«Коммуникативная стратегия самопрезентации в современном профессиональном интернет-дискурсе»



Дата22.02.2016
Размер47,2 Kb.
#9817


ОТЗЫВ

о выпускной квалификационной магистерской диссертации Беймановой Екатерины Алиевны



«Коммуникативная стратегия самопрезентации в современном профессиональном интернет-дискурсе»
Магистерская диссертация Беймановой Екатерины Алиевны представляет собой теоретически обоснованное лингвистическое исследование новых для русистики (и лингвистики в целом) текстов, функционирующих в виртуальном пространстве Интернета, квалифицируемых как самопрезентации. Как справедливо отмечается в работе Е.И. Беймановой, «коммуникативное пространство Интернета стало своеобразной жанропорождающей средой, которая способствовала как более интенсивному развитию жанроведения в целом, так и возникновению новых, свойственных только этой информационной среде жанров и появлению теории виртуального жанроведения» (с.31). Самопрезентации, как способы (или жанры) вербальной и невербальной демонстрации собственной личности в системе интернет- коммуникаций, как средство достижения определенных целей, широко распространены в российском социуме, но, к сожалению, в современной лингвистике еще недостаточно изучены. Этим объясняется несомненная новизна и актуальность работы Е.А. Беймановой.

В качестве материала для исследования автором были выбраны 12 текстов самопрезентаций, созданных и размещенных представителями разных профессиональных групп (специалистами по информационным технологиям, работниками сферы культуры и индустрии развлечений и научными сотрудниками) в профессиональной сети «Мой круг», а также 3 текста резюме, представленные на сайте вакансий hh.ru. Цель работы состояла: 1) в выявлении и описании особенностей организации текстов самопрезентаций на лексико-грамматическом и стилистическом уровне, 2) в установлении корреляций между профессиональной принадлежностью автора текста и стратегией вербального самовыражения; 3) в попытке охарактеризовать интернет-текст «самопрезентация» как новый жанр автобиографического произведения в отличие от стандартных текстов резюме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении автор обосновывает актуальность и новизну выбранной темы, определяет цели и задачи, методы и приемы, обозначает объект и предмет, представляет практическую и теоретическую значимость исследования, определяет гипотезу исследования, а также приводит положения, выносимые на защиту (С. 4-9).

Первая глава «Теоретические основы лингвистического изучения стратегии «самопрезентация» посвящена дискуссионным вопросам современной теории дискурса и жанрологии. Екатерина Алиевна рассматривает проблемы дефиниции дискурса и формы его существования, достаточно подробно освещает вопросы, связанные с определением жанра, жанровой типологией и дифференциацией. Знакомство с классическими трудами М.М. Бахтина, заложившего основы типологических исследований жанра не только в отечественной, но и зарубежной жанрологии, с работами Н.Д. Арутюновой, Т.В. Шмелевой и современными исследованиями, посвященными разным типам жанра (напр., М.Ю.Федосюк, В.А. Салимовский, Е.И. Шейгал), говорит о хорошей филологической подготовке автора и его ориентации в современной проблематике. Следует отметить, что к анализу привлекаются работы не только отечественных, но и зарубежных ученых в тех случаях, когда речь идет об особенностях вербального поведения личности в виртуальном интернет- пространстве.

Однако многоаспектность затрагиваемых вопросов, разнообразие лингвистических подходов, течений и школ в исследовании как дискурса, так и жанра усложняют работу автора, что приводит к некоторой терминологической неясности (или неточности). В частности, Екатерина Алиевна достаточно часто использует термины «коммуникативная стратегия», «жанр», «интенция» и «самопрезентация» как синонимы. В то же время, например, в прагмалингистике «коммуникативная стратегия» (и «интенция») имеет другое значение. Вероятно, было необходимо более четко определить такие важные для исследования термины.

Во второй главе «Воплощение коммуникативной стратегии (жанра) «самопрезентация» и жанра «резюме» в современном профессиональном интернет-дискурсе» Екатерина Алиевна обращается к изучениию фактического материала в соответствии с разработанной ею схемой лингвостилистического анализа текста. На основе тщательного анализа текстов самопрезентаций и сопоставления их с текстами резюме делаются выводы о специфических особенностях рассматриваемых текстов, их лексико-грамматической и стилистической организации. Интересными, на мой взгляд, представляются данные, фиксирующие вербальные предпочтения авторов самопрезентаций, обусловленные их профессиональной принадлежностью. Так, например, для специалистов в сфере информационных технологий характерно широкое использование заимствований и варваризмов (что само по себе не является неожиданным, но тем не менее подтверждается фактическим материалом). Представители культуры и индустрии развлечений значительно чаще, по сравнению с другими группами, выражают оценки, используя графику и орфографию, в меньшей степени ориентируются на официально-деловой стиль. У них более широко представлены тематические группы слов, относящихся к сфере «Деятельность».

В ходе работы Екатерина Алиевна демонстрирует серьезную научную подготовку. Знакомство с современной лингвистической литературой, ее осмысление позволило четко сформулировать цель и задачи исследования, а владение методами анализа - успешно решить поставленные задачи и прийти к убедительным выводам (с. 98-102).

В заключение хотелось бы высказать некоторые замечания и задать вопросы.

Во-первых, справедливо отмечая изменения в официально-деловом стиле нового времени, Екатерина Алиевна квалифицирует выражения «раскрутка проекта» (с. 56, 57), «…несколько сотен серьезных рекомендаций» (с.84) как принадлежащие официально-деловому стилю. С моей точки зрения, в первом случае мы имеем дело с административно-деловым жаргоном (жаргонизмом), во втором – с разговорным выражением.

Во-вторых, сопоставляя резюме и самопрезентации, автор подчеркивает, что «единственной целью написания резюме является поиск заработка» (с.100), в других случаях встречается выражение «поиск работы». Являются ли для автора данные словосочетания синонимичными?

В-третьих, какими критериями пользовался автор при отборе самопрезентаций из профессиональной сети «Мой круг»? Вопрос вызван тем, что, например, в анализируемой самопрезентации психолога (с.79) часть рубрик оказалась незаполненной, в то время как у представителей других профессий заполняемость была значительно выше. Может быть, следовало отбирать тексты, сопоставимые по количеству заполненных позиций? И почему не использовался статистический метод при сопоставлении самопрезентаций разных профессиональных групп?

Высказанные замечания не свидетельствуют о каких-либо существенных недостатках в работе. Напротив, хочется отметить, что Е.И. Бейманова предложила достойную разработку выбранной темы, а результаты работы могут быть интересны и полезны специалистам по культуре речи, стилистике и использоваться в практике преподавания РКИ.

Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам магистров, и заслуживает положительной оценки.



Канд. филол наук, доц. СПбГУ Л.Б. Волкова

24 мая 2014 г.


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница