Московская высшая школа социальных и экономических наук



Скачать 156,23 Kb.
страница1/6
Дата03.01.2022
Размер156,23 Kb.
#45165
  1   2   3   4   5   6

Проблемы подготовки тьюторов. Основные требования к программе подготовки тьюторов

Автор: Долганова Ольга Васильевна

Московская высшая школа социальных и экономических


ovdolganova@gmail.com
Введение

Мы живем в эпоху информационного общества. Устойчивое развитие страны требует не только перевооружения промышленности, перехода на новые высокоэффективные технологии, но и существенного повышения интеллектуального потенциала нации – способности людей производить и усваивать новые знания, повышать свою квалификацию и приобретать новую специальность, если в этом есть необходимость. Решение этих широкомасштабных государственных задач – задача всей системы образования, т.е. и системы непрерывного образования. Необходимо, чтобы каждый гражданин имел возможность выбора очной, заочной, экстерната или дистанционной формы обучения в разные периоды своей жизни в зависимости от складывающихся обстоятельств.

В системе высшего и среднего образования многих стран мира широко применяется дистанционное обучение. Особенно эффективное развитие эти новые информаци­онные педагогические технологии и прогрессивные орга­низационные формы нашли в самом учебном процессе. Су­щественную роль в применении дистанционного обучения играет глобальная сеть Интернет. По данным интернет сайта www.fom.ru, (12)только в Европе более 20 млн человек являются пользователями Интернет. Первое место в мире по развитию телекомму­никации занимает Австралия — по данным за 2006-2007 г. полугодовая аудитория Интернета составляет более 72%. Второе занимает Германия, третье место —Великобритания. Россия насчитывает пока только 25% пользователей.

В мире сегодня быстрыми темпами увеличиваются воз­можности персональных компьютеров и программного обес­печения, что создает весьма благоприятные условия для развития дистанционного образования. В.А. Трайнев в обзоре дистанционного развития в мире(7) приводит такие данные: в Открытом университете (ОУ) Великобритании ежегодно обу­чаются более 20 тыс. студентов, в Откры­том университете Хаген (Германия) — более 50 тыс. студен­тов, в INТЕС-колледже в Кейптауне (Южно-Африканская Республика) по системе дистанционного обучения ежегодно занимаются более 68 тыс. студентов. Популярность дистанционных технологий обучения в развитых странах характеризуется использованием там ДО во многих университетах. Так, в США ДО ис­пользуют около 60% университетов. В Испании вообще уже на протяжении 30 лет эффективно функционирует уни­верситетское дистанционное образование. С 1970 г. дистанци­онное обучение начало интенсивно развиваться по всей Ев­ропе. Широкое распространение получили также открытые университеты на базе ДО. В настоящие время в Великобритании существует более 50% образовательных программ для получения степени магистра в области управления с использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Открытого университета Великобритании.

Заслуживает внимания развитие СДО в Японии. В ее школах долгое время компьютерные технологии развивались недостаточно, поскольку ученые-педагоги Японии полагали, что компьютер необходимо широко использовать только в высшем образовании, но с 1995 года по программе полной информатизации страны интернет технологии стали внедрять и средних школах.

По данным ЮНЕСКО (7), одной из наиболее продвинутых стран по внедрению информационных технологий является Австралия. Австралийская территориальная информационная сеть и специально разработанная программа обеспечили активное участие учителей и учащихся в разнообразных проектах ДО.

Полат Е.С. пишет (6), что дистанционное обучение стало уже свершившимся фактом не только за рубежом, но и в нашей стране. Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно свыше 60 000 студентов. Одним из лидеров применения дистанционного обучения является МЭСИ - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, где более 30 000 студентов уже обучены в формате ДО. Около 50 000 граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно. Разработан проект стандарта качества дистанционного образования “Дистанционное образование. Контроль и оценка качества дистанционного образования”, а также "Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России".

Актуальность дистанционного обучения в эпоху непрерывного образования трудно переоценить. В современных  социально-экономических условиях перед  российской системой образования стоит серьезная задача: предоставление  широким слоям населения качественного и доступного образования. Исследование актуализированных образовательных потребностей населения России в возрасте от 16 до 60 лет, проведенное в 1999 – 2002 г. (5)показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования  предоставить не может, т.к. они вынуждены совмещать учебу с основной деятельностью-работой, не могут регулярно посещать учебное заведение вследствие его удаленности, необходимости больших затрат на переезд и проживание, и, наконец, недоступно высокая плата за обучение. А.А.Андреев в книге « Дидактические основы дистанционного обучения» (4)приводит список категорий основных потребителей дистанционных образовательных услуг, для которых недоступен традиционный способ получения образования:

·     лица,  желающие   приобрести новые знания или получить второе образование, но проживающие в  малоосвоенных  регионах страны, удаленных от вузовских центров;

·     обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;

·     лица, не имеющие возможности  получить образовательные услуги в традиционной системе образования  в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий (сельские жители, спортсмены, вахтовики, кочевники и т.п.); 

·     лица, проходящие действительную срочную службу  в рядах Вооруженных Сил России, а также  увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;

·     лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды; раненые, находящиеся на излечении в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому и т.п.);

·     корпус менеджеров различного уровня, преподавателей и других специалистов, нуждающихся в  переподготовке и повышении квалификации;

·     осужденные и обслуживающий  персонал исправительных учреждений;

·     лица, желающие получить образование  в зарубежных   образовательных учреждениях;

·     уволенные и сокращенные  лица, зарегистрированные в соответствующих службах занятости;

·     иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.

Совершенно ясно, что эти категории потребителей образовательных услуг предъявляют особые требования к организации обучения, такие как индивидуальный план обучения, личностно – ориентированный подход к обучаемому, необходимость для большинства желающих учиться совмещать учебу с основной деятельностью, невысокая плата за обучение. Применение технологий дистанционного обучения может быть решением этого вопроса.

Вместе с тем, внедрение новой формы обучения в России существенно отстает от развитых стран. Одной из причин является нехватка профессионалов-специалистов, способных вести качественный процесс обучения в системе ДО. Преподаватели неохотно идут на внедрение дистанционного обучения. Применение технологий дистанционного обучения требует иного подхода к организации учебного процесса, преподавателей нужно учить работать с новыми технологиями. Целью данной работы является определить, какие же требования предъявляет система дистанционного обучения к преподавателю? Чем отличается традиционный преподаватель от преподавателя дистанционного образования (ДО) или преподавателя - тьютора? Какие требования к подготовке преподавателей – тьюторов предъявляет новая форма обучения?



Каталог: cdo -> conf08 -> rep
cdo -> Проблемы подготовки тьюторов. Основные требования к программе подготовки тьюторов
cdo -> Результаты участия школьников в региональных (заочных) этапов Российского соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, юниор» и Всероссийской научной конференции молодых исследователей
cdo -> Глоссарий для преподавателей угуэс по инклюзивному образованию
cdo -> Классный час по толерантности в начальной школе 9 (1 4 классы) 9 Классный час 18 «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди»
cdo -> Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
cdo -> Инклюзивное образование в вузе (часть1)
rep -> Опыт разработки и использования электронного дистанционного курса для менеджеров в сфере образования: роль е-тьютора в организации работы группы

Скачать 156,23 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница