функционирования технических объектов и процессов.
-
Анализ имеющихся работ по использованию в образовании компьютерной поддержки показывает, что еще не выработаны четкие критерии оценки качества фундаментальной подготовки, которые определяют цели и направления модернизации процесса.
-
Существует достаточно много работ, посвященных компьютерным обучающим модулям, но в них не заложены основы и методы формирования мотивации фундаментальной естественно-научной подготовки, мотивации активного самообразования и становления современного уровня компьютерной грамотности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |