Методические рекомендации к изучению дисциплины Логика Направление подготовки 41. 03. 04 Политология Профиль подготовки



Скачать 320,61 Kb.
Дата25.04.2016
Размер320,61 Kb.
#36154
ТипМетодические рекомендации
Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

социально-политического менеджмента

доцент С.Ю. Седова

________________


«____»__________2015 г.

Методические рекомендации к изучению дисциплины



Логика

Направление подготовки



41.03.04 Политология

Профиль подготовки:

Государственная политика и управление;

Политический менеджмент


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Саратов – 2015



ВВЕДЕНИЕ
Важное место в гуманитарной подготовке современного специалиста отводится изучению логики. Освоение данной дисциплины не только помогает приобрести знания в некоторой предметной области и определенный уровень общей эрудиции, но и вырабатывает культуру мышления, которая помогает сформироваться навыкам адекватного подхода к решению встающих проблем. Это актуально в ситуации повышения динамизма общественного развития, когда предъявляются особые требования к инновационности мышления. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно.

Логика, составляет фундамент всего современного образования, значительно усиливает его гуманитарную направленность. Знание логики особенно необходимо представителям профессий, которые предполагают особую интенсивность и режим коммуникативных процессов. В современной социокультурной ситуации коммуникация становится проблемой. Логические знания необходимы любому человеку, поскольку он должен общаться с людьми. Без обладания такими знаниями человек может потеряться в содержательном многообразии мира и превратиться в объект манипуляций.

Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными методами. Освоение проблем формальной логики, в первую очередь, требует глубокого понимания ее объекта и предмета как науки, уяснения ее методологической роли для практической деятельности специалиста любого профиля, понимания специфики формально-логического подхода в познании объективной действительности. Определение предмета и значения логики имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований и превращение их в норму собственной мыслительной деятельности.

Целями освоения дисциплины являются формирование общих представлений о логике как науке и ее основных проблемах, приобретение знаний в области логики, выработка культуры мышления, навыков и подходов к решению различных проблем.Задачами дисциплины являются освоение основных приемов теории и практики аргументации, формирование навыков логического мышления, целеполагания и компетентной работы с информацией.В результатеосвоения дисциплины формируются следующие компетенции:владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятии информации, постановке целей и выбору путей ее достижения; стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства их развития и устранения.

Тема 1. Предмет и значение логики. Логика и язык.


  1. Круг проблем логики.

  2. Исторические этапы формирования и развития логики.

  3. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Практическое и теоретическое значение логики

  4. Понятие логической формы.

  5. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

  6. Язык как информационная знаковая система. Функции языка. Языки естественные и искусственные.

Формальная логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Вполне естественно, что устойчивые связи элементов правильной мысли приобретают характер законов. Анализ таких связей, описание структурных форм мышления, способы их языковой фиксации составляеткруг проблем формальной логики.

Логика не сразу стала наукой.Изначально в Древней Греции слово «логос» означало «слово», «закон», «порядок». Постепенно так стали называть упорядоченное, вербальное знание. Движение в этом направлении связано с именами Демокрита, Гераклита, Парменида. Сократ, Платон сформировали фундамент рационального, понятийного знания, приблизив логику к статусу самостоятельной науки. Формирование стройной обоснованной систематики связано с именем Аристотеля. Именно он сформулировал основные логические законы, разработал теорию силлогизмов, дал описание логическому методу. Стоики, Гален, Порфирий Боэций развивали и комментировали учение Аристотеля.В средние века (VI-XV вв.) логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий(номиналисты и реалисты).В XV - XVI вв., в эпоху Возрождения и Нового времени, происходит активизация эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания (Ф. Бэкон и Р.Декарт). Немалая заслуга в развитии логики принадлежит представителям немецкой классической философии, особенно И. Канту и Г.В.Ф. Гегелю.Крупными русскими исследователями в области логики были М.И. Каринскийи Л.В. Рутковский.В ХХ века развивается символические и математические логики — область логических исследований, включающая множество разделов, или, как их принято называть, «логик» (Я. Лукасевич, Г. Фреге, Б. Рассел, Д.Аккерман.)Формализация и предельное абстрагирование от конкретного содержания высказываний позволили решить ряд трудных логических задач в области математики и нашли применение в работе электронно-вычислительных машин, теории программирования и т.п. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли наши отечественные ученые математики: А.П. Колмогоров, А.А. Марков, П.С. Новиков, М.В. Келдыш и др

Логика есть наука о законах и формах правильного мышления.

Логику интересует лишь форма мыслей, но не их содержание. Содержание наших мыслей бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о вулканах и звездах, о любви и предпринимательстве, о колбасе, и об электронах. Но все это разнообразие укладывается в сравнительно небольшое число форм. Они называются логической формой. Логическая форма – внутреннее строение мысли, устанавливающее положение и порядок ее структурных компонентов. Образно говоря, логику интересуют сосуды - бутылки, ведра, бочки, а не то, что в них налито. В бутылку что ни налей - нарзан, пиво, вино - она останется бутылкой и ее можно изучать именно как бутылку: исследовать ее геометрическую форму, объем, толщину стенок и т.д. Точно так же и мыслительные формы, независимо от своего содержания, обладают определенными свойствами, которые изучает логика.

Логические формы позволяют грамотно строить высказывание.Для этого используется понятие логическая правильность. Логическая правильность - соответствие высказывания логической форме.Известный лингвист Л.В. Щерба иллюстрируя необходимость логической правильностиприводил пример следующего выдуманного им предложения: «Глокаякуздраштекобудланулабокра и курдячитбокренка». Мы ничего не можем сказать о содержании этого предложения, но знание грамматики позволяет нам говорить о роде, числе, падеже существительных, не имея ни малейшего представления о том, что обозначают соответствующие слова. Аналогичное знание о формах мысли дает нам логика. Логическая правильность является условием логической истинности. Истинность в логике – соответствие высказывания реальности. Такое определение было дано много веков назад Аристотелем.

Логическая форма и законы мышления являются общими для всех людей. Внутренняя структура мысли, как и синтаксические правила языка, непосредственно вплетены в конкретную деятельность человека, определяются свойствами и отношениями объективного мира. Так, вполне очевидно, что в содержательном плане мысли юриста отличаются от мыслей биолога, музыкант думает иначе, нежели экономист; ученый использует в своих исследованиях такие понятия и термины, которые не употребляются в повседневном мышлении. Однако во многих различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Общее характеризуется схемой, способом построения. Поэтому теоретическое значение логики - установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Можно сказать, что логика выступает как всеобщий инструмент познания. В практическом смысле логика позволяет овладеть приемами правильного построения мысли, что позволяет наладить социальную коммуникацию, осуществить обучение и профессионально реализоваться.



Языком в широком смысле называют любую знаковую информационную систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми.

Языки могут быть естественными и искусственными.



Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (устная речь), а затем и графические (письмо) знаковые системы. Естественные языки отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки - это вспомогательные знаковые системы, специально создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации.

Вопросы для самоконтроля

1.Логика и мышление – совпадающие понятия?

2.Каковы особенности чувственного и абстрактного познания?

3.Расскажите об основных этапах развития логики как науки.

4.Приведите специфические характеристики естественных языков.

5.Для чего необходимы искусственные языки? Приведите примеры искусственных языков.



Тема 2. Понятие как форма мысли

  1. Понятие как форма мышления. Роль понятий в познании.

  2. Признаки и их виды. Выражение понятий в языке.

  3. Логическая характеристика понятий.

  4. Виды понятий. Формально-логические отношения между понятиями по содержанию и по объему. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий.

  5. Операции с понятиями.Сравнение объемов понятий. Совместимые и несовместимые понятия

  6. Обобщение и ограничение.

  7. Деление и классификация понятий. Виды и правила деления.

  8. Определение понятий. Виды определений. Правила и ошибки определений.

Чтобы мыслить предметы непосредственно не данные в чувственном опыте и понимать при этом их сущностные особенности используют понятия.



Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов одноэлементного класса. Понятия выражаются в словах или словосочетаниях.Для того чтобы сформировать понятие о предмете или явлении необходимо проанализировать признаки предмета. Признаки– это то, в чем предметы сходны друг с другом, или отличаются. Для формирования понятий используют отличительные и существенные признаки

С точки зрения структуры всякое понятие имеет содержание и объём.Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета, отраженных в понятии. Объем понятия – совокупность предметов, которая мыслится в понятии. Между содержанием и объемом понятия существует определенная взаимосвязь. Она выражена в законе обратного отношения: чем шире объем понятия, тем уже его содержание и наоборот.Это означает, что, чем меньше информации о предмете заключено в понятии (чем меньше содержание), тем больше класс предметов и неопределеннее его состав (больше объем)

Классификация понятий на виды осуществляется по объему и содержанию. По объёму различают общие, пустые, единичные понятия. По содержанию понятия могут быть: абстрактные и конкретные,положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, собирательные и разделительные.

В рамках логикиможно сравнивать понятия.Сравнимые понятиямогут быть совестимыми и несовместимыми.



Совместимыми называются понятия, объемы которых имеют общие элементы, т.е. существуют предметы, которые включаются в объем как одного, так и другого понятия. Существует три типа совместимости: тождество, пересечение, подчинение.

Несовместимыми называются понятия, объемы которых не имеют общих элементов. Существует три типа несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие

Отношения понятий могут складываться как родо-видовые.



Родовым называется понятие с большим объемом и меньшим содержанием.В качестве видового, напротив, выступает понятие с меньшим объемом и более конкретными, видовыми признаками в содержании.

Непосредственно связанными с родо-видовыми отношениями являются операции обобщения и ограничения понятий.



Ограничение– это логическая операция перехода от родового понятия к видовому, т. е. от понятия с большим объемом к более конкретному, с большим содержанием.

Обобщениепонятия – логическая операция перехода от видового понятия к более общему по объему, родовому.

Деление– логическая операция, раскрывающая объем понятия путем выделения в нем возможных видов объектов. Деление может быть по видоизменению признакаи дихотомическим.

Существуют следующиеправила деленияпонятий: деление должно быть соразмерным; должно проводится только по одному основанию;члены деления должны исключать друг друга; деление должно быть непрерывным.



Определение (дефиниция) – логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия путем перечисления входящих в него признаков.

Существуют следующиеправила определенияпонятий: определение должно быть соразмерным; не должно содержать круга; должно быть четким и ясным,не содержать метафор и образных выражений; по возможности не должно содержать отрицательных признаков.


Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое признак предмета? Какие виды признаков Вы знаете?

2. В чем сущность понятийного мышления?

3. Что такое содержание и объем понятия?

4.Сформулируйте закон обратного соотношения содержания и объема понятий.

5.Что такое круги Эйлера? Для чего их используют?

6.Дайте характеристику отношениям «часть-целое» и «род-вид».

7.Что такое деление? В чем специфика физического и логического деления?

8.Какие виды определений вы знаете?

9.Назовите правила определения и возможные ошибки.

10. Опишите приемы, сходные с определением понятий.

Задания для самостоятельной работы:


  1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям: кикимора, литературный журнал, кредитор, В. В. Путин, сибирская река, правда, планета Солнечной системы, свобода, Зевс,депутат Государственной Думы, университет, зло.


2. Изобразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера а)композитор (A), Л.ван Бетховен (B), пианист (C), Игорь Крутой (D);

б)книга (A), энциклопедия (B), собрания сочинений (C), книги Л. Толстого в)(D)преступление (A), тяжкое преступление (B), преступление легкой степени тяжести (C), экономическое преступление (D)

г)средства массовой информации (A), телевидение (B), радио (C), пресса (D)

д)преподаватель (A), профессор (B), не профессор (C)

A

B

B



C

D

D



c

A

D



B

D

C



3.Подберите понятия, соответствующие следующему соотношению

кругов Эйлера. Определите тип отношения между понятиями A и D, B и C
4. Определите, правильно ли произведено деление понятий, если нет, то укажите допущенные ошибки при делении:

а) Преступления бывают тяжкие, средней степени тяжести, легкой степени тяжести и экономические; б) Мировой океан состоит из Северного ледовитого, Атлантического и Индийского; в) Город Саратов подразделяется на Ленинский, Волжский, Заводской, Кировский, Фрунзенский и Октябрьский районы, г) Республики бывают президентские, парламентские и смешанные; д) Студенты делятся на успевающих, неуспевающих и пропускающих занятия;е) Литература бывает художественной, научной и глупой.


5. Определите правильно ли обобщены следующие понятия: а) Зима – самое холодное время года; б) Область – субъект федерации; в) Земля – Солнце.г) Ректор – академик; д) Газета – средство массовой информации; е) Теория – практика
6. Проверьте правильность ограничения понятий: а) Тирания – монархия; б) Саратов – город; в) Книга – учебник.
7. Определите правильность определения, в случае ошибок укажите их: а) Вор – преступник, занимающийся воровством; б) Государственная Дума – нижняя палата парламента Российской Федерации; в) Республика – форма правления, отличная от монархии.г) Топор – лекарство от головы; д) Гражданин России – житель России; е) Слово, употребленное в переносном значении называется метафорой.
Тема 3. Логический анализ суждений

  1. Суждение как форма мысли. Суждения простые и сложные.

  2. Структура и виды простого суждения.

  3. Категорические суждения, их разновидности.

  4. Отношения между категорическими суждениями. Логический квадрат как метод определения отношений между суждениями.

  5. Сложные суждения. Виды сложных суждений.



Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между ними, свойствами и отношениями между предметами. Структура простого суждения состоит из субъекта (S),предиката (P), логической связки и квантора.

Суждение – это мысль, выраженная в языке. Языковой формой суждения является предложение, но не любое, а только имеющее истинностное или ложное значение. Как правило, это повествовательные предложения. Иногда суждениями могут быть риторические вопросы и побудительные предложения, выражающие призывы и приказы.

Суждения могут быть простыми и сложными. Простымназывается суждение, выражающее одну мысль, в которой рассматривается связь предмета и признака. Сложным называется суждение, состоящее из нескольких простых суждений.

Классификация простых суждений осуществляется по видам признаков предметов. Простые суждения делятся наатрибутивные, реляционные и экзистенциальные. В традиционной логике эти три вида объединены в простые категорические суждения. Категорическим называется суждение, у которого точно выяснено качество и количество.



Качество суждения определяется логической связкой (суждения делятся на утвердительные и отрицательные). Количественная характеристика суждения определяется квантором (суждение может быть общие и частные).

В каждом суждении имеются количественная и качественная характеристика, поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по количеству и качеству:



Aобщеутвердительные суждения ВсеS есть P

Iчастноутвердительные суждения Некоторые S есть P

Eобщеотрицательные суждения Ни одно S не есть P

Oчастноотрицательные сужденияНекоторые S не есть P

Всуждениях термины могут быть распределенными или нераспределенными. Термин называется распределенным, если его объем полностью включается в объем другого термина или полностью исключается из него. Нераспределенным называется термин, объем которого частично включается в объем другого термина или частично исключается из него. В различных типах суждений существуют свои закономерности по распределенности терминов.Их легко представить с помощью небольшой таблички.






A

E

I

O

S

+

+

-

-

P

-

+

-

+


Сложными называются суждения, включающие в качестве составных частей простые суждения, объединенные логическими терминами (конъюнкцией, дизъюнкцией, импликацией,эквиваленцией).В соответствии с функциями логических терминов, включенных в состав сложных суждений, выделяют следующие виды сложных суждений:соединительныеаb;разделительныеab; условныеab;равносильныеab.

Для определения истинности сложных суждений применяют таблицы истинности, разработанные австрийским логиком и философом Л. Витгенштейном




a

b

ab

ab

ab

ab

a↔b

И

И

И

И

Л

И

И

И

Л

И

И

И

Л

Л

Л

И

И

И

И

И

Л

Л

Л

Л

Л

Л

И

И


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое суждение? Какова структура суждений?

  2. .Что является языковой формой суждения? Какими предложениями могут быть выражены суждения?

  3. Что лежит в основе общей классификации простых категорических суждений?

  4. Что такое распределенность (нераспределенность) терминов?

  5. Каковы закономерности по распределенности терминов в различных типах суждений?

  6. Каковы отношения истинности между совместимыми суждениями?

  7. Каковы отношения истинности между несовместимыми суждениями?

  8. Назовите виды сложных суждений. Как они образуются?

  9. Для чего необходимы таблицы истинности? Кто их автор?


Задания для самостоятельной работы

1. Определите, какую форму мышления – понятие или суждение отражают следующие выражения. Грачи прилетели; Молодежный танцевальный ансамбль; Некоторые треугольники не являются односторонними; Персональный компьютер; Быстро скачущий конь; Конь быстро проскакал; Все металлы электропроводны; Приглушенный свист, раздающийся в ночной тишине; Веселый цирковой клоун; Свист раздался в ночной тишине; Нет покою ни днем, ни ночью.
2.Классифицируйте простые категорические суждения:

Мораль возникла раньше религии; Существует обширная литература о творчестве А.П. Чехова; Рабочим, систематически перевыполняющим дневную выработку, выплачиваются премиальные; Комната матери и ребенка существует при каждом железнодорожном вокзале Москвы; Троицкая башня Московского Кремля построена раньше всех остальных башен; Насилие – постоянный спутник терроризма; Мышление без языка не существует.; Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого


3. Определите структуру суждений и их вид по общей классификации. Распределите термины в суждениях:

Ни один невиновный не может быть привлечен к уголовной ответственности; Крупные акулы опасны для человека; Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания; Кит не дышит жабрами; Некоторые юристы – адвокаты;Все рыбы дышат жабрами;Квартет – ансамбль из четырех человек; Свидетели обязаны давать правдивые показания;Страусы не летают.Электрон имеет отрицательный заряд.; Все рабовладельческие государства управлялись рабовладельцами;Луна – не планета Солнечной системы;Все моржи ластоногие;Некоторые врачи – окулисты;


4.Определите вид сложных суждений, запишите их структурную формулу, установите истинность суждений табличным методом:

Только в среду или четверг мы освободились и принялись за работу; Выбираем ли мы одну ценовую политику или другую, ни уровень занятости, ни качество потребления существенно не изменится; Сколько веревку не вить, а концу быть ; Требуется значительное терпение, чтобы заниматься логикой; Наш уровень жизни возрастет, только если инфляция вновь не сделает скачок вверх; Не место красит человека, а человек место; «Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен или что-нибудь случилось со мной, и они оба сильно беспокоились» (А. П. Чехов);.Если не будут увеличены налоги, то количество свободных денег будет расти, если, конечно, не возрастут цены.



Тема 4. Умозаключения

  1. Умозаключение как форма мысли. Структура умозаключений. Понятие логического следования. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии.

  2. Дедуктивные умозаключения.

  3. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату, способ логического квадрата.

  4. Категорический силлогизм. Структура силлогизма, его элементы. Основные правила простого категорического силлогизма: правила терминов и правила посылок. Фигуры и модусы силлогизмов. Отбор правильных модусов с помощью круговых схем.

  5. Чисто условные умозаключения и их схема. Условно-категорические умозаключения и их правильные модусы.

  6. Разделительные и разделительно-категорические умозаключения и их правильные модусы.

  7. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения и их схемы.

  8. Понятие индуктивного умозаключения.

  9. Неполная индукция и ее виды: популярная и научная индукция.

  10. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойства и аналогия отношений; нестрогая и строгая аналогия.


Умозаключение– есть форма мысли, в которой из одного, двух или более суждений на основании определенных правил вывода получается суждение, содержащее новое знание.

Как и другие формы мысли, умозаключение имеет свою логическую структуру. Также как суждение – есть логическая связь понятий, умозаключение представляет собой логическую связь суждений. Всякое умозаключение состоит из исходных суждений, которые являются посылками и суждения которое «извлекается» из посылок, называемое следствием или выводом. В зависимости от вида умозаключения число посылок в нем может быть различно: в умозаключении может быть одна, две, три или более посылок, но любое умозаключение содержит в себе только один вывод.

Несмотря на то, что процесс получения нового знания в процессе умозаключения является опосредованным, в логике выделяют как опосредованные, так и непосредственные умозаключения.

Непосредственными называются такие умозаключения в состав которых входит одна посылка и один вывод. Например: «Все студенты нашего факультета успешно сдали сессию, значит, ни один студент нашего факультета не является неуспевающим»

В противоположность непосредственным, опосредованнымиумозаключениями называют умозаключения, в которых не менее двух посылок.

Кроме того, все умозаключения можно разделить на три группы: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии.

Дедуктивные умозаключения характеризуются тем, что в них мысль направлена от общего к частному и единичному. Характерной чертой дедуктивного умозаключения является наличие строгих правил вывода, правильное применение которых приводит к однозначной истинности следствия. В большинстве случаев дедуктивные умозаключения содержат одну (непосредственные) или две посылки. Следует обратить внимание та то, что непосредственные умозаключения являются только дедуктивными умозаключениями. Помимо непосредственных умозаключений в группе дедуктивных выделяют категорические, условные, разделительные, а также различные комбинации этих трех групп, например, условно-разделительные.

Категорический силлогизм – дедуктивное умозаключение, построенное на основе двух простых категорических суждений, объединенных общим для них понятием, и имеющего вывод, который является логическим следствием.Понятие, которое в выводе является субъектом, называется меньшим термином (обозначается S), а суждение, содержащее меньший термин называется меньшей посылкой. Понятие, которое является предикатом в выводе называетсябольшим термином (обозначается P) и, соответственно, входит в состав большей посылки. Средний термин – понятие, которое имеется в каждой из посылок силлогизма (обозначается M).Для истинности вывода необходимо соблюдение некоторых правил в силлогизме. Общие правила силлогизмов делятся на две группы: правила терминов и правила посылок.

Кроме этого, все простые категорические силлогизмы можно разделить на несколько фигур. Основанием для такого деления служит положение среднего термина (M).

М_______PP_______MM_______PP________M

S________M S_______M M_______S M________S

___________ _________ __________ ___________

S – P S – P S – P S – P

I фигура II фигура III фигура IV фигура
Под модусом силлогизма понимается его разновидности по количеству и качеству суждений, входящих в его состав.

Энтимема - силлогизм, в котором сознательно или по какой-то еще причине пропущена одна из посылок или вывод.

Полисиллогизм - соединение нескольких простых силлогизмов таким образом, что заключение одного из них служит посылкой для другого.

Эпихейрема – сокращенный полисиллогизм, посылками которого являются энтимемы, т.е. сокращенные простые силлогизмы

Кроме категорических силлогизмов в традиционной логике выделяют еще несколько видов дедуктивных умозаключений. Отличие этих умозаключений заключается в том, что в их состав, помимо категорических, входят другие виды суждений: условные, разделительные и



В индуктивныхумозаключения, напротив, мысль движется от частного к общему, т.е. объем вывода больше или равен объему посылок такого умозаключения. Такие умозаключения называют наведением, а правила выводов в нем нестроги. Как следствие это приводит к тому, что выводы в индуктивных умозаключениях являются вероятностными в большей или меньшей степени. В умозаключениях данного вида содержится две или более посылок. Также как и в случае с дедуктивными умозаключениями, внутри группы индуктивных умозаключений выделяются различные виды индукции: полная индукция, неполная индукция, научная индукция, популярная и др.

Умозаключение по аналогии – умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в признаках с другим предметом. В форме такого умозаключения осуществляется приписывание предмету свойства или перенос отношений.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое умозаключение?

  2. Назовите виды умозаключений

  3. В чем особенность дедуктивных умозаключений?

  4. Назовите виды дедуктивных умозаключений, укажите их специфику

  5. В чем специфика категорического силлогизма?

  6. Рассмотрите правила построения категорического силлогизма, его фигуры и модусы.

  7. Что такое энтимема?

  8. Что такое полисиллогизм, сорит,эпихейрема?

  9. В чем особенность индуктивных умозаключений? Назовите их виды

  10. В чем особенность умозаключений по аналогии? Назовите их виды

Задания для самостоятельной работы

  1. Превратите следующие суждения: Все сложные предложения состоят из простых; Некоторые удобрения являются азотистыми; Никто не обнимет необъятное.Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности; Все экономические законы объективны; Некоторые морские обитатели не являются китами

  2. Обратите следующие суждения: Ни один студент нашей группы не является фехтовальщиком; Некоторые летчики не являются космонавтами; Все материалисты признают первичность материи;Некоторые врачи – окулисты; Совершеннолетние имеют право голоса; Не все то золото, что блестит

  3. Противопоставьте предикату следующие суждения: Все следователи – юристы; Некоторые правонарушения не являются преступными деяниями; Некоторые птицы – перелетные.Все студенты нашей группы являются успевающими; Некоторые чиновники берут взятки; Ни один автобус не имеет электрической тяги.

  4. В данных силлогизмах определите фигуру, модус и с помощью правил фигур проверьте, правильно ли сделан вывод:

а) Некоторые врачи – кардиологи. Все, присутствующие на совещании – кардиологи. Следовательно, некоторые врачи присутствуют на совещании. б) Некоторые офицеры имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие – офицеры. Поэтому, некоторые военнослужащие имеют награды. в) Все студенты юридических вузов изучают логику. Иванов – изучает логику. Поэтому, Иванов – студент юридического вуза. г) Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными. Эти суждения противоречащие. Значит, эти суждения не могут быть одновременно ложными.д) Все хозяйства Саратовской области сеяли брюкву. Хозяйство «Сарепта» не является хозяйством Саратовской области. Поэтому, хозяйство «Сарепта» не сеяло брюкву. е) Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Луна не вращается вокруг Солнца. Луна – не планета Солнечной системы.ж) Страусы не летают. Все страусы – птицы. Поэтому, птицы не летают. з) Некоторые студенты – отличники. Сидоров – студент. Поэтому, Сидоров – отличник.

  1. Определите вид умозаключения. Определите, следует ли вывод с необходимостью. Напишите символическую формулу данного умозаключения: а) Все пчелы – насекомые. Все насекомые – животные. Все животные размножаются. Поэтому, все пчелы размножаются; б) Если магнит нагреть, то он размагнитится. Магнит размагнитился. Значит, магнит нагрели;в) Все, что способствует эффективному обучению детей – полезно. Новаторство способствует эффективному обучению детей. Новые методы обучения – новаторство. Метод российского педагога Шаталова – новый метод обучения. Поэтому, метод российского педагога полезен.;г) Если прилетели перелетные птицы, то весна наступила. Перелетные птицы не прилетели. Следовательно, весна не наступила; д) Реки бывают горные или равнинные. Терек – река горная. Поэтому, Терек не равнинная река;. е) Если человек болен ангиной, то у него появляется боль в горле при глотании и в первый же день болезни температура может подняться до 38-39 град. У данного человека не боли в горле при глотании или нет температуры 38-39. Поэтому этот человек не болен ангиной ж) Если девушка почувствует горошину, то она – настоящая принцесса. Эта девушка почувствовала горошину. Поэтому эта девушка – настоящая принцесса. з) Все, что способствует прогрессу человечества необходимо. Образование способствует прогрессу человечества. Образование необходимо. Профессиональное образование – вид образования. Значит, профессиональное образование необходимо.


Тема 5. Основные формально-логические законы

  1. Понятие логического закона.

  2. Закон тождества.

  3. Закон непротиворечия.

  4. Закон исключенного третьего.

  5. Закон достаточного основания.


Закон мышления – это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи выражаются в основных формально-логических законах. К ним относятся следующие законы:

закон тождества: в процессе рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождествен ны самим себе.

Символически: (aa), «если а, то а»



закон непротиворечия: два противоположных высказывания об одном и том же предмете не могут быть одновременно истинными в одном и том же отношении или смысле.

Символически: -( а ^ -а),«Неверно, что а и не-а»



закон исключенного третьего: из двух противоречащих высказываний одно истинно, другое – ложно, а третьего не дано.

Символически: v -а), «а или не-а»



закон достаточного обоснования: всякое истинное высказывание должно быть достаточно обоснованным другими истинными высказываниями.

Эти законы играют важнейшую роль в логике, так как лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждениями, используются в ходе умозаключений и доказательств.


Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое законы?

2.В чем отличие законов формальной логики от законов других наук?

3.В чем значение формально-логических законов?

4.Назовите основные законы логики.

5.В чем смысл закона тождества?

6.О чем говорит закон непротиворечия?

7.Какую идею выражает закон исключенного третьего?

8.Каковы функции закона достаточного обоснования?

9.К чему приводит несоблюдение законов логики?


Задания для самостоятельной работы

1. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобках?

Государство возникло в результате раскола общества на классы как орудие эксплуататорского класса для подавления эксплуатируемого народа (страна, держава).

После почти 200-летнего господства английских колонизаторов Индия стала независимым государством (самостоятельным, суверенным).

За время службы в органах милиции младший лейтенант Гусев проявил себя инициативным работником (энергичным, активным, деятельным).

Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами).

В поселке Игнатьево преступник был задержан (арестован, взят).

Злоумышленник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой).

При обсуждении вопроса выявились различные точки зрения (мнения, взгляды, суждения).
2. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными обе пары суждений:

Все студенты нашей группы подготовились к семинарскому занятию по экономической теории. Ни один студент нашей группы не подготовился к семинарскому занятию по экономической теории.

Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.

Некоторые освободившиеся государства избрали в качестве политической формы правления президентскую республику. Ни одно освободившееся государство не избрало в качестве политической формы правления президентскую республику.

Организатором ограбления кассы был Николай Н. организатором ограбления кассы был Анатолий П.

Окна во всех этажах дома были ярко освещены. Окна были ярко освещены во многих этажах дома.

Большая часть машин находилась в парке. В парке не было ни одной машины.
3. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными оба суждения:

Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет.

Всякое правонарушение является общественно опасным. Ни одно правонарушение не является общественно опасным.

Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.

Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права.

В привокзальном ресторане Н. встретился с двумя неизвестными мужчинами. В привокзальном ресторане Н. ни с кем не встречался.

Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права. Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются.

Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, является обстоятельством, отягчающим ответственность. Совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, не является обстоятельством, отягчающим ответственность.

Преступник не может не оставить следов. Преступник может не оставить следов.

Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защитника.

Некоторые правовые акты не являются нормативными. Все правовые акты являются нормативными.
4. Укажите рассуждения в которых нарушены требования закона достаточного основания:

Поляков изучает экономическую теорию, так как он студен, а все студенты изучают экономическую теорию.

Рабовладельческое общество является эксплуататорским, поэтому оно подавляет личность.

М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.

Солнце встает, так и утро настает.

Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать.

Оттого телега запела, что давно дегтю не ела.

Это суждение не является простым, значит, оно является сложным.

Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его отнести нельзя.

Если Р. занимался мошенничеством, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. Установлено, что Р. мошенничеством не занимался. Значит, к уголовной ответственности он не привлекается.

Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.
5. Требования каких формально-логических законов нарушены в приведенных отрывках:

Один из свидетелей утверждал, что в момент нанесения удара Р. напавший на него М. стоял на крыльце вокзала, возвышавшемся над землей на полтора метра, а Р. стоял на земле около крыльца. Другой свидетель утверждал, что М. стоял в тот момент не на крыльце, а на земле недалеко от здания вокзала, потерпевший же стоял между М. и крыльцом. Первый свидетель показал, что М. в момент нанесения удара стоял спиной к зданию вокзала, а другой – что он стоял лицом к вокзалу.

На допросе В. задали вопрос, где он ночевал в ночь на 14 сентября. Оказалось, что он ночевал в поле, в стогу соломы, недалеко от места обнаружения трупа М. На вопрос, слышал ли он ночью какой-нибудь шум или крики человека о помощи, В. ответил отрицательно. На повторном допросе В. показал, что когда он спал в поле, то слышал крики о помощи, доносившиеся с той стороны, где лежал труп М. После этого он видел, как от того места убегал какой-то высокий мужчина.

Проверка заявления привлеченного к ответственности за драку о том, что он Гусев из Владивостока и родился в 1938 году, свелась к судебно-медицинской экспертизе, которая подтвердила указанный обвиняемым возраст. Прибыв на место лишения свободы, Гусев заявил, что его настоящая фамилия Зайцев и что он 1930 года рождения. Новая экспертиза подтвердила и этот возраст. Когда Гусева – Зайцева доставили в другую тюрьму, он заявил, что он является Гусевым, а не Зайцевым. Только после этого была проверена его личность. По дактилокарте установили, что он является дважды судившимся вором – «гастролером» Зайцевым.

На общем собрании коллектива локомотивного депо, на котором обсуждалось поведение группы подростков, один из работников сказал: «Перечисленных товарищей мы знаем очень плохо, так как они в нашем коллективе недавно. А поэтому я выражаю мнение всего коллектива, что их нужно суить по всей строгости закона».

«Вишь ты, - сказал один (мужик) другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» - «Доедет», - ответил другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет», - отвечал другой. Этим разговор и кончился». (Гоголь Н.В. Мертвые души).



Методические рекомендации разработаны на кафедре философии и политологии ССЭИ

Автор и составитель: к.филос.н.,доцент Е.П.Спиридонова


Каталог: content -> info -> learndepart -> faculty -> fspp -> %D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F
%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Методические рекомендации к изучению дисциплины Современная социальная философия Направление подготовки 41. 03. 04 Политология
%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии
%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Методические рекомендации к изучению дисциплины История политических учений Направление подготовки 41. 03. 04 Политология
%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Методические рекомендации к изучению дисциплины Религиоведение Направление подготовки 41. 03. 04 Политология
%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Методические рекомендации к изучению дисциплины Этнополитология Направление подготовки 41. 03. 04 Политология Профиль подготовки
fspp -> Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Психология профессионального становления личности»
%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F -> Методические рекомендации к изучению дисциплины Политическая конфликтология Направление подготовки 41. 03. 04 Политология

Скачать 320,61 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница