Microsoft Word Вестник 2-2015готово



Скачать 77,29 Kb.
Pdf просмотр
Дата26.04.2021
Размер77,29 Kb.
#97675


УДК 51 : 37.016
А.П. Пахомова, г. Шадринск
Математическая культура младших школьников как педагогический феномен
В данной статье рассматривается математическая культура младших школьников как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.
Культура, математическая культура.
A.P. Pakhomova,
Shadrinsk
Mathematical culture younger students as a pedagogical phenomenon
This article discusses the mathematical culture younger students as an integral part of human culture.
Keywords:
Culture, mathematical culture.
В современных условиях процесс образования человека можно определить формулой: от знающего человека – к «человеку культуры» [2, с.45]. Раскрывая понятие
«математическая культура», остановимся на самом понятие «культура». В словаре философских терминов под культурой понимается «совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными)» [7, с.327].
Как закономерное целое культура обладает специфическими механизмами возникновения, оформления в знаковой системе, трансляции, интерпретации, коммуникации, конкуренции, самосохранения, формирования устойчивых структур и их воспроизведения в инокультурной среде.
В своих исследованиях В.П. Зинченко понимает культуру как «универсальный способ деятельности, как способ целостного освоения мира», противопоставляя ее завершенной сумме знаний и профессиональной сноровке, которыми вооружает людей традиционная система образования. Причем приобщение к такой целостной культуре является результатом непрерывного образования [4, с.16].
Культура, по мнению Н.Б. Крыловой, «набор культурных средств и технологий деятельности, передающихся из поколения в поколение, развиваемых и изменяемых ими; основное условие и процесс включения людей в сообщество. Культура – это и картина мира, особенности мировосприятия и мирообъяснения» [6, с.202].
Приведенные определения показывают, что культуру невозможно рассматривать как некий инвариант. Мы придерживаемся определения, данного В.П. Зинченко.
В зависимости от вида производства культуру принято делить на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Нас в большей степени интересует духовная культура, которая охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение).
В своем исследовании М.С. Каган выделяет такие стороны культуры, как познавательную, коммуникативную, нравственную, трудовую, эстетическую, физическую и др. [5, с.266].
При этом познавательная деятельность обеспечивает формирование познавательной культуры, коммуникативная деятельность
– формирование коммуникативной культуры, целемотивационная деятельность – формирование нравственной культуры, преобразовательная деятельность – формирование трудовой

культуры, художественная деятельность – формирование эстетической культуры, физическая деятельность – формирование физической культуры.
Овладение названными видами культур содействует сотворению личности, подготовленной к осуществлению деятельности в реальной действительности, и обеспечивает гармоничное ее существование из-за способности воздействовать на ум, сердце и тело. Все они пересекаются, так как направлены на становление творческой личности с высоким уровнем общечеловеческой культуры и являются критериями оценки овладения этой культурой.
Важная особенность культуры состоит в том, что её объекты всегда связаны с личностным приятием (или неприятием), толкованием и воспроизведением. Из этого утверждения следует необходимость создания в образовательном процессе условий для формирования у обучающихся основ культуры.
В литературе выделяется ещё один аспект понятия культуры – как средства познания и описания реальной действительности на различных уровнях абстрагирования с помощью естественного языка, языка искусства, математического языка и др. [3, с.361].
Отсюда вытекает, что математика – необходимая составная часть общей культуры человека. В системе культуры математика является характеристикой научно- технического и социального прогресса, передавая изпоколения в поколение знания о количественных отношениях и пространственных формах реального мира. Роль математики постоянно возрастает. Это связано с тем, что, во-первых, без математического описания целого ряда явлений действительности трудно надеяться на их более глубокое понимание и усвоение, а во-вторых, развитие науки предполагает широкое использование математического аппарата. Математизация науки, начиная со времён Пифагора, есть объективная закономерность её развития.
Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает младших школьников логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Математика развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, алгоритмизации, обобщению, размышлению, анализу, обоснованной критике [6, с.113]. Поэтому, будучи основанием любой культуры, математика призвана формировать математическую культуру обучающихся.
Анализ исследований приводит нас к выводу о том, что понятие «математическая культура» – это многослойный и сложно структурированный концепт. Сам термин используется для того, чтобы отметить способы взаимодействия с математическим знанием и влияния математики на структуру и интеллектуальное развитие личности. В современных работах в основном преобладает когнитивный (знаниевый) компонент, однако для формирования культуры большее внимание следует уделить ценностным установкам. По мнению М.С. Кагана, культура делает возможным сохранение и передачу ценностей от поколения к поколению, от народа к народу, от общества к личности. Эта передача и составляет сущность воспитания. Если образование есть передача знаний, а научение – передача умений, то воспитание – это приобщение к ценностям. Речь идёт именно о «приобщении», ибо передать ценности детям, ученикам, другим людям возможно лишь в процессе общения с ними, а не простой коммуникации, передающей знания [5, с. 55].
Несмотря на широкую распространённость понятия «математическая культура», оно не имеет однозначной трактовки и совокупности компонентов. В.М. Голынский,
Н.К. Кисель, Ю.В. Поздняков предлагают модель математической культуры личности, которая предполагает выделение онтологического, гносеологического и аксиологического оснований развития культуры личности как таковой (см. табл. 1) [2, с. 44].
Таблица 1


Модель математической культуры личности
Аксиологичес кие основания
Гносеологические основания
Ценностно- оценочный компонент
Когнитивно- информационный компонент
Действенно- практический компонент
Рефлексивно- оценочный компонент
Формировани е эстетического восприятия окружающего мира
Формирование математических знаний и умений
Формирование умений применять полученные математические знания на практике
Формирование умений осуществлять рефлексию процесса математической деятельности
Осознание ценности математических знаний и умений
Формирование математического мышления
Формирование умений выделять математическую ситуацию из множества других
Формирование умений осуществлять рефлексию результата математической деятельности
Осознание ценности алгоритмизации своей деятельности
Развитие математического языка
Онтологические основания: совокупность достижений человека, полученных в системе образования и применяемых им в различных сферах деятельности
Данная структуризация математической культуры личности отличается, на наш взгляд, достаточной полнотой от всех описанных в проанализированной нами литературе.
На основании приведенной модели Л.В. Воронина предлагает следующее определение математической культуры личности: «личностное интегративное качество, представляющее собой результат взаимодействия ценностно-оценочного, когнитивно- информационного, рефлексивно-оценочного и действенно-практического компонентов, которые характеризуются сформированным ценностным отношением к получаемым математическим знаниям (ценностно-оценочный компонент), высоким уровнем овладения математическими знаниями и умениями (когнитивно-информационный компонент), умением использовать полученные математические знания и умения в практической деятельности (действенно-практический компонент) и развитой способностью к рефлексии процесса и результата математической деятельности
(рефлексивно-оценочный компонент)» [1, с. 40].
Отметим, что в понимании математической культуры школьников в рамках данного исследования будем опираться на:

трактовку духовной культуры как деятельности и рассмотрение математической культуры как части духовной культуры;

стремление общества перейти от «культуры полезности» к «культуре достоинства», формировать у школьников целостную картину мира, способствовать саморазвитию личности, умеющей вариативно решать проблемы в неопределенных ситуациях, порождать новые идеи, грамотно работать с информацией;

специфику изучения начального курса математики, который должен учитывать особенности и структуру математической деятельности (развитие умений создавать и интерпретировать простейшие математические модели реальных объектов

и явлений, оперировать абстрактными объектами, грамотно использовать школьный математический язык, на доступном уровне обосновывать свои суждения и действия);

возрастные познавательные и психофизиологические особенности младших школьников, приоритетные направления их развития.
Математическая культура старшеклассников не может возникнуть на пустом месте, если в начальной школе не закладывать ее основы, не создавать необходимую базу, соответствующую перечисленным выше характеристикам. Важно, чтобы с начала обучения ребенок привык понимать то, что он изучает и запоминает. Кроме того, именно в начальных классах ученики узнают основную часть алфавита школьного математического языка, усваивают элементы его синтаксиса (в большей степени) и семантики
(в меньшей степени).
Для становления культуры необходима целенаправленная работа над семантикой языка. Исследовательскую деятельность тоже надо закладывать в этом возрасте, опираясь на природную любознательность дошкольников, их познавательные потребности. Если же ученики привыкают к репродуктивной деятельности, то угасает их потребность в творчестве, снижается желание учиться.
Таким образом, математическая культура младших школьников является неотъемлемой часть общечеловеческой культуры и представляет собой такую их учебную деятельность, которая направлена на осмысленное овладение математическими знаниями и умениями, в том числе общекультурного характера; которая развивает личность: ее учебно-познавательную мотивацию, образное и логическое мышление, опыт творческой, в том числе исследовательской деятельности; которая организована с учетом социальных условий и характеристик необходимой обществу культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Воронина, Л.В. Математическая культура личности / Л.В. Воронина, Л.В. Моисеева //
Педагогическое образование в России. – 2012. – № 3. – С. 37-44.
2.
Галынский, В.М. Основания развития личности в системе непрерывного образования: структурно- логическая схема / В.М. Галынский, Н.К. Кисель, Ю.В. Позняк [и др.] // Высшая школа. – 2007. – № 4. –
С.40-46.
3.
Зинченко, В.П. Психологическая педагогика : материалы к курсу лекций / В.П. Зинченко. – Самара
: Самарский дом печати, 1998. – 296 с.
4.
Зинченко, В.П. Универсальный способ деятельности / В.П. Зинченко // Советская педагогика. –
1990. – № 4. – С.15-20.
5.
Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1996. – 451 с.
6.
Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М. : Народное образование, 2000. –
256 c. – (Новые ценности образования).
7.
Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. – М. : ИНФРА, 2005. – 729 с.


Скачать 77,29 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница