КоррекциЯ самооценки детей дошкольного возраста как фактор формирования положительного отношения к сверстникам



Дата27.04.2016
Размер92 Kb.


Ю.М. Едиханова

г. Шадринск



коррекциЯ самооценки детей дошкольного возраста как фактор формирования положительного отношения к сверстникам

Аннотация

Установлено соотношение показателей самооценки у детей дошкольного возраста и отношения к сверстникам. Доказывается возможность формирования положительного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки. Описываются механизмы, закономерности психокоррекционной деятельности.



Ключевые слова: отношение, отношение к сверстникам, самооценка, механизмы коррекции, стадиальность, синхронность, сензитивность.
На современном этапе одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является создание условий для эмоционального благополучия и полноценного психического развития ребенка-дошкольника. Вместе с тем, в системе дошкольного воспитания наличествуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого - формирование неадекватного отношения к сверстникам.

Отношения ребенка с другими людьми являются основой его духовно-нравственного становления личности человека, которая определяет не только нравственную цен­ность личности, но и главное содержание душевной жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее смыслозначимые и сильные переживания, определяют главные человеческие поступки. Считается, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Первый опыт таких отношений является фундамен­том для дальнейшего развития личности ребёнка.

Ведущие отечественные психологи (Л.И. Божович, 1968 и другие) склонны к утверждению, что дошкольное детство является ответственным периодом в развитии ребенка, периодом, когда у него закладываются основные личностные механизмы и возникает первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми и в связи со сказанным проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками приобретает особую актуальность и значимость.

Особую актуальность также приобретает вопрос о том, как ребенок воспринимает и оценивает самого себя, относится к себе и влияет ли отношение к себе на восприятие и отношение к другим людям. Однако, исследования, посвященные данной проблематике крайне малочисленны и касаются, в основном, изучения отношения личности к себе, которое является одним из видов отношений в общей системе отношений личности и рассматривается в качестве важного компонента структуры самосознания личности (И.С. Кон, 1984, С.Р. Пантилеев, 1993, В.В. Столин, 1983, И.И Чеснокова, 1997 и другие).

Изучая самоотношение личности в контексте проблем самосознания, большинство авторов (С.Р. Пантилеев, 1993, В.В. Столин, 1983) называет данный вид отношений одним из последних в ряду других видов отношений, подчеркивая тем самым вторичный, производный характер самоотношения и его зависимость от отношений к другим людям. Вместе с тем, чем более человек рассматривает себя самого с позиции высших духовных ценностей, тем более широкую перспективу совершенствования своего отношения к другим он в себе открывает. Нельзя выработать ценностное, доверительное отношение к другому человеку, отрицая при этом свою самоценность (К. А. Абульханова – Славская, 1991). Исходя из этого, можно, предположить, что не только отношение других обусловливает особое отношение к себе, но и отношение к себе влияет на восприятие, понимание и отношение к другим людям (А.А. Бодалев, 1995, Л.Я. Гозман, 1987, В.Н. Мясищев, 1995, В.В. Столин, 1983).

Формирование положительного отношения дошкольников к сверстникам является многоаспектной проблемой, включающей становление и развитие межличностных отношений дошкольников и их взаимоотношений в процессе общения (Я.Л. Коломинский, 1984, Т.А. Репина, 1978, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, 1996 и др.); формирование взаимоотношений детей в детском саду и семье (В.К. Котырло, 1987); влияние успешности продуктивной деятельности ребенка на его отношения со сверстниками в группе детского сада (Л.Д. Бухтиярова, А.А. Рояк, 1978); особенности отношения к сверстнику у детей разных возрастных групп, у популярных и непопулярных дошкольников (Е.А. Калягина, 1998, Е.О. Смирнова, Н.Г. Утробина, 1996); приемы формирования сопереживания другому человеку, уважительного отношения к нему в процессе восприятия искусства и создания художественного продукта (Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, О.А. Овсянникова, 2003); приемы изменения отношения к сверстнику с помощью игротерапии (Е.А. Калягина, 1998).

Анализ литературы по изучаемой проблематике позволил установить, что слабее других здесь представлены данные о возможности формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к сверстникам посредством коррекции их самооценки.

В связи со сказанным была поставлена цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекции самооценки детей как средства формирования у них положительного отношения к сверстникам.

На этапе констатирующего эксперимента определялись уровни самооценки и отношения к сверстнику и их соотношение у детей дошкольного возраста. Диагностическая работа осуществлялась в 2004 году на базе ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) №№ 9, 16, 35, прогимназии № 17 г.Шадринска (обследовалось 177 детей пяти-семи лет).

Для изучения когнитивного компонента отношения к сверстнику применялась индивидуальная беседа, разработанная Е.О. Смирновой и Н.Г. Утробиной. Исследование эмоционального и практического компонентов отношения к сверстнику осуществлялось с помощью экспериментальных проблемных ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Н.Г. Утробиной («Лото», «Строитель», «Игрушки», «Подари открытку»). Для исследования общего эмоционального отношения к себе использовалась рисуночная методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан); исследование когнитивного компонента самооценки детей проводилось в форме индивидуальной беседы, разработанной Е.З. Басиной; уровень адекватности самооценки детей дошкольного возраста определялся с помощью методики «Лесенка» (В.Г. Щур).

На основе анализа данных диагностического исследования были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента отношения к сверстнику у детей дошкольного возраста. Низкий уровень (29,37 %) – испытуемые затрудняются определить состояние сверстников; средний уровень (40,67 %) - дошкольники, которые адекватно представляют состояние сверстников, но больше внимание уделяют собственным эмоциональным состояниям, чем переживаниям сверстников. Причины таких состояний оценивают неверно, либо не оцениваются совсем; высокий уровень (29,94 %) - испытуемые проявляют понимание субъективных состояний сверстников и их причинную обусловленность.

Обработка данных исследования практического компонента отношения к сверстнику позволила выделить три уровня сформированности этого компонента у дошкольников и констатировать преобладание у них низкого уровня (60,45% испытуемых). При низком уровне сформированности практического компонента отношения к сверстнику дети демонстрируют низкий уровень развития просоциальных действий, не уступают своей роли и очереди в игре сверстнику, действуют в «свою пользу» при распределении значимых для них предметов. При среднем уровне просоциального поведения (31,6% испытуемых) дети уступают свою очередь и свою роль в игре сверстнику, но делают это с большими колебаниями и сомнениями; при распределении значимых предметов делятся с другими детьми, но эти ситуации вызывают у них «внутренний конфликт». При высоком уровне (7,9%) дети демонстрируют развитые навыки просоциальных действий по отношению к сверстникам: уступают свою очередь в игре сразу, без волнений и колебаний, при распределении значимого предмета действуют в «пользу другого», принимают решения одномоментно.

На основе данных исследования эмоционального компонента отношения испытуемых к сверстникам выделилось три уровня сформированности этого компонента в дошкольном возрасте. Низкий уровень был обнаружен у 31,07 % испытуемых, которые неадекватно реагировали на поощрение и порицание сверстника, проявляли негативные эмоции в процессе совместной деятельности, отрицательно оценивали действия своих сверстников. Средний уровень развития эмоционального компонента был зафиксирован у 35,02 % испытуемых, которые безразлично относились к поощрениям сверстника и адекватно реагировали на его порицание. Высокий уровень продемонстрировали 33,89 % детей, которые адекватно реагировали как на поощрение, так и на порицание сверстника. В процессе выполнения задания сохранялись положительный эмоциональный фон деятельности и высокая эмоциональная вовлеченность в действия сверстника.

Суммарный анализ полученных данных исследования отношения к сверстнику в дошкольном возрасте позволил выделить три уровня отношения к сверстнику. Низкий уровень (40,29%) дети не могут правильно определить состояние сверстников, не проявляют никаких эмоций; неадекватно реагируют на поощрение и порицание сверстника, проявляют отрицательные эмоции в процессе совместной деятельности, отрицательно оценивают действия своих товарищей; не уступают своей роли и очередности в игре сверстникам, действуют в «свою пользу» при распределении значимых для них предметов.



Средний уровень (35,76 %) - ответы детей на вопросы экспериментатора отражают адекватные представления о эмоциональных состояниях сверстников, дошкольники больше сосредотачивают внимание на собственных эмоциональных состояниях; уступают свою очередь и свою роль в игре сверстнику, но делают это с большими колебаниями и сомнениями. При распределении значимых предметов делятся с другими детьми, но эти ситуации вызывают у них «внутренний конфликт»; дети чаще безразлично относятся к поощрению сверстника и адекватно реагируют на его порицание.

Дошкольники с высоким уровнем (23,91%) отношения к сверстникам проявляют понимание субъективных состояний сверстников и правильно определили их причины; дети уступают свою очередь в игре сразу, без волнений и колебаний; при распределении значимого предмета действуют в «пользу другого», одномоментно принимают решения; адекватно реагируют как на поощрение, так и на порицание сверстника, в ходе их деятельности наблюдается положительный эмоциональный фон деятельности и высокая эмоциональная вовлеченность в действия сверстника.

Анализ полученных данных позволил выделить также три уровня самооценки детей дошкольного возраста и установить, что у них преобладает высокий уровень (72,31 %), реже встречается средний (22,21 %) и низкий (5,45%) уровни.

Взаимодействие показателей самооценки и отношения к сверстнику вычислялось при помощи подсчета коэффициента корреляции (Пирсон), который составил r ху = - 0,85 (при ρ≤ 0,01), что свидетельствует о наличии тесной обратной связи между этими показателями: чем выше уровень самооценки детей дошкольного возраста, тем ниже у них уровень сформированности отношения к сверстнику. Расчет коэффициента корреляции между самооценкой и компонентами отношения к сверстнику свидетельствует о наличии тесных и умеренных обратных связей самооценки и практического компонента отношения к сверстнику (r ху = - 0,94); самооценки и эмоционального компонента (r ху = - 0,46 при ρ≤ 0,01). Выяснилось, что чем выше уровень самооценки, тем менее вероятно наличие высоких показателей по отдельным компонентам отношения к сверстнику. Сравнительный анализ полученных данных послужил основанием предположить, что коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности будет способствовать повышению уровня их позитивного отношения к сверстникам, в частности, его практического компонента.

На этапе формирующего эксперимента ставилась цель: сформировать позитивное отношение к сверстнику у детей дошкольного возраста путем коррекции их самооценки. В экспериментальную группу вошел 21 ребенок старшего дошкольного возраста прогимназии № 17 г. Шадринска. В качестве контрольной была выбрана подготовительная группа ДОУ № 9 «Росинка» г. Шадринска, Курганской области.

В процессе психокоррекционной работы испытуемым предлагалось выполнить задания, объединенные в три цикла, отличающиеся друг от друга характером деятельности (изобразительной, двигательной, трудовой), при выполнении которых корректировалась самооценка испытуемых. Коррекция детской самооценки осуществлялась на коллективных и индивидуальных занятиях, сгруппированных в три блока: ориентировочный, коррекционный, закрепляющий.

Цель первого (ориентировочного) блока психолого- педагогической технологии заключалась в создании эмоционально – комфортного состояния личности для благоприятной установки по формированию адекватной самооценки; адаптации детей в новых условиях работы на коррекционно – развивающих занятиях. Упражнения, входящие в ориентировочный блок, были направлены на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе («Знакомство», «Общий круг»), установление доверительных отношений между членами группы и экспериментатором («Окажи внимание другому», «Передай настроение»), создание благоприятного социально – психологического климата в группе («Ищем клад», «Сороконожка», «Добрые эльфы»), активность деятельности и внимания («Переходы», «Испорченный телефон», «Передай движение», «Слепой и поводырь»), снятие напряжения (релаксация).

Занятия коррекционного блока были разделены на три части: коррекция самооценки через достижение цели в ситуации помех и выбора; коррекция самооценки в разных видах деятельности (изобразительно, трудовой, двигательной); коррекция самооценки через осознание нравственных норм и ценностей.



Первая часть коррекционного блока «Коррекция самооценки через достижение цели в ситуации помех и выбора» решала следующие задачи: развивать адекватную оценку детьми своих волевых усилий (упражнения на развитие воли); формировать адекватную оценку и самооценку детей в процессе достижения цели в условиях помех (выполнение трудного задания); корректировать самооценку и оценку умения ребенком сохранять цель в условиях затруднения успеха (упражнения на целенаправленность деятельности).

Вторая часть коррекционного блока «Коррекция самооценки в разных видах деятельности» была нацелена на: формирование адекватной самооценки детей в трудовой, изобразительной деятельности, двигательной активности; формирование адекватного уровня притязания детей в совместной деятельности (групповое конструирование и совместное рисование); развитие адекватного оценивания взаимоотношений в группе детей в процессе совместной деятельности (совместные поделки и аппликации).

Третья часть коррекционного блока «Коррекция самооценки через осознание нравственных норм и ценностей» предусматривала: формирование адекватного поведенческого реагирования в различных ситуациях (проигрывание проблемных ситуаций) и адекватного самооценивания своего поведения и поступков в проблемных ситуациях с различным нравственным содержанием (обсуждение ситуаций с различным нравственным содержанием).

Закрепляющий блок был направлен на закрепление полученных навыков и умений адекватного самооценивания, а также снятие психоэмоционального напряжения. Закрепление положительного эффекта умений и навыков адекватного самооценивания в совместной деятельности осуществлялось в проигрывание проблемных ситуаций; закрепление позитивного отношения детей друг к другу реализовалось в процессе группового рисования; снятие психоэмоционального напряжения осуществлялось посредством релаксации.

Обработка полученных данных позволила выделить три группы испытуемых в зависимости от уровня выполнения заданий в разных видах деятельности. Первая группа (18,56 %)– дошкольники не до конца выслушивают инструкции к заданиям и отказываются от их выполнения, оставляют попытки выполнения задания при необходимости волевых усилий. Вторая группа (45,06 %)– испытуемые, которые стараются точно выполнять задания, часто торопятся в процессе выполнения упражнений и торопят других детей, и в результате не могут сосредоточиться на качественном выполнении задания, допускают некоторые ошибки,. Третья группа (36,25 %) – дошкольники, которые внимательно слушают инструкции экспериментатора, пытаются точно выполнить его указания и выполнить задание в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Обработка данных овладения детьми механизмами сличения и интерперсонального влияния позволила выделить стадии овладения этими процессами. Критериями выделения этих стадий выступили наличие и количество отличительных признаков при сравнении дошкольниками своих результатов с результатами деятельности сверстников. Первая стадия (13%) – дети затрудняются сравнить результаты своей деятельности с результатами деятельности сверстников (при сравнении продуктов деятельности затрудняются выделить и указать отличительные признаки); вторая стадия (23,6%) – при сравнении своих работ с работами сверстников дошкольники называют один или два отличительных признака; третья стадия (63,3%) – при сравнении результатов своей деятельности с результатами деятельности сверстников указывают несколько отличительных признаков в соответствии с эстетическими эталонами и нормами выполнения какого-либо вида деятельности.

Данная закономерность (стадиальность) наблюдалась также и в овладении испытуемыми механизмом интерперсонального влияния. В зависимости от того, как дети воспринимали критику сверстников и взрослых в их адрес, были выделены три группы испытуемых. Критериями выделения этих групп послужили особенности реакции испытуемых на критические замечания в свой адрес. Первая группа (15%)– дети негативно воспринимают критику в свой адрес и пытаются оправдать свои неудачи действиями сверстников. Вторая группа (20%) – дети проявляют отрицательное отношение к критике, обнаруживают обиду и растерянность. Третья группа (65%) – дети адекватно воспринимают критику в свой адрес и пытаются исправить свои ошибки.

Сравнительный анализ полученных результатов предопределил выделение трех групп испытуемых в зависимости от показателей их самооценивания после выполнения разных видов деятельности. Первая группа (20 %) - дети, которые во всех видах деятельности оценивают себя неадекватно: при низком уровне выполнения задания дают высокую оценку результатам своей деятельности. Вторая группа - испытуемые (65 %), которые в одних видах деятельности оценивают себя адекватно, а в других - неадекватно. Третья группа - дошкольники (15 %), которые в разных видах деятельности оценивают свои результаты объективно.

Анализ поведения испытуемых, оценивающих работу сверстников, подвел нас к выделению нескольких его разновидностей в зависимости от адекватности их оценки сверстников: Первая разновидность - испытуемые, которые адекватно оценивают результаты деятельности сверстников, указывая несколько признаков правильного или неправильного выполнения деятельности. Вторая разновидность - дошкольники неадекватно оценивают продукты деятельности своих сверстников. Одна часть затрудняется в оценке продуктов деятельности своих товарищей; другая часть недоброжелательно относится к сверстникам, результаты деятельности которых они оценивают. Небольшой процент испытуемых от общей выборки делает замечания сверстникам в доброжелательной форме.

На этапе контрольного эксперимента выяснялась эффективность проведенной нами психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, для чего использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.



Соотношение показателей уровня самооценки и отношения к сверстнику до и после психокоррекции, %

показатель

самооценка

Отношение к сверстнику

группа

Экспер.

Контр.

Экспер.

Контр.

Высокий

до

76,1

71,40

4,76

4,76

после

19,06

65

57,14

14,28

Средний

до

15,8

19,04

23,8

33,3

после

80,94

28,5

28,57

38,09

Низкий

до

7,93

9,52

71,42

62

после

-

6,34

14,2

47,6

Как показал контрольный срез, после коррекционной работы в экспериментальной группе произошли значительные сдвиги в уровне адекватности самооценки у испытуемых: количество дошкольников с высоким уровнем самооценки значимо уменьшилось на 57 % (φ = 3,98, при ρ≤ 0,01), число дошкольников со средним уровнем самооценки увеличилось на 63 % (φ = 4,59, при ρ≤ 0,01). Выяснилось, что высокий уровень отношения к сверстникам у дошкольников экспериментальной группы, прошедших курс психокоррекции на основе формирования адекватной самооценки достоверно увеличился с 4,76 % до 57,14 % (φ = 4,13 при ρ≤ 0,01).

Эффективность разработанной психолого-педагогической технологии подтвердилась при проверке количественных данных с использованием χ2 – критерий Пирсона. Полученное значение критерия (χ2 = 11,77) больше соответствующего табличного значения (9,51 при ρ≤ 0,01), степеней свободы (υ = 2). Это свидетельствует о высокой эффективности коррекционно – развивающей работы и доказывает возможность формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста на основе специально разработанной психолого – педагогической технологии.

На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:



  1. У значительного числа дошкольников доминирует низкий уровень отношения к сверстнику. В дошкольном возрасте преобладает высокий уровень самооценки. Между показателями самооценки и отношения к сверстнику существует тесная обратная взаимосвязь. Показатели самооценки детей дошкольного возраста влияют на проявления отношения к сверстнику: дети с неадекватно завышенной самооценкой имеют средний и низкий уровень отношения к сверстнику

  2. Формированию адекватной самооценки у дошкольников способствуют групповые задания, при выполнении которых дошкольники предпринимают совместные действия в различных видах деятельности, сравнивают и оценивают свои результаты деятельности с результатами деятельности других детей. Формирование у детей адекватной самооценки сопровождается повышением у них уровня позитивного отношения к сверстнику.

  3. Механизмами формирования адекватной самооценки детей выступают: механизмы сличения, интерперсонального влияния, обратной связи, переноса способов оценки с одного вида деятельности на другой.

  4. В развитии и формировании адекватной самооценки прослеживается стадиальность в овладении механизмами самооценивания; неодинаковый темп коррекции самооценки в разных видах деятельности, сензитивность к формирующим воздействиям, синхронность формирования адекватной самооценки детей и изменения их отношения к сверстнику.

Литература:

        1. Абульханова-Славская, К. А. (1991) Стратегия жизни / К. А. Абульханова - Славская. – М. : Мысль.

        2. Бодалев, А. А. (1995) Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. : Международная педагогическая академия.

        3. Божович, Л. И. (1968) Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М. : Просвещение.

        4. Гозман, Л. Я. (1987) Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. - М. : МГУ.

        5. Калягина, Е. А. (1998) Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников: дисс….канд. психол. наук. – М.

        6. Коломинский, Я. Л. (1984) Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский. — Мн. : Нар. асвета.

        7. Кон, И. С. (1984) В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М. : Политиздат.

        8. Котырло, В. К. (1987) Воспитание гуманных чувств у детей / В. К. Котырло. - Киев.

        9. Мясищев, В. Н. (1995) Психология отношений: Избр. Психолог, труды / В.Н. Мясищев. – Воронеж : МОДЕК.

        10. Овсянникова, О. А. (2003) Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства: дисс….канд. психол. наук, Екатеринбург.

        11. Отношения между сверстниками в группе детского сада: (Опыт соц.-психол. исслед.) / Под ред. Т.А. Репиной. - М. : Педагогика,1978. - 200 с.

        12. Пантилеев, С.Р. (1993) Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантилеев. - М.: Смысл.

        13. Смирнова, Е. О., Утробина, В. Г. (1996) Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. -1996.-№3. - Стр. 5-14

        14. Столин, В. В. (1983) Самосознание личности / В. В. Столин. - М. : МГУ.

        15. Чеснокова, И. И. (1997) Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. - М. : Наука.

Сведения об авторе:

Едиханова Юлия Мансуровна

Адрес: г.Шадринск, ул. Февральская дом 55 кв.23;

Тел. дом.: (35253) 6-37-54

Тел. раб.:(35253) 6–23-46

Тел. сот: 8 – 9080095611

e-mail: edmu @ glstar. ru

Старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии

Шадринского государственного педагогического института





Каталог: konkurs
konkurs -> Формирование межкультурной компетенции учащихся старших классов (на примере иностранного языка) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
konkurs -> Ключевые слова
konkurs -> Актуальность программы
konkurs -> Сборник материалов Тамбов 2012 г. Раздел 1
konkurs -> Педагогический проект «формирование общих компетенций через психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса»
konkurs -> Становление и развитие благотворительности в системе отечественного образования (на примере Нижегородской губернии конца XIX начала XX веков) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
konkurs -> Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
konkurs -> Н а правах рукописи
konkurs -> Влияние экзаменационного стресса на учебную мотивацию студентов вуза 19. 00. 07 Педагогическая психология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница