Методика проведения психолингвистического эксперимента при анализе суггестивных стратегий малоформатных афористических текстов



страница1/3
Дата26.06.2022
Размер111 Kb.
#151457
  1   2   3

Н.А.Карлик (Санкт-Петербург)
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ АНАЛИЗЕ СУГГЕСТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ МАЛОФОРМАТНЫХ АФОРИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Для обработки и уточнение данных, которые могут быть получены другими методами при исследовании реализации суггестивного потенциала малоформатных афористических текстов, целесообразно проведение психолингвистического эксперимента. В данной статье будет описана методика проведения эксперимента, а также описаны основные его результаты.
Основная рабочая гипотеза, в соответствии с которой был организован эксперимент, состояла в утверждении, что малоформатные афористические тексты благодаря реализации суггестивных стратегий (активизации авторитетного авторского начала, использованию сенсорных ассоциаций, стратегии единения с реципиентом и др.), лучше запоминаются и воспроизводятся реципиентами. Таким образом, в ходе эксперимента предстояло подтвердить, что именно фактор суггестии является определяющим для активизации процесса превращения текстов единичного употребления в прецедентные тексты.
Психолингвистический эксперимент для реализации поставленной цели мог быть посвящен и анализу нескольких концептов, на которых строятся афористические тексты, и каждого из них в отдельности - наиболее распространенных в отечественной концептосфере. Мы рассмотрим методику проведения эксперимента на примере анализа признаков только одного концепта «любовь», актуализированных в афористических текстах, и суггестивного потенциала форм их вербализации. На первоначальном этапе испытуемым зачитывались афористические тексты о любви, в которых репрезентировались разные признаки концепта, и предлагалось выбрать ключевое слово, знаковое при экспликации авторского прочтения данного концепта. Ниже приводятся афористические тексты, с которыми испытуемые работали на данном этапе эксперимента.


п/п

Афористические тексты


Любви все возрасты покорны (А.С.Пушкин)


Смелость – жизненная энергия души (К.Д.Ушинский)


Любовь и работа - единственные стоящие вещи в жизни. Работа - это своеобразная форма любви (Мэрилин Монро)


Горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее оковы (Эккл, 7, 26)


Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная» (Притч, 11, 22)


Остерегайтесь любви! Она гораздо опаснее всех насморков, бронхитов, плевритов! Она не дает пощады и толкает всех на непоправимые безумства (Г. Мопассан)


Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобна стреле, вонзающееся в душу человека (Будда)


Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это – яд, тем более опасный, что он приятен (Сократ)


Рану, нанесенную копьем безумной любви, не исцелить ватой, смоченной бальзамом разума (И.Канбу)



Каталог: filedirectory -> 7264
filedirectory -> Психология сегодня Материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции 23 – 24 апреля 2008 г Екатеринбург
filedirectory -> Образовательный интернет-ресурс как средство активизации обучающей деятельности педагогов начального
filedirectory -> На основе компьютерного моделирования
filedirectory -> Задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую специальность»
filedirectory -> Актуальные вопросы организации работы с молодежью
filedirectory -> Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия А. В. Сиволапов
7264 -> Роль синтоизма в воспитании современных японских детей М. С. Васильева, С. В. Калмыков
7264 -> Л. П. Ситяева ргппу, фпк г. Екатеринбург Вызовы информационного общества в контексте образования
7264 -> Российский государственный


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница