Введение
В современных условиях для многих предприятий наряду с получением максимально возможной прибыли становится первостепенной задача удержаться на рынке. Поэтому каждое предприятие, стремясь достигнуть поставленных целей, совершенствует процессы хозяйствования, улучшая все способы и методы управления, применяемые на предприятии. Так, наиболее важными и эффективными являются экономические методы управления.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что экономические методы управления предусматривают формирование определенных качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать.
Цель курсовой работы: изучение экономических методов управления предприятием.
Объектом исследования: являются экономические методы управления предприятия.
Предметом исследования: являются экономические методы управления и их использование, направлено на повышение экономической эффективности предприятия.
Для выполнения курсовой работы, была поставлена цель: изучить экономические методы управления предприятием
Также были поставлены задачи:
Изучить экономические методы управления предприятием;
Определить производственную программу предприятия;
Определить себестоимость продукции предприятия;
Определить прибыль и рентабельность предприятия.
В курсовой работе использовали метод обработки материалов исследования, такой как группировка и сводка материала.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка.
1 Экономические методы управления предприятием
1.1 Сущность управления предприятием
Термин «Ме́неджмент» (от англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или Управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. По институциональным сферам ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д.
Таким образом, суть менеджмента заключается в управлении. Экономические методы, исходя из их названия, являются составной частью экономики, следовательно, экономические методы управления отражают одновременно как экономические положения и законы, так и законы менеджмента. Таким образом, когда говорят о связи экономики и менеджмента, имеют в виду, в первую очередь, экономические методы управления.
Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.
Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются
– коммерческий расчет;
– внутрифирменный расчет;
– ценовая политика и механизмы ценообразования;
– механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом
1.2. Основные виды экономических методов управления предприятием
Как известно, каждое предприятие стремится к эффективной реализации своей деятельности, обеспечивающей получение устойчивой прибыли. Для этого необходим эффективный механизм управления, который основывается на методах управленческого воздействия руководства на все аспекты деятельности предприятия.
Методы управления - это способы реализации функций менеджмента. Одновременно они устанавливают степень ответственности, меры за невыполнение или недостаточно результативное выполнение функций и обязанностей.
Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций управления и от сочетания его средств. Многое зависит от масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств управления .
Есть следующие признаки классификации методов управления:
по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным элементам этой системы или, к внешней среде и ее субъектам;
по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, торговле, промышленности, экологии и др.;
по степени опосредованности воздействия - прямые и косвенные;
по уровню обобщения управленческих знаний - методы теории и практики управления;
по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т.п.;
по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др.
Традиционно методы менеджмента классифицируются по характеру воздействия: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных.
Экономические методы. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.
Административные методы - это решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.
Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.
Все названые методы управления органически взаимосвязаны и используются не изолированно, а комплексно. Однако ведущими нужно считать именно экономические методы. Организационные методы создают предпосылки для использования экономических методов, а социально-психологические методы дополняют организационные и экономические и создают в совокупности необходимый арсенал средств управления деятельностью предприятия.
Причина важности экономических методов управлении в том, что, в первую очередь, отношения в процессе управления определяются экономическими отношениями и объективными потребностями и интересами субъектов управления.
Основными экономическими методами, обеспечивающими эффективное функционирование предприятия в процессе управления им, являются:
план и анализ финансово-экономической деятельности;
маркетинг (ценообразование и управление конкурентоспособностью);
экономическое стимулирование работников.
Финансовое и экономическое планирование позволяет во-первых, реализовать имеющие мощности и возможности, во-вторых, свести к минимуму будущий риск. Для достижения целей различного уровня разрабатываются планы в зависимости от того, достижению каких именно целей они служат: стратегические, текущие.
Анализ финансово-экономической деятельности позволяет предприятию определить, как выполняется план, каковы причины невыполнения запланированных показателей, как это влияет на деятельность предприятия и что необходимо предпринять для улучшения положения. Существуют следующие основные финансово-экономические показатели деятельности:
размер выручки;
размер прибыли;
рентабельность продаж - как отношение прибыли к объему выручки.
Маркетинг, как экономический метод управления, необходим, прежде всего, для того, чтобы руководство предприятия понимало, что нужно производить и как производить для потребителей, и чтоб данный способ и данный продукт приносили максимальную отдачу. Вообще, маркетинг позволяет изучить желания потребителей и то, как эти желания выгодно и быстро удовлетворить с минимальным риском, минимальными затратами, но максимально возможной прибылью.
Цена, как основная составляющая комплекса маркетинга, определяет структуру производства. Цена, с одной стороны должна отражать издержки производства на уровне общественно-необходимых, с другой стороны - определяет распределительные отношения, выполняет социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос.
Конкурентоспособность - сочетание всех потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют успех этого товара и его производителя на рынке.
Руководство предприятия определяет конкурентные преимущества, делает акцент на сильных сторонах, усиливает слабые, использует все возможности для завоевания рынка.
Экономическое стимулирование работников - экономический метод, позволяющий использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы.
Экономическое стимулирование основывается на использовании:
принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте;
системы оплаты труда, материального поощрения работников организации и использования прибыли;
фондов заработной платы, материального поощрения, научно-технического и социального развития.
1.3. Роль использования экономических методов управления предприятием
Важнейшими достоинствами этих методов являются их гибкость и воздействие на людей через их непосредственные интересы. К основным экономическим рычагам относятся производственные задания, лимиты использования ресурсов и хозрасчетные нормативы. На уровне объединения предприятий характер действия рычагов управления экономической системой осуществляется через производственные ресурсы и результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.
Административные методы управления - мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления
Основные достоинства метода:
обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;
не требует крупных материальных затрат;
в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.
Недостатки метода следующие:
подавляется инициатива, творческая работа;
отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;
в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците).
Социально-психологические методы.
Достоинства метода:
включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
практически не требуются материальные затраты.
Недостатки:
не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;
трудно прогнозировать результаты.
Система активизации деятельности персонала и осуществления контроля
Для эффективной работы персонала необходимо создать совокупность условий, для их побуждения к качественному выполнению объема возложенных на них задач. Для этого применяют различные методы материального и нематериального стимулирование.
Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Таким образом, использование экономических методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также с экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
Макроуровень (государство): Прогнозы; национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика; финансово-кредитная политика; инвестиционная политика.
Уровень предприятия:
Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование.
Коммерческий расчет: хозяйственный расчет; самоокупаемость; самофинансирование.
Уровень отдельного работника:
Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.).
Методы наказания (штрафы, начеты и др.).
Таким образом, для обеспечения требуемых качества и эффективности процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения рекомендуется учитывать некоторые особенности.
2 Расчет технико-экономических показателей работы подразделения
2.1 Определение производственной программы
Производственная программа предприятия представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям продаж. Она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.
2.1.1 Расчет среднего объема продаж продукции и среднего уровня цены на внешнем рынке
(1)
(2)
2.1.2 Расчет среднего объема продаж продукции и среднего уровня цены на внешнем рынке
(3)
(4)
2.1.3 Расчет равновесного объема продаж и равновесной цены
(5)
(6)
2.1.4 Расчет резерва и собственного потребления
РиСП = Х% от QE (шт.) (7)
Х –12%
75450– 100%
2.1.5 Расчет остатка продукции на конец года
ОПКГ = У% от QE(шт.) (8)
Х –10%
75450– 100%
П о результатам расчета представим производственную программу предприятия в виде рисунка 1.
Рисунок1 - Непокрытые потребности рынка
Nп.р=
Непокрытые потребности рынка, которые равны - 105434 штук, являются производственной программой предприятия.
2.1.6 Расчет дополнительного количества оборудования
(9)
Км – количество машин и оборудования, ед. об
Тн-г – трудоемкость объема работы, ч.
(10)
Поделитесь с Вашими друзьями: |