Автор: Долганова Ольга Васильевна Московская высшая школа социальных и экономических
ovdolganova@gmail.com
Введение
Мы живем в эпоху информационного общества. Устойчивое развитие страны требует не только перевооружения промышленности, перехода на новые высокоэффективные технологии, но и существенного повышения интеллектуального потенциала нации – способности людей производить и усваивать новые знания, повышать свою квалификацию и приобретать новую специальность, если в этом есть необходимость. Решение этих широкомасштабных государственных задач – задача всей системы образования, т.е. и системы непрерывного образования. Необходимо, чтобы каждый гражданин имел возможность выбора очной, заочной, экстерната или дистанционной формы обучения в разные периоды своей жизни в зависимости от складывающихся обстоятельств.
В системе высшего и среднего образования многих стран мира широко применяется дистанционное обучение. Особенно эффективное развитие эти новые информационные педагогические технологии и прогрессивные организационные формы нашли в самом учебном процессе. Существенную роль в применении дистанционного обучения играет глобальная сеть Интернет. По данным интернет сайта www.fom.ru, (12)только в Европе более 20 млн человек являются пользователями Интернет. Первое место в мире по развитию телекоммуникации занимает Австралия — по данным за 2006-2007 г. полугодовая аудитория Интернета составляет более 72%. Второе занимает Германия, третье место —Великобритания. Россия насчитывает пока только 25% пользователей.
В мире сегодня быстрыми темпами увеличиваются возможности персональных компьютеров и программного обеспечения, что создает весьма благоприятные условия для развития дистанционного образования. В.А. Трайнев в обзоре дистанционного развития в мире(7) приводит такие данные: в Открытом университете (ОУ) Великобритании ежегодно обучаются более 20 тыс. студентов, в Открытом университете Хаген (Германия) — более 50 тыс. студентов, в INТЕС-колледже в Кейптауне (Южно-Африканская Республика) по системе дистанционного обучения ежегодно занимаются более 68 тыс. студентов. Популярность дистанционных технологий обучения в развитых странах характеризуется использованием там ДО во многих университетах. Так, в США ДО используют около 60% университетов. В Испании вообще уже на протяжении 30 лет эффективно функционирует университетское дистанционное образование. С 1970 г. дистанционное обучение начало интенсивно развиваться по всей Европе. Широкое распространение получили также открытые университеты на базе ДО. В настоящие время в Великобритании существует более 50% образовательных программ для получения степени магистра в области управления с использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Открытого университета Великобритании.
Заслуживает внимания развитие СДО в Японии. В ее школах долгое время компьютерные технологии развивались недостаточно, поскольку ученые-педагоги Японии полагали, что компьютер необходимо широко использовать только в высшем образовании, но с 1995 года по программе полной информатизации страны интернет технологии стали внедрять и средних школах.
По данным ЮНЕСКО (7), одной из наиболее продвинутых стран по внедрению информационных технологий является Австралия. Австралийская территориальная информационная сеть и специально разработанная программа обеспечили активное участие учителей и учащихся в разнообразных проектах ДО.
Полат Е.С. пишет (6), что дистанционное обучение стало уже свершившимся фактом не только за рубежом, но и в нашей стране. Современный гуманитарный университет в Москве обучает дистанционно свыше 60 000 студентов. Одним из лидеров применения дистанционного обучения является МЭСИ - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, где более 30 000 студентов уже обучены в формате ДО. Около 50 000 граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, являются учащимися иностранных образовательных организаций и обучаются дистанционно. Разработан проект стандарта качества дистанционного образования “Дистанционное образование. Контроль и оценка качества дистанционного образования”, а также "Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России".
Актуальность дистанционного обучения в эпоху непрерывного образования трудно переоценить. В современных социально-экономических условиях перед российской системой образования стоит серьезная задача: предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Исследование актуализированных образовательных потребностей населения России в возрасте от 16 до 60 лет, проведенное в 1999 – 2002 г. (5)показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не может, т.к. они вынуждены совмещать учебу с основной деятельностью-работой, не могут регулярно посещать учебное заведение вследствие его удаленности, необходимости больших затрат на переезд и проживание, и, наконец, недоступно высокая плата за обучение. А.А.Андреев в книге « Дидактические основы дистанционного обучения» (4)приводит список категорий основных потребителей дистанционных образовательных услуг, для которых недоступен традиционный способ получения образования:
· лица, желающие приобрести новые знания или получить второе образование, но проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров;
· обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;
· лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий (сельские жители, спортсмены, вахтовики, кочевники и т.п.);
· лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
· лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды; раненые, находящиеся на излечении в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому и т.п.);
· корпус менеджеров различного уровня, преподавателей и других специалистов, нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации;
· осужденные и обслуживающий персонал исправительных учреждений;
· лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;
· уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в соответствующих службах занятости;
· иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.
Совершенно ясно, что эти категории потребителей образовательных услуг предъявляют особые требования к организации обучения, такие как индивидуальный план обучения, личностно – ориентированный подход к обучаемому, необходимость для большинства желающих учиться совмещать учебу с основной деятельностью, невысокая плата за обучение. Применение технологий дистанционного обучения может быть решением этого вопроса.
Вместе с тем, внедрение новой формы обучения в России существенно отстает от развитых стран. Одной из причин является нехватка профессионалов-специалистов, способных вести качественный процесс обучения в системе ДО. Преподаватели неохотно идут на внедрение дистанционного обучения. Применение технологий дистанционного обучения требует иного подхода к организации учебного процесса, преподавателей нужно учить работать с новыми технологиями. Целью данной работы является определить, какие же требования предъявляет система дистанционного обучения к преподавателю? Чем отличается традиционный преподаватель от преподавателя дистанционного образования (ДО) или преподавателя - тьютора? Какие требования к подготовке преподавателей – тьюторов предъявляет новая форма обучения?
Поделитесь с Вашими друзьями: |