Лекция 1 Дидактика и методика преподавания экономических дисциплин



Скачать 448,4 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата01.04.2021
Размер448,4 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Лекция 1 Дидактика и методика преподавания экономических дисциплин
Цели, законы и принципы дидактики
Всем известно, что эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Понятие "методика" переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает.
Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.
Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.
В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:

лекции,

самостоятельная работа,

семинарские занятия,

консультации,

зачеты,

экзамены,

различные формы внеклассной работы.
Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.
В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция.


Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:

она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;

вооружает учащихся методологией изучения данной науки;

лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;

органично сочетает обучение с воспитанием;

нацеливает учащихся на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств:

это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения,

одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,

средство прямого личного воздействия учителя на большую аудиторию одновременно.
Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:

она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин;

она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от учащихся к учителю;

наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.
В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций.
Вместо того чтобы "транслировать" обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.
Современные учебные лекции принято делить на 4 вида:



Обзорная лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с каким-то новым слабоизученным материалом для формирования целостного знания.

Проблемная лекция подает материал как проблему или комплекс проблем, комплекс различных точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и учащимся (метод конкретных ситуаций).

Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может содержать в себе вопросы и какую-либо обзорную информацию.

Установочная лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у учащихся знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе.
Как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые к этому виду занятий.
Лекция должна:

быть яркой и убедительной и безукоризненной в научном отношении;

выходить за рамки даже самою нового и качественного учебника;

учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов;

быть грамотной и логичной.
Специфику и место семинара как формы практического занятия в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами:

на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;

из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у учащихся;

успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от учащихся.
Основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так:


1.
Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.
2.
Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.
3.
Стимулирующая функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и подготовку к более активной и целеустремленной работе.
4.
Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.
5.
Контролирующая функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной работы учащихся.
Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
1.
Контрольно-обучающий семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы.
Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем.
2.
Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания - самостоятельные выступления учащихся.
3.
Творческий семинар - это занятие, максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.
4.
Практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с использованием ИКТ, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и учащимися других школ.
Кроме лекция и семинаров еще и самостоятельная работа учащихся.
Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя:
1.
обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;
2.
управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества; работы;


3.
контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия; коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.
Сложность руководства и организации самостоятельной работы учащихся объясняется целым рядом факторов, главными из которых является:
1.
частая смена экономических приоритетов;
2.
неукомплектованность фонда библиотек современными качественными учебниками и пособиями по экономическим наукам;
3.
специфик этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);
4.
отсутствия единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.
Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные как обязательные ещѐ совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
Наше время перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
1.
Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3.
Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4.
Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.


5.
Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на уровень развития учащихся.
6.
Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7.
Эффективное использование педагогических средств.
8.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
9.
Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
10.
Тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлѐнной системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате проведения которых у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.
Методика интегрированного обучения имеет цели - помочь учащимся:

научиться познавать;

научиться делать

научиться жить вместе

научиться жить в ладу с самим собой.
Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.
Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.
Интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей. Интеграция в учебном процессе наблюдается либо в форме стихийной, либо в форме управляемой. В первом случае учащийся сам, без каких-либо управляющих

воздействий преподавателя для решения той или иной учебной ситуации, возникающей при изучении данной дисциплины, применяет знания или умения, сформировавшиеся у него при изучении другого предмета. Можно утверждать, что стихийная интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета.
Совершено другая картина наблюдается в случае управляемой интеграции.
Основным дидактическим инструментом такой интеграции являются межпредметные связи. Именно этим объясняется возросший в последние годы интерес преподавателей-практиков к проблемам межпредметных связей. Такое положение дела можно объяснить проводимым повсеместно пересмотром содержания и структуры образования, что требует выявления и учета интегративных связей между учебными предметами, а также стремлением к повышению эффективности и результативности уже установившегося стандарта обучения, для чего интеграционные процессы представляют существенные потенциальные возможности.
Воплощение идеи межпредметных связей через интеграцию разнопредметных знаний проявляется по нескольким направлениям:

преподавание синтезированных курсов (естествознание, технология, граждановедение);

комплексное преподавание по методу проектов, предполагающее самостоятельный отбор предметных знаний учащихся;

комплексные формы организации обучения в младших классах, когда все предметы ведѐт один учитель, практикуя "интегрированные дни" и "слитные уроки" по нескольким предметам.

Реализация принципа обучения - межпредметность в обучении осуществляется разными способами в зависимости от содержания урока:

в общем, комплексном подходе к постановке и решению учебно- воспитательных задач;

в содержании изучаемого материала в виде элементов урока (такой урок с межпредметными связями может быть назван "фрагментарным");

уроки, органически включающие учебный материал из других предметов, без которого не может быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний (это "узловой" урок с межпредметными связями);



учитель, руководствуясь принципом межпредметности, специально организует повторительно-обобщающие уроки, объединяющие знания из разных предметов (это "синтезированные" уроки с межпредметными связями).
Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определѐнной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.
Межпредметные знания, умения, навыки, используемые в учебной деятельности, находят свое отражение и во внеучебной деятельности.
Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объѐме преподнести содержание дисциплин.
Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

предельной четкостью, компактностью учебного материала;

логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.


При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;

при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий.
Причиной затруднений в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных связей; отсутствие координации работы учителей в этом направлении.

Каталог: portal -> docs
docs -> Программа дисциплины Особенности развития одаренных детей Направление подготовки: 44. 03. 02 Психолого-педагогическое образование
docs -> В. П. Лавров Р. Р. Рахматуллин
docs -> Программа всероссийской конференции с международным участием
docs -> Формирование эстетической компетентности учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
docs -> Программа модуля «Психология и педагогика развития учащихся»
docs -> Ккл по курсу: «Общая психология. Раздел: Введение в общую психологию» Направление подготовки
docs -> Программа дисциплины Психолого-физиологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте Направление подготовки: 44. 03. 02
docs -> Программа международного форума по модернизации педагогического образования 3-5 июня 2015 г. Казань 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница