Коржова Е. Ю. Духовно-нравственные аспекты



страница1/8
Дата22.04.2021
Размер115 Kb.
#120691
  1   2   3   4   5   6   7   8

Коржова Е.Ю.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

Психология жизненного пути позволяет интегрировать разнородные и разрозненные знания о личности, во всей ее противоречивости и полноте, в контексте всей жизни человека, с учетом жизненных ситуаций (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1998), «высвечивающих» личность. Центральным же феноменом в личности мы считаем ее направленность, что дает возможность исследовать определяющиеся различиями в направленности варианты жизненного пути. Когда мы говорим о личности, имеется в виду уникальный для данного человека способ решения общей для всех людей жизненной задачи – реализации своего человеческого предназначения. То, как оно понимается, и в каком направлении происходит процесс ее решения, прежде всего и определяет суть эмпирической личности.



Выбор жизненных ориентаций как жизненное самоопределение рассматривается нами в качестве исходного момента жизненного пути личности. Жизненные ориентации, как показано нами ранее (Коржова Е.Ю., 2002, 2006а), проявляются во всех поступках человека в мире и отношениях к нему, в различных способах решения вопроса о человеческом предназначении, и реализуются в гармоничных или дисгармоничных вариантах развития личности. В наших исследованиях жизненных ориентаций эмпирически были выделены их базовые компоненты, взаимосвязь которых определяет ортогональные оси жизненного творчества и ответственности – основания типологии. Духовно-нравственный вектор задает дополнительную плоскость анализа, придавая типологии известную объемность. Личность, инструмент взаимосвязи внутреннего и внешнего мира человека, может быть понята как более высокий уровень психологической организации человека, по сравнению с субъектным, включающий (в преобразованном виде) характеристики человека как субъекта жизнедеятельности, а также, помимо этого, и другие признаки. Прежде всего, это относится к тем свойствам личности, наличие которых позволяет говорить о ней как об оценочной категории. Это наличие осознанного нравственного идеала и, соответственно, те формы активности, которые свойственны человеку в связи со стремлением достичь соответствия идеалу, т.е. формы нравственного самоопределения.

В наших исследованиях жизненных ориентаций (Коржова Е. Ю., 2002) эмпирически были выделены их базовые компоненты: жизненная изменчивость (стремление изменяться) — жизненная стабильность (стремление оставаться прежним); внутренний локус контроля (принятие ответственности) — внешний локус контроля (делегирование ответственности); направленность на освоение внутреннего мира (стремление к самосовершенствованию) — направленность на освоение внешнего мира (стремление к практической деятельности); подвижность (стремление к новизне) — инертность (стремление к привычному). Жизненные изменчивость, внутренний локус контроля, направленность на освоение внутреннего мира, подвижность свойственны личности с активной жизненной позицией (субъектная ориентация), а противоположные качества – жизненные стабильность, внешний локус контроля, направленность на освоение внешнего мира, инертность — описывают личность с пассивной жизненной позицией (объектная ориентация).

Личность с активной жизненной позицией отличается внутренней детерминацией жизнедеятельности. Человек проявляет себя как субъект. Личность с пассивной жизненной позицией характеризуется детерминацией жизненного пути преимущественно внешними жизненными обстоятельствами как его объектами. Объекту уподобляется и сам человек. Помимо этой одномерной типологии (пассивная — активная жизненная позиция), возможна еще одна типология — двухмерная — благодаря особой группировке базовых компонентов жизненных ориентаций в два независимых основания новой типологии. В пространстве между двумя осями — жизненное творчество и жизненный локус контроля — располагаются четыре базовых личностных типа, в соответствии с основными четырьмя типами жизненной позиции: преобразователь, гармонизатор, пользователь и потребитель жизни. Эмпирически были изучены жизненные цели ярких представителей типов, особенности отношения к событиям жизни и выбора стратегий поведения, а также другие психологические характеристики (Коржова Е. Ю., 2002, 2006а). Эти данные в дальнейшем были дополнены более глубоким анализом особенностей каждого типа на примерах из мировой художественной литературы (Коржова Е. Ю., 2004б). Типология получила также развитие при изучении личности в творчестве А. П. Чехова (2006б), Н.В. Гоголя (2009а). Соответственно, расширялись схемы анализа психологических характеристик типов.

На основании выявленных психологических типов и их отличительных особенностей ниже кратко приводятся психологические характеристики типов. Соответствие этих психологических типов и модели личности в различных психологических концепциях описано нами ранее (Коржова Е.Ю., 2004а, 2004б), как и более развернутые характеристики типов (Коржова Е.Ю., 2004б, 2006а, 2006б, 2009а, 2009б).




Каталог: science -> conferences
science -> Демина Диана Сергеевна психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков
science -> Управление инновационной деятельностью вузов: теория, методология, практика
science -> Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 медицинская психология
science -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
science -> Интегративно-дифференцированный подход в системе непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница