Лекция Профессиональное мастерство исследователя и его значение Лекция Мастерство исследователя в управлении учебным процессом



Скачать 184,02 Kb.
страница1/46
Дата30.12.2020
Размер184,02 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Содержание

Лекция 1. Профессиональное мастерство исследователя и его значение

Лекция 2. Мастерство исследователя в управлении учебным процессом

Лекция 3. Технологии в структуре мастерства исследователя

Лекция 4. Построение карьеры и ее основные особенности

Лекция 5. Карьера и ее развитие

Лекция 6. Особенности управления карьерой

Лекция 7. Специфика и сущность профессиональной этики

Лекция 8. Этика делового общения: содержание и структура

Список вопросов для контроля

Список используемой литературы

Лекция 1. Профессиональное мастерство исследователя и его значение

План лекции:


  1. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность

  2. Пути формирования и реализация педагогического мастерства

  3. Педагогическая техника




  1. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность

Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога. Основой саморазвития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности — педагогические способности, средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности профессиональной деятельности педагога — умения в области педагогической техники.

Педагогическое мышление — это мышление педагога с позиции учащегося, проявляющееся в том, что преподаватель понимает мотивы поведения, стержневые интересы, потребности учащегося, его внутренний мир. С этих позиций педагог принимает решения, которые всегда должны быть в пользу учащегося, устанавливает с ним педагогическое сотрудничество. Педагогическое мышление — это мышление диалектическое, когда педагог видит в учащемся ростки нового, направляет свою деятельность на выяснение противоречий развития личности учащегося, на их разрешение.



Педагогические способности — индивидуально-психологические особенности преподавателя, являющиеся условием успешности выполнения профессионально-педагогической деятельности.

Специфика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. Ученые-педагоги рассматривают педагогическую деятельность как особый вид социальной, общественно-значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности, проводимой в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних специальных, высших, внешкольных). Как и каждая деятельность, педагогическая включает в себя следующие компоненты: цель (направленная на изменение собственной личности и ее деятельности, сознания и поведения детей), содержание (учебно- воспитательный процесс, направленный на социализацию каждого ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, овладение общественным опытом), средства (труд, общение, игра, учение), действия, объект (ребенок) и субъект (педагоги, учащиеся, родители), результат. Педагогическое мастерство как система. Мастерство - это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс; во-вторых, фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют основу высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы; в-третьих, педагогические способности-дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования; в-четвертых, техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности. Гуманистическая направленность личности педагога. Что составляет направленность личности? Идеалы, интересы, ценностные ориентации, говорит нам наука психология. Педагогическая направленность личности каждого учителя многогранна. Ее составляющие ценностные ориентации следующие: 1) на себя - самоутверждение - чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; 2) на средства педагогического воздействия; 3) на школьника, детский коллектив; 4) на цели педагогической деятельности - гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности. Для педагога важна ведущая направленность на цель (гуманизация деятельности) при гармонично скорректированных всех видахнаправленности (достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребностей воспитанников). Гуманистическая направленность как сверхзадача в повседневной работе мастера всегда определяет его конкретные задачи. Профессиональное знание. В основе направленности учителя-мастера две страсти - увлеченность предметом, который он преподает, и потребность в общении с детьми. Фундаментальная основа педагогического мастерства - профессиональное знание. Знания учителя обращены, с одной стороны, к науке, предмет которой преподает учитель, с другой стороны - к учащимся, которые приобретают их. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Педагогические способности. Третий элемент структуры педагогического мастерства - способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Если говорить о генеральной способности, объединяющей все ведущие, то она наиболее точно определена Н.В. Кузьминой: это чувствительность к объекту - растущему человеку, формируемой личности. Опираясь на исследования, можно вычленить следующие шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности: коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность; перцептивные способности - профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция; динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость - способность владеть собой; оптимистическое прогнозирование; креативность - способность к творчеству. Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Ситуация становится задачей в условиях целенаправленной педагогической деятельности (ситуация + цель = задача). Задача может иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения технике.


  1. Каталог: file -> File
    File -> И. В. Голубович
    File -> Методология советской педагогики: игры в науку с тоталитарной идеологией
    File -> Дополнительное профессиональное образование в контексте социокультурных и образовательных трансформаций
    File -> Замечания к данным предложениям в конце текста Предложения по решению проблем, связанных с пересечением границ земельных участков
    File -> Стратегия антикоррупционной политики Республики Татарстан утв. Указом
    File -> Классификация приемов
    File -> Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования
    File -> Лекции по курсу: Философия науки: общие проблемы


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница