Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего
профессионального образования
«Иркутский областной колледж культуры»
Методические рекомендации для руководителей детских хореографических коллективов и педагогов дополнительного образования
«Современный взгляд на работу ансамблей народного танца: проблемы и пути решения»
2014г.
Содержание
Пояснительная записка
-
История возникновения ансамблей народного танца
-
Современный взгляд на работу ансамблей народного танца: проблемы и пути решения.
-
Репертуар ансамбля народного танца
Приложения
Заключение
Пояснительная записка
Сегодня очень модны ансамбли современного танца в разных направлениях: хип-хоп, джаз, модерн и другие. Достаточно хорошо развивается детская хореография. Классический танец по-прежнему остается главным предметом в школах искусств, хореографических училищах, и сохраняет свое преимущество в профессиональном творчестве.
Значительно меньшей популярностью пользуются ансамбли народного танца, а ведь именно в них дети имеют возможность познакомиться с традициями своего народа, изучить те танцы, которые исполняли их предки, услышать народную музыку. Именно ансамбль народного танца воспитывает уважение к своей истории и национальной культуре. Дисциплина «народный танец» является одной из профилирующих в высших и средне-специальных учебных заведениях, готовящих руководителей творческих коллективов. Любой выпускник получает достаточное количество знаний не только по народному, но и по русскому или национальному танцу данного региона и может начинать свою профессиональную деятельность с постановки номеров в народном жанре, но этого не происходит. Многие творческие коллективы используют в своем репертуаре народный танец, но организовать работу полноценного ансамбля народного танца не всегда могут по ряду причин, одной из которых является и недостаток знаний по теме: «Ансамбль народного танца». Многие коллективы не позиционируют себя как ансамбли народного танца, хотя имеют в своем репертуаре более 90% хореографических постановок народного жанра. К сожалению, предмет «Методика работы с творческим коллективом» не дает возможности подробно рассмотреть работу ансамбля народного танца, проблемы формирования коллектива, не знакомит с новыми формами работы ансамблей народного танца.
Целью данной методической разработки является знакомство с освещение проблем формирования и работы ансамблей народного танца и путей их решения. Данная методическая разработка не только выявляет проблемы формирования и работы ансамбля народного танца, но и предлагает пути их решения. Раскрывает различные стороны работы ансамблей народного танца, которые благоприятно влияют на творческую деятельность коллектива.
Думается, что вопрос о месте и роли традиционного народного танца, и соответственно, традиционной культуры, в современном обществе представляется необычайно интересным и важным. Как изучать и использовать в работе знания о народных обычаях, верованиях, ритуалах, связывая их с народным танцем, в котором они присутствуют, как неотъемлемая часть, важно понимать и осмысливать будущему руководителю творческого коллектива.
«Я не вижу более праздничного,
жизнелюбивого вида искусства, чем народный
танец. Он с детской непосредственностью
раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье… »
Игорь Моисеев
(хореограф, балетмейстер, артист балета)
-
История возникновения ансамблей народного танца
Слово «ансамбль» французского происхождения, оно в переводе на русский язык означает «единство», «созвучие», «согласованность». Это слово пришло в хореографию из музыкального искусства, где ансамблем называется совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. В ансамбле решаются вопросы, связанные с идейной направленностью программы, с единством стиля, тематики.
Природа танца органична, его корни лежат в потребности человека выразить пластически свои чувства. Потому, это искусство эмоционально, выразительно и заразительно. Эта особенность делает привлекательным занятия танцем в коллективах художественной самодеятельности. Такие коллективы - это своеобразная организованная форма художественного творчества народа.
Истоки народного танца находятся в глубокой древности, сам народный танец начинает свое летоисчисление с появлением первобытных людей. Понятие - ансамбли народного танца, можно сказать новое и молодое. На протяжении многих веков народный танец существовал стихийно, не организованно. Это был необходимый элемент обрядовой культуры, народных праздников, гуляний. Каждый человек умел двигаться под народную, обрядовую музыку. Уровень исполнения народного танца был различным: скоморохи - первые профессиональные исполнители народного танца, демонстрировали высокий уровень мастерства, обычные люди знали элементарные движения, проходки, шаги. С течением времени на основе народного танца стали развиваться бальные танцы (придворные), впоследствии балет. В виде характерного танца (смешение народного и классического), народный танец появился на сцене театра. Как основа для изучения хореографического искусства, народный танец появился в самодеятельных коллективах после революции 1917 года. До революции понятие «художественная самодеятельность» не существовало, «но, энергия созидания, потребность прекрасного, обострённое чувство вкуса русских людей проявлялись в художественных промыслах, в богатстве и содержательности бытовой культуры, которая, как и талант русских людей была необычайно многогранна и самодостаточна». Народное творчество, или крестьянская культура не была подвержена идеологическим изменениям. Основная идея христианской культуры - «любовь и красота». Народное творчество, в современном его понимании не имело широкого выхода на зрительскую аудиторию, так как было одновременно и творцом и зрителем».
После поражения в Русско-японской войне царское правительство приняло решение о повышении патриотических настроений в империи. Создаются «Народные дома России» в этих учреждениях открывались кружки любителей: танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства и народного творчества, как показывает история, судьба их была непродолжительной, так как начавшаяся в 1914 году война, а вслед за ней и революция не позволили развиться любительскому движению. В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные.
Но необходимость формирования «нового человека» - строителя коммунизма, поставила задачу поиска новых форм влияния на сознание подрастающего поколения. Идеологи Советской России, руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе «коммунистических идеалов». «До крайности важно, - говорил А.В.Луначарский, - нам в нашем Союзе, с одной стороны, дать лучшие достижения человеческой культуры народным массам, а с другой - распечатать те бурные источники, те кипучие гейзеры народного творчества, которые были замкнуты и онемели за время капиталистического периода нашей страны».
По аналогии с «Народными домами России» в Советской России развивается новая форма хореографического любительского творчества. Создаётся пионерская организация, и открываются «Дома пионеров», в которые принимаются только дети, вступившие в эту организацию. Специально для них создана целая сеть кружков по интересам, среди которых, и хореографические студии. Открываются «Дома культуры», в которых наряду с различными кружками работают танцевальные кружки. На базе этих учреждений и создаются самодеятельные танцевальные коллективы и студии.
Важным документом, повлиявшим на дальнейшее развитие советской литературы и искусства, явилась резолюция ЦК РКП (б) "О политике партии в области художественной литературы", принятая в 1925 году. "В классовом обществе нет, и не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и литературы в частности выражается в формах, бесконечно более разнообразных, чем, например, в политике"
В первые годы после революции появилось много течений в искусстве и литературе. Одни деятели отрицали различие между буржуазной и социалистической культурой. Сторонники других теорий под флагом борьбы за «новое» призывали объявить культуру прошлого устаревшей, отрицали ценность для народа произведений А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.И.Глинки. Наиболее четко эта позиция выявилась в деятельности организации, называемой Пролеткультом. Деятели Пролеткульта считали, что социалистическая культура возникнет без связи с культурой прошлого и призывали полностью отказаться от культурного наследия, уничтожив его, как ненужное. Вот почему, главной темой хореографических постановок в репертуаре танцевальных коллективов была - новая жизнь: строительство социализма, первые пятилетки, ударный труд, новостройки. Образ нового, советского человека - сильного, уверенного, целеустремленного, стал единственным в любом танце. Это были массовые танцы - марши, чаще всего иллюстрации песен, основанные на гимнастических упражнениях, простых шагах, простых танцевальных движениях, пирамидах. Или танцы, изображающие трудовую деятельность советского народа, как колхозников, так и рабочих, где весь трудовой процесс был представлен во всем его многообразии.
Несложная лексика позволяла использовать всех занимающихся в самодеятельных коллективах людей, а большое количество участников, слаженность и синхронность их движений, интересные рисунки,- все это делало постановки зрелищными и грандиозными. Они служили украшением любого праздника, как правило, исполнялись на больших площадках, стадионах и всегда вызывали восхищение у зрителей, поражая своим масштабом. Среди танцующих на сцене складывалась определенная эмоциональная атмосфера. Постановки исполнялись на особом подъеме, так как все были уверены в том, что именно они - самые счастливые люди на свете, так как «другой такой страны» не знают, «где так вольно дышит человек». Дети и взрослые с большим интересом, ответственно и серьезно относились к занятиям в коллективах художественной самодеятельности. Во-первых, для простых рабочих и колхозников, бывших бедных крестьян,- это было ново и почетно, ранее они не могли себе даже представить, что когда-то будут танцевать на сцене. Во-вторых, участие в художественной самодеятельности было важно для каждого пионера, комсомольца, члена партии, - это поощрялось руководством и играло немаловажную роль при оценке деятельности человека. В-третьих, это было действительно интересно воспевать и прославлять новое государство, новую жизнь, нового человека.
Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Великой Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.
Благодаря руководству Советского правительства, в середине XX века произошел расцвет культуры и искусства страны. Одно из составных частей большой работы в области культурного строительства явилась художественная самодеятельность. Советская власть создала все условия для развития и расцвета народного творчества. Выдающаяся роль в организации художественной самодеятельности принадлежит женщине-министру культуры СССР Е.В.Фурцевой.
Художественная самодеятельность приняла необычайно широкий размах, стала организованной формой художественного коллективного творчества народа. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионными участников в них. Многочисленные смотры художественной самодеятельности, олимпиада народного творчества, охватившие всю страну, вплоть до самых отдаленных ее уголков, выявляют народные таланты, знакомят советскую общественность со всеми местными разновидностями русского народного танца и народного танца всех пятнадцати республик.
Прошедший в 1951 году Всесоюзный смотр художественной самодеятельности - яркое свидетельство успехов в этой области.
Художественная самодеятельность впервые вывела русский танец на большую сцену, поскольку возникла потребность показывать эти великолепные произведения народного творчества широкой аудитории.
-
Современный взгляд на работу ансамблей народного танца: проблемы и пути решения.
Сегодня очевидно, что ансамбли современного танца буквально заполонили «рынок» хореографического искусства. Подобные коллективы не только есть в школах искусств, домах культуры, творческих центрах, но и в фитнес клубах, обычных школах, центрах досуга и.т.д. Подростков и молодежь привлекает современная музыка, а значит и современные танцевальные направления. Они пользуются популярностью, спросом и приносят доход. Сегодня, в условиях самоокупаемости это очень важно. Намного сложнее обстоит дело с самодеятельными коллективами. Сегодня они фактически вынуждены выживать. Большинство из них находится на полной самоокупаемости, так как дома культуры либо прекращают существовать, либо не могут содержать данные коллективы, так как хотелось бы им. Содержание ансамбля народного танца в финансовом отношении очень дорого. Если коллектив высокого уровня, то он требует наличие оркестра, вокальной группы, собственного костюмера, а возможно свой пошивочный цех. Даже средний любительский коллектив, как правило, пользуется дорогостоящими костюмами и вынужден пользоваться услугами студий звукозаписи для подбора музыкального материала, что тоже не дешево. Хорошие народные костюмы не могут быть дешевыми, так как часто предполагают ручную работу (вышивка, украшение стразами и. т. д.)
Как только ребенок начинает понимать, что есть современная музыка и современные танцы, есть возможность исполнить их на вечеринке, на дискотеке, у него возникает интерес именно к этому жанру хореографии. Подростки и молодежь стараются следовать веянием моды. Реклама телевидение радио, - повсюду можно услышать современную музыку и увидеть современную хореографию. Конечно, такая музыка у каждого на слуху и детям хочется танцевать именно под то что звучит с экранов телевизоров, не важно красиво это или не красиво, хорошо или плохо, главное модно. Во многих учреждения культуры не имеющие образования хореографы, легко набирают группы современного танца, потому что этот жанр популярен. Не требуется программа обучения, никто не думает о последствиях, о том, чем будут дети заниматься через 3-5 лет: какие знания они получат по хореографии. Главное для детей и их родителей настоящий момент: дети смогут двигаться под современную музыку, занимаются тем, что им нравится, и не требуют особых финансовых затрат. Сами преподаватели, это - молодые люди, которые в силу способностей научились исполнять различные элементы в современной хореографии. Чтобы преподавать современный танец на хорошем уровне, даже в самодеятельном коллективе требуется образование, обучение преподавателя на семинарах. От исполнителей требуется хорошая физическая форма, обязательны занятия партерной гимнастикой, классическим танцем, чего не могут предложить детям преподаватели без образования. Они считают, что намного проще собрать группу детей, разучивать танцевальные элементы и периодически выступать на концертах. Подобные коллективы можно встретить и на хореографических конкурсах, фестивалях, большинство из них похожи друг на друга: костюмами, музыкой, манерой исполнения, отсутствием драматургии в хореографических постановках. С точки зрения хореографии, занятия современным танцем именно на таком самодеятельном уровне, чаще всего бесполезно, а иногда и опасно. Не зная методики исполнения тех или иных элементов, а это часто трюки (брейк-данс), ребенок может получить травму. Отсутствие занятий по постановке корпуса, ведет к деформации позвоночника, усилению косолапости в стопах, так как данные танцевальные направления требуют от исполнителя не прямой, а «сгорбленной» спины, не выворотных, а свободных стоп. В данном случае речь идет только о тех коллективах, где преподаватели не занимаются классикой, партерной гимнастикой, не изучают такие современные направления, как джаз, модерн, и сами преподаватели без хореографического образования. Следует отметить, что иногда данные коллективы путем ежедневных тренировок, частых занятий и огромного желания научиться танцевать, достигают высокого уровня исполнения, являются победителями конкурсов, фестивалей, но это исключение. Из огромного количества творческих самодеятельных коллективов, занимающихся современным танцем. Большим подспорьем для руководителей является огромное желание детей научиться танцевать именно современную хореографию. Не приходится заинтересовывать детей. Они всегда хотят идти на занятия, им нравится музыка, любую постановку встречают с восторгом. Каждый выход на сцену, даже без костюмов в обычных джинсах и футболках, для них настоящий праздник, они чувствуют свое превосходство перед одноклассниками и друзьями. И после концерта желание заниматься не пропадает, им кажется, что они лучше всех, они самые «крутые», им все завидуют.
Таким образом, в ансамбле современного танца детей привлекает популярность музыки и самого жанра. Преподавателям не приходится мотивировать детей на занятия и выступления, любую хореографическую постановку можно исполнить в обычной уличной одежде (футболка, джинсы).
Постоянным источником информации для руководителей является телевидение, выступление таких известных коллективов, как «Тодес». Чаще всего руководители не имеют специального хореографического образования, но так как данное направление пользуется спросом, а значит, приносит доход, то учреждение культуры готовы предоставлять им залы.
Мы не случайно рассматриваем творческие коллективы, которые занимаются современными направлениями, так как проблемы работы ансамблей народного танца легко увидеть в сравнении с работой данных коллективов. На вопрос о предпочтении народного или современного танцев из 104 человек различных возрастных категорий современному танцу отдали 61% опрашиваемых, народному танцу 39%. (Соотношение популярности по возрастным категориям в процентном отношении отражено в диаграмме№1)
Молодое поколение с (9 до 20 лет) выбирает современные стили и направления, степень популярности народного танца мала. Это объяснимо: на подростка оказывает большое влияние массовая молодежная культура. Занятие народно-сценическим танцем не является показателем признания в среде одноклассников.
В процессе взросления меняется и отношение к народному танцу. Здесь уже можно наблюдать предпочтение народного танца современному танцу. При этом причины выбора созвучны от анкеты к анкете: в народном танце присутствует «мелодичность и душевность музыки, плавность и разнообразие движений, яркость, зажигательность, веселье, задор и широта русской души».
Каждого из опрошенных людей в выбранном им танце привлекает костюм, движения, эмоциональность, музыка, ритм.
Из полученных результатов видно, что единственной причиной популярности современного танца является - отражение духа современности, «некая модность». Самой главной проблемой формирования ансамбля народного танца является непопулярность народной музыки и народного танца сегодня. Современный танец имеет место, как на разных телевизионных каналах, так и в повседневной жизни: школьные дискотеки, праздники, вечеринки, молодежные тусовки. Именно современный танец составляет основу репертуара многих коллективов. Сегодня он развивается и как конкурсное направление (батлы). Многие направления современной хореографии используются в фитнесе. Подростков и молодежь не привлекают занятия «старомодными танцами». У них нет желания заниматься тем, что не модно, еще и тратить на это время, силы, выслушивать замечания преподавателя, выполнять какие-то занятия и упражнения. Если современные танцы дают возможность продемонстрировать свои умения на дискотеке, на вечеринке, в клубе перед понравившейся девушкой или юношей, перед друзьями, знакомыми, то народный танец такой возможности не дает. Красивую ровную спину могут оценить только родители. Выступление ребенка на концерте с народным танцем понравится бабушкам и дедушкам. Для подростка намного авторитетнее мнение друзей, сверстников, более старших товарищей, чем родителей и бабушек.
Вторая проблема вытекает из первой. Так как народная музыка и народный танец не популярны, то и у детей нет желания заниматься этим жанром хореографии. Если в детском возрасте родственникам удается сохранить интерес ребенка к народной хореографии, то становясь подростком, у него возникают совсем другие ценности. Если современным танцем они сами хотят заниматься, то народным танцем их приходится заинтересовывать. Мотивация в первом случае намного выше и сильнее, поддерживается модой, средствами массовой информации и рекламой. Интерес к народной хореографии быстро угасает, не встречает поддержки сверстников, да и средств массовой информации, на телевидение, намного реже видишь народные танцы. В данной проблеме можно выделить еще одну сторону, которой является важной для формирования народного танца, - это нежелание мальчиков заниматься данным жанром. Единицы занимаются классическим и народным танцами, и то как, как правило, по желанию родителей. Небольшое количество детей занимаются бальными танцами, не смотря на то, что это только парный жанр хореографии. Во многом, благодаря конкурсам и турнирам, мальчики задерживаются в бальных танцах до окончания школы.
Ансамбль народного танца без мальчиков не может существовать. Большая часть народных танцев исполняется именно в паре. Если говорить о русском танце, то издавна на Руси больше танцевали мужчины. Существовала сольная массовая пляска, в парной пляске также участвовал мужчина, а перепляс считался только мужским соревнованием. Кадрили, польки, - все они предполагают наличие мужчины. Даже хоровод не является только женским танцем. Его исполняли либо девушки, либо пары. Сделать хороший народный номер без партнеров не возможно, исключение составляет женский хоровод. Танцевать только хороводы не интересно. Мужчина в русском танце - уже предполагает наличие сюжета: развитие взаимоотношений в паре, игру, соревнование. Конечно, сегодня хореографы вынуждены, обходится без мальчиков, поэтому придумывают сюжеты только для девочек («девичий пляс», «девичий хоровод», «девка по саду», «веселуха», «топотуха», «девичьи гаданья»). Довольно часто хореографы в своих постановках используют вместо мальчиков девочек, что вообще-то недопустимо в хореографии. Даже один мальчик, уже делает номер интересным, игровым, можно придумать сюжет, включить различные танцевальные движения в паре.
Следующей проблемой в работе ансамбля народного танца является неправильный подход к организации учебно-творческой деятельности коллектива. Можно выделить ряд причин, в результате которых коллектив становится не востребованным, как среди зрителей, так и исполнителей. Среди этих причин отсутствие хорошей подготовки исполнителей. Руководитель часто увлекается народным танцем, постановками, уделяя мало внимания классическому экзерсису, что приводит к слабой технической подготовке исполнителей, к отсутствию эстетики исполнения. Народный танец сам по себе требует хорошей исполнительской подготовки, так как большая часть национальных танцев имеет сложную хореографию, которая исполняется в быстром темпе, с трюками, верчениями, дробями, хлопушками, присядками.
Исходя из проведенной среди руководителей ансамблей анкеты, было выявлено, что основную сложность творческого процесса при изучении народного танца, представляет изучение манеры, характера той или иной национальности. Но достичь желаемого результата, возможно лишь при хорошей технической подготовке исполнителей. Те коллективы, которые постоянно занимаются классическим танцем, изучают экзерсис у станка (в народном плане), а не только исполняют постановки и отрабатывают трюки, более стабильны в своем развитии. Их участники с легкостью исполняют танцы любой сложности, актерски обыгрывают любую постановку, справляются с любой заданной манерой или характером.
Выстраивая учебный процесс, руководитель должен учитывать возрастные особенности всех участников, строить занятия с учетом этих особенностей. Для маленьких детей важной составляющей урока, будет партерная гимнастика, для средней и старшей группы будет классический танец. Элементы и движения народного танца будут постепенно добавляться в урок в зависимости от возраста и года обучения. Неверно организованный учебно-творческий процесс не поддерживает интерес у детей. Когда они видят результаты своего труда, наблюдают рост исполнительского мастерства, развитие своих физических данных, только тогда дети продолжают занятие.
Перекликается с данной проблемой, проблема выбора репертуара. Репертуар является одним из показателей развития хореографического коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, создается на основе реализации организационных, учебно-воспитательных и художественно-творческих задач.
Любой исполнитель стремится участвовать в таких постановках, которые бы развил его способности, удовлетворяя его вкусы и вкусы современного зрителя. Среди множества проблем, связанных с репертуаром и его формированием, можно определить главную проблему – создание уникального и оригинального репертуара.
Большинство руководителей сегодня пользуются уже давно созданными сюжетами и хореографией. Считая, что они сохраняют традиции народного танца, руководители не обновляют репертуар, пользуются старыми костюмами, часто используемой музыкой. Такие постановки не интересны ни детям, ни зрителям. На конкурсе можно встретить три одинаковых «Барыни» или «Калинки», множество переплясов под одинаковую музыку. Такая хореография действительно кажется устаревшей, не интересной, поэтому не удивительно, что дети в такие коллективы идти не хотят. Сами дети очень скованно чувствуют себя на сцене, в старых не модных костюмах. Складывается ощущение, что дети занимаются народными танцами от безысходности, потому что нет ничего другого, что хочется танцевать. Любой ансамбль современного танца не столько заботится о хореографическом тексте постановки, сколько о выборе музыкального материала. Достаточно взять модную музыку, которая у всех на слуху и успех номеру обеспечен. Подобный подход в ансамбле народного танца не допустим, да и не возможен.
Еще одна проблема в работе ансамбля народного танца – это не правильный подход к организации концертно-исполнительской деятельности. Все, ради чего работает коллектив, - это конечный результат итогом которого является концерт, своего рода экзамен на творческую зрелость, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителя.
Многое в последующей творческой жизни коллектива зависит от того, как пройдет первое выступление, как примет его зритель, с каким настроением явятся исполнители на концерт, как они будут одеты, какого будет их творческое состояние.
Многие руководители отмечают, что возможности для концертных исполнений у ансамбля народного танца очень мало. Все фестивали и конкурсы требуют дополнительного финансирования, так как чаще всего проводятся в других городах. Подготовка номера для конкурсного выступления, так же требует дополнительных денежных средств (костюмы, атрибуты, фонограмма). Редкие выступления на концертах в Доме культуры не позволяют вести активную концертную работу. На большие праздники приглашаются известные ансамбли в области народного танца, чаще всего это одни и те же коллективы. Естественно, уровень их исполнительского мастерства намного выше, чем в небольших самодеятельных коллективах. Костюмы значительно дороже, богаче, что позволяет выглядеть достойно, самобытно, интересно. Вот и получается, что на всех праздниках мы видим только один, два хореографических коллектива. Постоянно выступать в одном и том же месте небольшому коллективу сложно, так как концертные постановки быстро надоедают зрителю, а постоянно делать новые постановки нет возможности.
Правильная организация концертно-исполнительской деятельности влечет за собой еще одну проблему - это пошив концертных костюмов. Если ансамбль современного танца может использовать обычную повседневную одежду, то ансамбль народного танца вынужден к каждой постановке делать специальный костюм. Более того, дополнительные атрибуты требуют немало финансовых средств, а без них номер часто теряют свой смысл. Сделать костюм быстро и не дорого ансамблю народного танца не удается, а значит, и ставить новые постановки не имеет смысла. Каждый костюм должен тщательно продумываться, соответствовать выбранной народности, только тогда он раскрывает образ и характер нации. Часто такие костюмы требуют тщательной разработки эскиза, с учетом сложившейся традиции, особенностей нации. Каждый костюм содержит в себе множество различных элементов, украшений, (тесьма, бисер). Задача руководителя сделать костюм традиционным и в то же время ярким, интересным, удобным для исполнителя. Вот почему приходится обращаться к художникам по костюму - специалистам, которые ориентируются в народных костюмах, знают специфику кроя и пошива, владеют информацией в особенностях различных национальных костюмах.
Наряду с учебно-творческой и концертно-исполнительской деятельностью, в каждом творческом коллективе, имеет место воспитательный процесс. Правильная организация этого процесса, также является одной из проблем формирование ансамбля народного танца. Во многих случаях многие руководители не акцентируют внимание детей на сущности народного танца, как такового. Им кажется, что занятия должны проходить в обычном учебном режиме, как уроки. Воспитательный аспект присутствует лишь при формировании и деятельности самого коллектива. И не имеет значение, в каком жанре он работает. Руководителя больше волнует общий отдых, праздники в коллективе. Все это, конечно, должно присутствовать в каждом творческом коллективе, но не следует забывать о воспитательной составляющей самого учебного процесса. В ансамбле народного танца понимание детьми сущности самих занятий и концертных постановок очень важно. Каждый ребенок должен осознавать для чего изучаются народные танцы, с какими традициями они связаны, что влечет за собой не сохранение традиций, культуры народа. Преподавателю важно на каждом уроке формировать в детях особый интерес к своей нации, культуре и быту своего народа. Дети должны понимать, в какой стране они живут, где их корни и истоки. Уже в этом возрасте закладывается национальное самосознание, у детей формируется отношение к другим нациям народностей, дети должны различать танцы разных народов, знать особенности исполнения своих национальных танцев. Тогда интерес детей к собственной культуре соответственно вызывает интерес и к национальным танцам. Занятия в коллективе, участие в различных конкурсах и фестивалях поддерживает интерес к народному танцу. Использование в народной хореографии новых тенденций позволяет детям чувствовать себя уверенно на танцевальной площадке, придает особую значимость занятиям в коллективе, вызывает интерес у сверстников.
Немаловажной проблемой в работе ансамбля народного танца является наличие педагога - балетмейстера, руководителя коллектива. Сущность проблемы заключается не в наличие самого руководителя, а в его профессиональной подготовке. От руководителя ансамбля народного танца зависит весь процесс обучения в коллективе. Именно он может, как вызвать интерес у детей к народной хореографии, так и быть виновником его утраты. Только руководитель является организатором концертно - исполнительской деятельности, он осуществляет репертуарную политику. Если нет балетмейстера - постановщика, то руководитель подбирает музыкальный материал и темы для будущих постановок. Он же занимается организацией воспитательного процесса в коллективе.
Непопулярность жанра народной музыки и народного танца ведет к развитию современных танцевальных направлений. Именно они пользуются спросом на потребительском рынке, приносят доход и представляют интерес не только для учреждения культуры, но и детских центров, фитнес - клубов. Нет профессионально подготовленных преподавателей. Большинство руководителей сегодня пользуются уже давно созданными сюжетами и хореографией. Постановки не интересны ни детям, ни зрителям. Такая хореография действительно кажется устаревшей, не интересной, поэтому не удивительно, что дети в такие коллективы идти не хотят. Сами дети очень скованно чувствуют себя на сцене, в старых не модных костюмах. Также сами руководители отмечают, что возможности для концертной деятельности очень мало. Многое в последующей творческой жизни коллектива зависит от того, как пройдет первое выступление, как примет его зритель, с каким настроением явятся исполнители на концерт, как они будут одеты, какого будет их творческое состояние. Наряду с этим существуют проблемы: все фестивали и конкурсы требуют дополнительного финансирования, так как чаще всего проводятся в других городах, подготовка номера для конкурсного выступления, так же требует дополнительных денежных средств (костюмы, атрибуты, фонограмма).
В каждом творческом коллективе, имеет место воспитательный процесс. Во многих случаях многие руководители не акцентируют внимание детей на сущности народного танца, как такового. Им кажется, что занятия должны проходить в обычном учебном режиме, как уроки. Руководителя больше волнует общий отдых, праздники в коллективе.
От руководителя ансамбля народного танца зависит весь процесс обучения в коллективе. Именно он может, как вызвать интерес у детей к народной хореографии, так и быть виновником его утраты.
Непопулярность народного жанра, как в музыке, так и в хореографии, среди детей и молодежи очевидна, и все проблемы работы ансамблей народного танца известны не только руководителям творческих коллективов, но и администрации культурно - досуговых учреждений. Однако, многие ансамбли народного танца, которые существуют сегодня, успешно развиваются и востребованы. Например, в городе Иркутске – это народный ансамбль танца «Фантазия», ансамбль народного танца «Узорочье» и другие. В этом большая заслуга, как руководителей, так и администрации культурно - досуговых учреждений, местной власти. Сегодня существует немало способов для популяризации народного танца. Они успешно используются в работе и помогают ансамблям не только существовать, но и плодотворно работать. По результатам анкетирования среди руководителей ансамблей народного танца и их участников можно выделить следующие способы популяризации народной хореографии среди молодого поколения.
Во-первых, привлечение детей к народному танцу с самых ранних лет. Начинать знакомство с народным жанром нужно с устного народного творчества. Это можно делать с самого раннего возраста, через чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок, просмотр детских спектаклей по сюжетам народных сказок, прослушивание народных песен, колыбельных, частушек. Знакомство с элементами народного костюма. Использование на занятиях традиционных народных игр. Данные мероприятия можно проводить на занятиях в детском саду с детьми любого возраста, на занятиях по хореографии с дошкольниками и детьми младшего и среднего школьного возраста. Еще одной интересной формой работы является осуществление проекта «Танцуй вместе с нами!» (см. приложение №1)
Во–вторых, большинство руководителей уверены, что немаловажную роль в работе ансамблей народного танца играет поддержка (в основном финансовая администрации и местной власти). Организация выездов коллективов на различные фестивали и концерты, приглашения на городские и областные мероприятия. Пошив костюмов, поощрение особо талантливых детей - участников коллективов. К сожалению, например, в нашей области, губернаторскую стипендию может получить только ученик школы искусств, или участник творческого коллектива муниципального дома культуры. Так как многие ансамбли народного танца не являются муниципальными, то и получить губернаторскую стипендию они не могут.
Помимо, предложенных способов развития ансамблей народного танца и пропаганды народного жанра, мы выделяем ряд уже известных, но не распространенных форм работы и предлагаем новые, ранее не использованные способы популяризации и развития народного танца, которые способствуют плодотворной работе ансамблей.
Во–первых, доступность обучения народному танцу, путем организации бесплатных дополнительных занятий в школе, бесплатных кружков, как для детей, так и для более старшего поколения. Путем привлечения к данной работе специалистов по народному танцу, народному художественному творчеству, фольклору. Это могут быть разовые занятия, организованные во время народных праздников, фестивалей и других мероприятий. Это могут быть уроки, например, истории, где изучается народная культура. Это могут быть внеклассные мероприятия, которые проводятся для отдельного класса или параллели. Это могут быть кружки, клубы по интересам, по изучению народной культуры, русского танца, танцев народов мира. Главной целью подобных объединений будет не научить детей хорошо исполнять народные танцы, а познакомить и приобщить детей к народной культуре, как к песенной, танцевальной, устному народному творчеству, так и к народно - прикладному творчеству. Разного рода занятия помогают развивать творческие способности у детей, вызывают интерес у каждого ребенка, так как позволяют проявить себя любому. Каждая тема занятия должна содержать, как теоретический, так и практический материал. В зависимости от темы, теоретический материал может быть посвящен праздникам, обрядам, историческим фактам и. т. д. Практические занятия могут включать, как изучение танцевальных элементов, так и исполнение песен и частушек, заучивание пословиц, поговорок, разыгрывание сказок, изготовление элементов народной культуры (вышивка, бисероплетение, вязание, шитье, роспись). Все занятия можно разбить на циклы: «Народные праздники», (смотри приложения № 2, № 3) «Народный костюм», «Быт русского народа», «Быт русских царей», «Народные промыслы», «Народные верования» и «Обряды». Каждый цикл может быть рассчитан на учебный год. Итогом занятий может служить выставка робот учащихся, организация праздника, ярмарка продажи детских работ, демонстрация костюмов. Проводить занятия для учащихся могут сами преподаватели: по истории, технологии, изобразительному искусству, музыки. Было бы интересно, если бы это был совместный проект всех преподавателей вышеназванных дисциплин. Это помогло бы не только объединить усилия разных людей во благо общего дела, но и сделало каждое занятие интересным, необычным, запоминающимся. Очень часто каждый преподаватель пытается самостоятельно добиться результата на своих уроках, а ведь можно получить высокий результат, объединив преподавателей, тем более, что цель у них одна. Общие сведения, интересные факты о народной культуре для детей младшего и среднего школьного возраста можно преподавать, не углубляясь в сущность предмета и подробности. На отдельные уроки можно приглашать специалистов (вышивка, бисероплетение). К занятиям можно привлекать родителей, классных руководителей, как в роли зрителей, так и активных участников. Приобщив ребенка к народной культуре, можно надеяться, что он придет в ансамбль народного танца, чтобы больше узнать о народной хореографии, и не будет стесняться, так как отношения окружающих детей к народному танцу будет положительным.
Во–вторых, пропаганда на телевидении: трансляция фестивалей, конкурсов народного танца, особенно детских творческих коллективов на центральных каналах, многочисленных детских каналах по аналогии с детским Евровидением, детской Новой волной. Реализация шоу-программ уровня «Танцы со звездами», «Битва хоров», «Большие танцы», где соревноваться в мастерстве будут ансамбли народного танца. Мы не случайно отмечаем именно такой способ популяризации народного танца. На наш взгляд, народная хореография сделает выступления любого коллектива ярким, зрелищным, запоминающимся, соответственно привлечет внимание большой зрительской аудитории. А это именно та цель, к которой стремятся организаторы телевизионных шоу. Интересные костюмы, яркие, красочные элементы к ним, необычные атрибуты (веера, барабаны, балалайки, гармошки, палки, сабли, ложки и. т. д.), колоритная народная музыка, - все это оставляет незабываемые впечатления, как у зрителей в зале, так и у тех кто наблюдает за шоу с экранов телевизора. Народная музыка намного богаче и интересней по своему построению, чем любая современная или бальная. А если учесть то факт, что она несет в себе элементы обрядовой, традиционной, фольклорной музыки той или иной национальности. Если учесть, что она знакомит молодежь с истоками своей национальной культуры, дает возможность не только слушать ее, но и исполнять танцевальные элементы, а это значит изучать ее и работать с ней, то можно сделать следующий вывод: такого рода телевизионные шоу будут носить не только развлекательный характер, но иметь воспитательное значение. Речь идет не только о патриотическом воспитании, и таких вещах, как любовь к Родине, своей культуре, но и о толерантности (терпимое отношение наций друг к другу), дружбе разных народов, духовном развитии.
Массовое исполнение народного танца - это исторически сложившаяся традиция. В формах народного танца есть такое понятие, как массовая пляска, - это стихийное исполнение народного танца под музыку (массовая импровизация). Сегодня можно предать этому действию более современную организованную окраску. Взять за основу массовое исполнение, общий дух, настроение, удаль, «порыв души», «пик» эмоций и предать этому организованность и стройность движений под народную или стилизованную музыку. В данных шоу могут участвовать, как ансамбли народного танца, так и любители народного искусства. Это могут быть, как детские коллективы, так и взрослые, как профессиональные, так и не профессиональные. Это могут быть как студенты, так и работающие люди. Интересным вариантом будет совместные выступления молодежи из выше перечисленных категорий.
Шоу может быть организованно в виде отдельных хореографических миниатюр, обрядовых праздников, переплясов, когда ансамбли или солисты соревнуются в исполнении различных танцевальных комбинаций. Тематика шоу может быть разнообразной: русские сказки, обряды и традиции, народные праздники, танцы народов мира, танцы народов России. В организации данных шоу будут заинтересованы, как члены правительства по культуре и национальным вопросам, так и представители местных администраций, как национально-культурные центры, так и различные учреждения культуры, образования и искусства.
Пропагандой на телевидении будут являться трансляции концертов профессиональных ансамблей народного танца, документальных фильмов о руководителях и участниках данных ансамблей. Следует отметить, что многие взрослые люди, не говоря уже о подростках и молодежи, не знают, ни руководителей этих коллективов, но и о том, что они вообще существуют.
В–третьих, вызвать интерес у людей к жанру народного танца могут и сами ансамбли, проводя определенную общественную работу. Привлечение на народных гуляниях к выступлению в народном жанре (танцы, песни, частушки) всех желающих, а не только мастеров народного танца. Организация народных танцев на общественных мероприятиях также будет способствовать повышению заинтересованности к народному танцу.
Одним из примеров такой работы могут служить дни открытых дверей, которые ансамбли могут проводить, например, весной, в канун какого-нибудь народного праздника (Масленица, Пасха). Весна очень благоприятное время для проведения таких мероприятий, потому что многие родители уже весной задумываются, куда записать ребенка осенью. Задача руководителя сделать это мероприятие необычным и интересным, а главное доступным (бесплатным). Хорошая реклама, как наглядная (в виде плакатов, листовок), так и словесная (аудио, видео), не помешает для привлечения большой аудитории. И не стоит жалеть на это деньги. Реклама, проведенная зимой (когда все дети учатся, а родители работают), может дать лучший результат, чем реклама накануне первого сентября (когда дети на каникулах, а родители в отпусках). К данному мероприятию можно привлечь широкую школьную аудиторию, обращаясь к администрациям школ, студенческую аудиторию, также через администрацию, воспитанников детских садов, пенсионеров (через общественные организации), чтобы они потом привели своих внуков, местных жителей близ лежащих домов, ведь именно они потенциальные родители будущих участников ансамбля народного танца. День открытых дверей можно сделать в виде большого праздника, как самого коллектива, так и всей зрительской аудитории. К нему можно привлечь средства массовой информации (видео – сюжет о празднике, анонс и по окончании праздника). Если это теплое время года, то большую часть праздника можно вынести на улицу. Таким образом, можно привлечь внимание случайно идущих прохожих. Обязательными элементами этого мероприятия будут: знакомство репертуаров коллектива (показ концертных номеров), знакомство со всеми возрастными группами, через показ отрывков из разных танцев. Представление руководителя, участников, родителей, спонсоров коллектива (если они есть). Знакомство с творческой деятельностью коллектива (видео – ролик о выступлениях, концертах, поездках). Рассказ об истории коллектива, о его выпускниках, достижениях. Разнообразить праздник можно игровой программой, короткими мастер классами, где каждый сможет попробовать себя в роли исполнителя. Традиционными мероприятиями в рамках конкретного народного праздника. В конце мероприятия можно пригласить заинтересовавшихся детей и их родителей для просмотра данных, и произвести предварительную запись в коллектив.
Большое значение в плодотворной работе ансамбля народного танца отводится концертно-исполнительской деятельности. Основной целью творческого коллектива являются его выступления перед зрительской аудиторией. Именно сцена привлекает участников коллектива, и сам руководитель получает особое удовлетворение, не в процессе работы, а при получении результата. Та сила эмоций и ощущений, которые возникают во время концертного выступления, те аплодисменты зрителей, которые звучат после него, заставляют участников вновь приходить в танцевальный класс и заниматься рутинной работой: многократное исполнение одних и тех же танцевальных элементов, отработка техники, манеры исполнения, бесконечные репетиции, тяжелый физический труд. Поэтому опытный руководитель всегда так готовит выступление коллектива, чтобы оно явилось событием не только в жизни самого коллектива и учреждения культуры, в котором он работает. Руководитель учитывает контингент зрителей, для которых будет исполняться танец, их эстетические и художественные вкусы. Создается такой танец, который в яркой впечатляющей форме донесет до зрителя наиболее острые и волнующие вопросы современности.
Во время выступления руководителю необходимо посмотреть хореографический номер из зала. Понаблюдать, как он воспринимается зрителем, что еще надо доработать, что надо усложнить, что убрать. Ответственным моментом в жизни коллектива являются отчетные концерты, проводящие итоги работы за определенный период времени. Немаловажным событием в творческой жизни коллектива, итогом его работы и признанием его достижений является его участие в районных, городских, областных, региональных и международных смотрах, конкурсах и фестивалях. Эти мероприятия не только поднимают престиж ансамбля народного танца, повышают их рейтинг среди других творческих коллективов, но и являются прекрасным способом пропаганды и популяризации народного танца. К сожалению, руководители небольших творческих коллективов, особенно из маленьких городов, поселков, деревень, не стремятся участвовать в подобных фестивалях и конкурсах, считая их дорогим, бесполезным занятием. Конечно участие в фестивалях требует не только финансовых затрат, но и хорошей исполнительской подготовки участников, наличие костюмов, интересных постановок, достойного музыкального материала, а это могут позволить себе далеко не все. Но при этом многие руководители вообще не стремятся и не занимаются подготовкой к подобным мероприятиям. Часто они высокого мнения о себе, а подтвердить свой высокий уровень не могут и не хотят. Дети и родители ошибочно думают, что они прекрасно танцуют, не видя выступлений других коллективов. На наш взгляд участия в подобных мероприятиях, это определенная ступень развития ансамбля, определенные мастер – классы для руководителей, формы общения, организация досуга участников.
Фестиваль (фр.festival, от лат.Festivus-праздничный) - это массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, танцевального, циркового или киноискусства. В Америке народные уличные ярмарки также называются фестивалями. (13) Они проводятся как в крупных закрытых помещениях, так и в современном мировом формате на открытом воздухе «опен эйр» на полях, площадях, парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и других достопримечательных мест. Первые фестивали, которые появились в Великобритании, были музыкальными. С XX века становятся популярными международные фестивали. Некоторые фестивали молодёжи и студентов проходили под лозунгами «За мир и дружбу» и «За солидарность, мир и дружбу». Фестивали можно проводить в регионах нашей страны и за рубежом. Целью фестиваля, конкурса является сохранение танцевального наследия народов национальности, укрепление межнациональных и межрегиональных связей в сфере народной хореографии, пропаганда истинных социальных ориентиров и ценностей. Задачи фестиваля, конкурса: сохранение традиций и дальнейшее развитие хореографического искусства, обеспечение преемственности традиций в русском народном танце, популяризация традиционной народной культуры средствами хореографического искусства, повышение художественного уровня репертуара детских танцевальных коллективов и исполнительского мастерства участников, формирование эстетических вкусов исполнителей и зрителей на лучших образцах фольклорных и народных танцев.
Фестиваль, конкурс можно провести в два этапа. Первый – конкурсная часть, или концертное выступление. Вторая - демонстрация народных костюмов разных национальностей, фотосессии участников, круглые столы, игровые программы, мастер – классы, массовые гулянья. При подведении итогов можно выделить лучших участников конкурса, вручить поощрительными призами победителям и лауреатам, отметить всех участников, их руководителей. Поездка на другие фестивали, в летние лагеря, где будут проходить мастер-классы.
Еще одним видом концертной творческой деятельности является участия ансамблей народного танца в массовых гуляньях. Коллективы можно привлечь с показательными выступлениями, они могут выступать организаторами массовых действий, быть участниками игровых и конкурсных программ.
Проводимые в различные времена года народные гулянья распространены на Руси издавна. Встречи Нового года, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Красная Горка, Троица, Спас. Эти и другие церковные и языческие праздники всегда были ознаменованы многолюдными гуляниями с ледяными горками, катанием на тройках, хороводами, плясками, фейерверками, бойкой торговлей напитками, сластями, игрушками. Не обходились народные гулянья и без артистов: скоморохов, зазывал, кукольных балаганов со знаменитым Петрушкой, силачей, акробатов, клоунов. Всякое народное гулянье отличает массовость. Именно массовым характером праздника определяется его успех. Чем больше народу, чем ярче ярмарочный антураж, чем разнообразнее и насыщеннее фольклорная составляющая, тем веселее и зажигательнее сам праздник.
В современных условиях организовать массовое народное гулянье не просто. Во-первых, необходимо тщательно, в деталях, разработать сценарий торжества, где были бы учтены «привязка» к конкретному праздничному событию, а также характер развлечений применительно ко времени года. Во-вторых, следует определиться с количеством и составом привлекаемых к участию в мероприятии творческих коллективов, работников предприятий обслуживания и торговли. Наконец, в-третьих, сам подход к организации народного гулянья должен быть не заформализованным, отличаться новизной и свежестью идей. Большое значение в организации народных гуляний имеет и доминирующий возраст участников. Так, например, гулянье, где основной состав участников – дошкольники и дети младшего школьного возраста, может быть оформлено как постановка сказки, где персонажами, помимо артистов, являются и сами детишки. Народное гулянье с преобладанием подростков и молодежи, имеющее вид спортивного праздника, также будет успешным. Ну а для представителей старших поколений хороши гулянья с доминированием элементов концертной программы. Конечно, это не значит, что для детворы и молодежи концертные номера малозначимы: без них ни одному гулянью не обойтись, просто они должны быть умело и органично вписаны в контексте сценария. Воспитательное и организующее значение народных гуляний трудно переоценить. Формирование национального самосознания, бережное отношение к народным традициям, обычаям и культурным ценностям, сплачивающая составляющая. Однако, все же самое главное, что делает всякое народное гулянье желанным и привлекательным – это присущий русской натуре дух бесшабашного веселья и удали, своеобразная и неповторимая аура истинно русского раздолья. Во время народного гулянья можно провести выставку костюмов, ярмарку товаров народных промыслов. Народные гулянья проводятся в парках культуры и отдыха, на стадионах и площадях. Основная особенность – привлечение максимального круга зрительской аудитории. Программа массового праздника должна быть зрелищной и динамичной.
Одной из форм популяризации народного танца, который можно использовать, как во время народного праздника, гулянья, так и во время конкурса, фестиваля, является флэш – моб. Не так давно в нашем лексиконе появилось слово «флэш-моб». Это какие-либо массовые действия. С английского переводится, как вспышка толпы. Флэш-моб можно организовать на международный день танца, на день молодежи, на день города, во время проведения народных праздников. Приобщить к этому действию можно детей из ансамблей народного танца, взрослых, всех желающих. Естественно солистами будут участники ансамблей, что повысит их авторитет среди других коллективов, детей и подростков. Исполнять не только русские народные танцы, но и танцы разных национальностей, народов мира. Использовать можно, как народную, так и стилизованную музыку, костюмы для данного действия не требуются.
Одной из форм популяризации народного искусства являются фольклорные экспедиции. Их участниками могут быть, как школьники, студенты, так и сами участники ансамбля. Цель экспедиций – знакомство с обычаями, обрядами, бытом и культурой. Во время экспедиций можно организовывать встречи с другими ансамблями региона и за рубежом. Особый интерес у участников экспедиции вызывают встречи с людьми – носителями фольклорного искусства. На основе полученного материала совместно с участниками, руководитель может сделать хореографическую постановку, даже спектакль или концертную программу. Для того чтобы дети полюбили народный танец и с интересом ходили в ансамбль, можно интересно организовывать сами уроки и репетиции. Например, дети могут быть руководителями, распределить кто, когда им будет. Можно предложить индивидуально каждому сочинить этюд, комбинацию. Также они могут работать в группах. С детьми можно провести вечер вопросов и ответов, дать детям задание, чтобы они сделали кроссворд, подготовили интересный материал по определенной теме, например, русская сказка, профессиональные ансамбли народного танца, обряды в русском танце и т. д.
-
Поделитесь с Вашими друзьями: |