Методическое пособие Кострома кгту 2012 (075. 8)



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0,59 Mb.
#40749
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Костромской государственный технологический университет

Кафедра физического воспитания

И.Ю. Смирнов

Физкультура
для специальной медицинской группы

Методическое пособие

Кострома

КГТУ


2012

УДК 796(075.8)


Рецензент: главный врач Костромского областного врачебно-физкультурного диспансера, главный специалист департамента здравоохранения по спортивной медицине и медицинской реабилитации О.А. Седова


Смирнов, И.Ю. Физкультура для специальной медицинской группы : методическое пособие / И.Ю. Смирнов.− Кострома : Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2012. − 51 с.

Методическое пособие предназначено для студентов специальной медицинской группы, имеющих ограничения в применении физических нагрузок с одной стороны и в то же время нуждающихся в систематическом применении таких нагрузок. Главной целью таких нагрузок являются возможная коррекции или компенсация возникающих патологических изменений и профилактика развития заболевания.

В пособии рассмотрены критерии распределения студентов по состоянию здоровья, показаны примеры эффективного применения физических нагрузок при ряде серьёзных заболеваний, рассмотрены рекомендации по средствам и форме проведения занятий при различных заболеваниях.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ

© Костромской государственный технологический университет, 2012



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Специальная медицинская группа. Что это значит?

4

  1. Опыт применения физических нагрузок при некоторых заболеваниях

9

  1. Формы и средства проведения занятий со специальными группами.

23

  1. Методические рекомендации

31

Список использованной литературы

51


«Жизнь человека подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается; если не употреблять, - ржавчина его съедает»

Кантон Старший (234 г. до н.э.)

СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА.
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?


Физическая культура – единственный предмет в программе, который напрямую связан со здоровьем студентов. Это вовсе не означает, что от занятий по физической культуре надо освобождать тех, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, людям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а чаще всего даже более, чем здоровым. Но при этом физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям человека, в том числе особенностям состояния их здоровья. Студенты со сходным состоянием могут быть отнесены к нескольким группам здоровья:

Группа здоровья I –здоровые люди, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и студенты, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;

Группа здоровья II –здоровые люди, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3 – 5 лет, с врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям;

Группа здоровья III – люди с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;

Группа здоровья IV – люди, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;

Группа здоровья V – люди, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

Обеспокоенность специалистов вызывает состояние здоровья детей и подростков в настоящее время. Лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны. К моменту поступления в ВУЗ и в процессе обучения в ВУЗе картина меняется, но не в лучшую сторону. По данным различных авторов доля молодых людей с серьёзными нарушениями в состоянии здоровья достигает 30% и более.

Студенты колледжей, вузов, университетов для практических занятий физкультурой разделены на 3 группы в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило – хронические заболевания или повреждения опорно–двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Комплектование специальных медицинских групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по следующим заболеваниям:.



  1. с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем;

  2. студенты с травмами (заболеваниями) опорно–двигательного аппарата;

  3. с заболеваниями периферической нервной системы;

  4. имеющие отклонения со стороны слуха или зрения ;

  5. имеющие отклонения со стороны центральной нервной системы (неврозы);

  6. Прочие заболевания.

Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Студенты не могут выполнить многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и пр. А если в школах, где они учились, не было занятий в специальной медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.

Перед руководителями специальных медицинских групп студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

На основании данных о сущности патологических изменений при том, или ином заболевании определяются доступные формы проведения занятий и набор применяемых упражнений. Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

Абсолютные противопоказания
(физические нагрузки запрещены):


  1. недостаточность кровообращения II—III степени;

  2. острый инфаркт миокарда;

  3. активная фаза ревматизма,

  4. миокардит;

  5. стенокардия покоя;

  6. эмболия легочной артерии;

  7. инфаркт трансмуральный;

  8. аневризма аорты;

  9. острое инфекционное заболевание;

  10. тромбофлебит и сердечная недостаточность;

  11. тахикардия покоя,

  12. экстрасистолия и другие нарушения ритма;

  13. стеноз аорты и почечной артерии;

  14. миопия (близорукость) более 7 диоптрий.

Относительные противопоказания
(строго дозированные нагрузки под наблюдением врача):


  1. суправентрикулярные нарушения ритма сердца;

  2. миопия (близорукость) более -5;

  3. системная или легочная гипертензия;

  4. умеренно выраженный стеноз аорты;

  5. неконтролируемые заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз, микседема и др.);

  6. выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца;

  7. токсикоз беременных;

  8. гипертония II—III степени;

  9. ретинопатия III степени;

  10. пороки сердца с выраженным цианозом;

  11. резко выраженная анемия;

  12. значительно выраженное ожирение (III степени), протекающее с одышкой;

  13. почечная и печеночная недостаточность;

  14. заболевания опорнодвигательного аппарата, ограничивающие двигательную активность;

  15. заболевания крови (эритремия, лимфогранулематоз и др.).

Занятия физкультурой в специальных медицинских группах рекомендуются при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.

В рамках спецмедгруппы выделяют подгруппу А – с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении под руководством преподавателя физической культуры.

Подгруппа Б – имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.

При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования.

Высокие требования современной жизни к состоянию здоровья усиливают значение физической культуры как оздоровительного фактора, в особенности для тех молодых людей, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать возможности общепринятой системы физического воспитания. Большое количество исследований, посвященных проблемам физического воспитания в специальном медицинском отделении вузов, указывают на неудовлетворительность существующей системы физического воспитания для людей с ослабленным здоровьем.

Разнообразие отклонений в состоянии здоровья, различный уровень физической подготовленности предъявляют особые требования к проведению занятий со студентами специальных медицинских групп, предполагают индивидуальный подход в занятиях физическими упражнениями, поскольку в специальных медицинских группах объединены лица с различными заболеваниями, различным уровнем физической подготовленности и работоспособностью. В связи с этим выдвигается задача разработки и обоснования дифференцированного подхода к выбору оптимальной нагрузок и направленности упражнений в занятиях с учетом мотивационных установок к физическому совершенствованию во взаимосвязи с психоэмоциональными особенностями организма студентов. Индивидуальный подход к студентам специального медицинского отделения способствует подъему эмоционального фона и заинтересованности в занятиях физкультурой.

Индивидуальный подход выражается в необходимости индивидуального подбора упражнений и их дозировки для развития двигательных качеств, индивидуальной дозе нагрузки в уроке в зависимости от физических возможностей студентов, в индивидуальном подборе упражнений лечебно-профилактической направленности в зависимости от диагноза.

Установлено, что качественные изменения физической подготовленности студентов можно получить при соблюдении таких условий, как:

1. Перестройка учебного процесса на основе ценностных ориентаций;

2. Объективной самооценки состояния и улучшения здоровья средствами физической культуры;

3. Определение у студентов мотивации к приоритетным физическим нагрузкам на основе постоянной информации об эффективности влияния занятий на состояние организма в целом и конкретные органы и функциональные системы;

4. Ориентация на качественные изменения в физическом состоянии и использование для этого методического инструментария и оценочной градации;

5. Стимулирование за достижения соответствующей индексацией.


Каталог: univer -> misc
univer -> Программа повышения конкурентоспособности
univer -> Доктора технических наук, профессора Каплунова Ивана Александровича
univer -> Формирование гуманистического образа личности учителя в отечественной педагогике 1920-х гг. 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
univer -> Эволюция русской концептосферы на рубеже XX-XXI веков: Вопросы динамической лингвоконцептологии 10. 02. 01 русский язык
misc -> Методическое пособие Кострома кгту 2012 (075. 8)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница