Российский государственный профессионально-педагогический университет
Социальный институт
Факультет социальной работы и социальной педагогики
Кафедра социальной работы
« Модель социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в МО на примере г. Советский Советского района ХМАО»
Дипломная работа
Исполнитель:
Студентка гр. __________
Научный руководитель:
Дата допуска к защите
_____________________
Екатеринбург 2003
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект социальной работы с женщинами и
детьми, подвергшимся насилию…………………………………………..8
1.1. Девиация как проблема безопасности женщин и детей…………….8
1.2. Причины и факторы девиантного поведения детей как
следствие выявления насилия в системе образования………………….12
1.3. Формы и учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам и детям от насилия………………………………………...21
Глава 2. Региональный опыт практического внедрения
социально-психологической работы с детьми и женщинами,
пострадавшими от насилия в МО г. Советский………………………...27
2.1. Особенности оказания помощи детям и женщинам,
пострадавшим от насилия Советского района…………………...27
2.2. Социально-психологическая модель помощи женщинам и
детям, пострадавшим от насилия (г. Советский)………………...37
Заключение………………………………………………………………………55Список литературы……………………………………………………………...58
Доклад по защите дипломной работы………………………………………….60
Из введения
Целью дипломной работы является доказать необходимость социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимся насилию, рассмотрение и обоснование регионального опыта практического внедрения социально-психологической модели с женщинами и детьми, подвергшимся насилию (г. Советский ХМАО).
Основные задачи:
1. рассмотреть девиацию как проблему безопасности женщин и детей;
2.выявить основные причины и факторы девиантного поведения детей в системе образования;
3.рассмотреть формы и учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам и детям, пострадавших от насилия в МО;
4.рассмотреть модель социально-психологической помощи социального работника женщинам и детям, пострадавшим от насилия на примере г. Советский (школа №2);
К стандартным требованиям относительно навыков и умений специалиста по социальной работе относится: умение вести профессиональную практическую работу со взрослыми и детьми консультирование, специализированная помощь) в школе. Оказывать социально- психологическую помощь детям и взрослым, нуждающихся в социальной и психологической помощи. Организовывать и координировать социальную работу, проводить исследовательско – аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку специальных проектов, технологий) по проблемам насилия в системе образования с целью разработки проектов и моделей социально – психологической работы. Оказание необходимой психологической защиты женщинам в школе.
Объектом исследования является социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в системе образования.
Предметом исследования является социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в системе образования г. Советский.
Гипотеза: мы предполагаем, что социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию будет эффективной тогда, когда она будет направлена на региональный опыт внедрения технологии и модели социально-психологической работы специалиста по социальной работе, путем эффективного целенаправленного выявления и устранения причин насилия среди женщин и детей в МО.
Методы: используем методы теоретического (обзор и анализ литературы) и эмпирического уровня (статистика школы №2 г. Советский).
Рассмотрим анализ литературы по данной проблеме.
Ряд российских авторов (Фирсов М.В., Студенова Е.Г, Курбатов В.И) рассматривают проблему насилия над женщинами и детьми в МО как применение силы или различного рода угроз по отношению к коллективу. Здесь насилие отражает общее неблагополучие в нарушении ценностно-нормативной сфере образования.
По мнению Холостовой Е.И., насилие в МО – принуждение, которое осуществляет объект, группа для достижения поставленных целей. Здесь проблема насилия над женщинами и детьми выступает одной из форм проявления агрессии.
Овчарова Р.В. рассматривает насилие в двух аспектах: физически жестокое обращение и сексуальное злоупотребление и понимается как преднамеренное или осознанное применение жестоких и или сексуальных наказаний, причинение ребенку и женщине неоправданных физических страданий.
Следовательно, анализируя литературу, можно сделать вывод о том, что насилие в МО – это формы психологического и физического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или грубого обращения или эксплуатации.
Представленная работа состоит из двух глав.
Первая глава посвящена теоретическому обоснованию девиантного поведения как следствие выявления насилия в системе образования. В ней рассмотрены причины и факторы девиантного поведения детей и женщин, основные формы работы социального работника и учреждения социального обслуживания по устранению насилия среди взрослых и детей.
Вторая глава содержит описание модели социально – психологической работы социального работника с детьми и женщинами, подвергшимся насилию в МО г. Советский (школа №2). Здесь мы говорим об особенностях оказания помощи, с которыми сталкиваются женщины и дети, пострадавшими от насилия путем диагностики, терапии и профилактики.
В совокупности оказываемая женщинам и детям помощь в МО позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.
Наиболее успешное и полноценное проведение социальной работы среди женщин и детей, подвергшимся насилию предполагает разработку регионального опыта социально-психологической модели по выявлению и устранению причин насилия в системе образования, нуждающихся в тех или иных видах общей и специализированной помощи, разработку методов и приемов оказания этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности, поведении, деятельности школьников и взрослых, создание для них функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности как ведущего условия и фактора эффективной пропедевтики отклонений в ее развитии и поведении.
Список литературы
-
Абрамова Г. С. Практическая психология. М., 1997.
-
Абульханова – Славская К. А. Стратегия жизни. М.,1996.
-
Беличева СА Превентивная психология. М., 1999.
-
Билиннис А. А. «Анализ проблем женщин, обращающихся в службу «телефон доверия» // Психологический журнал №4 1997.
-
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 2001.
-
Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения у школьников // Семья в психол. консультации под ред. А. А. Бодалева. В.В. Столина. М.,1989.№ 6.42-45с.
-
Гильбух З. В., Коробко С. Л., Андрющенко Л. Л. Методика распределения первоклассников по классам различных типов. Киев,1999.
-
Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс. 2001. №4. С. 74.
-
Григорьев С.И. Социальная работа: шведский вариант в первом приближении. - Барнаул 1991 г.
-
Даллер К.Г. Социальная защита детей // Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1999. Т. 3. С. 160-164.
-
Девиантное поведение в России: проблемы и перспективы исследования. Материалы сессии Академии социальных наук. М., 1997.
-
Дети и насилие: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. М.Н. Лазутовой. Екатеринбург, 1999.
-
Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 2000.
-
Дощицина З. В. оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.,2000.
-
Закирова В.М. Развод и насилие в семье – феномены семейного неблагополучия // Социс, 2002. № 12. с.76.
-
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина. 1998. С. 248.
-
Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65-75.
-
Как помочь ребёнку войти в современный мир? / Под редакцией Т. В.Антоновой. М.,2002.
-
Кравцова Е. Е.. Социальные проблемы готовности детей к школьному обучению. М.,1999.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2001.
-
Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в школьном возрасте. Л., 1999.
-
Методика и технологии работы социального педагога: Уч. Пособие / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: «Академия», 2002. -120с.
-
Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
-
Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: Метод, Руководитель авт. кол-ва В.А. Шелкова. Ярославль, 2002.
-
Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.,2000.
-
Практикум социального работника. – Р. на- Дону: «ФЕНИКС», 2001. – 103с.
-
Основы социальной работы- Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: «Инфра-М», 1997.-368С.
-
Прутченков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально – психологических тренингов. М., 2002.
-
Пряжников Н. С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. 1999.№6
-
Педагог в начальной школе / Под ред. Л.Л. Андрющенко. Волг,1996.
-
Периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 гг. Проект Советского района // Образование в России. 1997. № 4. С. 77.
-
Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990.№1 12 –18с.
-
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998.
-
Рахматшаева В. А. Грамматика общения. М.,1998.
-
Рокициш М.Р. О предотвращении жестокого и безответственного отношения к детям // Права ребенка. 2001. № 1. С. 18-19.
-
Рубан Л.С. Девиация как проблема безопасности // Социс. 1999. № 5. с.46.
-
Руководство практического психолога /Под редакцией И. В. Дубровиной. М.,1999.
-
Силласте Г.Г. Закон в тупике (Семья должна быть защищена от насилия) // Обозреватель. 1998. №2. С. 52-54.
-
Словарь – справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000.- 321с.
-
Справочник практикующего юриста по социальному обеспечению. - М.: Юриспруденция, 2000.
-
Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.,1998.
-
Социальная работа под общей ред. В. И. Курбатова. Р. – на – Дону: «ФЕНИКС», 1999. – 71 – 86с.
-
Социальная работа: теория и практика: Уч. Пособие под ред.Е. И. Холостова. М.: «ИНФРА - М», 2001. – 249с.
-
Справочное пособие по социальной работе / Л. С. Алексеева, П. В. Бобкова и др./ Под ред. Л. М Попова, И. И. Холостовой - М.: Юрист, 1997.
-
Стратегия борьбы с насилием в семье: справочное руководство ООН. 1998.
-
Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 2000.
-
Формирование личности старшеклассника /Под ред. И. В. Дубровиной. М.,2001.
-
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1999.
Из доклада по защите дипломной работы: сокращено
Актуальность насилия среди женщин и детей в России на сегодняшний день характеризуется тем, что происходящие общественные изменения обусловливают социальные, психологические, медико-экологические последствия, которые, несомненно, меняют условия развития и жизнедеятельности детей и женщин. Поэтому необходимо четко представлять, в какой сфере отношений эти новые условия существования угрожают выживанию, здоровью и развитию женщин и детей, основам их социальной защиты.
В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан.
НАСИЛИЕ — принуждение, которое осуществляет субъект, группа для достижения поставленных целей. Насилие в МО в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст. Выделяется субъект, совершающий насилие, и жертва насилия - интерактивный процесс. Для объяснения насилия в МО необходимо учитывать поведение обеих сторон. Согласие с насилием и готовность к насилию является результатом социальной учебы — социализации, рассматриваемой в соответствии с биографическим опытом.
Рассматривая поведение женщины в социальной среде как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешние сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.
Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения ребенка или взрослого человека как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия.
Следовательно, целью работы является доказать необходимость социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимся насилию, рассмотрение и обоснование регионального опыта практического внедрения социально-психологической модели с женщинами и детьми, подвергшимся насилию (г. Советский ХМАО).
Основные задачи:
1. рассмотреть девиацию как проблему безопасности женщин и детей;
2.выявить основные причины и факторы девиантного поведения детей в системе образования;
3.рассмотреть формы и учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам и детям, пострадавших от насилия в МО;
4.рассмотреть модель социально-психологической помощи социального работника женщинам и детям, пострадавшим от насилия на примере г. Советский (школа №2);
Объектом исследования является социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в системе образования.
Предметом исследования является социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию в системе образования г. Советский.
Гипотеза: мы предполагаем, что социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимся насилию будет эффективной тогда, когда она будет направлена на региональный опыт внедрения технологии и модели социально-психологической работы специалиста по социальной работе, путем эффективного целенаправленного выявления и устранения причин насилия среди женщин и детей в МО.
Методы: используем методы теоретического (обзор и анализ литературы) и эмпирического уровня (статистика по Советскому району).
Представленная работа состоит из двух глав.
Первая глава посвящена теоретическому обоснованию девиантного поведения как следствие выявления насилия в системе образования. В ней рассмотрены причины и факторы девиантного поведения детей и женщин, основные формы работы социального работника и учреждения социального обслуживания по устранению насилия среди взрослых и детей.
Вторая глава содержит описание модели социально – психологической работы социального работника с детьми и женщинами, подвергшимся насилию в МО г. Советский (школа №2). Здесь мы говорим об особенностях оказания помощи, с которыми сталкиваются женщины и дети, пострадавшими от насилия путем диагностики, терапии и профилактики.
В совокупности оказываемая женщинам и детям помощь в МО позволяет обеспечить им равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой
Приведем статистику по Советскому району.
Отсутствие массовых молодежных организаций, незанятость и социальная незащищенность молодых людей имеют следствием прогрессирование различных видов девиаций, выполняющих в значительной степени компенсаторную функцию (т.е. девиация как средство ухода от проблем реальной действительности).
Отклонения в поведении женщин и детей могут быть обусловлены следующими группами причин: а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.; в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов; д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.
Анализируя ситуацию, можно сделать следующий вывод: социализация и ресоциализация значительной части взрослых женщин и детей в образовательной системе происходит в условиях фрустрации и депривации, а современное социально-психологическое состояние населения Советского района характеризуется потерей перспективы исторического развития, растущей растерянностью и тревогой, неуверенностью в завтрашнем дне, чувством безысходности, обесценением стимулов созидательной деятельности, доминированием установки жить одним днем. Но этот процесс фрустрации неразрывно связан с процессом депривации.
Исходя из этих целей на сегодняшний день специалист по социальной работе решает следующие практические задачи:1
— оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);
— изучает индивидуально-психологические, социальные и педагогические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;
— мобилизует скрытые социально-психологические ресурсы ребенка и женщины, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;
— осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;
— выявляет основные направления дальнейшего развития личности;
— привлекает других членов семьи, родственников, сверстников доверенных и референтных лиц к оказанию социально-психологической поддержки пострадавшего ребенка, взрослого.
Модель социально-психологической помощи включает в себя следующие направления:
- психодиагностическое;
- консультативное;
- терапевтическое;
- профилактическое.
Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие женщины, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.
Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального работника с детьми и женщинами в школе №2, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями, с их ближайшим окружением.
Конкретное содержание социально-психологической работы с женщинами и детьми в каждом отдельном случае обусловлено типом их неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной ситуации. Однако в целом модель технологии работы социального работника с женщинами и детьми имеют много общего.
Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов, как социального педагога, так, и социального работника находится женщина и ребенок. Неблагополучие ребенка волнует социального педагога, в отличие от специалиста по социальной работе, которого волнует благополучие женщины в системе образования. Соответственно социально-педагогическая диагностика как женщин, так и детей, подвергшихся насилию в МО влияет на внутрисемейную ситуацию и направлена в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и женщины и защиту их базовых прав — права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.
Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.
Методологические принципы:
- объективность в сборе фактов и их интерпретации.
Этические принципы:
- конфиденциальность;
- степень открытости — право клиента;
- невмешательство в частную жизнь.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
- наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
- беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
- анкета (письменный опрос);
-тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний, человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Индивидуальная терапия проводится с детьми и женщинами, находящимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия доверия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе может применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии и нейролингвистического программирования.
Профилактикой насилия может служить работа социального работника с родителями и педагогами, специалистами по осознанию собственных источников насилия, разъяснению их опасности, повышению ответственности за насильственные действия любого рода, выявлению и защите прав жертв насилия и способам предупреждения виктимного поведения. Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и женщин, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Их восприятие мира, как враждебного и опасного, проецируется на адекватные отношения с этим миром. Являясь жертвами насилия в каких-то сферах образовательной микросреды, они часто становятся насильниками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершающих насильственные противоправные действия.
В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей, педколлектива и специалистов.
Таким образом, создание модели социально-психологической помощи детям и женщинам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения, предполагает не только непосредственную работу с ними, но и деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Важно обучить ребенка безопасному поведению, усилить его возможности самозащиты, снять комплексы неполноценности как основу виктимного поведения. Однако для профилактики жестокости и насилия в Советском районе нужны социальные комплексные программы, которые бы включали различные направления работы:
— образовательные программы для детей и подростков;
— образовательные программы для педагогов, родителей и взрослых женщин , работающих с детьми и молодежью;
— создание специальных программ в масс-медиа, демонстрирующих здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;
— борьба с засилием программ, публикаций, транслирующих жестокость и насилие, изобилующих аверсивными стимулами;
— создание «телефонов доверия», специальных кризисных центров, убежищ и приютов для жертв насилия;
— ориентация волонтерского движения в помощь социально дезадаптированным детям и женщинам образовательного учреждения по их реадаптации в обществе и др.
Основными принципами создания таких программ должны быть принципы доступности, ответственности, достоверной информации, активности.
Успешной работе в образовательной среде помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным работником и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной образовательной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный работник помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данный педколлектив не испытывал.
Перед педагогами, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный работник должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. При работе с женщинами специалист может порекомендовать понаблюдать за её поведением и постараться понять, почему она закомплексована: может быть она старается избегать кого-то, или ей хочется внимания. Наблюдение за женщинами и детьми повышает чувствительность педколлектива к различным видам их поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, женщины могут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.
Следовательно, для любого начинающего социального работника как и для специалиста со стажем, многое из того, о чём говорилось в работе, не новость. Мы можем отметить, что модель социально-психологической помощи женщинам и детям, подвергшимся насилию в системе образования на примере школы №2 может помочь учащимся, а именно подросткам и женщинам в преодолении основных причин в связи сложившейся жизненной ситуации.
Поделитесь с Вашими друзьями: |