Московский городской



Скачать 254,25 Kb.
Дата10.02.2016
Размер254,25 Kb.
#168
ТипАвтореферат
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»

Кафедра «Педагогическая психология»


АВТОРЕФЕРАТ
магистерской диссертации
«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и трудоустройства студентов с ОВЗ»

название ВКР

Направление 050400 Психолого-педагогическое образование



(код) (наименование направления)

Магистерская программа Педагогика и психология воспитания учащихся



(название магистерской программы)
Зав. выпускающей кафедрой ___________ ___________ Гуружапов В.А.

подпись дата ФИО

Руководитель ___________ ___________ Пряжникова Е.Ю.

подпись дата ФИО

Студент ___________ ___________ Морозкина Е.А.

подпись дата ФИО


Москва, 2013


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Главной тенденцией в развитии системы образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ становится ее сближение с системой реабилитации инвалидов. Сам термин «реабилитация» происходит от позднелатинского rehabilitatio (re –вновь, снова, habilitas – способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности.

В России имеется достаточно научных теоретических и прикладных исследований по проблеме реабилитации. Так, Е. И. Холостова предлагает систему социальной реабилитации инвалидов, состоящей из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации,- все это создает и обеспечивает условия для социальной интеграции инвалида, восстанавливает его социальный статус, его способности к самостоятельной общественной, семейной и бытовой деятельности. В данной программе результатом социально-психологической реабилитации инвалидов является развитие у них умений ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей.

Однако, мало работ, в которых бы системно решались взаимосвязанные психологические и педагогические аспекты проблемы профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важным направлением социализации инвалидов является профессиональное ориентирование. Комплекс мероприятий по профессиональному ориентированию предполагает широкий спектр мер по оказанию помощи в выборе будущей профессии. Профессиональная ориентация молодежи – проблема не новая: теория и практика профессиональной ориентации уже имеют почти столетнюю историю. Классические отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С. Кону, Е.С. Романовой, Н.С. Пряжникову, Е.Ю. Пряжниковой, Н.Н. Чистякову, А.Е. Голомштоку и др.

Обучение студентов с ОВЗ относительно новая образовательная практика. Наблюдения показывают, что студенты с ОВЗ больше нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении по сравнению с их здоровыми сверстниками.



Проблема диссертационного исследования в противоречии между:

необходимостью психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и недостаточной проработанностью в отечественной психологии и педагогике.

Современный подход к профессиональному ориентированию должен подразумевать комплексный подход к решению данной проблемы. Необходимым в программе сопровождения является, сочетание работы различных социальных институтов и различных психологических центров (центры занятости, центры профориентации, различные общественные организации); проведение комплексной профориентационной работы; использование различных возможностей передачи информации, относящейся к профессиональному выбору инвалидов; применение методического инструментария по выявлению типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (Е.А. Климову, Н.С. Пряжникову, Е.Ю. Пряжниковой, Е.В. Свистунова., Е.В. Ананьева и т.д.)

В данном исследовании раскрываются основные направления методического сопровождения профессионального самоопределения и содействия трудоустройству людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, обучающихся в учреждении высшего профессионального образования города Москвы.

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у студента с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Особенности профессионального самоопределения студентов с ОВЗ заключаются в следующем:



  • Профессиональное самоопределение является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации.

  • Характеризуется отсутствием осознанного выбора, скудностью представлений о мире профессий и отсутствием возможностей сделать выбор, обусловленный социально-экономическими причинами.

  • Неадекватным отношением к жизненным реалиям и ценностям, неумением планировать профессиональные и жизненные перспективы.

Можно выделить следующие факторы, которые учитывались в разработке системы психолого-педагогического сопровождения при профессиональном самоопределении и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе обучения в ВУЗе:

  • позиция родителей;

  • влияние референтной группы;

  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

  • поддержка со стороны педагогов;

  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей

  • информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

Объект исследования: профессиональное самоопределение и процесс трудоустройства студентов с ОВЗ

Предмет исследования: Психолого-педагогические сопровождение профессионального самоопределения и процесса трудоустройства студентов с ОВЗ

Таким образом, целью данного исследования является создание системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и процесса трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья.



Гипотеза исследования:

Профессиональное самоопределение студентов с ОВЗ будет эффективным, если:

• осуществляется организационно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов с ОВЗ, основанное на комплексной диагностике психофизиологических особенностей и выявлении ведущих мотивов учебной и профессиональной деятельности, отношения к жизненным реалиям и ценностям;

• реализуется поэтапная работа по программе психолого-педагогической поддержки студентов с ОВЗ, позволяющая изучить и повысить качество планирования личных профессиональных перспектив по следующим компонентам:



  • осознание себя как субъекта профессиональной деятельности;

  • умение делать профессиональные выборы, используя собственные способности и возможности;

  • стремление к получению и использованию новой информации о профессиях при планировании будущей профессиональной деятельности;

  • умение самостоятельно ориентироваться в социально-экономической ситуации и принимать решение вне зависимости от жизненных обстоятельств и других людей;

  • стремление к профессиональному мастерству.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) Изучить современные тенденций и общетеоретические вопросы, связанные с профессиональным самоопределением лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

3) Систематизировать психолого-педагогические условия, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение и успешное трудоустройство выпускников с ОВЗ;

4) Осуществить качественный анализ эмпирический данных;

5) Разработать критерии эффективности оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и трудоустройства студентов с ОВЗ

6) Разработать рекомендации по оптимизации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и трудоустройства студентов с ОВЗ.



Теоретико-методологическую основу исследования составили:

  • Теоретические основания профессионального выбора профессии (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.)

  • Изучение типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (Е.В. Свистунова, Е.В. Ананьева, А.А. Дыскин. Е.М. Старобина)

  • Аспекты, связанные с социальной помощью, теорией и технологиями социальной работы в области профессиональной реабилитации и профессионального становления, трудоустройства инвалидов, нашли отражение в работах ( О. М. Виноградовой, А. А. Дыскина, А. А. Кузнецовой, Д. И. Лавровой, А. И. Осадчих, С. Н. Лузина, Л. И. Савинова, Л. В. Федотовой, Е. И. Холостовой и др.)

  • Рассмотрением аспектов трудоустройства и трудностей, возникающими в связи с этим у людей с ограниченными возможностями здоровья (Е. Ш. Гонтмахер Т. В. Зозуля, Э. К. Наберушкина, Е. Г. Свистунова А. С. Сорвина, В. В. Холостова Е. Р. Ярская-Смирнова и др)

Для решения поставленных задач исследования использовался широкий спектр методов и методик: теоретический анализ научной, философской, социологической, психологической, педагогической литературы и исследований по проблемам профессионального самоопределения людей с ОВЗ. Анкетирование и тестирование по методикам:

  • Активизирующий профориентационный опросник «Перекресток профессий», автор Пряжникова Е.Ю.




  • Методика «Построение личной профессиональной перспективы» автор Пряжников Н.С.




  • Методика «Схема альтернативного выбора (места работы) авторы Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников.

Методы наблюдения, формирующий эксперимент, качественная обработка результатов исследовательской работы при сборе эмпирических данных; коррекционно-формирующие и комплексные методы при проведении исследования.
База эмпирического исследования:

Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) и Российский государственный социальный университет (РГСУ).



Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ):

- 25 студентов с ОВЗ очного отделения факультетов: социальная психология, психология консультирования, юридическая психология, информационные технологии и государственное и муниципальное управление;


Российский государственный социальный университет (РГСУ):

- 36 студентов с ОВЗ очного отделения факультетов: социально-гуманитарный, социального управления, юриспруденции и ювенальной юстиции, информационные технологии и иностранные языки.

В процессе проведения эмпирического исследования участвовали студенты с ОВЗ выпускных курсов, юноши и девушки различных профессий.
Достоверность результатов исследования: обеспечена совокупностью примененных валидных, надежных и апробированных методов, соответствующих природе изучаемого явления, целям и задачам, сочетанием количественного и качественного анализов результатов исследования, взаимопересечением результатов, полученных с помощью различных методик и их сопоставлением с данными других исследователей.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научных представлений о взаимосвязанных психологических и педагогических аспектах профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проблем трудоустройства выпускников с ОВЗ с учетом психофизиологических и личностных особенностей. Построена модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Расширены научные представления о психолого-педагогических условиях, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение и успешное трудоустройство выпускников с ОВЗ.

Практическая значимость исследования, определяется тем, что полученные в нем результаты позволяют сформулировать рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профориентации и трудоустройства на этапе обучения в ВУЗе, которое поможет студентам с ОВЗ полноценно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять должностные обязанности, т.е. обеспечит у будущих выпускников с ОВЗ конкурентные преимущества.
Структура и объём диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 57 источников, из них и 6 приложений. Материалы диссертационного исследования изложены на 110 страницах. Работа содержит 10 таблиц, 3 рисунка, 12 диаграмм.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность работы; определены объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулирована гипотеза, представлены методологические основания и эмпирические методы исследования; показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе - «Профессиональное самоопределение и трудоустройство лиц с ОВЗ» - проведен анализ основных подходов к пониманию феномена профессионального самоопределения в психологии и педагогике, раскрыта его специфика у студентов с ограниченными возможностями здоровья, охарактеризовано психолого-медико-социальное сопровождение профессиональной реабилитации студентов с ОВЗ, рассмотрены психофизиологические и личностные факторы выбора профессии.



Первый параграф «Профессиональное самоопределение для лиц с ограниченными возможностями здоровья» - посвящен рассмотрению различных подходов к «профессиональному самоопределению», основных компонентов профессионального самоопределения, а также характеристику системы профессиональной ориентации, включающую в себя комплекс научно обоснованных мероприятий, которые направлены на подготовку студента с ОВЗ к выбору профессии, учитывая личностные, физиологические особенности и социально-экономическую ситуацию на рынке труда.

Второй параграф «Зарубежный опыт профориентационной работы с инвалидами» освещает понятие профессионального самоопределения в зарубежной психологии и педагогике.

Третий параграф – «Психолого-медико-социальное сопровождение профориентации для лиц с ОВЗ в системе высшего профессионального образования в России» посвящен понятию социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы и набор мероприятий по поддержанию педагогической, социальной, психологической и профессиональной реабилитации, учитывающие определенные возрастные, личностные особенности и уровень тяжести ограничений его жизнедеятельности.

Четвертый параграф«Трудоустройство лиц с ОВЗ» освещает проблематику трудоустройства инвалидов - чрезвычайно важную и актуальную задачу общества, требующую постоянного внимания, изыскания новых средств, технологий и использования имеющихся резервов, для повышения эффективности этой работы. Одним из решений проблемы трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учреждений высшего и среднего профессионального образования, ставится в ряд основных ориентиров, определяющих направление деятельности вузов, в частности, их Центров (отделов) трудоустройства.

В пятом параграфе - «Зарубежный опыт сопровождения трудоустройства с инвалидами» - мы рассматриваем зарубежные модели трудоустройства инвалидов.

В шестом параграфе - «Сопровождение трудоустройства лиц с ОВЗ в России» освещены аспекты социальной политики в отношении трудоустройства лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. Возможные варианты решения проблемы трудоустройства, функции служб занятости и профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Во второй главе - «Экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогической программы сопровождения профессионального самоопределения студентов с ОВЗ» предпринята попытка выявить и проанализировать различные линии профессионального и личностного самоопределения студентов с ОВЗ на этапе окончания ВУЗа, а также стратегии выбора профессии в зависимости от личностных и психофизиологических особенностей студентов с ОВЗ.

Целью данного исследования стало создание системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и процесса трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, а также, что особенно важно, семинаров по самопрезентации и технологиям поискам работы на рынке труда людей с ОВЗ. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику студента с ОВЗ через специально организованную деятельность общения. Таким образом можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации студентов с ОВЗ в профессиональном самоопределении;

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии выпускников с ОВЗ в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата

Можно выделить следующие факторы, которые учитывались в разработке модели психолого-педагогического сопровождения при профессиональном самоопределении и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе обучения в ВУЗе:



  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей

  • информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

  • упор на положительные аспекты личности инвалида, важным является также поощрения инициативы, самостоятельности людей с ОВЗ

Наша программа сопровождения профессионального самоопределения и трудоустройства студентов с ОВЗ включает в себя два этапа Вузовский этап (период обучения в ВУЗе, студенты) и Послевузовский этап (Последний год обучения в ВУЗе, выпускники). Построена на таких принципах, как систематичность, последовательность, планомерность, поскольку соблюдение всех этих принципов приводит к положительным результатам.

Следует отметить, что длительное время вопросы содействия профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ ограничивались лишь их обучением трудовым операциям в рамках определенной профессии. Не уделялось должного внимания созданию условий для сознательного выбора и освоения той или иной профессии студентом с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития выступает как важнейший фактор формирования личности будущего профессионала.

Выпускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять должностные обязанности. Современный работодатель имеет возможность выбирать претендентов на вакантные должности, поэтому образовательная, профориентационная и программа трудоустройства призваны обеспечить у будущих выпускников с ОВЗ конкурентные преимущества.

Данное исследование проходило в 3 этапа:
Для констатирующего эксперимента, за основу мы взяли данные исследования Ксении Геннадьевны Оропай сотрудника Факультета Дистанционного Обучения МГППУ на тему: «Особенности мотивации учебной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья» (на примере дистанционного обучения психологии), опубликованные в 2009 году.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что на начальном этапе студенты с ограниченными возможностями здоровья контрольной и экспериментальной групп имели практически одинаковые показатели:


  • Профессиональное самоопределение является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации.

  • Характеризуется отсутствием осознанного выбора, скудностью представлений о мире профессий и отсутствием возможностей сделать выбор, обусловленный социально-экономическими причинами.

  • Неадекватным отношением к жизненным реалиям и ценностям, неумением планировать профессиональные и жизненные перспективы.

Данные констатирующего эксперимента послужили основанием для разработки системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и процесса трудоустройства студентов с ограниченными возможностями здоровья.

В формирующем эксперименте были задействованы студенты с ОВЗ Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ): 25 человек с очного отделения, факультетов: социальная психология, психология консультирования, юридическая психология, информационные технологии и государственное и муниципальное управление; из них – с нарушением слуха- 1 студент, с нарушением опорно-двигательного аппарата- 10, с нарушением зрения – 13 студентов и другими нарушениями- 2.

17 – юношей и 8 девушек.

Программа сопровождения профессионального самоопределения и трудоустройства студентов с ОВЗ была построена на таких принципах, как систематичность, последовательность, планомерность, поскольку соблюдение всех этих принципов приводит к положительным результатам.

Контрольный эксперимент

С февраля по апрель 2013 года был проведен контрольный эксперимент.

В ходе эксперимента были получены следующие данные:

Определение приоритетного направления для студентов с ОВЗ поля специальностей, предоставляемых современным рынком образовательных услуг нами была применена методика «Перекресток» (автор Н. С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова).

При проведении и обработке методики «Перекресток-1» нами была поставлена задача, исследовать, какие именно специальности наиболее предпочтительнее для студентов с ОВЗ и насколько эти профессии соответствуют индивидуальным и психофизиологическим особенностям студентов с ОВЗ.

Диаграмма 1



Показатели экспериментальной группы по блоку Предметы (сферы) труда «Перекресток-1»

В результате выявлено, что наиболее предпочтительными предметами (сферами) труда для студентов с ОВЗ:

По показателям «нравятся в большей степени» оказались сферы труда: техника; сознание конкретных взрослых людей; материальное производство; наука и образование; духовно-эстетические системы.

«интерес отсутствует» или явно противопоказанные сферы труда для испытуемых: строительные объекты, транспортные системы, душа и тело самого работника, материалы и заготовки.

В поле «интерес не выраженный» оказались: общественные системы, торговля и сервис, сознание конкретных детей и подростков, тунеядство и др.

Диаграмма 2



Показатели экспериментальной группы по блоку Внешние и внутренние средства труда «Перекресток-1»

Опросник «Внешние и внутренние средства труда» показал, что студенты с ОВЗ склонны к теоретическим и коммуникативно-артистическим средствам труда, в нежелательных оказались ручные и простые средства труда.



Данные по методике «Перекресток-1» в экспериментальной группе показывают, что наиболее предпочтительными профессиями на перекрестке профессий для студентов с ОВЗ являются: инженер, конструктор, педагог-психолог, профконсультант, социолог, педагог, философ, программист, проектировщик.

По результатам опросника «Перекресток-1» выявлено, что профессии, оказавшиеся в наиболее предпочтительных, не только соответствуют индивидуальным и психофизиологическим особенностям студентов с ОВЗ, но и прямо совпадают с получаемой специализацией в ВУЗе.

Диаграмма 3

Показатели контрольной группы по блоку Предметы (сферы) труда «Перекресток-1»

В результате выявлено, что наиболее предпочтительными предметами (сферами) труда для студентов с ОВЗ:

По показателям «нравятся в большей степени» оказались сферы труда: сознание конкретных взрослых людей; материальное производство; живая природа; духовно-эстетические системы; душа и тело самого работника, безопасность и правопорядок.

«интерес отсутствует» или явно противопоказанные сферы труда для испытуемых: сознание конкретных детей и подростков, строительные объекты, транспортные системы, душа и тело самого работника, торговля, сервис.

В поле «интерес не выраженный» оказались: общественные системы, техника, антиобщественная деятельность, финансовые системы и др.

Диаграмма 4



Показатели контрольной группы по блоку Внешние и внутренние средства труда «Перекресток-1»

Опросник «Внешние и внутренние средства труда» показал, что студенты с ОВЗ контрольной группы склонны к теоретическим, техническими и организационным средствам труда, в нежелательных оказались ручные и простые средства труда.



Данные по методике «Перекресток-1» в контрольной группе показывают, что наиболее предпочтительными профессиями для студентов с ОВЗ являются: биохимик, генетик, лесник, оператор ЭВМ, испытатель технических установок, психолог, нейропсихолог, адвокат, правовед, менеджер, руководитель, программист, проектировщик.

В результате выявлено, что далеко не все профессии на перекрестке профессий, оказавшиеся в наиболее предпочтительных, соответствуют психофизиологическим особенностям студентов с ОВЗ, что свидетельствует о недостаточно адекватной оценке учета состояния здоровья.

При проведении и обработке методики «Перекресток-2» нами была поставлена задача, исследовать, соответствие желаемого уровня образования и предполагаемого уровня самостоятельности в труде для студентов с ОВЗ.

Диаграмма 5



Показатели экспериментальной группы по блоку Уровни профессионального образования «Перекресток-2»

Диаграмма 6



Показатели экспериментальной группы по блоку Уровни самостоятельности в труде «Перекресток-2»



Показатели опросника «Перекресток -2» в экспериментальной группе говорят об адекватном видении студентов с ОВЗ своего профессионального образования, о чем свидетельствует соответствие уровня образования и самостоятельности в труде на перекрестке профессионального образования (чем больше плюсов, тем большее соответствие). В группе наблюдается низкий процент числа испытуемых, у которых есть и соответствие и сомнения (соответствия больше, чем сомнений).

Диаграмма 7



Показатели контрольной группы по блоку Уровни профессионального образования «Перекресток-2»

Диаграмма 8



Показатели контрольной группы по блоку Уровни самостоятельности в труде «Перекресток-2»


Показатели опросника «Перекресток -2» в контрольной группе говорят о недостаточно адекватном видении студентов с ОВЗ своего профессионального образования, о чем свидетельствует несоответствие уровня образования и самостоятельности в труде. В группе наблюдается высокой процент числа испытуемых, у которых указана сомнительность сочетания. Для многих выводы (рекомендации) были: 1) отказаться от своей высокой претензии, т.е. выбрать менее сложный уровень профессионального образования или вообще закончить какие-нибудь простые краткосрочные курсы; 2) перестать быть лентяем.

Таким образом, результаты активизирующего опросника «Перекрестока-1» показали значительную положительную динамику экспериментальной группы в выборе наиболее предпочтительных для студентов с ОВЗ профессий и их соответствие индивидуальным и психофизиологическим особенностям. Также показатели опросника «Перекресток -2» в экспериментальной группе говорят о более адекватном видении студентов с ОВЗ своего уровня профессиональных предпочтений (претензий) и готовности самостоятельно, инициативно и творчески реализовать свои претензии.



Для обобщенной и целостной картины видения и самооценки студентами с ОВЗ перспектив профессионального и личностного развития, мы использовали методику «Построения личной профессиональной перспективы» (Пряжников Н.С.)

Результаты исследования студентов с ограниченными возможностями здоровья по опроснику «Построения личной профессиональной перспективы» позволили сделать вывод о том, что средний балл оценки правильности ответов на вопросы, определяющие уровень готовности к профессиональному самоопределению, в контрольной группе значительно ниже, чем в экспериментальной группе.

В контрольной группе низкий балл диагностируется в вопросах обоснованности и устойчивости выбора, определения и понимания смысла жизни, осознания внешних и внутренних препятствий на пути к целям. В контрольной группе студенты с ОВЗ испытывают трудности с выделением резервных вариантов выбора, самооценкой, адекватностью представлений о своих возможностях в профессии.

Диаграмма 9



Показатели экспериментальной группы по компонентам ЛПП

Диаграмма 10



Показатели контрольной группы по компонентам ЛПП

Анализируя среднее значение показателей по всем блокам опросника «Построения личных профессиональных перспектив» можно проследить разницу количества правильных ответов экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

В контрольной группе 73% испытуемых признались в отсутствии наличия системы резервных вариантов, на случай неудачи по основному выбору и лишь 14% смогли назвать, в экспериментальной группе у 56% опрошенных есть резервные варианты по трудоустройству.

В контрольной группе у 56% студентов с ОВЗ, трудности с практической реализацией ЛПП, больше половины группы не смогли ответить на данный вопрос. В экспериментальной группе прекрасно складывается реализация личной профессиональной перспективы 44% испытуемых смогли дать не только конкретизированный ответ, но и смогли его обосновать.

Таким образом, результаты опросника показали значительную положительную динамику в умении планировать личные профессиональные перспективы у студентов с ОВЗ, в течение двух лет занимавшихся по программе психолого-педагогической сопровождения профессионального самоопределения и трудоустройства.

В заключительном этапе контрольного эксперимента мы использовали методику «Схема альтернативного выбора (места работы)» авторы Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников., как помощь студенту с ОВЗ в выборе наиболее предпочтительного варианта профессии или места работы из уже имеющихся вариантов, с учетом наиболее важных для студентов с ОВЗ факторов выбора.

Проведение методики «Схема альтернативного выбора места работы» оказалась особо показательной и значимой в данном исследовании, так как в контрольной группе у большинства испытуемых (81% студентов с ОВЗ) отсутствуют варианты трудоустройства после окончания ВУЗа. В РГСУ проводится социальная реабилитация, в которой недостаточно проработан блок психологической поддержки профессиональной реабилитации студентов с ОВЗ. На старших курсах отсутствует сопровождение профессионального самоопределения и трудоустройства, поэтому студенты с ОВЗ контрольной группы смогли лишь указать значимые факторы при трудоустройстве, которые в будущем помогут им выбрать наиболее предпочтительный вариант в выборе места работы.

Диаграмма 11



Показатели экспериментальной группы по значимым факторам при выборе профессии


В экспериментальной группе университета МГППУ уже к марту у студентов с ОВЗ есть варианты дальнейшего профессионального развития, подобранные в зависимости от получаемой специализации в ВУЗе. Активизирующая методика «Схема альтернативного выбора места работы», прекрасно подходит для выбора определяющегося выпускника подобрать себе наиболее предпочтительный вариант места трудоустройства.

Диаграмма 12



Показатели контрольной группы по значимым факторам при выборе профессии


По результатам методики выявлено, что в экспериментальной группе профессии, оказавшиеся в наиболее предпочтительных, не только соответствуют индивидуальным и психофизиологическим особенностям студентов с ОВЗ, но и прямо совпадают с получаемой специализацией в ВУЗе.

Таким образом, методика «Схема альтернативного выбора» позволила наиболее полно показать значимость психолого-педагогического сопровождения трудоустройства выпускников с ОВЗ на этапе обучения в ВУЗе.


Общие выводы:

Результаты исследования дают основание считать, что выдвинутая гипотеза доказана, поставленные цели выполнены и задачи решены.

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу.

1. Существует специфика профессионального самоопределения студентов с ОВЗ, по сравнению с их здоровыми сверстниками, что предполагает разработку и реализацию специальной программы психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении.

2 Особенности профессионального самоопределения студентов с ОВЗ заключаются в следующем:

• профессиональное самоопределение является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации;

• выбор профессии осуществляется неосознанно, обусловлен социально-экономическими причинами, характеризуется неадекватностью представлений о своих способностях и возможностях в профессиональной деятельности;

• характеризуется неадекватным отношением к жизненно важным ценностям, неумением планировать личные профессиональные и жизненные перспективы.

3. Разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ, обучающихся в ВУЗе, является важным условием оптимизации профессионального самоопределения студентов с ОВЗ и позволяет улучшить качество планирования личных профессиональных перспектив по следующим компонентам:

• расширились представления учащихся о мире профессии, своих способностях и возможностях в профессиональной деятельности;

• появились изменения в ценностных ориентациях студентов с ОВЗ: усилилась значимость таких жизненно важных ценностей как личностное и профессиональное развитие, профессиональный труд;

• личностные изменения способствовали формированию профессионально значимых качеств: профессионального интереса, направленности на профессиональное совершенствование и результат, оптимистического отношения к своему будущему, осознания своего «Я» и себя как субъекта профессиональной деятельности.

4. Определены педагогические условия эффективного формирования жизненного и профессионального самоопределения студентов с ОВЗ, структура и содержание психолого-педагогического сопровождения всеми субъектами образовательного процесса.

5. Доказано, что разработанная система формирования жизненного и профессионального самоопределения ведет к успешному овладению профессиональными знаниями и навыками по специальности, активной жизненной позиции дает уверенность студентам с ОВЗ в себе и в своих возможностях эффективного интегрирования в социуме.



6 Разработаны методические рекомендации по обеспечению эффективности психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в их профессиональном и жизненном самоопределении.
Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Источник: //Вопросы психологии. 2001.№1

Скачать 254,25 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница