Литература как средство воспитания патриотизма у подростков



Скачать 29,44 Kb.
Дата01.05.2022
Размер29,44 Kb.
#141842
ТипЛитература

Волобуева Валентина Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Кибирщинская ООШ
Брянская область, Красногорский район


Русская литература как средство воспитания патриотизма у подростков.
Патриотическое воспитание… Патриотизм… Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьёзное значение? Что такое патриотизм?
Я считаю, что патриотизм – это чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Проблема патриотизма и интернационализма сегодня приобрела небывалую остроту. Россия находится в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Население страны живет в условиях обострившихся внутренних конфликтов и межэтнических противоречий. Какое бы тяжелое время не переживала страна и вместе с ней общество, проблема воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданственности и национального самосознания всегда актуальна.
Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства, где должны принимать участие семья, школа, социальные и государственные институты. Что может сделать рядовой учитель?
Учить и воспитывать доверенных ему детей, делая акцент на непреходящие ценности: добро, человечность, любовь, чувство ответственности за свои поступки, чувство товарищества. Не должны быть пустым звуком слова "мать", "Родина", "гражданский долг". Вскоре на плечи сегодняшних школьников ляжет ответственность за будущее России. И к этому подрастающее поколение нужно готовить, развивая духовность, нравственность, способность отдать силы, талант и энергию на благо общества и государства. Для решения поставленных задач в распоряжении учителя есть урок, внеурочные часы и внеклассная работа. Литература и русский язык располагают для этого большими возможностями. Уроки литературы не только предполагают научить детей решать социальные и нравственные проблемы на художественном материале, но и соотносить искусство и действительность, уметь через прошлое видеть настоящее и будущее. Перед учителем литературы и русского языка ставятся следующие задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся:

  • формировать у детей любовь и преданность Родине;

  • развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;

  • воспитывать любовь к русскому языку как родному и как языку межнационального общения;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;

  • формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины и защищать ее;

  • развивать у школьников настойчивость в преодолении учебных трудностей как шаг к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. В своей работе учитель должен учитывать и состав класса, и особенности текущего учебного материала. Уроки любого типа позволяют вести разговор о патриотизме и гражданственности.
Чтение – сложнейший творческий процесс, требующий высокого напряжения интеллекта и чувств, памяти и воображения, опирающийся на всю духовную сферу жизни человека. К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии.
Народный эпос – одно из главных средств воспитания любви к родной земле. Идея её защиты была ведущей в памятниках древнерусской литературы, а главной добродетелью представлялась готовность жертвовать за неё. Былинные герои-богатыри стремились защитить родную землю, православную веру, народ от посягательств агрессоров. Так Добрыня представляется как герой, освобождавший из плена не только русских людей, но и чужих царей-царевичей, королей-королевичей. Эта черта Добрыни «возвышает его и народ, создавший такой идеал». При изучении былин об Илье Муромце внимание семиклассников обращаю на стремление защитить вдов и сирот, отомстить за их слёзы. Большое значение придаю и личностным качествам героя. Илья бескорыстен: он никогда не требует платы за свои труды. Он уважает тяжёлый крестьянский труд и не стыдится своего простого происхождения, почтительно относится к старшим, к родителям.
Летописцы в своих хрониках подчёркивали, что русский народ имеет историю, которой можно и должно гордиться. Изучение житий святых, многие из которых до сих пор являют живой пример жертвования не только за веру, но и за свой народ, формирует представление о долге перед отечеством. Сказание об Александре Невском. Что нам известно о нём? Наверное, большинство скажет: одержал победу над немцами на Чудском озере. И будут правы; но автор подчёркивает, что князь «любил родину более, чем княжескую и богатырскую честь, и сознательно вступил на путь самоуничижения для спасения Руси», совершая почти чудеса. Кроме победы над немцами, он пять раз ездил в Золотую Орду и всегда отводил беду от Отечества.
Честь и Родина были главными для русских поэтов и писателей. Так Г.Р. Державин относился к числу тех чиновников, которые служили России, а не «лицам». На первое место он ставил выполнение гражданского долга, а не получение наград и чинов. Свою роль на службе он видел в том, чтобы быть «посредником между троном и народом», «остановить грабительство, беспрестанное взяточничество». Как современно! Герой Г.Р.Державина – это прежде всего патриот, для которого счастье семьи немыслимо без блага Родины. Нужно понять самим и учить детей любить не только свой дом, но и родных, работу, окружающих.
В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
При изучении романа «Дубровский» ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Проблемный метод изучения художественной литературы приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Важное место на уроках литературы занимает сопоставительный анализ произведения. Например, при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать образ предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина «Пугачев». Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности.
Может быть, что для многих подростков слова «Родина», «патриотизм» - какие-то отвлечённые понятия. Но зато слово «мама» - такое родное и близкое. Рассказ А.Платонова «Ещё мама» воспитывает патриотизм не на абстрактных высоких материях, а на самом простом и понятном детям чувстве материнской любви. Ведь именно мама открывает малышу дверь в большой мир. Он слышит ласковые мамины слова, чувствует её тепло и защиту. И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. Если это настоящие люди… В рассказе слово «мама» встречается сорок раз, потому что оно здесь – главное. Учительница учит писать главного героя Артёма слово «Родина» после того, как он освоил слово «мама», как бы соединяя в сознании мальчика эти два важных понятия.
Родина и мать – понятия неразделимые. Родная мама – это тот человек, который дал тебе жизнь, вырастил, воспитал тебя, а Родина – это та земля, на которой родились и ты, и твои мама и папа, бабушка и дедушка; она дарит тебе поля, луга, реки – все свои богатства; сохраняет родной язык и народ, историю и традиции; даёт нам возможность учиться, работать, украшать мир. То есть она приходится матерью для всех живущих на этой земле и объединяет нас в большую семью. Вот почему с давних времён понятие Родины у людей соединялось с понятием матери.
Для ребёнка мама – самый дорогой человек. Она кормилица, защитница и помощница, и любовь к родному дому и всему, что в нём есть, начинается с мамы. А уж от родного порога тянутся нити любви к родной земле – Родине. Может быть, сейчас дети этого и не понимают до конца, но в их сознании навсегда свяжутся эти два понятия, вынесенные из школьных уроков.
Пока ребёнок маленький, он любит свой дом, свою маму; подрастая, он учится любить свою школу, свой город; становясь взрослым, понимает, что вся родная страна – ему мать и он в ответе за её будущее…
А наша задача – помочь ему это понять.

Не только на уроках литературы, но и русского языка ведётся работа по формированию патриотических чувств учащихся. Ведь русский язык как учебный предмет несёт в себе высокую познавательную ценность. Использование текстов, влияющих на понимание нравственных жизненных ценностей, при изучении любого языкового материала, оказывается хорошим подспорьем при формировании чувств патриотизма.


Огромное воспитательное значение имеют пословицы. Именно в них ярко выражено отношение народа к Родине: восхваляется честность, правдивость, мужество, осуждаются малодушие, себялюбие, трусость. Их можно использовать при изучении различных тем русского языка: «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) –Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родной дом дороже золота; Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти; «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Жить- Родине служить; Родная сторона – мать, чужая – мачеха; и т.д.
В процессе лингвистического анализа текста, при проведении изложений можно акцентировать внимание учащихся на содержании предложенных отрывков: Как проявляется храбрость людей? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родному языку. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Поэтому особое значение придаю на уроках работе над языковым материалом: учу находить художественно-выразительные средства, восхищаться метко сказанным словом, выразительностью речи.
Таким образом, формирование патриотических чувств — работа ёмкая, трудная, долгая. И если после уроков дети станут более бережно относиться к природе, интересоваться прошлым народа, станут более чуткими к художественному слову, если понятия Родина, долг, честь не останутся для них пустым звуком, я буду счастлива.

Литература:


1. Колпачёва О.Ю. «Воспитательный потенциал русской литературы и его реализация педагогами дореволюционной России». – «Литература в школе» №4, 2004г.
2. Елисеева Т. «Мать и Родина – понятия неразделимые. Урок по рассказу А. Платонова «Ещё мама». – «Литература в школе» №3, 2004г.
3. Корчагина Л.М. «Честь и Родина. О некоторых аспектах преподавания литературы». – «Литература в школе» №4, 2004г.
4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
5. Суходольская С.А Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы - Дрофа, 2007, с 69(4)
Каталог: metodika
metodika -> Методические рекомендации для специалистов системы высшего образования по развитию одаренности у детей и подростков
metodika -> Ярославской области
metodika -> Б б к 74,56 с 60 ф 76 Солдатов В. Ф., Фоменко И. А
metodika -> Рабочая программа дисциплины Методика преподавания социологии Направление подготовки
metodika -> Рабочая программа дисциплины в. Дв. 2 «Методика преподавания иностранного языка в школе и вузе»
metodika -> Синтаксис место и роль синтаксиса в грамматическом курсе
metodika -> Рабочая программа дисциплины Методика преподавания русского языка (специальная) Направление подготовки
metodika -> Программа дисциплины "Основы педагогики и методики преподавания филологических наук" для направления 45. 03. 01 "
metodika -> Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему «Уроки французского» уроки доброты» (VI класс)
metodika -> «Мотивация учения основное условие успешного обучения»

Скачать 29,44 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница