Мбоу гимназия №10 «Формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников»



Скачать 71,69 Kb.
Дата21.04.2016
Размер71,69 Kb.
МБОУ Гимназия № 10

«Формы и методы

духовно-нравственного воспитания школьников»
выступление на методическом наблюдении объединении воспитателей ГПД

Воспитатель: Шестакова Мария Ивановна


Октябрь 2010 год

Формы и методы духовно-нравственного воспитания
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс в школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое – вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И которые, к большому сожалению, редко услышишь сейчас. Так как они ассоциируются у нас с нашим недалёким прошлым. Отсутствие духовного развития, как сейчас очевидно, привело к нравственному опустошению, обнищанию душ людских. Исчезли слова: добро – как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таки слов можно перечислять множество. Люди все стали больше нетерпимы друг к другу, жестче, жестосердечнее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. А ведь только добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста…Евангелие от Луки.

Если же мы обратимся к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей РОДИНЫ ВСЕГДА БЫЛИ СВЯТОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ И ЛЮБОВЬ К Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания , необходима духовно здоровая семья и школа. Школа же, оставаясь светской, пытается через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведённых часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В данный период школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной. Духовно-нравственное воспитание – проблема комплексная, и решать её нужно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Духовно-нравственное развитие личности в границах общего образования осуществляется в педагогическом процессе осознанного принятия школьником ценностей семейной жизни, культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий, российской гражданской нации, мирового сообщества.

В настоящее время перед нашим педагогическим коллективом стоит задача формирование высоко духовной гражданской позиции учеников, развития и творческих способностей, содействия их самоопределения. Для комплексного решения данной задачи система духовно-нравственного воспитания, которая предполагает: комплекс педагогических условий (активизация познавательных мотивов учащихся к восприятию и изучению традиции духовной культуры), обогащение содержания воспитания образцами духовной культуры, создание формирующей духовно-нравственной среды, ориентирующей ученика на духовно-нравственное самовоспитание и организацию жизнедеятельности, обеспечение эффективности и повышения качества духовно-нравственного воспитания учащихся на основе приобщения к русским культурным и христианским традициям.

Воспитывающая деятельность строится по трем блокам, определяемым степенью близости решаемых задач:


  1. Близкие: духовно-нравственное образование, включающее беседы, чтение литературы, просмотр видеофильмов, экскурсии, прослушивание духовной музыки и поэзии.

  2. Средние: формирование годовых традиционных дел: праздников, тематических недель, научно-практических конференций, встреч, благотворительных мероприятий

  3. Далёкие: осмысление целей и смысла своей жизни, усвоение духовно-нравственных ценностей.

Воспитывающая деятельность в школе в системе духовно-нравственного воспитания осуществляется по следующим направлениям:



  1. Духовно-нравственное образование через реализацию программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы). На протяжении 4-х лет до введения этого курса за счет школьного компонента велись уроки в начальной школе «Православная культура».

  2. Через реализацию предметных циклов, спецкурсов и внеклассную работу.

Предметные циклы включают:




  • Уроки словесности (цель: формирование ученика как субъекта возрождения духовной культуры)

  • Уроки истории (цель: воспитание гражданина, знающего свои корни и связанного с ними, любящего Родину, свой народ)

  • Уроки естественно-научного цикла (познание мира и своего места в нем)

  • Уроки музыки, МХК, ИЗО, хореографии (несколько лет в рамках дополнительного образования ведутся уроки хореографии), погружение в мир культуры, познание красоты, воспитание чувств прекрасного

  • Уроки физической культуры (формирование здорового образа жизни)

  • Уроки технологии (воспитание хозяйки домашнего очага, хозяина дома)

Одним из направлений работы школы, позволяющим решать задачи по духовно-нравственному воспитанию, является организация исследовательской работы. В течение нескольких лет прослеживается повышение интереса учащихся школы к научно-исследовательской деятельности. Этому способствовало участие ребят в школьной конференции «Семья – прошлое, настоящее и будущее», в районных конференциях, в диалектологических конференциях на базе ТГУ им. Державина (хочу заметить, что с кафедрой русского языка ТГУ заключен договор о сотрудничестве). В нашей школе основу научного общества учащихся составляют те ученики, тематика исследований которых связана с историей родного края, с духовной и религиозной сферой общества. Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику, так как краеведческие объекты, как правило, мало изучены. Особенно это касается истории села, названия, улиц, переулков, диалекта села. Совместно с кафедрой русского языка института русской филологии проведена диалектологическая конференция «Тамбовские диалинги», организована экскурсия «Крестьянский мир – крестьянская семья». Исследовательская деятельность учащихся в школе имеет постоянную перспективу. С этой целью ребята-старшеклассники проводят беседы, классные часы, праздники у учащихся среднего младшего звена. Особая роль уделяется самостоятельной учебно-исследовательской работе школьников на всех ступенях обучения: познавательно-ознакомительный этап в начальной школе; частично-поисковый в среднем звене; научно-исследовательский этап для старших школьников. Это способствует активизации познавательной деятельности ученика и развитию нравственных качеств.

Важным направлением в работе является патриотическое воспитание. Разработана программа патриотического воспитания школьников на основе районной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Тамбовского района на 2009-2010 годы». Большая работа была проведена по подготовке к празднованию 65-летия Великой Победы. Дети приняли участие в акциях «Память Победы», «Наследники Великой Победы», «Звезда героя», в проектах «От края до края», «Аллея памяти»; проведен конкурс чтецов стихов о войне, приняли участие в музыкально-литературной композиции «Майский вальс».

Календарь дней Российской славы, празднование дней российской письменности и культуры, тематические классные часы, предметные недели, конкурсы знатоков русского слова – традиционные мероприятия, проводимые в школе. Новой формой в этом направлении стало проведение совместных мероприятий с РОСТО: это позволяет повысить мотивацию к службе в армии, воспитывает ответственность за исполнение гражданского долго.



Немаловажную роль в воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся играют традиционные русские праздники: как правило, русские православные праздники, русские игры, проведение праздников по народному календарю, - все это постепенно возвращается в дома наших учеников. ( «Рождественские посиделки», «Святки», «Масленица»). В результате дети знакомятся с фольклором, обычаями и традициями своего народа.
Особая роль отводится работе с семьей: освоены новые формы работы с родителями: работает «Школа для родителей», где практикуется посещение уроков, совместные праздники, соревнования, экскурсии, индивидуальные консультации, родительские семинары, нестандартные родительские собрания, консультации с психологом.

Система классных часов, направленных на этическое и нравственное воспитание, дает возможность активизировать работу по нравственному воспитанию обучающихся.



Результатами воспитывающей деятельности в рамках системы духовно-нравственного воспитания являются:

  • Уровень воспитанности обучающихся по итогам мониторинга за 2009-2010 год выше среднего. Уровень воспитанности выпускников хороший, так как у них четко выражены процессы саморегуляции и самоорганизации, сформирована активная жизненная позиция.

  • Повышение эрудиции и интеллектуальное развитие.

  • Осмысление Отечественной истории и современных проблем России, исходя из самобытности её духовного исторического пути.

  • Изменение духовно-нравственных ценностей воспитанников.

  • Проявление ответственности, инициативы, милосердия в поступках учащихся.

  • Формирование здорового образа жизни.

  • Эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса и способности к творчеству через ознакомление с высокими образцами культуры.

  • Социальная адаптация, подготовка учащихся к встрече с различными проявлениями в окружающей действительности.

В заключение хочу привести слова К.Д. Ушинского: «Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни…Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному – вы не достигли цели воспитания.
Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница