Методические рекомендации для муниципальных библиотек Иркутск 2016 ббк 78. 373 Б59 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева



страница1/5
Дата22.02.2016
Размер0,73 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
Министерство культуры и архивов Иркутской области

Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева

Библиотечное обслуживание и организация доступной среды для инвалидов
Методические рекомендации для

муниципальных библиотек


c:\users\user\desktop\брошюра библиотечное обслуживание инвалидов\logo.png

Иркутск


2016

ББК 78.373

Б59

Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева

Составитель Т. А. Максоева

Ответственный за выпуск Я. Ю. Гавриш

Библиотечное обслуживание и организация доступной среды для инвалидов : методические рекомендации для муниципальных библиотек / сост. Т. А. Максоева. – Иркутск : Изд. Иркут. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, 2016. – 92 с.

В пособии дана краткая характеристика инвалидов как читателей, специфика библиотечной работы с ними, проблемы, формы и методы привлечения их в число пользователей библиотек, в т.ч. детских, вопросы оказания информационно-библиотечных услуг, этика общения с инвалидами, а также общие подходы к оценке доступности объектов социальной инфраструктуры, в т.ч. особенности создания доступной среды в условиях библиотек на основе нормативно-правовых актов.

© Иркутская областная детская библиотека им. Марка Сергеева



Библиотечное обслуживание и организация доступной среды для инвалидов: методические рекомендации для муниципальных библиотек
Составитель

Т. А. Максоева

Ответственный за выпуск



Я. Ю. Гавриш

Компьютерная верстка



К. О. Герасимчук

От составителя

С 1 января 2016 г. вступают в силу основные положения Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Этим Законом и другими нормативно-правовыми актами в течение последних нескольких лет в Российской Федерации с целью реализации положений Конвенции о правах инвалидов создана обновленная правовая база для создания доступной среды для инвалидов.

Основной задачей данных рекомендаций является не только оказание методической помощи сотрудникам библиотек, работающих с инвалидами, в обеспечении доступности для них библиотечно-информационных услуг, по обеспечению но и ознакомление работников библиотек с содержанием необходимых для использования в их работе актов федеральных органов государственной власти, касающихся создания доступной среды для инвалидов и носящих, как обязательный, так и рекомендательный характер.

Основу данных методических рекомендаций составили следующие издания:

1. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений, работающих с инвалидами, по вопросам обеспечения доступности для них услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др. ; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации : в 2-х ч. – М., 2015. – 555 с.

Это пособие разработано в целях исполнения ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», которая предусматривает необходимость осуществлять инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг.

2. Шапошников А. Е. Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями. – М. : Изд. Рос. гос. библиотеки для слепых, 2002. – 198 с.



Содержание


1. Инвалиды как читатели. Особенности индивидуального обслуживания инвалидов в библиотеке………………………………………………….

7


2. Издания специальных форматов и их использование в библиотечном обслуживании инвалидов………………...

16


3. Массовая работа в библиотеках, обслуживающих инвалидов…………………………………………...………

18


4.Создание доступной среды. Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций культуры и библиотечного обслуживания …………………………….

20


5. Приложения.




Приложение 1. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др. ; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации : в 2-х ч. – М., 2015. – 555 с.

Ч.1 (Гл.3.Этика общения с инвалидами. Извлечение)……………………………………………………….

28


Приложение 2. Свод правил СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605 (Извлечение)……………………………………………………

38


Приложение 3. СП 138.13330.2012. «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный Приказом Госстроя от 27.12.2012 г. N 124/ГС, введенный в действие с 1 июля 2013 г. (Извлечение)…………………………………………

75


Приложение 4. Список литературы «Работа с детьми-инвалидами в библиотеках

»……………………….

80


Приложение 5. Рекомендательный список литературы «Книги, помогающие жить»………………..

84



Предисловие
Современными исследователями «инвалидность» рассматривается как сложная биологическая, социальная и психологическая категория. Этот термин включает в себя значительное число различных функциональных ограничений вследствие физических, умственных или сенсорных нарушений, состояния здоровья или психических заболеваний.

В правовом отношении инвалидом является «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты» (ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», 1995г.).

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства.

Основополагающим для социокультурной деятельности библиотек по библиотечному обслуживанию инвалидов является принцип равных возможностей. Применительно к инвалидам он означает предоставление тех же удобств и того же объема информационных услуг, которыми пользуются остальные граждане.

Лица с ограниченными возможностями относятся к тем пользователям библиотек, которые нуждаются в особой заботе и внимании.

Проблемная ситуация в отношении обеспечения равных возможностей состоит в том, что, хотя инвалиды, как и все граждане РФ, имеют право на свободный доступ к информации и на библиотечное обслуживание, безбарьерный и беспрепятственный доступ к зданиям библиотек на основе Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», многие из них в силу разных объективных причин не могут воспользоваться этим правом.

Готовы ли общедоступные библиотеки предоставить это право инвалидам? Увы, зачастую, нет, что подтверждается отсутствием на местах и в библиотеках доступной (безбарьерной) среды, отсутствием изданий документов специальных форматов, технических средств для обеспечения свободного доступа инвалидов к библиотечно-информационным ресурсам, а также отсутствием кадров в библиотеках с дефектологической подготовкой и т.д. Однако, эта негативная тенденция постепенно меняется. Все больше территорий и библиотек в том числе становятся участниками целевых муниципальных программ по организации доступной среды для инвалидов. Все большее число библиотек обеспечивают доступность библиотечно-информационных услуг для инвалидов путем изменения порядка их предоставления, оказывая дополнительную помощь нуждающимся при их получении.

Каковы же причины, ограничивающие пользование инвалидов библиотеками?

1. Нарушения, препятствующие восприятию документальной информации. Так, люди с полной или частичной слепотой, а также слабовидящие не могут самостоятельно (без специальных технических и оптических средств, без секретаря-чтеца) читать обычные (плоскопечатные) издания и, следовательно, нуждаются в литературе специальных форматов (рельефно-точечной, озвученной, напечатанной крупным шрифтом), а также в тифлотехнических аппаратах и устройствах индивидуального и коллективного пользования, преобразующих печатный текст в доступные для незрячих сигналы (брайлевские знаки и т.п.)

2. Нарушения, затрудняющие восприятие информации, заключенной в книге (поражение головного мозга, повлекшее отставание в умственном развитии, тяжелые нарушения слуха, речи, обусловившие ограниченность словарного запаса и т.п.).

3. Ограниченная мобильность, не позволяющая читателю приходить в библиотеку (трудности передвижения в результате перенесенных заболеваний, старческие недомогания и т.д.).

4. Нарушения, препятствующие восприятию устной информации, общению и установлению контактов с библиотекарями (глухота, тугоухость, нарушение речи). Возникающие при этом трудности общения в известной мере могут быть компенсированы путем письменной, дактильной или мимико-жестикулярной речи).

5. Отсутствие безбарьерной среды, мешающей доступности зданий и предоставлений услуг инвалидам.

Предоставление инвалидам возможности пользоваться библиотеками разных типов и видов способствует социальной реабилитации инвалидов, интеграции их в общество. Применительно к инвалидам реабилитация означает процесс, имеющий целью помочь им достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его.

Понятие «реабилитация» трактуется также как «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество».



Деятельность библиотек в помощь социальной реабилитации инвалидов предполагает:

- выявление лиц с физическими и умственными нарушениями, семей, где есть инвалиды, нуждающиеся в библ. обслуживании;

- доведение книг и др. источников информации до инвалидов, использование в этих целях различных форм обслуживания;

- предоставление инвалидам необходимой литературы, в том числе литературы специальных форматов в помощь учебной, профессиональной, досуговой деятельности;

- СБО на основе изучения информационных потребностей абонентов. Создание в библиотеках библиографических, информационных, фактографических БД;

- индивидуализацию процесса работы с читателями-инвалидами, применение при необходимости методов библиотерапии;

- привлечение инвалидов к участию в библиотечных мероприятиях с целью организации их общения, расширения социальных контактов;

- популяризацию дефектологических знаний среди населения путем предоставления информации о различных учреждениях, занимающихся лечением, обучением, трудоустройством, социальной защитой инвалидов, о воспитании детей, имеющих нарушения в развитии, в семье и школе, о способах и средствах оказания помощи лицам с ограничениями в жизнедеятельности в их социальной адаптации;

- установление тесных контактов с обществами, предприятиями и клубами инвалидов, реабилитационными учреждениями, советами ветеранов, домами инвалидов и престарелых, школами-интернатами для детей с особенностями развития;

- привлечение общественности в качестве добровольных помощников к библиотечному обслуживанию инвалидов, благотворителей; реализация специальных библиотечных программ по обеспечению доступа к информации лиц с ограниченными возможностями.

Задача сотрудников библиотек состоит в том, чтобы создать оптимальную среду, в которой человек с ограничениями жизнедеятельности чувствовал бы себя комфортно, и сделать информацию наиболее доступной и полноценной для этой категории пользователей.


  1. Инвалиды как читатели. Особенности индивидуального обслуживания инвалидов в библиотеке

Особенности библиотечного обслуживания инвалидов регулируются Федеральным законом «О библиотечном деле», который предусматривает следующее:



  • слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках;

  • пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.

Следует помнить, что это не только права инвалидов, но этим правам соответствуют и определенные обязанности государства, муниципальных образований и самих библиотек. Так, Российская Федерация за счет федерального бюджета обязуется обеспечивать выпуск литературы для инвалидов по зрению. В законе установлены гарантии бюджетного финансирования и приобретения периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для библиотек, находящихся в ведении Российской Федерации, и федеральных государственных образовательных организаций такое финансирование осуществляется за счет федерального бюджета, для библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, библиотек муниципальных образовательных организаций – бюджетов субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек – бюджетов муниципальных образований согласно ст. 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Особое значение для инвалидов, которые сами не могут прийти в библиотеку, приобретает обслуживание на дому. Исходя из Федерального закона «О библиотечном деле», данное право является безусловным, т.е. его реализация не оговорена какими-то дополнительными основаниями. Соответственно, на основании заявления такого читателя библиотеки обязаны обеспечить заочную или надомную форму библиотечного обслуживания.

Оно должно быть бесплатным. Доставку книг на дом могут обеспечивать не только работники библиотеки, но и волонтеры и опекуны больных. Библиотекари, посещающие инвалидов на дому, производят обмен документов, принимают заказы (их также можно сделать по телефону), знакомят со специально подобранными комплектами книг, обеспечивают инвалидов списками новых поступлений и т.п.

Особо следует остановиться на возможности предоставления слепым и слабовидящим экземпляров произведений в цифровой форме вне читальных залов библиотек, не нарушая при этом авторские права авторов данных произведений. Согласно новой редакции ст. 1274 Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 01.01.2015 г., библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством РФ.



Привлечение инвалидов в число пользователей библиотек во многом зависит от того, насколько полно в процессе библиотечного обслуживания учитываются их информационные потребности, психофизические особенности, этика общения. Правила этикета при общении с инвалидами (см. Приложение 1).

Рассмотрим читательское поведение детей-инвалидов и специфику библиотечной работы с ними на примере наиболее характерных групп:

- инвалидов по слуху (глухие и тугоухие)

- по зрению (слепые и слабовидящие)

- учащихся вспомогательных школ (умственно отсталые)

- лиц с опорно-двигательными нарушениями (инвалиды-колясочники)



Инвалиды по слуху
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при котором разборчивое восприятие речи становится невозможным. Однако полная глухота встречается редко. Многие глухие могут слышать очень громкие звуки, а также хорошо знакомые слова и фразы, произнесенные громко около уха. Глухота может быть врожденной (25%) или приобретенной.

Все многообразие слуховых нарушений можно свести к трем основным группам: рано оглохшие, поздно оглохшие – овладевшие речью до наступления глухоты и её сохранившие, а также слабослышащие – люди с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития.

Большинство детей теряют слух до того, как они овладели речью (85%). Им очень трудно овладеть словесной речью. Многие из них так и остаются на уровне 4-5 классов обычной школы.

Позднооглохшие почти не отличаются по уровню своей образовательной подготовки от слышащих. Тем не менее, и они испытывают трудности в общении, чувство одиночества.

Трудно требовать от работников общедоступных библиотек, чтобы они знали дактильную и жестовую речь, но отнестись к глухому читателю особенно внимательно, вступить с ним в «общение по переписке», постараться понять невнятную речь глухого – это в их силах. Некоторые глухие способны воспринимать речь визуально, следя за движением губ. Чтобы облегчить им чтение с губ, говорить надо четко и лаконично, не используя сложных слов и словосочетаний.

Специфика библиотечной работы с глухими детьми заключается прежде всего методических приемах доведения текста до понимания детьми. Библиотекарь разъясняет название произведения, обращает внимание на иллюстрации, устанавливает связи по аналогии с прочитанным, с тем, что ребенок знает. Важным средством воспитания навыков сознательного чтения, развития устной речи является беседа о прочитанной книге. Вопросы о прочитанном сначала носят элементарный характер: автор книги, название. О чем книга, и уже на следующем этапе возможны вопросы, предполагающие определить основную мысль прочитанного, выразить свое отношение к нему. Почему так называется книга? О чем она? Кто из героев понравился? Важно вопросы по содержанию произведения ставить конкретно, чтобы дети могли дать краткий ответ.

Если библиотекарь видит, что ребенок не смог самостоятельно осмыслить текст, он выясняет, какие слова, выражения оказались непонятными, объясняет их значение, пересказывает содержание сам, пытается настроить ребенка на вторичное прочтение.
Инвалиды по зрению
В библиотеках, обслуживающих слепых, дифференциация читателей проводится в зависимости от степени расстройства зрения. Облегчает дифференциацию деление инвалидов на группы, проводимое в официальном порядке.

Инвалиды 1 группы (слепые) не могут читать обычный шрифт, поскольку острота их находится ниже порога остроты зрения (0,05), при котором допустимо чтение обычного шрифта. У одних слепых этой группы полностью отсутствуют зрительные ощущения, у других сохраняется светоощущение, у третьих имеется остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы вблизи лица, различать контуры, формы и цвета предметов на близком расстоянии.

К инвалидам 2-й группы (слабовидящим) относят лиц, которые не могут свободно читать обычный текст, но крупношрифтовые издания им доступны.

Помимо степени расстройства зрения в библиотеках принимают во внимание и такие характеристики, как время возникновения дефекта, наличие сопутствующих дефектов, степень реабилитации.

Слепые от рождения или потерявшие зрение в раннем возрасте легче переносят слепоту. В большинстве своем они обучались в школах-интернатах, овладели навыками чтения и письма по системе Брайля. У них наблюдается повышенное внимание и память.

Поздноослепшие предпочитают «говорящие» книги, большинство из них не владеет системой Брайля или владеет слабо. Они с интересом знакомятся с тифлографическими пособиями, которые способствуют восстановлению зрительных представлений.

За последнее время появилось много слепых с дополнительными дефектами и заболеваниями. К ним нужен индивидуальный подход, они, как правило, обслуживаются на дому.

Потеря зрения не может не откладывать отпечатка на отдельные компоненты личности. Но не в такой степени, чтобы радикально её перестроить. Самое существенное, фундаментальное в человеке от состояния зрения не зависит.

Отсутствие или ограничение зрительного контакта между библиотекарем и читателем затрудняет процесс общения. Необходимо помнить, что жесты, движения, выражение лица не воспринимаются или плохо воспринимаются незрячими. Основная смысловая эмоциональная нагрузка ложится, таким образом, на интонационные и ритмические характеристики речи.

Беседуя с незрячим читателем, нельзя отвлекаться на посторонние дела («мол, все равно не видит»), переставлять предметы и т.п. Долгие паузы, молчание, затягивание с ответом дезориентируют незрячего, вызывают у него напряжение и беспокойство. В библиотеке для слепых от работника абонемента требуется хорошее знание литературы, умение быстро, точно и увлекательно охарактеризовать рекомендуемую читателю книгу.

Посетители с нормальным зрением с первого взгляда ориентируются в помещении библиотеки – их внимание сразу привлекают объявления, книжные выставки, каталоги и картотеки. Слепого же необходимо ко всему подвести и обо всем рассказать. Иначе незрячий пользователь может долгое время не подозревать о наличии в библиотеке «читающих» машин, АРМ, тифлографических пособий.

При записи библиотекарь выясняет – владеет ли читатель системой Брайля, какие книги читает (рельефно-точечного магнитофона, его марку, тифлофлешплеера, имеет ли читатель дополнительную инвалидность, какими еще библиотеками он пользуется, является ли членом кружка громкого чтения, в какой первичной организации ВОС он состоит на учете.

Ответы на эти вопросы фиксируются в читательском формуляре. Там же отмечается: слепым, слабовидящим или зрячим является читатель. Среди сведений, помещаемых на оборотной стороне формуляра – заметки о целях чтения и интересах читателя, уровне его реабилитированности.

Для начинающих читателей библиотекари особенно тщательно отбирают литературу, стараясь рекомендовать книги, способные с первых страниц увлечь, заинтересовать незрячего. Библиотекарь выясняет также, насколько хорошо владеет читатель шрифтом Брайля.

Серьёзные трудности в библиотечной работе с инвалидами по зрению возникают тогда, когда органическое поражение головного мозга вызывает стойкое нарушение познавательной деятельности. Сталкиваясь с умственной отсталостью, библиотекарь должен отличить круг людей, которые способны пользоваться информацией, сосредоточенной в библиотечных фондах, от людей, которые не могут ею пользоваться.


Каталог: uploads -> 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Конспект занятия «Уроки доброты»
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья»
2016 -> Как надо вести себя родителям с единственным ребенком Заботиться и опекать, но не до безрассудства
2016 -> 1 Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11 Содержательный раздел
2016 -> «Музыкальное воспитание детей»
2016 -> А. С. Пушкина» Фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А. И. Петрова омские епархиальные кирилло-мефодиевские чтения сборник статей Омск 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница