52
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ М. С. Безуглова, Г. В. Крыжановская, И. С. Шарова ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Россия Аннотация. Рассматриваются методики проведения экспериментальной работы по географии. Ключевые слова: современное образование, эксперимент, обучение географии. В настоящее время на уроках географии применяют различные средства обучения – кар- ты, таблицы, схемы, фото- и видеоматериалы, картины и т. д. Но всякую информацию учащие- ся воспринимают легко, и не всякая понятна и доступна им. Вот здесь и необходим экспери- мент, позволяющий заглянуть в
процессы, происходящие в природе.
Эксперимент – более активная форма наблюдений в искусственно измененных условиях, созданных для того, чтобы глубже разобраться в сущности изучаемого явления.
Проведение эксперимента при изучении основ физической географии оказывает огромное образовательно-воспитательное воздействие на учащихся. Помимо того, что они способствуют глубине, прочности знаний.
Успешность постановки эксперимента определяется чёткостью формулировки цели и во- просов, на которые должны быть получены ответы в результате
проведения эксперимента.
Существенное значение имеют также наличие нужного оборудования и продуманная последо- вательность проведения эксперимента.
По физической географии постановка эксперимента крайне необходима. Их можно прово- дить на географической площадке, на местности и в помещении.
К постановке экспериментов предъявляются следующие требования: приборы не должны быть сложными, чтобы не затруднять понимание сущности изучае- мых явлений; эксперименты надо строить на фактах и явлениях, уже известных учащимися, чтобы процесс проведения был достигнутым, чтобы внимание ребят было сосредоточенно на выра- ботке самостоятельных выводов; до постановки эксперимента надо разъяснить учащимся, какова его основная цель и ка- кие основные
вопросы предстоит разрешить; в процессе проведения эксперимента педагог периодически ставит контрольные вопро- сы и выясняет, поняли ли учащиеся главное, чтобы суметь правильно решить поставленные вопросы; по окончании эксперимента преподаватель вовлекает всех учащихся в обсуждение ре- зультатов.
Для понимания и качественного восприятия материала необходимо обеспечить активную умственную деятельность учащихся. Наличие опытов помогло бы улучшить качество восприя- тия материала и дало бы возможность детям не только представить многие процессы и явле- ния, но и глубже их понять. Опыты по «извержению» вулкана, «выпадению» дождя и снега, об- разованию состава пород, складкообразованию и т. д.
Опыты по сельскохозяйственной метеорологии в
старших классах сельской школы зало- жили бы основу практической деятельности учащихся и подняли престиж географии.
Кроме того, опыты способствовали бы развитию интереса к географии, без которого обу- чение становится скучным и формальным.
С целью активизации учебного процесса при обучении географии необходимо шире при- менять опыты, которые станут началом элементарной исследовательской работы, будут спо- собствовать развитию творческой личности учащихся и их географической культуры.
53
Одна из
ведущих проблем современного образования – это активизация учебного процес- са. Решить эту проблему помогут опыты, так как они обеспечивают разумное восприятие мате- риала и подключают активную умственную деятельность учащихся.
Рис. Этапы экспериментальной работы Анализ литературы по этой проблематике показывает, что методисты уделяют большое внимание использованию различных средств обучения географии, в том числе приборов, ин- струментов и опытов: «поскольку объектом изучения является территория, то очевидно, что она должна быть показана или в
натуре или настолько ярко охарактеризована по картине, фотографии и тому подобное, чтобы учащиеся могли создать себе живой образ, близко соот- ветствующий действительности». Таким образом, применение различных средств обучения помогает осуществлять главный принцип преподавания географии – наглядность. Реализация этого принципа в обучении происходит, в частности, и на практических занятиях, и на экскурси- ях в природу, и при
проведении экспериментов и опытов.
Список литературы 1.
Гурьянова Т. В. Эксперимент на уроке географии. URL: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/
2014/03/11/eksperimenty-na-urokakh-geografii (дата обращения: 17.03.2022).
2.
Крылова Л.А. Использование опытов на уроках географии. URL: https://videouroki.net/razrabotki/ ispol-zovaniie-opytov-na-urokakh-ghieoghrafii.html (дата обращения: 17.03.2022).