Мишина Мария Юрьевна



Скачать 196,5 Kb.
страница1/2
Дата22.04.2021
Размер196,5 Kb.
  1   2

Мишина Мария Юрьевна

Научный руководитель: к.пс. н. Шипилина Вероника Васильевна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»,

г. Омск
Реализация управления развитием межличностных отношений между педагогическими работниками в педагогическом коллективе колледжа


Образовательная организация, как и любая другая организация, обязательно имеет внутреннюю и внешнюю среду. Но, согласно исследованиям Кузнецова Ю.В., Беспалько В.А., Алиферова А.А. [1; с. 6], изменения, происходящие в современной образовательной организации, связаны, прежде всего, с резким повышением значимости человеческого фактора, что выдвигает процесс управления педагогическими работниками (внутренней среды) на первый план.

Происходящие в сфере образования изменения, предъявляют руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам повышенные требования выполнения профессиональной деятельности. С учетом возрастающей значимости человеческого фактора возрастает роль педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования, что не всегда отражается в их готовности к выполнению новых профессиональных задач. К тому же введение профессионального стандарта преподавателя обуславливает необходимость построения управления таким образом, чтобы способствовать развитию межличностных отношений между педагогическими работниками в коллективе образовательной организации [4; с. 160].

Выполнение новых профессиональных обязанностей педагогическими работниками может привести к негативным отношениям педагогов между собой. Хотя межличностные отношения между педагогическими работниками в коллективе являются основой для повышения качества выполняемой работы (Бодалев А.А., Леонтьев А.А., Богданов А.А.).

Особенности каждого педагога в коллективе влияют на его целостность и уровень развития. Для положительного развития межличностных отношений между педагогическими работниками необходимо организованное управленческое воздействие для организации работы педагогического коллектива.

Управление развитием межличностных отношений между педагогическими работниками осуществляют методисты. Управленческая деятельность методистов реализуется через непосредственное взаимодействие с каждым педагогом в индивидуальном порядке, а также через ряд мероприятий, включенных в план работы методического отдела на год. В рамках проекта, мы рассмотрим один этап работы методического отдела, осуществляемый посредством организации деловой игры и наблюдением за поведением педагогов.

Как известно, развитие может происходить как в положительную так и в отрицательную сторону. Нас, конечно же, интересует положительное развитие, способствующее дальнейшему укреплению межличностных отношений педагогов для повышения уровня педагогического коллектива образовательной организации.

Владение методистами определенными приемами и способами воздействия позволит сформировать атмосферу доброжелательности и способствовать развитию самоорганизации педагогов в педагогическом коллективе, что проявится в самостоятельном выполнении профессиональных обязанностей в соответствии с современными требованиями образования.

Проектная гипотеза

Педагогические работники в своем единстве отражают деятельность образовательной организации. В данном случае управление педагогическим коллективом является специально организованным процессом для достижения положительного развития межличностных отношений в нем. В связи с этим существуют следующие противоречия между:

- возрастающими требованиями к педагогическим работникам среднего профессионального образования и недостаточным уровнем развития их профессионально важных качеств и компетенций;

- необходимостью управления методистами педагогическими работниками среднего профессионального образования и недостаточностью мероприятий в этой области.

Проблема: какие мероприятия обеспечат положительное развитие педагогических работников в коллективе?

Проектная гипотеза основана на предположении о том, что если в управлении педагогическим коллективом использовать имитационные деловые игры, то положительное развитие межличностных отношений между педагогами будет обеспечено.

Основная идея проекта

Идея проекта заключается в том, что мы использует мероприятия в виде имитационной деловой игры для развития положительных межличностных отношений. Мы представляем, что только положительные межличностные отношения в педагогическом коллективе способствуют осуществлению педагогами своей работы согласно современным требованиям.

Педагогический коллектив понимается нами как группа педагогов, где межличностные отношения опосредуются личностно значимым содержанием совместной педагогической деятельности [5].

Цель: развитие межличностных отношений между педагогическими работниками в коллективе посредством использования имитационной деловой игры.

Задачи:


  1. Оценить уровень межличностных отношений в педагогическом коллективе.

  2. Осуществить развитие у педагогов умений установления межличностных отношений в сформированных командах.

  3. Оценить результативность предложенного мероприятия.

Опыт реализации

Исполнение обязанностей методиста в БПОУ ОО «Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского» позволило определить основные проблемы педагогических работников в колледже. Одной из ведущих проблем является отсутствие развития межличностных отношений между педагогическими работниками в педагогическом коллективе, что выбрано в данном проекте. Данная проблема может привести к нарушению работы всех отделов образовательной организации при отсутствии определенных мероприятий, направленных на ее решение.

Опыт реализации подобных мероприятий с педагогами говорит о том, что их недостаточно для развития межличностных отношений в педагогическом коллективе. Отмечаются частые случаи отсутствия между педагогами взаимной помощи при решении проблем, возникающих в процессе обучения.

Ожидаемые результаты

Управление педагогическим коллективом через имитационные деловые игры позволит развить межличностные отношения между педагогами по следующим направлениям:

- установление контактов с другими людьми;

- совместное принятие решений в коллективе

- контроль своего поведения.

Сформированные компетенции:

- способность и готовность использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом (ОПК-3);

- способность и готовность проектировать и оценивать педагогические (образовательные) системы (ПК-15);

- способность и готовность проектировать образовательную среду в соответствии с современными требованиями определенного вида экономической деятельности (ПК-20);

- способность и готовность управлять методической, учебной, научно-исследовательской работой с применением современных технологий (ПК-23).

Этапы разработки проекта



  1. Проблемно-целевой этап. Определение актуальности выбранной проблемы, необходимости создания и реализации проекта, определение цели, основных участников проекта, идеи.

  2. Этап разработки сценария. Отбор содержания проекта и определение примерного объема проекта, детализация проекта, определение роли каждого участника проекта, сроков его выполнения.

  3. Этап практической работы. Воплощение в жизнь поставленных задач и координация руководителем деятельности участников проекта. Осуществление контроля за ходом и сроками выполнения проекта.

  4. Этап предварительной защиты проекта. Получение оценки проекта, определение его недостатков и преимуществ.

  5. Этап презентации. Защита проекта, получение отзывов на представляемую работу, оценка проекта экспертами.

Участники проекта и их роль:

  1. Методисты, функции:

- прогностическая – планирование процесса управления;

- диагностическая – определение уровня развития межличностных отношений в педагогическом коллективе;

- организаторская – вовлечение педагогов в намеченную работу, достижение намеченной цели;

- информационная – передача необходимой информации о содержании деловой игры;

- оценочная – сравнение полученных результатов с заданными в проекте критериями и показателями;

- коррекционная – внесение изменений в процесс реализации проекта;

- аналитическая – анализ проведенной работы, выделение положительных и отрицательных сторон проекта.

  1. Педагогические работники, функции:

- индивидуальная работа – использование изученных приемов и методов в своей профессиональной деятельности;

- коммуникативная – вступление в диалог с другими педагогами;

- должностная – выполнение своих профессиональных обязанностей;

- творческая – самостоятельное изучение новых методов и приемов развития межличностных отношений.

Сущность проектного предложения

В основу рассмотрения управления развитием межличностных отношений педагогов положены базовые подходы и концепции.

Базовые подходы:


  1. Системный подход (Богданов А.А.), согласно которому управление педагогическим коллективом в колледже определяется как система учета внешних и внутренних факторов.

  2. Личностно-деятельностный подход (Петровский А.В.), согласно которому человек в своей деятельности и в процессе общения производит существенные изменения не только в себе, но и в других людях. К тому же, согласно данному подходу, лучшей формой, способствующей развитию межличностных отношений, является деловая игра.

В основу проекта положены теории и концепции:

  1. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений (Петровский А.В.), согласно которой основополагающими категориями межличностных отношений являются: личность, деятельность, общение, коллектив.

  2. Концепция педагогического управления (Шамова Т.И., Куликова Л.Н.), согласно которой управление осуществляется через межличностные отношения в совместной деятельности.

Реализация проекта предполагает ориентацию на следующие принципы:

— системности, означающий рассмотрение межличностных отношений как сложной системы организуемой имитационной деловой игрой;

— сотрудничества, предусматривающий организацию совместной деятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь;

— открытости, способности к изменениям;

— опоры на саморазвитие, отражающий переход развития педагогов в коллективе в саморазвитие каждого педагога.

План разработки проекта



№ п/п

Задача

Направление

Сроки

Методы измерения

Методики измерения

Ответствен-ные

1

Оценить уровень межличностных отношений в педагогическом коллективе

  1. Определить степень развития параметров педагогического коллектива.

  2. Определить критерии и показатели диагностики педагогических работников.

Март 2017

Наблюдение


Методика наблюдения за управленческим воздействием методиста на педагогический коллектив (Приложение 1).

Методисты

2

Осуществить развитие у педагогов умений установления межличностных отношений в сформированных командах

  1. Организация деловой игры и контроль за соблюдением этапов ее выполнения.

  2. Наблюдение по ключевым параметрам развития межличностных отношений в педагогическом коллективе.




Май 2017

Наблюдение

Имитационная деловая игра (Приложение 2).

Методисты

3

Оценить результативность предложенного мероприятия

  1. Фиксация критериев и показателей результативности.

  2. Определение рисков и эффектов реализации проекта.

Апрель 2017

Анализ и обобщение

Результаты проведенных методик.

Методисты



Риски:

Эффекты:

- Отсутствие интереса у участников проекта;

- Сильная зависимость от внешних факторов;

- Затруднения в установлении контактов отдельных педагогов;

- Отсутствие необходимых умений и навыков у методиста, необходимых для реализации проекта;

- Разный эффект от деловой игры в связи с индивидуальными особенностями каждого педагога.


- Развитие межличностных отношений педагогов;

- Формирование у педагогов умений и навыков, необходимых для построения ими индивидуальных траекторий развития межличностных отношений в педагогическом коллективе;

- Улучшение взаимодействия педагогов между собой в педагогическом коллективе.


Критерии и показатели результативности проекта

В обобщенном виде проект должен быть готов к изменениям и улучшениям, непосредственно связан с личной ответственностью его участников, ориентирован на равноправие педагогов.

Таблица 1.

Критерии и показатели результативности проекта



Критерии

Показатели

Наличие /

Отсутствие



Установление контактов с другими людьми

- взаимодействие с другими людьми;

- активность в общении;

- принятие мнений друг друга;





Совместное принятие решений в коллективе

- положительный эмоциональный климат в коллективе;

- достижение командой единого результата;

- совместное выполнение необходимых действий;

- выполнение всех предлагаемых заданий в срок за счет распределения обязанностей;






Контроль своего поведения

- умение устанавливать доброжелательные отношения с другими людьми;

- отсутствие негативных высказываний в адрес своего собеседника






Список использованной литературы




  1. Алиферов, А.А., Стародымова, А.В., Болсуновская, О.Н. Современные тенденции развития трудового потенциала как фактора эффективности организации // Современные проблемы экономического и социального развития. – 2012. – № 8. – С. 6-8.

  2. Бахтин, М.М. Концепции: Монография / Под. ред.: В.Л. Махлина; Ин-т философии РАН. Некоммерч. науч. фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». – М.: РОССПЭН, – 2010. – 440 с.

  3. Каталог: sites -> default -> files -> files -> newsimages -> 5970
    files -> Сетевое взаимодeйствие в системе повышения квалификации педагогических кадров
    files -> Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
    files -> Программа итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от № по направлению 040100. 62 Социология
    files -> Курдюкова Наталья Анатольевна кандидат психологических наук, доцент, зав кафедры социальной психологии ноу впо «мпсу»; предназначена программа
    newsimages -> Проект Семейное воспитание как залог успешной социализации выпускников интернатных учреждений
    newsimages -> Проект Управление процессом преодоления психологических барьеров в организаторской деятельности педагогов вуза
    5970 -> Муниципальный межшкольный педагогический класс


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница