Методические аспекты модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного курса



страница1/24
Дата01.04.2021
Размер6,44 Mb.
#110345
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации работников образования»


Методические аспекты модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»
Методические рекомендации

Тамбов 2010



Рецензенты:

Мирзаева Т.В., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

Герасимова Е.А., учитель истории МАОУ СОШ №36 г. Тамбова
Составители:

Шешерина Г.А., к.п.н., профессор, ректор ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

Клемешова И.В., к.псх.н., доцент зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

Серёгина А.В., педагог дополнительного образования МОУ Гимназия №7 им. святителя Питирима г. Тамбова

Щукина Е.Ю., учитель начальных классов МОУ СОШ №13 г. Тамбова

Иванова М. Е., учитель начальных классов МОУ ООШ №1 г. Котовска

Кирсанов И.Н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

Методические аспекты модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Методические рекомендации / Авторы-составители: Шешерина Г.А., Клемешова И.В., Серёгина А.В., Щукина Е.Ю., Иванова М.Е., Кирсанов И.Н. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. - 21 с.


Данные методические рекомендации подготовлены в помощь педагогам, преподающим в 4-5 классах общеобразовательной школы комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», и прежде всего – модуль «Основы православной культуры». В него вошли методические разработки (конспекты уроков и дополняющие их дидактические материалы) по данному модулю, подготовленные и апробированные учителями-практиками на начальном этапе внедрения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в школах Тамбовской области.

© ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.
Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Необходимо особо подчеркнуть, что курс ОРК и СЭ носит культурологическую направленность. Его преподавание не предусматривает обучения религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения; согласно российскому законодательству, родителям предоставлено право обучать детей религии лишь вне образовательной программы (ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). В рамках же курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Независимо от своих личных представлений, учитель должен четко понимать, что данный курс не преследует миссионерских целей, направленных на обращение подростков в ту или иную конкретную религию.

Это положение следует постоянно иметь в виду, как в процессе подготовки, так и в ходе проведения учебных занятий, избегая любых намеков на то, что может быть воспринято как признаки навязывания детям любой из религий. Следовать данной установке может оказаться непросто, но это абсолютно необходимо.

Непосредственной основой преподавания каждого из модулей курса является учебное пособие по данному модулю и соответствующее ему тематическое планирование. С учетом того, насколько важным представляется полноценное и адекватное раскрытие заложенных в каждом модуле нравственно-мировоззренческих идей, а также корректное раскрытие культурологических аспектов рассматриваемых религий и светской этики, необходимо обратить внимание на целесообразность максимально возможного использования опоры на материал учебных пособий в работе с учащимися. Содержание пособия выступает тем информационным ядром, вокруг которого выстраивается работа с учащимися. Хотелось бы отметить, что именно оно должно задавать направленность и характер обсуждения духовно-нравственных проблем, поднимаемых в рамках курса, а также очерчивать примерный круг тех культуроведческих знаний, которые должны стать достоянием четвероклассников и пятиклассников. Проявляя собственное профессиональное творчество, без которого попросту невозможно представить работу настоящего педагога, учителю следует помнить, что программа и учебное пособие все же остаются для него ключевым ориентиром, с которым он должен сверять мысли и идеи, предлагаемые детям.

Существенная сложность возникает в связи с тем, что при подготовке к уроку по модулю «Основы мировых религиозных культур» учитель должен сам осваивать значительный объем качественно новой для себя информации культуроведческого характера и «сортировать» ее по степени важности. В преодолении неуверенности и предупреждении ошибок во многом может помочь обращение к пособию для учителя, на доступном уровне освещающее основные содержательно-теоретические вопросы религиозных культур.

Преподавание всех модулей курса ОРК и СЭ должно вестись на основе принципов толерантности, уважения к различным религиозным традициям. В соответствии с общими рекомендациями по преподаванию курса, знакомя детей с положениями религиозной нравственности и культуры, предпочтительно вести разговор о них от третьего лица («Христиане считают ….»; «По мнению православных христиан …» и т.д.). Соблюдение данного принципа представляется важным с точки зрения предотвращения такой подачи материала, при которой соответствующая религиозно-этическая традиция будет восприниматься учащимися как единственно приемлемая либо универсальная для всех граждан России.

Приоритетной задачей курса ОРК и СЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике. Содержание занятий направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Именно признание важности духовно-нравственного воспитания школьников привело к решению об апробации курса ОРК и СЭ в рамках школьной программы. Соответственно, воспитательная составляющая курса должна быть приоритетной вне зависимости от изучаемого модуля (хотя надо признать, что, например, в учебном пособии по модулю «Основы мировых религиозных культур» она выражена менее заметно по сравнению с другими). Готовясь к каждому уроку, учитель должен обращать внимание не только на то, какие знания он донесет до детей, но и на то, каким будет нравственный смысл проектируемого им занятия и как наилучшим образом реализовать его.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что важнейшим условием полноценной реализации воспитательных функций курса ОРК и СЭ, независимо от изучаемого модуля, является умение педагога актуализировать личностный опыт учащихся и опереться на него при рассмотрении нравственных проблем. Не стоит рассчитывать, что устойчивую мотивацию нравственного поведения можно сформировать лишь на основе отстраненного обсуждения абстрактных моральных проблем и примеров из художественной литературы. Эти виды деятельности должны, по возможности, дополняться переводом нравственных вопросов в жизненный контекст, прямо или косвенно (на примере друзей, родителей, близких) знакомый младшим подросткам по их социальному опыту. К сожалению, основной текст и методический аппарат учебных пособий (в частности, по модулю «Основы светской этики») не всегда в должной мере ориентирован на организацию такой работы с учащимися. Чтобы компенсировать этот недостаток, учителю необходимо самому постоянно задумываться, при помощи каких приемов, заданий, вопросов при изучении той или иной конкретной темы можно вывести детей на осмысление их личностного опыта.



В преподавании нового предмета не обойтись без широкого использования различных приемов активной и интерактивной работы с учащимися (обсуждение притч, иного литературного, а также визуального материала; коллективное заполнение таблиц; технология развития критического мышления; кейс-метод; различные формы регламентированных дискуссий, и др.).

Некоторые темы курса «Основы религиозных культур и светской этики» чрезвычайно насыщены информацией, в том числе – новыми и для ребенка, и для преподавателя терминами и понятиями. (А в модуле «Основы мировых религиозных культур» к тому же в рамках одного урока рассматривается материал, относящийся ко всем мировым религиям). В результате возникает существенный риск того, что эта информация не уложится в четком виде в сознании учащихся, а значительная часть ее будет утеряна. В данных условиях от учителя требуется развитое умение выделять главное, существенное и систематизировать материал, предлагаемый учащимся. Усложненное, неоправданно перенасыщенное терминами изложение материала снижает возможность успешного освоения материала, предложенного четвероклассникам. Кроме того, многое зависит от способности грамотно организовать различные формы активной работы учащихся над материалом, способствующие его освоению. Иногда важную роль в этом может сыграть грамотно подобранный и выразительный иллюстративный материал, представленный в виде компьютерной презентации.

В данных методических рекомендациях представлен опыт проведения уроков педагогов области в рамках апробации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


Каталог: docs -> tambov -> ORKSE-vkladka
tambov -> Разработанного урока по курсу Основы православной культуры
tambov -> Образовательная программа по изучению основ православной культуры для детей младшего школьного возраста
tambov -> Программа проблемного курса «Духовное воспитание ребенка дошкольного возраста»
tambov -> Программа «Духовно нравственное воспитание подрастающего поколения»
tambov -> Программа проблемного курса «Духовное воспитание детей старшего школьного возраста»
tambov -> Учитель. Что за слово зашифровано на доске? Чаще всего бывает крепкой, верной и долгой
tambov -> «Христианская семья»
ORKSE-vkladka -> Урок 4 (21). Зачем творить добро? Вы узнаете: Как подражают Христу Чему радуются святые Все люди согласны с «золотым правилом этики»
ORKSE-vkladka -> Урока 3 перекликается с темой урока 9 «Православное учение о человеке». Там главные вопросы звучат так: «Чем Бог одарил человека?»
ORKSE-vkladka -> Уроков по модулю «Основы православной культуры»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница