Методикипреподавани я



страница1/4
Дата22.02.2016
Размер0,89 Mb.
  1   2   3   4
М Е Т О Д И К И П Р Е П О Д А В А Н И Я.

  1. Методика внедрения психолого – педагогических наблюдений в учебный процесс.

  2. Методика, способствующая развитию опорных центров мыслительной деятельности.

  3. Методика опережающего обучения.

  4. Частично – поисковые методики (алгоритмический, диалогический, эвристический).

  5. Методика проведения индуктивных и дедуктивных исследований детьми младшего школьного возраста.

  6. Методика активного соавторства.

  7. Методика обучения беглому и выразительному чтению (И.Т.Федоренко).

  8. Интерактивные методы обучения школьников.

  9. Методика формирования беглого чтения (методика Н.А.Зайцева).

  10. Методика оптимизации режима обучения, сохранения и поддержки здоровья школьников.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

  1. Технология совершенствования ОУУН в начальной школе (В.Н.Зайцев).

  2. Технология проектного обучения (Э.Дьюри, У.Х.Килпатрик, Э.Коллинз).

  3. Компьютерные (новые информационные)технологии обучения (ИКТ).

  4. Игровые технологии (Б.П.Никитин).

  5. Технология индивидуального обучения (И.Э.Уэнт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков).

  6. Технология проблемного обучения (А.Осборн).

  7. Групповые технологии (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко).

  8. Объяснительно – иллюстративная технология.

  9. Личностно – ориентированная технология (И.С.Якименская, А.Нил, М.Монтессори, Р.Штайнер, С.Френс и др.).

  10. Технология разноуровневого обучения.

  11. Технология деятельностного подхода в обучении.

  12. Технология поэтапного формирования умственных действий.

  13. Технология поддерживающего обучения.

  14. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуры.

  15. Технология перспективно – опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н.Лысенкова).

  16. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).

  17. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов).

  18. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).

  19. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).

  20. Гуманно – личностная технология (Р.А.Амонашвили).

  21. Технология проблемно – модульного обучения (М.А.Чошанов).

  22. Технология учебной дискуссии (М.В.Кларин).

  23. Здоровьесберегающие технологии.

  24. Технология саморазвития и самовоспитания (М.Монтессори).

  25. Технология укрепления дидактических единиц. (П.М.Эрдниев).

  26. Технология проблемного обучения по учебником А.Яхина.

  27. технология А.З.Рахимова.

В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:

1) это способ деятельности учителя и учащихся;

2) совокупность приемов работы;

3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

4) система действий учителя и учащихся и т.д.

Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.

Сейчас, отмечает Ю.К. Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения, то во втором цели применения метода понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.

Третий подход к определению метода обучения. Философы отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов и имеются лишь объективные законы (Тодор Павлов). То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда - в сознательной деятельности человека. Метод - это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В. Копнин). Под методом я разумею точные и простые правила (Р. Декарт). Как видим, философы подчеркивают в методе прежде всего его внутреннюю сторону - правила действия, которые находятся не вне, а в сознании человека. В начале 30-х гг. XX века о методе обучения, наоборот, судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название “рассказ” , “беседа”. При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, - это указание к педагогически целесообразному действию, предписание, как действовать.

В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И.Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося. Какое же можно дать определение методу обучения в этом случае?

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.

Какого из приведенных определений метода обучения необходимо придерживаться? Каждый ученый дал свое понятие метода, акцентировав внимание на той или иной его стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга. Поэтому полезно знать все приведенные определения метода обучения.


Классификация методов обучения
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод,

репродуктивный метод,

метод проблемного изложения,

частично-поисковый,

эвристический, метод,

исследовательский метод.

Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.).Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные методы обучения. Важнейшее требование к высшей школе - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):


создание проблемной ситуации;

анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным обучением. В свете сказанного выше о продуктивных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:


проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;

проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;

проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;

проблемное обучение формирует творческую личность.

Уточним, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необходимо чтобы они уже имели некоторый "стартовый" запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).



4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

ПАМЯТКА

для родителей первоклассников

«Как помочь ребенку легче адаптироваться к школе».

  1. Соблюдайте режим дня (даже в выходные дни), обеспечивая полноценный сон и обязательные прогулки на свежем воздухе.



  1. Следите за тем, чтобы у ребенка было разнообразное и здоровое питание, прием поливитаминов – по рекомендации педиатра.



  1. Провожая ребенка в школу, пожелайте ему удачи, хорошего дня, но ни в коем случае не напутствуйте: «Веди себя хорошо, но не подведи меня…» и т.д.



  1. Встречая после школы, не утомляйте ребенка вопросами типа: что было на уроке, спрашивали ли тебя сегодня? Но если ребенку нужно чем-то поделиться с вами, выговориться, постарайтесь выслушать незамедлительно.



  1. Позвольте ребенку отдохнуть 2- 3 часа после школы. в это время он может поиграть в спокойные игры или поспать.



  1. Лучшее время для выполнения домашних заданий с 15 до 17 часов. Между заданиями необходим перерыв 10 – 15 минут.



  1. Ребенку необходимо иметь личную территорию, чтобы побыть наедине с самим собой.



  1. Не завышайте свои личные требования к ребенку.



  1. Будьте терпеливы. Перед вами всего лишь семилетний ребенок.



  1. Не сравнивайте ребенка со сверстниками, ведь все дети разные.



  1. Хвалите ребенка! Это хороший стимул и настрой на позитив.



  1. Будьте оптимистами и помните, что решение всех существующих проблем и успешность вашего ребенка – в ваших руках!



  1. Сроки зачисления ребенка в 1 класс и график работы пункта записи детей в школе.



  1. Необходимые документы для записи ребенка в школу.



  1. Информация о системе обучения, образовательной программе и комплекте учебников.



  1. Путевка в лагерь им.Гагарина.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ТЕМЕ "ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"


"Завуч начальной школы" №3, 2002
Мотуренко Н.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 926, г. Москва


Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы, материалов научно-практических конференций разработать модель личности педагога в современной школе.

Задачи:
- обобщить опыт педагогов школы, у которых нет отстающих учеников;
- показать элементы педагогической технологии, применяемой в опыте, уточнить и осмыслить ее особенности;
- изучить методические материалы, характеризующие основные идеи по формированию личности педагога современной школы;
- разработать модель личности педагога в современной школе.

План работы педсовета

1. Заседание методического совета.


Осмысление цели и концепции педсовета, формирование рабочей группы (3-я неделя ноября, ответственный - завуч).

2. Диагностические мероприятия (ответственные - завучи, председатели М/О):


- наблюдение фрагментов передового педагогического опыта в виде уроков различных типов и внеклассных мероприятий;
- встреча с учащимися тех классов, где работает автор опыта;
- коллективный анализ опыта на заседании М/О;
- предложение учащимся написать сочинение на тему "Каким я хочу видеть своего учителя" (ответственный - М/О русского языка).

3. Работа М/О (ответственные - председатели М/О):


- подготовка представления на учителя, чей опыт обобщается;
- подготовка персональной выставки передового педагогического опыта;
- дискуссия по представлению опыта коллективу педагогов школы/
- разработка модели личности педагога адаптивной школы.

4. Заседание педколлектива. Тема заседания "Личность педагога в современной школе".


Возможные варианты представления опыта

Предлагается представить опыт в творческой форме:
- живая газета об учителе;
- доклад одного из членов М/О с использованием аналитических материалов (диаграммы успешности функционирования опыта);
- выступление М/О в форме интервью с учителем;
- выступление самого учителя с отчетом о своей работе.

Примерные вопросы дискуссии на заседании М/О
1. Какие элементы опыта могут быть использованы другими преподавателями школы?
2. Что необходимо сделать, чтобы облегчить использование опыта другими?
3. В каких условиях использование опыта будет эффективным?
4. Какие материалы необходимо подготовить для широкой пропаганды опыта?

Примерный план работы по обобщению опыта
1. Главная идея опыта.
2. Совокупность педагогических средств, используемых для решения задач.
3. Педагогическая технология (последовательность действий по использованию педагогических средств).
4. Результативность опыта.
5. Условия функционирования опыта.
6. Кому опыт может быть рекомендован и при каких условиях эффективно использован?

Примерное содержание выставочных материалов
1. Учебно-педагогическая документация (планы работы, уроков, внеклассных дел и т.д.).
2. Видеозаписи уроков
3. Дидактический материал, наглядные пособия, раздаточный материал, подготовленный самим учителем, чей опыт обобщается.
4. Продукты педагогической деятельности (творческие работы учащихся, поделки учащихся, материалы ученических исследований).
5. Газета об учителе.

Ход педсовета

1. Вступительное слово завуча о необходимости и актуальности обобщения опыта в педагогическом коллективе. Цели и задачи. Связать с необходимостью моделирования личности учителя в адаптивной школе. Выдать материалы предыдущего педсовета.

2. Выступление представителя М/О учителей русского языка с анализом сочинений на тему "Каким я хочу видеть своего учителя".

3. Выступления М/О по представлению своей модели личности педагога адаптивной школы с показом опыта своего учителя.


Выступление на педсовете


Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое несет большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерий педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.



При характеристике понятия "педагогическое мастерство" возникает ряд вопросов:
1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?
2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или педагогическому мастерству можно обучить каждого желающего подобно тому, как ребенка можно научить читать и писать?
3. Что является критериями педагогического мастерства?
4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.
К сожалению, до настоящего времени еще не найдены исчерпывающие ответы на большинство поставленных вопросов. Но исследователи, как правило, сходятся во мнении о необходимости рассмотрения в первую очередь вопроса о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.
С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании "социально значимые черты", следовательно, чтобы разработать модель личности педагога в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты. С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности. В процессе подготовки к педсовету было проведено исследование среди детей. Исследование проводилось в форме сочинения на тему "Каким я хочу видеть своего учителя". Предлагаются некоторые результаты этого исследования. Докладчик анализирует отрывки из школьных сочинений и делает вывод, что дети очень мудры и наблюдательны. Подавляющее большинство учителей, работающих в коллективе, соответствуют мечтам и желаниям учеников. Доказательство - это опыт, представляемый учителями.

Выступления М/О

На основе представленного опыта и разработок М/О для обсуждения педсовета предлагается проект модели личности педагога адаптивной школы.



Решение педагогического совета:

1. Признать опыт работы учителей (Ф.И.О.) положительным и рекомендовать к использованию основных элементов опыта в педагогическом коллективе.

2. Предоставить учителям, обобщавшим опыт, пять дней к летнему отпуску.

3. Принять за основу модель личности учителя адаптивной школы.


Из опыта работы учителя:


1. Работа строится на основе оценки интереса к предмету. Для реализации данной цели разработан комплекс мер по развитию и поддержанию устойчивого интереса к обучению истории.

2. Основная парадигма в работе учителя "Дать каждому ребенку шанс проявить себя. Научить любить историю не как школьный предмет, а как часть своего духовного Я".

3. Воспитательный аспект работы. За многие годы работы в школе выработался принцип взаимоотношений в режиме учитель-ученик: никогда не называть ученика по фамилии и употреблять ее только в случае, если есть необходимость проявить строгость и показать недовольство совершенным проступком. Прием крайне редкий и вследствие этого очень эффективный.

4. Формы работы на уроке. Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель большое внимание уделяет созданию ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание субъектом (учеником) своих личностных достижений в контексте истории его собственной жизнедеятельности. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиции завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной его разновидности. Часто в работе используется прием - выделение "персональной исключительности" операция тонкая и изящная. Для ее проведения учитель разрабатывает разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т.д. Для разных классов предусматриваются разный темп урока и разные системы вопросов для обобщения учебного материала. Необходимым приемом деятельности является "высокая оценка детали" - самое трудное, ибо подчас тяжело выделить ту деталь, за которую можно дать высшую оценку, чтобы это могли адекватно оценить все дети класса и поддержать создаваемую ситуацию.

Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение учителя создать атмосферу доброжелательности. При этом педагог продумывает методические приемы, обеспечивающие:
- снятие страха перед предметом;
- высокую мотивацию;
- авансирование (оглашение достоинств ребенка);
- преобладание скрытой инструкции;
- поддержку индивидуальности (исключительности) школьника;
- объективность и доброжелательность педагогического внушения;
- высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника.

5. Очень важным в работе учитель считает постоянное педагогическое воздействие и на уроке, и во внеурочное время. Работа с учениками после уроков не заканчивается только классом, где учитель является классным руководителем, он старается охватить все классы, и это ему удается.


Из опыта работы учителя...


1. Для плодотворной работы в средней школе по программе русского языка и литературы учитель считает необходимым точно знать, чему дети были обучены в начальной школе и каким образом выстраивать работу дальше. Для него это не только вопрос преемственности, но и выбор методов, средств, форм работы с коллективом класса, который он будет обучать. Очень важным для учителя является вопрос распределения во время учебной недели одного класса уроков литературы и русского языка , чтобы уменьшить нагрузку на ребенка.

2. Основной парадигмой в работе считает: "Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его - это цель, которую можно реализовать".

3. В работе учителя главное - осторожно пользоваться таким "тонким инструментарием", как оценка. Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности. Оценка - это необходимое действие педагога в работе с детьми, учитель и ребенок в повседневной жизни связаны единой системой оценочных отношений. Оценочная деятельность - это форма активного взаимодействия педагога с воспитанником, изначально рассматривающая оценку стимулом (имея в виду все значения этого слова).

4. Ключевые профессиональные умения необходимы в создании учителем собственной оценочной системы. Заметим, что учитель не вводит новый инструментарий или новую оценочную шкалу. Оценка рассматривается им как философская категория. Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, являющегося субъектом, выставляющим оценку и фиксирующим отметку. При этом необходимо:


- воспринимать ребенка как ценность, как носителя особого внутреннего мира;
- признавать неприкосновенность и исключительность личности;
- инструментировать негативные проявления воспитанника как позитивные;
- при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе. Для себя учитель выделяет главные функции оценки: информационную, ориентирующую, стимулирующую, регулятивную.

5. Учитель считает, что все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:


- эмоциональная уравновешенность педагога - в гневе учитель часто бывает несправедлив;
- доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);
- превалирование в опыте педагога положительной оценки над отрицательной;
- понимание душевного состояния ребенка;
- не наказание оценкой, а побуждение к действию;
- хорошее знание своего предмета и требований к оценке данного предмета.

6. Формы работы на уроке всегда в центре внимания учителя.

Предварительный мониторинг уровня обученное учащихся дает возможность строить опрос таким образом, что учащиеся со слабой подготовкой по русскому языку получают задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную отметку. Ребята, работающие на конструктивном уровне, имеют возможность выбрать себе задание. Творческие задания предлагаются только в том случае, когда учитель уверен, что класс готов к выполнению заданий такого уровня. Для любого творческого задания дается четкая инструкция, а иногда и образец выполнения, что помогает учащимся в понимании и выполнении задания. Очень важное значение придает учитель режиму умственного труда школьников. Здоровьесберегающие технологии предполагают не только разгрузку на уроке, но и внимательное отношение учителя к учебной нагрузке детей. Учитель продумывает вопрос, когда и какой сложности контрольную работу дать, чтобы в один день не было двух контрольных работ, на каком уроке ее провести, чтобы дети не очень устали, а в двухсменном режиме работы школы сделать это очень сложно.

Из опыта работы учителя:


1. Основная парадигма в работе учителя: "Гениальность - это 90% труда и 10% Божьего дара".

2. Формы работы на уроке.

Научить рукоделию возможно только при постоянном инструктаже и комментировании каждого мелкого действия, правильно и конкретно выдвигая педагогические требования. Для этого учитель использует следующие педагогические умения:
- распределять внимание в работе с группой;
- использовать этикет для оформления требования;
- детализировать выдвигаемое требование;
- акцентировать внимание на положительной программе действий;
- поощрять любые позитивные действия ученика;
- терпеливо ожидать результатов деятельности.

Каждое свое требование учитель предъявляет инструктивно, сопровождая пояснением способа выполнения предложенного. Учитель предварительно продумывает техническую, операционную сторону того, что необходимо сделать детям и чего они еще не умеют делать. Его слова, поясняющие способ и указывающие на приемы, становятся отправным моментом в работе. Если инструкция дана правильно, то и задание будет успешно выполнено детьми. Инструкционные карты, с помощью которых ведется занятие, разрабатываются с учетом разных способностей детей.

3. Педагогическое взаимодействие.

Накопить богатую дидактическую копилку возможно только за долгие годы работы.


Из опыта работы учителя...


1. Учитель считает обязательным на начальном этапе работы с классом провести диагностирование по следующим вопросам:
семья;
условия жизни;
здоровье ребенка;
общее интеллектуальное развитие ребенка;
динамика личностного роста ребенка в предыдущие годы обучения.

2. Основная парадигма работы учителя: "Добиться того, чтобы дети не боялись ходить на урок. Не боятся - значит, не прогуливают. Пришли на урок - значит, проявили себя по возможности (устные упражнения, задания по образцу, в сходной ситуации, в новой ситуации, в развивающей ситуации, индивидуальные задания). Побывали на уроке - следовательно, пишут контрольную работу, получили "2" -следовательно, их необходимо пригласить на дополнительные занятия. А на дополнительных занятиях дается такое задание, которое нельзя не выполнить, ибо оно разработано персонально".

3. Отбор содержания материала для устных упражнений рассчитан на учащихся разных категорий. На основе диагностики учитель определяет, кому какое задание в устном счете дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил.

4. Опрос учащихся на уроках разного типа строится по-разному.

На уроке изучения нового материала, после объяснения опрашиваются все дети в режиме "один за одним" по цепочке, где выясняется, что понято, что нет, и составляется программа дальнейшей работы с учетом того, что на уроке удалось, а что нет.

На уроках закрепления материала у доски отвечают сильные ученики, которые четко знают материал, умеют правильно и быстро решать, грамотно говорить. Цель данного вида работы: на основе выявленных на предыдущем уроке затруднений представление для более слабых учащихся поурочного материала через объяснение товарища (идет обучающее дублирование).

5. Формы работы на уроке.

Задание на применение знаний в новой ситуации дается для самостоятельного обдумывания, как правило, для работы с опережением, где сильные ученики выполняют работу быстрее и зарабатывают "+". Собирается копилка "+" (учитель ставит "+" и подпись на полях), не обязательно в один урок, но в пределах изучения темы. Дети сами отслеживают свои результаты и при получении пяти "+" могут претендовать на отметку в журнале. Даже слабый ученик в течение недели-двух, заработав три "+", может получить положительную отметку. Для очень слабых учащихся дается конкретное, посильное задание репродуктивного уровня, с обязательным воспроизводством отработанного в классе образца.

6. Развитие интереса к предмету.

Использование дополнительного материала: исторические справки, сочинения на математическую тему, кроссворды, стихи о математике. Проведение заключительных уроков по теме в форме игры. Цель проведения данного вида работы: создание ситуации успеха для каждого ребенка, предоставление разноуровневых заданий, обобщение полученных знаний, ликвидация пробелов в знаниях.

7. Основные требования к проведению данного вида урока.

Учитель готовит задания, где учитываются возможности всех детей. Для каждого такого урока составляется отдельный сценарий. Продумывается превентивное домашнее задание в творческой форме.

Ученики, подготовив домашнее задание, получают право участвовать в игре. Даже слабые учащиеся понимают, что у них есть возможность получить положительную отметку, не только решив трудную математическую задачу, но и выразив себя через литературное, художественное творчество на математическую тему. Получив право участвовать в игре, ученик уже точно знает, что он получит положительную отметку, а для очень слабых учащихся это стимул. Во время игры дети делятся на пары или команды. Пары могут быть: сильный-сильный, слабый-слабый (каждая пара получает посильное задание, где работают оба ученика в одинаковом режиме). Команды формируются смешанные. Главное условие - каждый член команды обязательно участвует в одном из конкурсов. Задания конкурса построены по принципу восхождения на вершину от простого к сложному и к очень сложному. Внутри команды дети сами выбирают капитана и сами определяют, кто какое задание будет выполнять, а, следовательно, дети сами определяют свой путь. В затруднительных ситуациях помогать может только капитан. В конце урока капитаны высказывают свое мнение о каждом члене команды, подводят итоги, и исходя из этого выставляются отметки.


Из опыта работы учителя...


1. Основная парадигма работы учителя: "Главное - дать каждому ученику возможность реализовать свои способности. Создать комфортные условия для каждого ученика. Формировать ситуацию успеха. Использовать на каждом уроке личностно ориентированные педтехнологии.

2. С методической точки зрения опыт представляет собой разновидность программированного обучения. Он относится к линейной системе программированного обучения, первоначально разработанной американским психологом Б. Скиннером в начале 1960-х годов на основе бихевиористского направления в психологии. Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги программы последовательно в том порядке, в каком они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить пропуск в системе предлагаемой информации. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ учащегося оказался правильным, он должен перейти к следующему шагу, если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе, предполагающем безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. Обучаемый учится, главным образом выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности учащегося.


Также в работе переосмыслен опыт отечественных педагогов-новаторов: В.Ф, Шаталова (успешное овладение школьной программой всеми детьми, методика преподавания с помощью опорных сигналов, обретение учениками уверенности в своих силах, систематические письменные работы и ежедневное оценивание этих работ, возможность исправить нежелательную оценку, метод цепочки - ученик, первый решивший задачу правильно (проверил - ушел), проверяет правильность решения второго, так по цепочке, или ученик-помощник, проверяющий решение задач, и к концу урока в классе не останется ни одного ученика, который бы не закончил запись решения задач). С.Н. Лысенковой (идея комментированного управления) -ученик в классе, размышляя вслух, объясняя свои действия, "ведет" за собой остальных, использование опорных схем-таблиц, чтобы правильно строить свои суждения, доказательное рассуждение - обоснование выбора действия.

3. Отбор содержания материала рассчитан на учет способностей и возможностей учащихся, работающих в классе. Учитель проводит ежедневный анализ, как ученик идет от "незнания к знанию", и на основе этого формируются последующие уроки. На уроках четко прослеживается принцип пошагового выполнения заданий. Дети видят, какой путь им предстоит пройти. Каждый шаг - следующий этап, взаимосвязанный с темой урока, его целями и задачами. Задания всегда дифференцированы по степени сложности, что позволяет включать в работу каждого ученика на уроке. Формируется умение рассуждать по алгоритму: для сильных - это образец; для средних и слабых -формируется умение высказываться; самые слабые слушают "алгоритм в работе".



1

4. Подготовка упражнений к устному счету осуществляется таким образом, чтобы сформировать у каждого ученика осознанное отношение к работе па уроке. Способствует развитию интереса к предмету.

5. Форма организации работы на уроках в режиме учитель - ученик - учитель позволяет увидеть, реализована ли цель, поставленная на уроке. На уроках работает служба "911": кто не может самостоятельно справиться с заданием, поднимает сигнальный кружок. Тогда ученики, справившиеся с заданием, помогают ему. Такой вид работы помогает воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивает чувство взаимопомощи, умение оценивать свои силы и возможности, проводить самооценку. Учитель на уроке использует много наглядных средств, что позволяет активизировать как зрительную, так и слуховую.

Основные функции портфолио.



  • Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

  • Целеполагание – поддерживает методические цели.

  • Мотивационная – поощряет результаты преподавателей.

  • Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.

  • Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса деятельности учителя от года к году.

  • Рейтинговая – показывает профессионализм педагогов.

При составлении портфолио учителю необходимо помнить, что он должен показать свое умение в разработке:

- рабочих программ, программ для модульного, элективного курса, дополнительного образования и т.д. с учетом использования современных систем и технологий обучения;

- планов – конспектов уроков различных типов, внеклассных мероприятий;

- раздаточного дидактического материала для организации самостоятельной исследовательской, проектной работы учащихся с учетом дифференцированного подхода к обучению;

- заданий для групповой и индивидуальной работы школьников;

- индивидуальных образовательных траекторий и т.д.

Раздел «Общие сведения об учителе» включает в себя:


  • Фамилия, имя, отчество, год рождения.

  • Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).

  • Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ.

  • Копии документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации; указание других форм повышения квалификации (семинары, конференции и т.д.): проблематика, год, месяц, место проведения.

  • Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.

  • Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.

  • Дипломы различных конкурсов.

  • Другие документы по усмотрению учителя.

Раздел «Учебно-методическая работа» содержит:

  • Рабочие программы.

  • Дидактические материалы.

  • Материалы об используемых педагогических технологиях.

  • Авторские разработки учебных занятий.

  • Паспорт учебного кабинета.

Раздел «Научно-методическая работа» включает в себя:

Развитие познавательного интереса и творческой активности у учащихся на уроках информатики

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

1. Теоретические основы и проблемы развития познавательных интересов и творческой активности школьников.

1.1. Историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса и творческой активности у учащихся.

1.2. Определение понятий познавательный интерес и творческая активность.

1.3. Формирование познавательного интереса и творческой активности.

2. Исследование познавательного интереса и творческой активности учащихся.

3. Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса и творческой активности на уроках информатики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Литература.

Введение

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.

Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.

Существует достаточно много работ освещающих проблему формирования и развития познавательных интересов учащихся, в том числе и на уроках информатики. Поэтому я поставила перед собой цель: выработать собственные методы и приемы, способствующие формированию познавательного интереса и творческой активности на уроках информатики.

Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой следующие задачи:


  1. изучить теоретический и методический материал по заявленной теме;

  2. исследовать познавательные процессы учащихся;

  3. наблюдать за деятельностью учащихся при выполнении различного рода заданий.

Объектом исследования являются познавательные интересы школьников на уроках информатики.

Теоретические основы и проблемы развития познавательных интересов и творческой активности школьников

1.1. Историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса и творческой активности у учащихся

Проблема интереса и творческого отношения к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения. [6]

К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, — И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них “новую породу людей” выражали новое отношение к природе человека. Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению.

Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И. Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность детей и их активность следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении.

Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

Кроме познавательного интереса ученых (педагогов, психологов, теоретиков) интересовали вопросы детского творчества. Творчества не только как деятельность, созидающая в себе “…нечто новое, оригинальное”. А как деятельность, которая способствует усвоению учебного материала через совершенно другие приемы и способы, применяемые в традиционном обучении. Благодаря, постановки данного вопроса, возникла проблема развития творческой активности у детей на уроках и во внеурочной деятельности.

Проблема изучения творчества и творческой активности ученика имеет место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской и других ученых. [8]

Сегодня проблема интереса и творчества детей на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.



1.2 Определение понятий познавательный интерес и творческая активность

Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:


  • избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

  • проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

  • активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).

Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”. [3, 9]

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.

В рамках достаточно широкого понятия “познавательный интерес” можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету. [6]

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:


  • активный поиск;

  • догадка;

  • исследовательский поиск;

  • готовность к решению задачи.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

В различных исследовательских работах, литературных источниках и в быту встречаются разнообразные определения активности: эмоциональная, физическая, социальная, социально-политическая, интеллектуальная, умственная, познавательная, творческая, психическая, ориентировочно-исследовательская и другие.



С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся.

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

1.3. Формирование познавательного интереса и творческой активности

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования. [1, 2]

Проблема развития познавательной и творческой активности не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя. [6]

Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и творческой активности, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние (Приложение 1).

При формировании познавательного интереса и творческости при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.

Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но далеко не все в учебном материале может представлять для учащихся какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников.

Поэтому предмет “Информатика и ИКТ” занимает важное место, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. Этот предмет совсем недавно был введен в школы, а также имеет некоторые отличия от других школьных дисциплин, поэтому представляется много возможностей для деятельности учителей. Данные особенности позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы, средства, технологии обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса учащихся и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень. [5]

Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером.

Первый этап – учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере

Второй этап – учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.

Третий этап – учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.

Четвертый этап – знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.

2. Исследование познавательного интереса и творческой активности

Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Для того чтобы способствовать на каждом возрастном этапе и в каждом учебном предмете успешному усвоению учебного материала, необходимо достичь на предшествующем этапе развития системы познавательных процессов, обеспечивающих возможность успешного усвоения. Это относится в равной степени к развитию внимания, памяти и мышления. [1, 2]

Все познавательные процессы составляют единую систему, которую можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.

Для исследования познавательных процессов можно использовать психологические методики, направленные на изучение памяти, внимания и т.д. (Приложение 2, Приложение 3)

3. Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса и творческой активности на уроках информатики

Учителя и ученики почти ничего не знают об особенностях своих познавательных возможностей, условиях их “использования” и развития. Поэтому, для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде.

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?

Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов. О нём в последние годы уже много сказано и написано, поэтому не стоит отдельно разбирать возможности этого метода. [7] (Приложение 4, Приложение 5)

Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или целесообразно трансформировать в проектную. Тогда предлагаю в целях активизации использовать такие приёмы:


  • особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

  • добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему бы вместо банального ответа о графическом интерфейсе не организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою “интерфейсную биографию”); (Приложение 6)

  • создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Крайне важно во всём этом не допустить одной грубой ошибки. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.

Наконец, для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или “скучного” материала, каким часто бывает программирование, порекомендую с самого начала продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал.

Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.

Здесь могут помочь межпредметные связи. А как их реализовать? Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д.). (Приложение 7)

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. (Приложение 9)

Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. (Приложение 8)

Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Примером таких игр может послужить игра “Скорая помощь” и др. (Приложение 8)

Постановка перед учащимися перспективы тоже в значительной степени стимулирует интерес к предмету. Например, перспектива – “кто справится с контрольной работой лучше: мальчики или девочки?”.

Заключение

В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.



В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.

Литература

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997г.

  2. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984

  3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.

  4. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003 г.

  5. Пахомова Н.Ю. “Педагогические находки. Девять граней опыта учителя информатики”, 1994 г.

  6. “Педагогика: педагогические теории, системы, технологии” Учебное пособие, 1988 г.

  7. Полант Е. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование” №9, стр. 9-17, 2002 г.

  8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г.

  9. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г.

Презентация



© 2003—2009 Издательский дом «Первое сентября»
Адрес: 121165, ул. Киевская, 24, Москва, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Телефон: (499) 249-52-53   Эл.почта: festival@1september.ru

Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница