Методическая Школа «Некоторые аспекты постановки цели на уроке»



Скачать 237,81 Kb.
Дата25.04.2016
Размер237,81 Kb.
#37320
ТипУрок
Методическая Школа
«Некоторые аспекты постановки цели на уроке»
"Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута." (Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. С. 302.)

Часто учителя недоумевают: так хорошо подготовился (подготовилась) к уроку: раздаточный материал, сценарий урока прописан до минуты! А урок не получился. Дети “плохо работали”, не освоили новую порцию учебного материала.

Причина банальна: часто инертность ученика и даже нарушение им дисциплины начинается с того, что учитель недостаточно четко сформулировал перед ребятами, чем же они будут заниматься на уроке.


Особенности определения учителями понятия «цель урока»


Как любой другой вид деятельности, учебная деятельность представляет собой систему, в которой системообразующим фактором выступает цель (В.Д.Шадриков). Цель рассматривается как идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности в его качественных и количественных параметрах. Цель соотносится со средствами достижения результата, направляет и определяет способ и характер деятельности, играя важнейшую роль в формировании психологической системы деятельности. На уроке в качестве цели могут выступать знания, которые необходимо усвоить, способы действий (умственных и физических), которыми необходимо овладеть, нравственные качества, которые необходимо сформировать. Ученик превращается в активного субъекта учебной деятельности при условии принятия учебной цели как личностно значимой.

От того, насколько педагог компетентен в области постановки цели, в какой степени учитель обладает умением сделать учебную цель личностно значимой для своих учеников, понятой ими, зависит, будет ли эта цель принята школьниками и станет ли она действительно системообразующим фактором их учебной деятельности, ведущей деятельности младших школьников. Отсюда следует, что при подготовке педагогов большое внимание необходимо уделять формированию компетенции будущих учителей в области постановки цели учебной деятельности.

С целью выявления уровня компетенции учителей в определении понятия «цель урока» им предлагалось ответить на вопросы анкеты:


    • Различаете ли Вы такие понятия, как тема урока и цель урока?

    • Если да, то попробуйте обозначить, чем отличаются тема урока и цель урока.

На первый вопрос анкеты все учителя ответили положительно, т.е. 100% учителей считают, что они различают понятия тема урока и цель урока.

При ответе на второй вопрос анкеты учителя отмечают, что

- тема урока и его цель взаимосвязаны

- может быть одна тема на несколько уроков, в то время как цели в зависимости от типа урока могут быть различными

- тему урока называют более общим понятием по сравнению с целью

- что тема урока предопределена программой и календарным планом, а цель ставится учителем

- целью урока выступает формирование знаний, умений, навыков учащихся

Один из респондентов отметил, что правильно поставленная цель позволит педагогу правильно выбрать и учебные задачи на каждом этапе урока, которые будут работать на достижение цели урока и реального результата обучения


Цель урока как понятие

Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания школьников.

Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы

Цель рассматривается как идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности в его качественных и количественных параметрах.

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Цели уроков можно классифицировать следующим образом.

- цель для учителя и цель для ученика;

- цель явная и цель скрытая;

- цель познавательная (когнитивная), развивающая и воспитательная.

- цель глобальная, профильная, базовая.

- и др.
Цели для учителя

понимаются как совокупность условий, ситуаций, создаваемых им на уроках для учения и развития учащихся. Учебные цели каждого из фрагментов учебного процесса (этапа урока, урока в целом) определяются педагогом диагностически..
Образовательные:
- обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений,
- обеспечить формирование умений ...
- установить уровень знаний по теме...
- обеспечить обобщение изученного материала по теме...
- обеспечить систематизацию изученного материала по теме ...
- обеспечить отработку умений учащихся...
Развивающие:
создать условия для:
- развития мышления ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы );
- развития элементов творческой деятельности ( интуиции, пространственного воображения, смекалки);
- развития мировоззрения;
- развития навыков устной и письменной речи;
- развития памяти;
- развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
- развития эстетических представлений и художественного вкуса;
- развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли;

- развития у школьников исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);


- развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:

- воспитание уважения к своей Родине;


- воспитание активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
- воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
- воспитание гуманизма и любви к прекрасному;
- подведение учащихся к выводу о ценности человеческих качеств;
- развития у школьников коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
- развитие у учащихся рефлексивной деятельности.   
Примеры постановки целей.

Изучение биологии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:



Образовательные (можно взять из примерных программ или обязательного минимума содержания по стандарту)

  • восприятие и описание сущности жизни как планетарного явления, осознание её уровневой организации и эволюции;

  • систематизация биологических понятий и закономерностей; владение биологической терминологией и символикой;

  • способность классифицировать биологические объекты разного уровня организации; проведение элементарных биологических исследований;

  • способность выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе; овладение правилами поведения в окружающей среде; выбор и обоснование действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; наличие мотивации к деятельности по сохранению биологического разнообразия в биосфере;

  • систематизация знаний о здоровье человека; способность применять полученные знания для объяснения явлений окружающей жизни, для решения бытовых проблем, сохранения здоровья и экологической безопасности.

Воспитательные:

  • содействовать формированию у учащихся умения совместной работе в группе при рациональном разделении труда, умения внимательно слушать учителя и друг друга;

  • содействовать формированию у учащихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль;

  • содействовать формированию у учащихся устойчивого интереса к изучению физики;


Развивающие:

  • развитие речи,

  • коммуникативных способностей,

  • развитие умения логически излагать свои мысли,

  • развитие познавательного интереса учащихся.


Постановка целей в зависимости от типа урока


Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

– учащиеся должны иметь представление о ...

– учащиеся должны иметь общее понятие о ...

– учащиеся должны распознавать ...


Урок усвоения нового материала

– учащиеся должны понимать содержание ...

– учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях ...

– учащиеся должны уметь выявлять закономерности ...


Урок формирования новых умений

– учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации

– учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание ...

– учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания ...


Урок закрепления нового материала

– учащиеся должны знать ...

– учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

– учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания ...


Урок систематизации и обобщения учебного материала

– учащиеся должны знать …

– учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал …

– учащиеся должны уметь делать обобщение …


Урок проверки и оценки знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень)

– учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре …

– учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу …

– учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму …

– учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию …

– учащиеся должны владеть компетенцией …



 

 

Ещё один взгляд на цель урока

Познавательный аспект цели

Познавательный аспект цели является основным и определяющим ее аспектом. Он складывается из следующих требований:

1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Для этого учителю необходимо владеть достаточной методической подготовкой и умениями формировать и развивать познавательную активность учащихся.

2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: обеспечивать полноту, глубину, осознанность, систематичность, гибкость, оперативность и прочность знаний.

3. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма в силу их многократного повторения.

4. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

5. Формировать ключевые, т. е. надпредметные компетенции, а именно: совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащихся по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности.

Образовательные цели урока часто ставятся в очень общем виде: усвоить правило, иметь представление о законе и т. д., причем в данной формулировке это цели учителя. К тому же очень проблематично к концу урока добиться того, чтобы все учащиеся подошли к достижению такой цели. Поэтому примем во внимание мнение В. Ф. Паламарчук, которая считает, что «...целесообразно при планировании образовательной цели урока указывать, какого уровня знаний, умений и навыков предлагается учащимся достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого».



Развивающий аспект цели -это наиболее трудный для учителя аспект, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это можно объяснить? Выделим две причины:

1. Нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели на каждом новом уроке, забывая при этом, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован к ряду уроков, порой к урокам целой темы или даже раздела.

2. В практике работы встречаются случаи недостаточного знания учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности и тех ее сфер, которые нужно развивать. Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности.

Развивающий аспект состоит из нескольких блоков:

– развитие речи;

– развитие мышления;

– развитие сенсорной сферы;

– развитие двигательной сферы;

Рассмотрим каждый из перечисленных блоков.

Развитие речи учащихся предполагает проведение работы по обогащению и усложнению их словарного запаса, усложнению смысловой функции речи, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка. Учителю необходимо постоянно помнить о том, что речевое развитие – это показатель интеллектуального и общего развития ученика.

Развитие мышления в контексте развивающего аспекта цели учителя предполагает, что учитель в процессе обучения будет формировать и развивать следующие логические умения учащихся:


– анализировать;

– выделять главное;

– сравнивать;

– строить аналогии;

– обобщать и систематизировать;

– доказывать и опровергать;

– определять и объяснять понятия;

– ставить и разрешать проблему.




Каждое из этих умений имеет определенную структуру, составляющие их приемы и операции, которые и целесообразно учителю формировать как развивающий аспект цели. Так, например, если учитель формулирует развивающий аспект цели, как формировать умение учащихся сравнивать, то это означает, что он в течение 3–4 уроков должен формировать такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения, умение выделять основные признаки и параметры сравнения, умение соотносить, сопоставлять и противопоставлять, умение устанавливать сходство и различие. Отработка всех этих умений в конечном итоге приведет учащихся к умению сравнивать. Известный психолог Г. С. Костюк неоднократно подчеркивал, что в обучении надо видеть ближайшую цель – конкретные знания, умения и навыки – и отдаленную цель – развитие учащихся. В процесс развития мышления необходимо также вплетать процессы развития воображения и фантазии, способствующие формированию мышления.

Развитие сенсорной сферы – это развитие глазомера, ориентировки в пространстве и времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Развитие двигательной сферы предусматривает овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку и т. д.

 

 Воспитывающий аспект цели



По-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Уместно привести высказывание Е. Ильина: «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».

Если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит работать в группе, то такое обучение является не только развивающим, но и воспитывающим.

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся средствами содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника. В процессе урока складывается определенная линия воспитательного воздействия на личность учащегося через систему отношений на уроке. Н. Е. Щуркова пишет: «Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная линия урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть постоянным». Выделяют 5 объектов, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке (по Н. Е. Щурковой):

1. «Другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через товарищество, доброту, вежливость, честность. Интегральным по отношению ко всем качествам является понятие «гуманность». Формирование гуманных отношений на уроке – первостепенная задача учителя.

2. «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах как гордость, скромность, требовательность к себе, дисциплинированность, аккуратность, ответственность. Именно эти качества являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений.

3. «Общество и коллектив». Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, толерантность, радость сопереживания успехам других – все это проявляется и в отношениях ученика к коллективу класса. Бережное отношение к имуществу школы, правосознание, работоспособность на уроке – в этом ракурсе ученик проявляет себя как член общества.

4. «Труд». Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами как ответственное выполнение ученического долга, дисциплинированность и собранность.

5. «Родина». Отношение к ней проявляется в чувстве сопричастности к ее проблемам, в личной добросовестности и ответственности.


Проблемы целеполагания на уроке
Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

    • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

    • Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

    • Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

    • Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Согласно методике ФГОС ООО учащиеся - активные субъекты деятельности. Они участвуют в определении целей урока, выбирают уровень освоения учебного материала, способы достижения целей, осуществляют самоконтроль, коррекцию и рефлексию деятельности
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.



  • Конкретные.

  • Понятные.

  • Осознанные.

  • Реальные.

  • Описывающие желаемый результат.

  • Побудительные (побуждать к действию).



  • Точные.

Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять». Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:


«выбрать»,

«назвать»,

«дать определение»,

«проиллюстрировать»,

«написать»,

«перечислить»,

«выполнить»,

«систематизировать»...

Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:



вызвать интерес,

пробудить любознательность,

пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,


выразить свое отношение…

прививать, укреплять... навыки.
Пример формулировки для развивающей цели:

- формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
- развивать умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов,
- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение,
- развивать умение обобщать и синтезировать знания,
- выдвигать гипотезы и предположения,
- переносить знания в новые ситуации,
- искать аналоги и другие варианты решения,
- планировать свою деятельность,
- тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять;
- развивать ассоциативного мышления, воображения.

М.В.Кларин выделяет несколько основных способов целеполагания. Образовательная цель должна отражать те изменения в ребенке, которые произойдут в процессе проведения каждого конкретного урока. Этими изменениями могут быть пережитые чувства, пробудившиеся желания, осознанные мотивы, обновленное видение себя, принятые идеи, проверенные умения.
Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину


.


В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.

Современная педагогика требует умения учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?

Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания можно классифицировать на:

1. Визуальные:




  • Тема-вопрос

  • Работа над понятием

  • Ситуация яркого пятна

  • Исключение

  • Домысливание

  • Проблемная ситуация

  • Группировка.




2. Аудиальные:



  • Подводящий диалог

  • Собери слово

  • Исключение

  • Проблема предыдущего урока.




Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается. Если выясняется, что цель может быть не одна, необходимо выбрать более общий вариант цели, а все остальные переформулировать в задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Педагогические цели и задачи урока образуют многоуровневую систему.

Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.



Традиционный подход к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

ознакомить учащихся с …


будут знать



узнают…

вспомнят…



выработать умения …

будут уметь



повторят…

научатся…


закрепить навык


приобретут навык



закрепят…

поупражняются…


воспитывать интерес к предмету



смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …


поразмышляют…

продемонстрируют…




Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.



Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и задание объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяется цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ.



Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.



Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.

Далее определяется тема и цели урока.
img1
Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет целью урока.


Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.



Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
img2

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. На этой основе формулируется учебная цель.

Домысливание

Предлагается тема урока и слова "помощники":



Повторим

Изучим

Узнаем

Проверим

С помощью слов "помощников" дети легко формулируют цель урока.



Проблема предыдущего урока

В конце предыдущего урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.



Практическая часть занятия
Задание: Проанализируйте правильность постановки цели и задач урока по теме «Свойства живых организмов» различными педагогами для различных параллелей.

 Урок №3. Жизнь и уровни ее организации

 Цели урока:


  • расширить представления об основных признаках живого и уровнях организации живого; научиться определять уровень организации живого по его существенным характеристикам;

  • сформировать эмоционально-целостное отношение к современным проблемам биологии;

  • развить представление о целостности живой природы и ее единстве на основе анализа и синтеза, основываясь на материалистическом представлении о  мире и принципе научности.

Урок 3. Сущность жизни и свойства живого.

Задачи: сформировать понятие о сущности жизни, продолжить углубление представлений и знаний о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого (критериев), продолжить формирование умений вычленять и характеризовать критерии живого при изучении живой природы; продолжить развитие у учащихся умений работать с текстом.

Урок 2. Биологические системы и их свойства. Уровни организации живой природы

Задачи: раскрыть сущность жизни и отличия живого от неживого; выделить уровни организации живого, показав их тесную взаимосвязь.

Тема открытого  урока: Организм и его свойства.

Цель урока: углубить знания о телах живой и неживой природы; дать объяснение понятию «организм»; раскрыть свойства живых организмов.

Тема урока: Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Цели урока:

1) показать многообразие живого мира, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем.


2) повторить тему: «Система органического мира. Царства бактерий и грибов. Вирусы».

Задачи:

1) образовательная: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого;

2) развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы;

3) воспитательная: эстетическое воспитание – показать гармоничность всего живого и его целесообразность.



Тема урока Сущность жизни и свойства живого

Цель урока:


  • познакомиться с сущностью живых организмов в природе.

Задачи урока:


  • выучить основные свойства живого.

Урок. «Биология - наука о живом мире. Общие свойства живых организмов".

Цель урока:

1.Познакомиться с задачами и содержанием курса «Основы общей биологии».

2. Осознать понимание биологических исследований для человека и общества.

3. Изучить основные свойства живых организмов.
Урок. « Критерии и уровни организации жизни»

Цель: расширить представления учащихся об основных критериях жизни и уровнях организации живой материи.

Задачи:

1. Актуализировать ранее полученные общебиологические знания;

2. Показать практическое применение достижений современной биологии;

3. Развить логические умения (сравнивать, анализировать, делать выводы;



4. Развивать у учащихся потребность в самообразовании и творческой самореализации

Каталог: sites -> default -> files -> users -> user5
user5 -> Школа открыта миру. Вместе против насилия
user5 -> Семинар для заместителей директоров оу по нмр, руководителей шмо «Современные технологии в организации образовательного процесса в условиях перехода на фгос»
user5 -> Программа ижевск 2014 Научно-образовательный форум «Международная неделя многоязычия в УдГУ»
user5 -> Публикация книги
user5 -> Областное государственное учреждение «Региональный центр развития образования» А. И. Панов Педагогическое творчество: структурно-аналитический аспект
user5 -> Публикация книги
user5 -> Рецензия на реферат. Критерии оценки реферата

Скачать 237,81 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница