Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательном подразделении Братского



Дата25.04.2016
Размер1,13 Mb.
ТипМетодические рекомендации
Утверждено: На заседании Совета городского отделения общественной организации - Всероссийское общество автомобилистов.

«28» января 2015 г.


Методические рекомендации

по организации образовательного процесса

в образовательном подразделении Братского

городского отделения общественной организации –

Всероссийское общество автомобилистов.

г.Братск

2015г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие рекомендации определяют основы организации образовательного процесса в Образовательном подразделении Братского городского отделения Общественной организации - Всероссийское общество автомобилистов далее по тексту ОП Братского ГО ОО «ВОА», которое реализует программы подготовки водителей транспортных средств категории «В» .

Подготовка водителей имеет целью приобретение обучающимся профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся.

Образовательный процесс организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Положением об образовательном подразделении.

Основными задачами образовательного процесса в ОП Братского ГО ОО «ВОА» являются:

- привитие профессиональных навыков управления транспортными средствами;

- подготовка обучающихся к сдаче квалификационного экзамена и получение водительского удостоверения в ГИБДД;

- обучение безопасному передвижению и вежливости на дорогах.

Подготовка водителей транспортных средств категорий «В» в ОП Братского ГО ОО «ВОА» организуется в соответствии с требованиями Федеральных законов: от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; постановлений Правительства Российской Федерации: от 15.02.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Основой образовательного процесса являются практическая подготовка обучаемых, выработка у них умений и профессиональных навыков для выполнения определенной работы.

Прием на обучение осуществляется по личным заявлениям граждан и на договорной основе.

Граждане, зачисленные на обучение по подготовке водителей транспортных средств именуются обучающимися, а составленные из них группы – учебными группами.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Общие положения

Образовательная деятельность является основным видом деятельности ОП Братского ГО ОО «ВОА» и включает в себя организацию и проведение учебной и методической работы.

Цель образовательной деятельности состоит в том, чтобы подготовить в установленный срок выпускника, обладающего профессиональными умениями и навыками по управлению транспортным средством, обучить безопасному передвижению и вежливости на дорогах

ОП Братского ГО ОО «ВОА» не может реализовывать программы подготовки водителей без наличия у него соответствующей лицензии.

ОП Братского ГО ОО «ВОА» путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых требований безопасности создает обучающимся условия, необходимые для освоения программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств.

В ОП Братского ГО ОО «ВОА» сроки обучения по образовательным программам устанавливаются в соответствии с нормативными сроками, определенными в программе подготовки водителей.

Организация учебного процесса в ОП Братского ГО ОО «ВОА» осуществляется в соответствии с рабочими программами подготовки водителей транспортных средств, расписанием учебных занятий для каждой группы. Рабочие программы подготовки водителей разрабатываются и утверждаются ОП Братского ГО ОО «ВОА» самостоятельно на основе примерных образовательных программ, разрабатываемых Министерством образования и науки Российской Федерации и согласовываются с ГИБДД.

Обучение организуется в несколько потоков (групп) с учетом полного и своевременного выполнения задания, равномерной нагрузки преподавателей и мастеров производственного обучения на протяжении всего учебного года и максимального использования учебно-материальной базы.



Планирование и учет результатов образовательной деятельности

Планирование образовательной деятельности представляет собой целенаправленную работу по определению основных целей, конкретных задач, важнейших организационных и методических мероприятий образовательной деятельности, их всестороннему обеспечению, согласованию по объему, месту и срокам проведения, организации руководства ею в процессе подготовки водителей транспортных средств. Основные принципы планирования образовательной деятельности:

- научность, реальности и оперативность планирования;

- систематичность и последовательность подготовки специалистов;

- максимальная эффективность использования объектов учебной материально-технической базы, лабораторного и кабинетного оборудования, специализированных аудиторий, обеспечение их рациональной загруженности в ходе учебного процесса при подготовке различных специалистов;

- правильность подбора и грамотной расстановки руководящего и обучающего состава;

- непрерывность повышения научного уровня, культуры, профессиональной этики всех категорий руководящих работников и педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения через систему повышения квалификации;

- создание благоприятных психологических, гигиенических и эстетических условий для проведения всех видов занятий на высоком методическом уровне, организация целенаправленной творческой самостоятельной работы обучающихся по усвоению программного материала, руководство этой работой и систематический контроль за ней;

Исходными документами при планировании являются:

- приказы и распоряжения руководителя ОП Братского ГО ОО «ВОА»;

- рабочие программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» ;

- мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

- мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы.

Для непосредственной организации и проведения учебного процесса в ОП Братского ГО ОО «ВОА» разрабатываются:

- приказы о зачислении на обучение;

- приказы о выпуске;

- рабочие программы профессиональной подготовки;

- расписание занятий на период обучения;

- график очередности обучения вождению;

Приказы о зачислении на обучение издаются до начала занятий, а о выпуске – после сдачи комплексного экзамена комиссии.

В приказах о зачислении на обучении указываются:

- наименование программы профессиональной подготовки, состав учебных групп с объявлением фамилии, имени и отчества каждого обучаемого.

В приказе о выпуске указывается фамилии и инициалы лиц, закончивших обучение.

К приказу о выпуске прилагается копия экзаменационной ведомости.

Для учета проведения занятий, посещаемости, оценки знаний, умений и навыков обучаемых в ОП Братского ГО ОО «ВОА» ведется следующая документация:

- журнал учета занятий;

- индивидуальная карточка учета вождения транспортного средства на тренажере и на транспортном средстве;

- путевой лист на транспортное средство.

Журнал учета занятий является основным первичным документом, отражающим ход выполнения учебной программы. Журнал ведется в каждой учебной группе и содержит разделы: указания по ведению журнала; сведения об обучаемых; названия предметов обучения с отражением в них даты проведения занятий, учета посещаемости и текущих оценок, номеров тем, занятий, их наименований, количества отведенных часов и подписи руководителя занятий; учета практических занятий и тренировок, итоговых результатов обучения.

Ответственность за правильное ведение журнала занятий возлагается на ведущего преподавателя.

К журналу прилагается «Инструкция по охране труда» и «Лист регистрации инструктажа по охране труда».

В «Лист регистрации инструктажа по охране труда» вносятся следующие данные: дата инструктажа, фамилии, инициалы и должности инструктируемых, номер Инструкции, фамилия и инициалы инструктирующего, подпись инструктирующего и инструктируемых.

Инструктаж учебной группы по охране труда производится перед первым лабораторно-практическим занятием.

Индивидуальная карточка учета вождения транспортного средства на тренажере и транспортных средствах ведется на каждого учащегося. Она предназначена для учета выполнения программ по вождению транспортных средств. В течение всего периода обучения она находится у учащегося. Заполнение карточки производится мастером производственного обучения (обучения вождению) после каждого практического занятия (вождения).

Путевой лист на транспортное средство выдается на один день и заполняется на каждую машину в отдельности. Ежедневное задание мастеру производственного обучения (инструктору по вождению) устанавливается на основании графика очередности обучения вождению автотранспортных средств.

Сроки хранения планирующей и учетной документации в ОП Братского ГО ОО «ВОА»:

- расписания занятий – 1 год;

- журнал учета занятий, учета регистрации инструктажа на рабочем месте, индивидуальные карточки учета вождения транспортного средства – 3 года;

- приказы и акты по ОП БратскогоГО ОО «ВОА» – 5 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебная работа является важнейшей частью образовательной деятельности ОП Братского ГО ОО «ВОА». Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, а также итоговой аттестации.

Учебные занятия проводятся в одну или несколько смен в зависимости от возможностей учебно-материальной базы ОП Братского ГО ОО «ВОА» и местных условий. Основными формами обучения являются теоретические и практические занятия.

Основным методом проведения теоретического занятия является рассказ (объяснение) с демонстрацией (показом) на материальной части и с использованием технических средств обучения.

Теоретические занятия по каждому предмету должны планироваться, как правило, не более 2 часов в день, лабораторно-практические, практические занятия – 4 – 6 часов.

Продолжительность одного теоретического, лабораторно-практического и практического часа занятия – 45 мин., вождение (в том числе и на автотренажере) и работы на технике – 60 мин.

В целях оптимизации образовательного процесса, повышения качества подготовки обучаемых по решению педагогического совета время на изучение отдельных тем каждого предмета, а также последовательность их изучения могут быть изменены при условии полного выполнения учебной программы.

Не допускается замена лабораторно-практических и практических занятий (тренировок) теоретическими и наоборот.

При подготовке специалистов применяются следующие основные методы обучения: устное изложение (объяснение, рассказ, лекция), беседа, показ (демонстрация, экскурсия, наблюдения), упражнения (тренировки), самостоятельная работа. Указанные методы, как правило, применяются комплексно.

Преподаватель (мастер производственного обучения) обязан для каждого занятия выбрать наиболее целесообразные методы обучения, исходя из требований программы и условий его проведения: состава и уровня подготовки, степени сложности учебного материала, наличия и состояния учебного оборудования, места и времени проведения занятия.

Самостоятельная подготовка (консультация) учащихся организуется и проводится под руководством ведущих преподавателей, мастеров производственного обучения.

Каждое занятие должно состоять, как правило, из вступительной, основной и заключительной частей.

В этой части занятия преподаватель делает в журнале учета посещаемости отметки об отсутствующих, затем переходит к последующим элементам занятия в соответствии с его планом.

Теоретические занятия проводятся в составе группы с целью изучения нового материала. Основной формой организации теоретического занятия является кабинетно-урочная система (урок).

Во вступительной части занятия преподаватель проводит краткий опрос обучаемых по ранее пройденному материалу.

В основной части сообщается тема, учебные цели и учебные вопросы, выносимые на занятия, излагается новый материал.

Излагая новый материал, преподаватель должен увязать его с ранее изученными темами, иллюстрировать (демонстрировать) основные приложения примерами из практики. Объяснения (рассказ) вести с использованием имеющихся учебных пособий (оборудованных стендов, схем и плакатов), моделей и действующих агрегатов, узлов, механизмов, демонстрацией фрагментов, широко использовать имеющиеся технические средства обучения.

В ходе занятия следует строго соблюдать логическую последовательность изложения, принятую техническую терминологию. Необходимо обращать особое внимание на культуру речи, темп изложения материала, дикцию, эмоциональность и рациональное использование учебного времени.

При проведении теоретических занятий по устройству и техническому обслуживанию изучаемой техники учебный материал следует излагать в следующей последовательности:

- название агрегата (механизма, системы, прибора, сборочного узла);

- назначение, расположение и крепление, устройство и принцип действия (работы);

- основные характеристики, параметры регулировок и контроля;

- характерные эксплуатационные неисправности, их признаки, возможные причины, способы обнаружения и устранения;

- периодичность технического обслуживания.

Особое внимание следует обращать на знание обучаемых перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

В заключительной части теоретического занятия преподаватель отвечает на вопросы обучающихся, подводит итоги занятия, дает задание на самостоятельную подготовку.

Лабораторно-практические, практические занятия и тренировки проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний обучающихся по изученной теме и привития им умений и навыков по выполнению практических работ по обслуживанию, выявлению и устранению простейших неисправностей изученных систем, агрегатов, приборов.

Лабораторно-практические, практические занятия проводятся фронтальным, индивидуальным и комбинированным методами.

При фронтальном методе все обучаемые по отделениям (группам) одновременно выполняют одни и те же работы на одинаковой материальной части (агрегате, механизме, блоке и т.п.).

При индивидуальном методе, каждое отделение (группа) выполняет работу, отличающуюся от той, которая выполняется в то же время другими отделениями (группами), или же одинаковую на таких же агрегатах (механизмах, блоках), но других марок (типов) техники.

При комбинированном методе в процессе занятия могут сочетаться фронтальный и индивидуальный методы.

При организации занятий индивидуальными и комбинированными методами должны составляться графики перемещения обучающихся (групп) по учебным местам.

Все практические работы, выполняемые обучающимися, записываются в индивидуальной карточке учета вождения транспортного средства на тренажерах, транспортных средствах.

Обучающиеся, не отработавшие упражнений (работы) на лабораторно-практических занятиях, к экзаменам не допускаются.

Занятия по вождению автотранспортных средств проводятся индивидуально с каждым обучаемым сначала на тренажерах, затем на автодроме и после выполнения контрольных упражнений – на городских маршрутах (в населенных пунктах).

Занятия по обучению вождению проводятся лично мастером производственного обучения вождению. При проведении занятий по вождению он должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортным средством соответствующей категории, документ на право управления транспортным средством соответствующей категории, копию лицензии образовательного учреждения на право ведения образовательной деятельности, схему учебных маршрутов, согласованную с органами ГИБДД МВД РФ субъекта Российской Федерации, свидетельство о регистрации транспортного средства, талон государственного технического осмотра, путевой лист.

Учет выполнения упражнений по вождению (практическим работам) ведется в индивидуальной карточке учета вождения транспортного средства. В карточку записываются дата и номер отработанных упражнений, время практического вождения при выполнении упражнения (в часах), оценка, полученная обучаемым за выполнение упражнения. Эти записи скрепляются подписями мастера производственного обучения вождению и обучаемым.

При невозможности отработки отдельных упражнений (элементов) в реальных условиях (отсутствие в населенном пункте светофоров, железнодорожных переездов и др.) на автодроме должны быть созданы условия для их практической отработки.

Занятия по предмету «Первой помощи» проводятся врачом или медицинским работником, имеющим среднее медицинское образование, или лицом, прошедшим специальную подготовку при медицинском учебном заведении и имеющим соответствующее удостоверение (свидетельство) на право преподавания предмета.

Качественное проведение занятий требует от преподавателя (мастера производственного обучения) тщательной подготовки. Подготовка к проведению занятия включает ознакомление с программой и отбор необходимого учебного материала, подготовку наглядно-учебных пособий, технических средств обучения, проверку готовности учебно-материальной базы и подготовку места проведения занятия, выбор методов и приемов обучения.

План проведения теоретических, лабораторно-практических занятий и практических занятий утверждается руководителем ОП Братского ГО ОО «ВОА».

В течение периода обучения преподаватель (мастер производственного обучения) обязан проверять знания, умения и навыки обучаемых с объявлением и выставлением оценок в журнале учета занятий.

На теоретических занятиях оценки выставляются за знание ранее пройденного материала, на лабораторно-практических, практических занятиях – за выполненную практическую работу, при вождении машин – за выполнение контрольной проверки и каждого упражнения.

ОП Братского ГО ОО «ВОА» самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленной законодательством Российской Федерации и Положением об образовательном подразделении.

Организация образовательного процесса регламентируется рабочими программами по каждой дисциплине, разрабатываемыми и утверждаемыми ОП Братского ГО ОО «ВОА» на основе примерных программ, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации, а также планом-графиком подготовки водителей транспортных средств, расписанием занятий и графиком очередности обучения вождению, разрабатываемыми и утверждаемыми ОП Братского ГО ОО «ВОА» самостоятельно. ОП Братского ГО ОО «ВОА» самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

При разработке учебных планов должно быть обеспечено:

- выполнение квалификационных требований, определенных образовательными стандартами и примерными программами;

- сохранение номенклатуры и наименований предметов, экзаменов, зачетов и общего количества часов, отведенного на их проведение.

При разработке учебных планов и программ ОП Братского ГО ОО «ВОА» предоставляется право:

- изменять последовательность изучения тем предметов и отработки упражнений по практическому вождению транспортных средств, перераспределять время на изучение тем и выполнение учебных заданий;

- в пределах общего времени, отведенного рабочей программой на изучение конкретной дисциплины, устанавливать время, отводимое на виды занятий (лекции, семинарские занятия, практические занятия, самостоятельную подготовку);

- увеличивать отдельным учащимся время, отводимое на проведение практических занятий по вождению транспортных средств;

- дополнять количество часов в содержание упражнений по практическому вождению транспортных средств, учитывая особенности региона и возможности имеющейся учебной базы.

ОП Братского ГО ОО «ВОА» несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

- реализацию не в полном объеме учебных программ, в соответствии с учебным планом и планом-графиком подготовки водителей транспортных средств;

- низкое качество подготовки обучающихся;

- жизнь и здоровье обучающихся и работников ОП Братского ГО ОО «ВОА» во время образовательного процесса;

- нарушение прав и свобод, обучающихся и работников ОП Братского ГО ОО «ВОА»;

- иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

ОП Братского ГО ОО «ВОА» отвечает за поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии и организацию предрейсового медицинского контроля мастеров производственного обучения. Проверка технического состояния автомобилей и проведение предрейсового медицинского контроля отображается в путевом листе, который ежедневно выписывается на все учебные автомобили, независимо от форм их собственности.

Зачисление обучающихся осуществляется приказом по ОП Братского ГО ОО «ВОА» на основании заявления поступающего и договора об оказании образовательных услуг, в котором должны быть отражены обязательства сторон и ответственность в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения.

Администрация ОП Братского ГО ОО «ВОА» обязана по требованию лиц, поступающих на обучение, ознакомить их с настоящим Положением, Положением об образовательном подразделении, лицензией на право образовательной деятельности, учебной программой.

Прием граждан на обучение производится по предъявлению следующих документов:

а)для подготовки водителей на право управления транспортными средствами категории «В»:

- заявления;

- медицинской справки установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий;

- двух-трех фотографий 3х4 см;

- паспорта или заменяющего его документа, выданного в установленном порядке.

Зачисление и отчисление обучающихся оформляется приказами по ОП Братского ГО ОО «ВОА».

Обучающийся может быть отчислен из ОП Братского ГО ОО «ВОА» в следующих случаях:

- по собственному желанию;

- в случае невыполнения требований Положения об Образовательном подразделении;

- при нарушении правил внутреннего распорядка;

- при нарушении условий договора;

- прекращение посещения занятий без уважительных причин;

- не внесение оплаты за обучение.

Учебные группы по подготовке водителей транспортных средств создаются численностью до 30 человек.

В целях организации контроля за выполнением учебных планов и программ обучения не позднее 30 дней до окончания занятий ОП Братского ГО ОО «ВОА» регистрирует в РЭО ГИБДД каждую учебную группу с предъявлением списка учащихся установленной формы.

С целью упорядочения приема квалификационных экзаменов и предварительной проверки кандидатов в водители по базам данных водителей, лишенных права на управление транспортными средствами, образовательные подразделение не менее чем за 40 дней до окончания обучения направляют в РЭО ГИБДД списки обучающихся каждой учебной группы и заявку о приеме квалификационных экзаменов с указанием даты окончания обучения и наличии лицензии на фактический адрес.

Основными формами обучения являются теоретические, лабораторно-практические, практические и контрольные занятия.

Теоретические занятия по каждому предмету должны планироваться, как правило, не более шести часов в день, лабораторно-практические – 4-6 часов. В течение дня с одним обучаемым по вождению автомобиля разрешается отрабатывать: на автотренажере – не более четырех часов, на учебном автомобиле – не более шести часов.

Продолжительность учебного часа теоретических и лабораторно-практических занятий – 45 минут. Допускается проведение лабораторно-практических занятий в течение 90 минут без перерыва.

Теоретические и лабораторно-практические занятия проводятся в соответствии с расписаниями занятий, составляемыми на каждую учебную группу, а практические занятия – по графикам очередности обучения вождению.

Учет проведения теоретических и лабораторно-практических занятий ведется в журналах учета занятий, а вождения – в индивидуальных карточках учета вождения транспортных средств, хранящихся в ОП Братского ГО ОО «ВОА» 3 года.

Теоретические занятия лабораторно-практические по устройству и техническому обслуживанию автомобиля проводятся преподавателем, практические занятия по вождению автомобиля проводятся мастером производственного обучения вождению индивидуально с каждым обучаемым.

Теоретические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах (классах) с целью изучения нового материала.

Лабораторно-практические занятия проводятся в лабораториях по устройству и техническому обслуживанию автомобиля с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся умений и навыков в работе на изучаемой технике.

Лабораторно-практические занятия могут проводится фронтальным, индивидуальным или комбинированным методами.

При фронтальном методе все обучающиеся учебной группы одновременно выполняют одни и те же работы в одинаковой материальной части. При индивидуальном методе каждая подгруппа выполняет работу, отличную от той, которая выполняется в то же время другими подгруппами, или же одинаковую с ними работу, но на других образцах материальной части. Комбинированный метод представляет собой различные сочетания фронтального и индивидуального методов. Выбор методов проведения лабораторно-практических занятий определяется целями занятий и возможностями учебного оборудования.

Занятия по практическому вождению проводятся индивидуально с каждым обучаемым на автотренажерах (при наличии), автодромах (площадках для учебной езды) и учебных маршрутах, утвержденных председателем Братского ГО ОО «ВОА» (не реже 1 раза в 3 года), обслуживающими данную территорию. При подготовке водителей практические занятия по вождению транспортных средств проводятся в три этапа: начальное обучение (на автотренажере или на транспортном средстве), вождение на учебном автодроме (площадка для учебной езды) и вождение в реальных дорожных условиях по учебным маршрутам.

Продолжительность проведения практических занятий в течение дня с одним обучаемым планируется из расчета не более 2 часов. Продолжительность учебного часа по вождению транспортного средства – 60 минут, включает в себя время на постановку задания, подведения итогов, оформлении документации и смену обучаемых.

Ежедневно перед началом занятий мастер производственного обучения (инструктор) должен проходить пред рейсовый медицинский контроль.

Мастер производственного обучения (инструктор) во время проведения занятия должен иметь при себе:

- водительское удостоверение соответствующей категории;

- свидетельство на право обучения вождению;

- регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп;

- документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа – и на прицеп, в случае управления транспортным средством в отсутствии его владельца;

- путевой лист;

- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

- талон о прохождении государственного технического осмотра;

- индивидуальную карточку учета вождения транспортного средства.

Проведение занятий по Основам безопасности управления транспортным средством и Основами законодательства в сфере дорожного движения необходимо планировать до начала отработки соответствующих упражнений по вождению автомобилей.

Проведение занятий по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя» проводятся дипломированным психологом и раскрывают в своей основе эффективное общение, оценку эмоционального состояния. Психологический практикум включает выработку саморегуляции и профилактики конфликтов.

Для определения качества усвоения учебного материала и оценки знаний обучающихся проводятся итоговые занятия (экзамены, зачеты). По результатам итоговых занятий определяется готовность каждого обучающегося и в целом учебной группы к итоговой аттестации. Лица, получившие положительные оценки по всем предметам обучения, допускаются к итоговой аттестации.

ОП Братского ГО ОО «ВОА» после завершения полного курса обучения очередного потока организует и проводит итоговую аттестацию.

Итоговая аттестация проводится комиссией, состав которой формируется и утверждается приказом Председателя Братского городского отделения Общественной организации «ВОА» в виде квалификационного экзамена в установленном порядке по следующим направлениям:

Для обучающихся по категории «В»

- Основы законодательства в сфере дорожного движения;

- Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления;

- Основы управления транспортными средствами категории «В»;

- Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом;

- Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

- Практическому вождению транспортного средства в два этапа:

1 этап – на площадке для учебной езды или автодроме;

2 этап – на контрольном маршруте в условиях дорожного движения.

Для проведения квалификационного экзамена назначается итоговая аттестационная комиссия в составе председателя и не менее двух членов. Председателем итоговой аттестационной комиссии назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по автомобильной специальности, практический стаж работы на автомобильном транспорте и прошедшее соответствующую подготовку.

К итоговой аттестации допускаются выпускники, прошедшие полный курс обучения в рамках учебной программы профессиональной подготовки водителей.

Экзамен по практическому вождению автомобиля проводится в соответствии с Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, утвержденной ГУ ГАИ МВД РФ 19.02.1998г. Уровень подготовленности обучающихся оценивается на каждом этапе по четырех бальной системе:

- на первом этапе (автодром или площадка для учебной езды):

«отлично» - при выполнении каждого из упражнений без штрафных баллов;

«хорошо» - при получении на каждом упражнении не более двух штрафных баллов;

«удовлетворительно» - при получении на каждом из упражнений не более четырех штрафных баллов;

«неудовлетворительно» - при получении пяти и более штрафных баллов на любом из упражнений, после чего экзамен прекращается.

- на втором этапе (на учебном (контрольном) маршруте в условиях реального дорожного движения):

«отлично» - при прохождении маршрута без штрафных баллов;

«хорошо» - при получении не более двух штрафных баллов;

«удовлетворительно» - при получении не более четырех штрафных баллов;

«неудовлетворительно» - при получении пяти и более штрафных баллов.

Итоговая оценка по вождению выставляется по низшей, полученной на двух этапах.

Лица, не сдавшие экзамен по уважительным причинам, допускаются к их сдаче с очередными группами, а получившие неудовлетворительные оценки – допускаются к повторной сдаче после дополнительной самостоятельной подготовки, но не ранее, чем через 7 дней со дня проведения экзаменов.

В случае, если обучаемый получил неудовлетворительную оценку по какому-либо предмету, либо по части экзамена по практическому вождению автомобиля, пересдача ранее сданных предметов (первого этапа экзамена по практическому вождению автомобиля) не требуется.

Положительные оценки, полученные на теоретических экзаменах, действительны в течение 3-х месяцев.

Положительная оценка, полученная на первом этапе экзамена по практическому вождению автомобиля, считается действительной в течение срока действия положительных оценок, полученных на теоретических экзаменах.

ОП Братского ГО ОО «ВОА», реализующее образовательные программы профессиональной подготовки водителей, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании в соответствии с лицензией. Обеспечение ОП Братского ГО ОО «ВОА» бланками свидетельств осуществляется самим ОП Братского ГО ОО «ВОА». Указанные документы заверяются печатью ОП Братского ГО ОО «ВОА».Свидетельства об окончании обучения по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств не являются документами на право управления этими транспортными средствами, а предъявляются в органы ГИБДД при сдаче квалификационных экзаменов для получения водительских удостоверений на право управления соответствующими категориями и подкатегориями транспортных средств.

После прохождения итоговой аттестации выпускники сдают экзамены в подразделениях ГИБДД на получение водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами соответствующей категории либо подкатегории.

В случае утраты свидетельства ОП Братского ГО ОО «ВОА» выдает дубликат на основании личного заявления, протокола экзаменационной комиссии и реестра выдачи свидетельств. При ликвидации ОП Братского ГО ОО «ВОА» «Дубликат» выдается ОП Братского ГО ОО «ВОА» на основании реестра.

Свидетельства об окончании обучения являются документами строгой отчетности, имеют серию и типографский порядковый номер. Учет выданных свидетельств осуществляется в ОП Братского ГО ОО «ВОА» по отдельному реестру.

Протоколы экзаменационных комиссий хранятся в ОП Братского ГО ОО «ВОА» в течение 15 лет. Приказы по ОП Братского ГО ОО «ВОА» – 5 лет. Остальная документация учебных групп хранится в течение 3-х лет, после чего уничтожается в установленном порядке.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Учебная материально-техническая база ОП Братского ГО ОО «ВОА» – это совокупность материальных, технических средств и оборудованных объектов, предназначенных для обеспечения полного и качественного обучения учащихся по соответствующим программам профессиональной подготовки.

К учебно-материальной базе ОП Братского ГО ОО «ВОА» относятся: учебные и вспомогательные помещения; места, оборудованные для проведения практических занятий; техника; учебно-наглядные пособия; тренажерные средства и технические средства обучения.

Для обеспечения полной и качественной подготовки специалистов ОП Братского ГО ОО «ВОА» должно располагать необходимыми кабинетами для проведения теоретических занятий, лабораторно-практических занятий по устройству и эксплуатации техники.

Учебные объекты должны иметь высокую техническую оснащенность, пропускную способность, автономность и соответствовать установленным для них требованиям безопасности.

Кабинеты могут быть комплексные (многопрофильные), предназначенные для проведения занятий по всем темам одного или нескольких предметов, и специализированные, предназначенные для отработки одной или нескольких тем какого-либо предмета.

Кабинеты для проведения теоретических занятий оснащаются аппаратурой, приборами, макетами, техническими средствами обучения (компьютерами, мультимедиа системами, мониторами, проекторами, экранами и другими ТСО) с соответствующим программным обеспечением. Кабинеты должны иметь рабочее место (кафедру) преподавателя, столы и стулья из расчета одновременной посадки 25 человек и, при необходимости, демонстрационный стол для показа узлов и деталей.

Учебное оборудование кабинетов для проведения теоретических занятий должно обеспечивать отработку программного материала. При наличии лаборантской учебное оборудование небольших размеров (агрегаты, узлы, детали, щиты, плакаты и т.п.) может храниться в ней и вноситься в кабинет только на время занятий.

Кабинеты также оборудуются мультимедийной системой с библиотекой прикладных обучающих программ и видеофильмов.

Разукомплектование учебного кабинета в процессе его использования запрещается.

Техническое обслуживание и ремонт объектов, тренажеров и других средств осуществляется согласно нормативной документации и в соответствии с мероприятиями по поддержанию средств УМТБ в исправном (работоспособном) состоянии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБОРУДОВАНИЮ УЧЕБНОГО АВТОДРОМА
В соответствии с программами профессиональной подготовки водителей транспортных средств начальное обучение практическому вождению должно проводиться на закрытых от движения площадках – автодромах.

Автодром – это специально выделенный участок местности, на котором отсутствует дорожное движение, оборудованный для обучения, совершенствования и контроля навыков вождения транспортных средств. Автодром должен иметь ровное и однородное асфальто-или цементнобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Автодром должен иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по его территории транспортных средств и пешеходов, за исключением учебных транспортных средств, используемых в процессе обучения. Размеры автодрома для первоначального обучения вождению транспортных средств должны составлять не менее 0,24 га.

Может оборудоваться одна площадка на несколько образовательных учреждений и организаций, допускается аренда площадки. В этих случаях, каждое образовательное учреждение и организация должны иметь помимо документа, подтверждающего право на владение площадкой, план-график использования площадки всеми образовательными учреждениями и организациями, согласованный и утвержденный собственником площадки.

Для обеспечения учебного процесса автодром должен иметь:

- твердое покрытие с коэффициентом сцепления колеса не ниже 0,4;

- для проведения занятий в темное время суток искусственное освещение, обеспечивающее освещенность площадки не менее 20 лк;

- наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон в пределах 8-16% включительно.

При наличии земельного участка, достаточного для оборудования на нем мест для выполнения всех упражнений одновременно, производится его разметка при помощи постоянной разметки и устанавливаются конуса ограничительные (КС-1, КС-1.1, КС-1.2, КС-2.1, КС-2.2, КС-2.3, КС-3) и вехи стержневые (ВС-1, ВС-3) в соответствии со схемами упражнений.

Если по условиям местности или размерами автодрома на нем невозможно оборудовать маршруты и участи для выполнения всех упражнений, то должно иметься съемное оборудование, позволяющее обозначить границы:

- конуса ограничительные (КС-1, КС-1.1, КС-1.2, КС-2.1, КС-2.2, КС-2.3, КС-3);

- вехи стержневые (ВС-1, ВС-3);

- столбик оградительный съемный;

- лента оградительная;

- разметка временная.



ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩЕГО И

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Руководящий состав, преподаватели и мастера производственного обучения ОП Братского ГО ОО «ВОА» комплектуются из лиц, имеющих необходимое специальное образование.

В соответствии со штатом ОП Братского ГО ОО «ВОА», руководитель ОП Братского ГО ОО «ВОА» разрабатывает и утверждает штатное расписание ОП Братского ГО ОО «ВОА», утверждает должностные обязанности работников, осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квалификации.

Принимаемые на работу в ОП Братского ГО ОО «ВОА» руководящий, преподавательский состав и мастера производственного обучения должны быть специалистами, подготовленными для педагогической, учебной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности.



Общие требования, предъявляемые к специалисту.

Специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ преподаваемых предметов, широкой эрудицией, сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, непрерывно пополнять свои знания, расширять профессиональный кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления коллективами, навыками воспитательной работы среди обучаемых и населения.

Специалист обязан обладать высокими нравственными качествами, ответственно и творчески относиться к порученному делу.

Группы личностных качеств, которыми обязан обладать специалист:

- общечеловеческие качества;

- психофизиологические качества;

- деловые качества и организаторские способности;

- коммуникативные качества;

- профессиональные знания.

Специалист должен знать:

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

- психолого-педагогические дисциплины: педагогику, психологию трудового обучения и др.;

- методы организации трудового обучения;

- специальные дисциплины;

- требования к охране здоровья обучаемых;

- современные требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов;

- применяемые средства обучения и их дидактические возможности;

- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки, принципы и примеры сбора, систематизации, обобщения и использования информации, проведения методической работы, подготовки информационных и методических материалов;

- основы права и научной организации труда.

Специалист должен уметь:

- применять полученные знания в области педагогики и методики обучения при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учетом возрастных и социально-психологических особенностей коллективов обучаемых и конкретных педагогических ситуаций;

- пользоваться разнообразными методами и формами обучения, прогрессивными приемами руководства учебной, трудовой, спортивной и творческой деятельностью обучаемых;

- использовать учебно-лабораторное оборудование, технические средства обучения и современную вычислительную технику;

- выявлять индивидуальные особенности обучаемых и влиять на их развитие;

- осуществлять трудовое, нравственное, физическое, гигиеническое и другое воспитание обучаемых;

- анализировать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, применять рациональные приемы поиска, отбора и использования информации, ориентироваться в выпускаемой специальной литературе по профилю подготовки и смежным вопросам.



Требования к квалификации педагогических кадров

Педагогические работники, реализующие программы профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.


Требования к квалификации преподавателей по предметам:

«Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы управления транспортными средствами», «Основы управления транспортными средствами категории «В»», Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом, «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом»

Преподаватель должен иметь:

- высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо о высшем или среднем профессиональном образовании и дополнительное профессионально образование по направлению деятельности;

- удостоверение о повышении квалификации (не реже чем один раз в три года);

- действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления».

Преподаватель должен иметь:

- высшее или среднее профессиональное образование технического профиля;

-- удостоверение о повышении квалификации (не реже чем один раз в три года);

- действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.



Требования к квалификации преподавателей по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортом происшествии».

Преподаватель по предмету «Первая помощь» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.

Требования к квалификации преподавателей по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя».

Преподаватель по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля.


Требования к квалификации мастера производственного обучения

Мастер производственного обучения должен иметь:

- высшее или среднее профессиональное образование;

- документ на право управления транспортным средством соответствующей категории;

- документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории;

- непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет.

Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3года.

Квалификационные требования к преподавателям

Преподаватель должен:

- планировать, организовывать и осуществлять деятельность по теоретическому и практическому обучению;

- обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности используемого оборудования;

- анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;

- оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий, зачетов и экзаменов;

- участвовать в разработке рабочих программ, учебных планов, задач, тестов, упражнений по соответствующей теме;

- осуществлять выбор и использовать современные учебники и учебно-методические пособия;

- изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;

- обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;

- своевременно и качественно осуществлять обслуживание применяемого в обучении оборудования.

Квалификационные требования к мастерам производственного обучения

Мастер производственного обучения должен:

- планировать, организовывать и осуществлять деятельность по обучению вождению;

- проводить занятия по практическому обучению вождению на тренажерах и учебном транспортном средстве для отработки и совершенствования навыков вождения;

- проводить практические занятия по техническому обслуживанию транспортных средств;

- обеспечивать проверку технического состояния используемых транспортных средств и оборудования;

- оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий и экзаменов;

- анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;

- осуществлять выбор и использовать в процессе обучения современные учебники и учебно-методические пособия;

- разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий по практическому вождению;

- изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;

- обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;



- бережно относится к учебному транспортному средству;

- своевременно и качественно осуществлять техническое обслуживание транспортного средства.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница