Лекция №2 Основные этапы развития информационного общества



Дата29.04.2021
Размер43 Kb.
ТипЛекция

Лекция № 2 Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности

Цель работы: рассмотреть определения основных понятий дисциплины: информация, данные, знания

Теоретическая часть:

Информатика - это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения.

Информация может существовать в самых разнообразных формах:

-в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

-в виде световых или звуковых сигналов;

-в виде радиоволн;

-в виде электрических и нервных импульсов;

-в виде магнитных записей;

-в виде жестов и мимики;

-в виде запахов и вкусовых ощущений;

-в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются

информационными объектами.

Информация передается в виде сообщений от некоторого источника информации к ее приемнику посредством канала связи между ними.

Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов - трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.


Основные этапы информационного развития общества.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Современное общество часто называют информационным. В наше время информация стала базовым ресурсом общества наряду с традиционными – земля, труд, капитал.

Дадим определение понятия «информация» (позже, на следующих занятиях мы остановимся подробнее на этом понятии):



Информация – это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас мире, зафиксированные на материальных носителях.

Не только в современном обществе, но и самого появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым ресурсом общества. Рассмотрим основ-ные этапы информационного развития общества в виде следующей таблицы : Время

Этап

Достоинства

Материальные носители

2-3 млн. лет назад*

Речь

Формирование трудового коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта

Мозг человека

30 тыс. лет назад

Письменность

Накопление и распространение знаний

Камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага

Середина XVI века

Книгопечатание

Массовая доступность к информации → промышленная революция

К н и г а

С конца XIX века -

Средства связи

Быстрая передача информации на любые расстояния

Электромагнитные колебания

С середины ХХ века - …

Информатика

Компьютерные сети принципиально изменили обработку, хранение и передачу информации.

Перфоленты, перфокарты, магнитные карты, магнитные ленты, магнитные

* Это время до сих спорный вопрос среди ученых

В середине ХХ века возникает новая наука «Информатика»:



Информатика – наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.

Информатика возникает на стыке многих наук : математика, кибернетика, физика, химия, электроника, философия, история, лингвистика.

Роль информационной деятельности

в современном обществе

Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и появление новых информационных и коммуникационных технологий изменили социально-экономический характер современного общества.

Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный характер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рассматривая его в качестве переходного к информационному обществу.

Переход от индустриального общества к информационному характеризует перераспределение трудовых ресурсов в сферу обслуживания и информационную сферу:.

Примеры применения компьютеров в различных сферах: АСУ, роботы, связь, САПР, строительство, банки, наука, история, торговля, образование (БД, дистанционное обучение), медицина, правоохранительные органы, сельское хозяйство, армия, искусство, социальная сфера, быт.

Таким образом, общество обладает информационными ресурсами.

Информационные ресурсы общества

В состав информационных ресурсов входят :

• Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);

• центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий),

• архивы (идет перевод в электронный вид),



• отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по обработке информации и управлению),

• социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионный фонд, система страхования, туризм и т.д.).
Каталог: LEKCII
LEKCII -> Лекции по психоаналитической психиатрии
LEKCII -> Основы теории нравственного воспитания детей. Понятия «нравственное воспитание» И«нравственное развитие»
LEKCII -> Лекция №1 План лекции Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
LEKCII -> Лекции о воспитании детей
LEKCII -> Сергей Николаевич Бердышев
LEKCII -> Режим, его значение в жизни ребенка. Особенности организации режима в разных возрастных группах
LEKCII -> План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII – XVIII веков
LEKCII -> Капитализм, социализм и демократия
LEKCII -> Лекции и посещаемость
LEKCII -> Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Понятия «эстетическое воспитание» И«эстетическое развитие»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница