Материалы областного семинара по изучению особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (рас)



Скачать 214,73 Kb.
страница1/3
Дата25.04.2016
Размер214,73 Kb.
  1   2   3


Государственное бюджетное специализированное учреждение социального обслуживания «Центр реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда»

МАТЕРИАЛЫ

ОБЛАСТНОГО СЕМИНАРА

по изучению особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)



«Я – есть!»

ВОЛЖСКИЙ 2014Мировая практика психолого-педагогического воздействия на детей с РАС. Итоги II-й Международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения»

Казачкова Е.В.,

заведующий информационно-методического

отделения ГБСУ СО ЦРДИ «Надежда»

10 – 12 апреля 2014 года в Москве прошла II Международная научно-практическая конференция. «Аутизм. Вызовы и решения», где приняли участие сотрудники и родители воспитанников Центра «Надежда». Это первая в России конференция подобного масштаба, где собрались ведущие специалисты мира по аутизму – этой самой вызывающей на сегодня «эпидемии».

Конференция была подготовлена совместно с Американским Институтом исследований аутизма. Его директор Стивен Эдельсон выступил сопредседателем оргкомитета наряду с известным российским ученым профессором Александром Борисовичем Полетаевым. Программа конференции охватила самые актуальные направления мировых исследований в области аутизма.

Среди зарубежных докладчиков и лекторов Джеймс Адамс, профессор Университета Аризоны и сопредседатель Научно-консультативного комитета ARI. В числе выступающих доктор Дэвид Блэк, врач и исследователь с огромным клиническим опытом, нейрофизиолог, руководитель отделения нейронаук в области детского развития Национального института психического здоровья. С лекцией о диагностических новшествах и подходах в психиатрии выступил профессор Эрик Холландер, директор департамента психиатрии и поведенческих наук, руководитель Программы по аутизму и обсессивно-компульсивному расстройству Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна и медицинского центра. С докладом о биомедицинских инновациях в области лечения аутизма выступил профессор Ричард Фрай, директор исследований аутизма в Арканзасском институте исследований детства. С докладом по гастроэнтеральным проблемам аутизма выступил Рафаил Кушак, профессор педиатрии Массачусетского генерального госпиталя Гарварда. Клинический опыт в ранней интегративной диагностики представил доктор психологии, клинический психолог, специалист по Денверской модели раннего вмешательства Тали Гев из Университета Бар-Илан, Израиль, с мастер-классом по обучению детей с РАС речи и чтению выступили специалисты из Греции, Харьковский медико-генетический Центр, Одесский дельфинарий, Украина.

Россию представляли Московский государственный психолого-педагогический университет, А.Б. Полетаев, профессор и руководитель Центра «Имункулус», Московский институт психоанализа, центры, работающие с детьми с РДА и РАС «Кашенкин Луг», «Катенок» и др.

Апрель – особенный месяц для аутистов, их родных, близких, специалистов, работающих с такими детьми. Уже вторая Международная конференция собирается в Москве по проблемам таких детей именно в апреле. 2 апреля - всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установленный резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 21.01.08. ООН выразила глубокую обеспокоенность растущей численностью детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира, что имеет громадные последствия для детей, их семей и общества в целом с вытекающими отсюда проблемами в области развития. Ассамблея рекомендовала государствам-членам принимать меры для повышения информированности всех слоев общества, в том числе на уровне семей, о проблемах детей, страдающих аутизмом. Привлечение международного внимания к этой проблеме имеет огромное значение для преодоления неосведомленности и неадекватности национальных структур поддержки.

По оценкам экспертов, например, крупнейшая в США научная организация Autism Speaks утверждает, что сегодня в мире более 67 миллионов людей страдают аутизмом, в том числе примерно на 100 детей приходится один аутенок (в США уже один на 88 детей, Южная Корея в марте этого года подвела статистику, что один из 40 детей подвержен РАС), и эта статистика угрожающе растет. Для лечения таких детей должны использоваться программы психологической коррекции, разработанные на национальном уровне. В резолюции Генеральной Ассамблеи также отмечается, что раннее диагностирование, надлежащее обследование и соответствующая терапия имеют жизненно важное значение для развития аутичных детей с тем, чтобы они смогли стать полноправными членами общества, гражданами своей страны и членами глобального сообщества. Современные исследования показывают, что раннее вмешательство может помочь людям с признаками аутизма добиваться значительного совершенствования своих способностей. Настало время потрудиться над тем, чтобы сделать общество более инклюзивным.

Выступающие на конференции докладчики еще раз обращались к вопросам: Что такое аутизм: тяжелый недуг, «Чума XXI века» или все-таки особенность психического развития человека? Название болезни происходит от греческого слова autos — сам. То есть аутенок находится сам в себе, отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.

Каковы причины аутизма? Некоторые предполагают, что это происходит в результате хромосомных перестроек, другие выясняют, не лежат ли причины в сопутствующих заболеваниях или окружении ребенка. Многие родители считают, что аутизм вызывают детские вакцины.

Кто подвержен аутизму? Аутизм встречается у людей всех национальностей, культур, религий и социального происхождения.

Кто такие аутисты, в каком мире они живут, и почему большинство аутистов – мальчики?

Точного ответа на эти вопросы до сих пор нет.

Аутизм – заболевание более распространенное, чем многие думают. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10000 человек, сейчас детей с аутизмом рождается 1 на 90-100 человек. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых. Анализ ситуации в отделении социальной абилитации нашего Центра также подтверждает рост количества детей с РАС, в частности, в мае 2014 года количество воспитанников с РАС составляло около 25% детей в отделении. Конечно, не у всех этих детей поставлен диагноз РДА, но дети его явно имеют.

Столкнувшись с проблемой РДА и РАС вплотную, обнаруживаешь, что большинство людей и не слышали, что означает этот термин. Когда родители узнают, что у ребенка аутизм, зачастую многие не знают, как его преодолеть. У них нет понимания, что необходимо сразу начинать работу по преодолению проблем в поведении и развитии у ребенка, вызванных аутизмом. Зачастую такие проявления списывают на возрастные особенности, либо неправильно диагностируют и ставят совершенно противоположный диагноз. Но аутизм - это сложное состояние, как правило, сочетающее в себе несколько самостоятельных нарушений. Редко встретишь ребенка, у которого наблюдаются лишь отдельные симптомы раннего детского аутизма (РДА). Как правило, на практике встречаются дети, у которых наблюдаются сочетанные нарушения. Не существует «типичного аутиста» - каждый случай аутизма уникален. У таких людей наблюдается множество различных проявлений аутизма, от легких до тяжелых.

Долгое время эта загадочная болезнь считалась неизлечимой. Однако уже сейчас в мире есть немало примеров успешного преодоления диагноза. В большинстве случаев это заслуга ранней диагностики, биомедицинского лечения и упорных занятий с ребенком по системе психолого-педагогической коррекции по 30-80 часов в неделю. Благодаря этому сотни семей получили надежду на исцеление и полноценную жизнь. Аутичные расстройства очень хорошо поддаются коррекции при правильно организованной и своевременно начатой терапии. Самые значительные успехи наблюдаются при раннем (до 3-х лет) установлении диагноза и начале реабилитации ребёнка. Чем дольше дети с аутизмом остаются без помощи, тем сложнее до них достучаться, чем раньше начать обучение – тем ребенок будет успешнее в жизни. Аутисты – талантливые и одаренные люди, среди них много потенциальных гениев, но реализованных – единицы.

Во всем мире проблемы аутизма успешно решаются при поддержке государства и общественных институтов. В России же не предусмотрено государственных диагностических реабилитационных центров и специализированных детских садов и школ. Практически нет специалистов, нет современной методической базы, системы обучения и учебных заведений для подготовки педагогов и психологов по работе с аутистами. Нет разработанных индивидуальных коррекционных программ, по которым психологи смогли бы работать с аутятами.

К примеру, в США профессиональному обращению с аутятями учатся три года, для непрофессионалов, т.е. волонтёров, есть трехмесячные курсы. Понимая серьёзность проблемы, последних там готовят не менее тщательно, чем у нас медиков-профессионалов.

В России даже нет официальной статистики этого заболевания. Но если нет статистики, это не значит, что нет проблемы! На Западе государства тратит миллионы на адаптацию людей с аутизмом в современном обществе. Но даже при такой заботе всего лишь четверть больных аутизмом устраиваются на работу и находят свое место в обществе.

Родителям приходится за свой счёт нанимать частных специалистов, которые имеют представление о коррекции аутизма. Таких специалистов единицы. Стоимость их услуг большинству семей недоступна. Ибо практически в каждой семье работает только один из родителей, а другой (как правило, мама) вынужден заниматься ребёнком. Только небольшая часть детей, больных аутизмом, может находиться в детских садах и школах, в основном, частных специализированных. Многие родители вынуждены обучать своих детей на дому, изолируя их от обычной жизни, хотя от помещения детей с аутизмом в адекватную среду развития и обучения может кардинально зависеть их адаптация к жизни.

Семья, в которой воспитывается ребёнок с аутизмом, часто попадает в социальную изоляцию и сталкивается с неприязнью, непониманием со стороны окружающих. Аутичный ребёнок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного сорванца. Непонимание, недоброжелательность и даже отторжение окружающими увеличивают страх ребёнка и его родителей перед появлением в общественных местах, усложняя и без того тяжёлое душевное состояние семьи.

Тем не менее, эти проблемы вполне преодолимы. Мировая практика показывает, что только государственная система помощи позволяет значительно снизить в дальнейшем инвалидизацию людей с аутизмом. И даже получить экономическую выгоду. Ведь у нас таких детей не меньше чем в других странах, но говорят и пишут о них в десятки раз меньше. Давайте поддержим их!

Им нужна наша помощь, понимание и терпимость. И если вы увидите ребёнка, орущего и катающегося по полу в супермаркете, подумайте, что он на самом деле вовсе не избалован родителями, а оглушён и напуган навалившимися на него ощущениями. Или, может быть, это единственный доступный ему способ выразить свой протест, достучаться до нас из его реальности. А его маме, в этот момент пытающейся помочь своему ребёнку, совсем не нужны замечания или неуместное внимание окружающих. Всё, что ей нужно - это просто понимание, а иногда - элементарная физическая помощь: вовремя поддержанная дверь или поданная сумка. Задача нашего общества – протянуть руку помощи особым детям и помочь им адаптироваться в нашем мире!
Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом. Уровневый подход.

Волощук О.В., врач-психиатр

первой квалификационной категории

ГБСУ СО ЦРДИ «Надежда»

Аутизм является одним из наиболее распространенных из клинически гетерогенных детских психических заболеваний. Более того, отмечается значительный рост его частоты в последние 20 лет. Так, суммарная частота аутизма в 1986 г. составляла 1:5000, в 1998 г. - 1:1000, в 2000 г. - 1:250. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей.

Так, если в 2013 году аутизмом страдал каждый 88-й ребёнок, то по последним данным со Второй Международной конференции по аутизму в Москве, на которой специалисты Центра «Надежда» были в апреле 2014 года, то уже в этом году каждый 68-й ребенок имеет расстройство аутистического спектра. В связи с этим, в последние десятилетия заболевание стало объектом пристального внимания психиатров, педиатров, генетиков.

Впервые термин «аутизм» был использован швейцарским психиатром Эйгеном Блёйлером в 1911г. для обозначения симптома у взрослых, страдающих шизофренией, который проявляется в виде ухода человека от внешней реальности в мир собственных фантазий.

Термин этот используется широко и по настоящее время. Но современное понимание аутизма отличается от первоначального клинического проявления, предложенного Блёйлером.

В зарубежной психиатрии аутизм рассматривался как ухода человека от внешней реальности в мир собственных фантазий.

В отечественной психиатрии аутизм определялся как «разобщенность больных с внешним миром», « нарушение адекватных установок к окружающему миру» (Гиляровский, 1928) До сих пор не существует однозначного представления о том, что же такое «аутизм» и каковы его основные характеристики.

Синдром РДА как самостоятельная клиническая единица была впервые выделена Лео Каннером. В 1943г. Он наблюдал 11 детей, у которых в течение первых лет жизни отмечалась замкнутость, отгороженность от окружающего мира. В качестве основной черты он выделил «проявление с самого начала жизни неспособности детей соотносить себя обычным образом с людьми и ситуациями». Почти одновременно с Каннером к постановке сходных проблем пришли Ганс Аспергер (1944) –австрийский педиатр и Самуил Семенович Мнухин (1947) (школа Ленинградских детских психиатров), который выдвинул концепцию органического, т.е. обусловленного органическим поражением центральной нервной системы, происхождения РДА.

В 1981г. В.Е. Каган, врач ленинградского отделения по лечению неврозов у детей и подростков предложил определение аутизма наиболее точно отражающее его сущность: «Аутизм – это психопатологический синдром, который характеризуется недостаточностью общения, формируется на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение».

Под предпосылками общения понимаются:

1. Возможность адекватного восприятия и интерпретации информации;

2.Достаточность и адекватность выразительных средств общения;

3. Возможность адекватного планирования и гибкого варьирования поведения, выбора, способа и стиля общения.

Таким образом, аутизм – отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми.

Аутизм, возникший у ребенка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом. (РДА)

Расстройство аутистического спектра характеризуется нарушением психического развития, аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи, моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к социальной дезадаптации, такое определение было дано Центром Психического Здоровья Российской академии Наук в 2005г.

Первые гипотезы о причинах раннего детского аутизма были выдвинуты Каннером. В своих ранних работах он подчеркивал высокую значимость таких факторов, как эмоциональная холодность, жестокость, ригидность родителей, негативно сказывающихся, на процессе общения с ребенком. Это вызвало огромное количество критических замечаний и дискуссий. В дальнейшем и сам Каннер отказался от него. Позднее в исследованиях зарубежных и отечественных психиатров было показано, что РДА обусловлен сложными биологическими факторами.

Общепризнанной концепции этиологии РАС в мире не существует. Причины могут быть самыми разными – от эндогенно-наследственных до экзогенно-органических и психогенных. Большинство исследователей склоняются к тому, что аутизм в детстве имеет нейробиологическую основу и является результатом общемозговых нарушений.

Серьёзное влияние оказывают органические нарушения ЦНС в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются.

Исследования зарубежных и отечественных психиатров показали, что РДА обусловлен сложными биологическими и генетическими факторами. Наиболее распространённой является гипотеза о генетической природе РДА. Сотрудники Международного консорциума по молекулярному и генетическому изучению аутизма, обследовавшие 150 пар братьев и сестёр, больных аутизмом, полагают, что на человеческих хромосомах 2, 7 , 16 и 17 имеются участки вызывающие предрасположенность к аутизму. В целом хромосомные нарушения удается выявить в 5-10% случаев аутизма.

Компьютерно–томографические исследования и метод фотонного спектроскопического сканирования выявили морфологические изменения структуры отдельных частей мозга и изменения в химическом составе. В 2007 в Государственном университете г. Санкт-Петербург были проанализированы все статьи, опубликованные за последние 10 лет в зарубежных журналах, посвященные обследованию мозга людей с РДА методами МРТ и функциональной МРТ.

Была обнаружена следующая закономерность. В возрасте 2-3 лет у 90% детей, страдающих РДА, общий объем мозга увеличен по сравнению с нормой на 10-13%. С возрастом различия постепенно сглаживаются и, согласно одним данным, к 5-6 годам, согласно другим, к 8-12 годам уже не являются достоверными. Вместе с тем, есть данные за то, что в раннем подростковом возрасте (12-13 лет) объем белого вещества остается выше нормы (до 15 %), при этом абсолютный и относительный объем серого вещества оказывается ниже нормы. Так же выявлено, что у аутичных детей размеры мозжечковой впадины, участвующей в обработке эмоциональной информации, намного больше, чем у здоровых и умственно отсталых детей. Таким образом, патология отдельных зон серого и белого вещества создает на определенном возрастном этапе взросления ребенка картину дефекта интеллектуального и эмоционально-личностного развития.

«Аутизм – это не плохое воспитание, а порок развития головного мозга», - говорила доктор Элисон Мотри, доцент Калифорнийского университета в Сан-Диего.

В СМИ многих Европейских странах и США указывается на взаимосвязь между возникновением РДА и прививками от Кори, Свинки и Краснухи, содержащими консервант ртути тимеросал. Это предположение вызвано тем, что симптомы при отравлении ртутью и при РДА очень схожие. Так же отмечалась родителями взаимосвязь между привитием их ребёнка и началом заболевания. Это предположение осталось на уровне гипотезы, но отвергать эту возможную причину ненужно, в связи с тем, что проводимые исследования подтверждающие отсутствие взаимосвязи, проводились в основном заинтересованными компаниями в распространении прививок.

Клинические проявления. Основные радикалы нарушений поведения детей с аутизмом.



  1. Недостаточное или полное отсутствие контакта с окружающими, отгороженность от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким. Даже к матери. («аффективная блокада»)

  2. Неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Может ударить, толкнуть взрослого, ребенка. Это ложно расценивается как агрессия. А привлечь его внимание может неодушевленный предмет.

  3. Приверженность к сохранению неизменности окружающего мира (феномен тождества по Каннеру).

  4. Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители. Что заставляет родителей обращаться к офтальмологу, лор. врачу. Дети с аутизмом бывают очень чувствительны к слабым раздражителям. И в то же время – повышенная сенсорная чувствительность.

  5. Боязнь всего нового. Не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду, обувь.

  6. Аффективные проявления у детей с аутизмом бедны и однообразны.

  7. Характерны речевые нарушения. При тяжелых формах – мутизм, т.е полная утрата речи. Либо повышенный вербализм. Или избирательное отношение к определенным словам и выражениям. Постоянно произносит одни слова и слоги. Выражения из фильмов, из речи взрослых. Эхолалии

  8. Однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям. Потряхивание кистями рук, перебирание пальцами у своего лица, сгибание, разгибание плеч, предплечий, подпрыгивание на носках, бег по кругу.

  9. Своеобразное зрительное поведение. Непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд», взгляд мимо. Преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения.

  10. Однообразные игры. Стереотипные манипуляции с неигровым материалом.(веревки , гайки, коробки…). Возможно использование игрушек, но не по назначению. Могут подолгу перекладывать предметы, выстраивать их в ряд, переливать воду из одной посуда в другую или часами наблюдать за струей воды из крана

  11. Активно стремятся к одиночеству. Чувствуют себя значительно лучше, когда остаются одни.

  12. Интеллектуальные нарушения у детей с РДА разнообразны.

До 70 -80%- дети с различной умственной отсталостью. И только 20 - 30% имеют нормальный интеллект.

Обобщая перечисленные поведенческие феномены и интерпретируя их с точки зрения психологических особенностей развития, исследователи выделяют три основные дефицитарные сферы у детей с аутизмом, а именно:

-коммуникативная

-эмоциональная

-сфера социальных отношений.

Разнообразие клинических проявлений аутизма создает определенные сложности в его классификации, в выделении ведущего симптомокомплекса. До сих пор не существует единого подхода к классификации раннего детского аутизма.

Классификация аутизма по Кагану (1981):

-аутизм при шизофрении

-аутизм при шизоидной психопатии

-детский аутизм

-органический аутизм

-параутистические состояния

Классификация аутизма по Ковалеву (1985):

-процессуальный

(шизофренический)

-непроцессуальный

Особого внимания заслуживает классификация Лебединской К.С.(1981) В ее основе лежит причина развития аутизма. Используя этиопатогенетический подход, Лебединская выделяет пять его вариантов.

1. Аутизм при различных заболеваниях центральной нервной системы или органический аутизм. Как правило, у детей наблюдаются задержки речевого и интеллектуального развития. Проявляется психическая инертность, двигательная расторможенность, нарушение внимания, памяти и др.

2. Психогенный аутизм. Проявляется у детей до 3 лет, растущих в условиях эмоциональной и материнской депривации, не правильном воспитании в интернатах или некоторых дезадаптивных семьях. В отличие от других типов РДА при нормализации условий воспитания эти симптомы могут исчезнуть. Однако в случае пребывания ребёнка в неблагоприятных условиях первых 3 года, то аутистическое поведение становится стойким.

3. РДА при шизофренической этиологии. Отличаются более выраженной отгороженностью от внешнего мира и слабостью контактов с окружающими.

4. При обменных заболеваниях (феникетонурии, целиакии).

5. При хромосомных нарушениях (синдроме Дауна, синдроме Мартин-Белла, Мандибула - фациальный дизостоз)



Лорна Винг – доктор -исследователь (Калифорния) разделяла аутичных детей на три группы в соответствии их способностью вступать в социальный контакт. «Одинокие», которые не вовлекаются в общение, «пассивные», «активные, но нелепые». Наилучший прогноз в дальнейшем психическом развитии, по мнению автора, был у «пассивных».

Врачи ставят диагноз в соответствии с МКБ – 10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра). Согласно МКБ – 10, к собственно аутистическим расстройствам относятся: Детский аутизм, Атипичный аутизм, Синдром Ретта, Другое дезинтегративное расстройство детского возраста, Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями и Синдром Аспергера.

Все эти диагнозы относятся к единой группе первазивных расстройств и основываются на наличии трёх основных качественных нарушениях:

-недостаток социального взаимодействия,

-недостаток взаимной коммуникации,

- наличие стереотипных форм поведения.

Но отличаются различным возрастом проявления аутичных особенностей, уровнем развития речи, возможностью коммуникативных установок, сопутствующими неспецифическими проблемами, такими как: фобии, двигательное возбуждение, нарушения сна, нарушение пищевого поведения, агрессией и различным прогнозом дальнейшего развития.

По данной проблеме с 1975 года работает Ольга Сергеевна Никольская –психолог, профессор ИКП РАО, автор книги «Аутичный ребенок: пути помощи». «Мы выделяем четыре основные группы аутичных детей с совершенно разными типами поведения. Варианты отличаются тяжестью и характером аутизма, степенью дезадаптации ребенка и возможностями его социализации. Наши наблюдения в процессе психокоррекционной практики показывают, что эти группы представляют собой последовательные ступени в развитии взаимодействия ребенка со средой. При успешной работе ребенок поднимается по этим ступеням».

В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, обобщая имеющиеся данные в исследовании механизмов эмоциональной регуляции человека, выделили уровни базальной аффективной организации. Определяются четыре уровня организации взаимодействия с окружающим миром и реализации потребностей. Эти уровни решают качественно различные задачи адаптации. Они не могут подменять друг друга! И ослабление или повреждение одного из уровней приводит к общей аффективной дезадаптации либо может стать причиной аффективной дефицитарности.

Первый уровень (уровень полевой реактивности) связан с наиболее примитивными и пассивными формами психической адаптации. Уровень этот обеспечивает постоянный процесс выбора позиции наибольшего комфорта и безопасности. Ощущение дискомфорта очень мимолетно, потому что мгновенно вызывает двигательную реакцию, перемещение в пространстве. Выбор пространственной позиции осуществляется автоматически, в пассивном движении поля, то приближаясь к объекту для ощущения комфорта, то отдаляясь от дискомфортных влияний. При гипофункции этого уровня возникает низкий порог аффективного дискомфорта. Происходит неадекватная оценка своего положения в пространстве. Задачи других уровней теряют свое значение. Адаптация ребенка к окружающему осуществляется исключительно за счет примитивных механизмов первого уровня.

Второй уровень (уровень стереотипов) решает задачу регуляции процесса удовлетворения соматических потребностей. Он устанавливает аффективный контроль за функциями самого организма, фиксирует способы удовлетворения. Происходит выработка стереотипов удовлетворения. Этот уровень проявляет особую чувствительность к ритмическим воздействиям. Этот уровень «не любит и не может ждать». Не переносит сенсорного дискомфорта. Появляется тревога, чувство страха. Стабильность аффективных процессов ребенок получает стереотипными способами, как правило, самораздражением. Нарушение функции второго уровня препятствует нормальному ходу эмоционального развития ребенка.

Третий уровень (уровень экспансии, т.е. овладение средой). Механизмы этого уровня осваиваются во втором полугодии жизни. Этот уровень запускает исследовательское поведение, поиск путей преодоления трудностей. Угрожающие и дискомфортные впечатления мобилизуют субъекта в предвкушении победы, его уверенности в возможности овладения ситуацией. При нарушении третьего уровня рождается неуверенность в своих силах. Неудачи воспринимаются чрезвычайно остро. Таким образом, возникает тенденция снова и снова примериваться к ситуации и оценивать ее как неблагоприятную. Возникает трудность принятия решения. У аутичного ребенка потребность в разрешении страха остается и происходит бесконечное повторение одного и того же аффективного действия. Аутичные дети демонстрируют влечение к страшному, грязному, неприятному. Типична стереотипность таких влечений.

Смысл четвертого уровня (уровень эмоционального контроля) заключается в налаживании эмоционального контакта с другими людьми. Разрабатывается способ ориентировки в переживаниях людей. Витально значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест. Аффективное переживание на этом уровне связано с сопереживанием другому человеку. При дефицитарном четвертом уровне при РДА аффективный контакт с внешним миром осуществляется только опосредованно, через близких людей. Трудно усваиваются образцы поведения, они стремятся к стереотипному использованию уже усвоенных форм.

Учитывая уровни эмоциональной регуляции, Никольская предложила 4 группы детей РДА

В первой группе, объединяющей самые тяжелые случаи дезадаптации, аутизм предстает как полная отрешенность от окружающего. Для этих детей не доступны активные формы контакта со средой, они практически не имеют точек целенаправленного взаимодействия с окружающим. Такие дети как бы ни видят, не слышат, часто не реагируют на боль, холод и голод. Они не защищаются от воздействия среды, а ускользают, уходят от них. При попытке их удержать они вырываются, кричат, но как только их оставляют в покое, снова становятся отрешенными. Видимо, задачи самосохранения столь актуальны для такого ребенка, что решаются им радикально: жестко устанавливает такую дистанцию с миром, которая устраняет все точки соприкосновения с ним. Такие дети ни к чему не проявляют избирательного внимания, пользуются периферическим, рассеянным зрением, отсутствует указательный жест. Они ни чего не любят и ни чего не боятся. Нет пристрастий и привычек, их лица ни чего не выражают. «Лицо принца» по Каннеру. Если и возникает интерес к чему-либо, то пресыщение наступает столь быстро, что рука, протянутая к предмету, чаще всего повиснет, не дотянувшись до него. И ребенок будет продолжать свое бесцельное полевое поведение. Такие дети мутичны, хотя известно, что каждый из них может неожиданно, ни к кому не обращаясь, произнести сложное слово. Не имея точек активного взаимодействия с миром, они и не развивают активных форм аутостимуляции. Разряды стеретипий и эпизоды самоагрессии проявляются редко, в частности при нажиме взрослых Аутостимуляция может выражаться в бесцельном созерцании мелькания огней, движения веток, облаков.

Вторая группа детей находится на следующей ступени аутистического дизонтогенеза. Сам аутизм - как активное отвержение мира, а аутостимуляция и стереотипии - избирательное стремление к привычным и приятным сенсорным впечатлениям. Возможна речь штампами, отставленными эхолалиями. Могут говорить о себе во втором или третьем лице. Они кажутся наиболее страдающими, часто испытывают физический дискомфорт, избирательны в еде. Тяжело переносят изменения в привычной среде. Они закрывают уши руками, кричат. На лице гримаса страха. Такие дети изобретают активные изощренные способы аутостимуляции , заглушая воздействия окружающего мира. Характерные моторные и речевые стереотипии вызывающие одни и те же ощущения. Такой ребенок «перекрикивает» внешний мир, прыгает, взмахивает руками, раздражает органы зрения, слуха, обнюхивает, облизывает предметы, разрывает бумагу, выкрикивает одни и те же слова или фразы. В ситуации панического ужаса самораздражение может перейти в опасную самоагрессию. Эти дети усваивают небольшое число навыков самообслуживания. Но именно эти дети требуют сохранения постоянства в окружающем.

У детей третьей группы аутизм проявляется как захваченность собственными переживаниями. Характерной формой аутостимуляции становится стереотипное воспроизведение ситуации пережитого страха или дискомфорта. Происходит как бы «прирученность» неприятной ситуации. Взаимодействие такого ребенка с миром строится как разворачивание собственной поведенческой программы – моторной и речевой. Программа эта реализуется в форме монолога без учета обстоятельств, вне диалога с людьми. Характерны стереотипные фантазии на темы страшного. Иногда испытывают удовольствие, когда их ругают. Как бы дразня своих близких, провоцируя их на гнев. Могут рано проявить интерес к отвлеченным занятиям. Получают удовольствие от выстраиваемой информации. Но без специальных коррекционных занятий эти знания никак не используются в реальной жизни. Характерно выражение лица у таких детей. Застывшая улыбка, блестящие глаза, экзальтированные жесты, громкая, быстрая речь.

Аутизм детей четвертой группы наименее глубок. Он выступает как трудности организации общения. Они не развивают активных изощренных средств аутостимуляции. Ребенок стремится строить свои отношения с миром только опосредованно, через взрослого человека. Они требуют постоянного одобрения, подтверждение правильности своих действий. Иногда такие дети кажутся «туповатыми», рассеянными, растерянными, моторно-неловким, движения их суетливы. Выражение лица застывшее или рассеянное. Речь тихая, затухающая.

Понятно, что каждый ребенок, даже аутичный, находится в развитии.

Перечисленные уровни можно рассматривать, как основные ориентиры, к которым тяготеют типичные образцы поведения детей с РАС. Выделение групп – ориентиров помогает в практике психокоррекции.

Аутизм - это не пропасть на широкой дороге жизни, это узкая горная тропа в тумане, по которой можно пройти рука об руку, вместе.



Каталог: other -> deyatelnost-podvedomstvennykh-uchrezhdeniy-tsentry-sotsialnoy-zashchity-naseleniya -> perechen-gosudarstvennykh-uslug
other -> Введение к анонимным депрессивнЫМ
other -> Даглас Р. Хофштадтер Дэниел К. Деннет
other -> Максим Калашников Глобальный Смутокризис
perechen-gosudarstvennykh-uslug -> Комитет социальной защиты населения волгоградской области группы поддержки и взаимопомощи: опыт специалистов.
perechen-gosudarstvennykh-uslug -> Методические рекомендации «Педагогическая диагностика лиц, старше 18 лет, страдающих психическими заболеваниями»
perechen-gosudarstvennykh-uslug -> Методические рекомендации «Педагогическая диагностика лиц, старше 18 лет, страдающих психическими заболеваниями»
perechen-gosudarstvennykh-uslug -> Комитет социальной защиты населения волгоградской области группы поддержки и взаимопомощи: опыт специалистов.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница