Мой ребёнок «заикается». Что делать?



Скачать 45,83 Kb.
Дата23.05.2016
Размер45,83 Kb.
Мой ребёнок «заикается». Что делать?

Начался новый учебный год, наши дети пошли в школу, наши «большие» дети – в институты и училища. Учебные нагрузки это всегда нелегко, но есть дети, для которых учёба может оказаться сущим мучением. И не потому что трудно учиться, а потому что трудно поделиться своими знаниями. Их дразнят, их не понимают ученики и учителя, их не приглашают на общие праздники. Что же им - так и мучиться всю жизнь? На этот и другие вопросы отвечает Максим Эдуардович Дубовец, врач-психотерапевт медицинского Центра «ЛЕГЕ АРТИС».



Максим Эдуардович, расскажите – что такое заикание, откуда оно берётся?

М.Э. : Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания.

Первые признаки заикания, это какие?

М.Э. : ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить. Также должно насторожить употребление перед отдельными словами лишних звуков «а, и», повторение первых слогов или целых слов в начале фразы, вынужденные остановки в середине слова, фразы, затруднения перед началом речи.

И всё же – в чём причина заикания?

М.Э. : Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации - постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий, обстановки в семье, режима. Часты случаи заикания у детей с рано развившейся речью, у детей, к которым родители обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Также оно может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой, неловких, медлительных.



Чем можно помочь заикающемуся ребёнку?

М.Э. : Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он будет боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, особенно не соответствующие их возрасту и тем более на ночь. Это утомляет и перевозбуждает ребенка.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительный отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений в период выздоровления после перенесенного заболевания.

Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. Если уж решили наказать ребёнка, то можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре .

А как вести себя с таким ребёнком в детском саду, в школе?

М.Э. : Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети. Разговаривать с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.



Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками. На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Можно ли вылечиться от заикания?

М.Э. : Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда, невролога и психотерапевта. Логопед научит ребёнка правильно произносить звуки, правильно писать. Невролог поможет диагностировать проблемы связанные непосредственно с нервной системой, «укрепить» её. Психотерапевт уберёт психофизиологические барьеры, поддерживавшие заикание, научит говорить свободно и уверенно.

Есть убеждение, что заикание лечится гипнозом. Это правда?

М.Э. : Действительно - директивное включение человека в мощную подавляющую его индивидуальные защитные реакции систему зачастую приводит к редуцированию заикания. Психоаналитически этот феномен объясняется так называемым «родительским трансфертом» - переносом на директивную систему глубоких детских ожиданий родительской поддержки. Поэтому гипнотерапия даёт облегчение, но временное, как правило на месяц – другой. Потом эффект угасает. Правильное лечение заикания, как я уже сказал – это многогранный процесс. Причём индивидуальный, потому что «одинакового» заикания не бывает. Дети и взрослые, которые приходят ко мне начинают говорить свободно с первых сеансов. А закрепляется этот эффект постоянными занятиями по определённой методике дома, на протяжении месяцев. Тогда будет стойкий, надёжный результат. Кроме того, формируя правильную речь, все мои пациенты отмечают, что мысли стали более ясными, упорядоченными, образными, чёткими. В качестве примера могу сказать, что парень с сильнейшим заиканием, который занимался у меня, в настоящее время служит командиром взвода; другой считался в школе чуть ли не дурачком, потому что практически не мог разговаривать, а в прошлом году самостоятельно поступил в институт. Так что, будьте уверены – заикание излечимо!
Свои вопросы Максиму Эдуардовичу вы можете задать по телефону 23-51-14 (медицинский Центр «ЛЕГЕ АРТИС», Омск, ул. 5-й Армии, д.2) с 10 до 18.00.
Каталог: files -> library
library -> Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева
library -> Библиографический обзор Махачкала, 2013 Человек – творец, созидатель культуры
library -> Создание условий для становления профессиональной субъектности у студентов в учебном процессе вуза
library -> Рабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла для специальности 060101 «лечебное дело»
library -> Коммуникативная компетентность будущего педагога: выбор стратегий в новом стандарте по направлению «Педагогическое образование»
library -> Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
library -> Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева
library -> Посредническая функция взрослого в процессе формирования внутренней картины здоровья ребенка
library -> Инструкция по организации противопожарных тренировок персонала на атомных станциях концерна «Росэнергоатом»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница