Колотилова И. В., к пс н., преподаватель кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета (г. Москва) Возможности использования компьютерных игр для развития успешности личности



Скачать 35,68 Kb.
Дата23.05.2016
Размер35,68 Kb.
#49345
Колотилова И.В., к.пс.н., преподаватель кафедры общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета (г. Москва)
Возможности использования компьютерных игр для развития успешности личности

Успешность – ключевая индивидуально-психологическая характеристика современной личности. Психологи, психотерапевты, социологи стремятся найти решение проблемы достижения успешности. Специалисты заняты разработкой методов развития успешности. Для этого применяется позитивное мышление, проводятся тренинги личностного роста, коучинг.

Потенциал компьютерных игр, как части жизни современного человека, использован недостаточно. Компьютерные игры в основном являются средством для развития навыков, рекреации, реабилитации после перенесенных операций, полученных травм и др. Вместе с тем применение компьютерных игр как средства развития успешности личности является доступным и целесообразным.

Использование игры (традиционной и компьютерной) как коррекционно-развивающего метода обеспечивает эффективность развития успешности личности. Игра – активность индивида, направленная на условное моделирование некой развернутой деятельности; форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра, как деятельность, имеет разные формы, содержание, функции и значение для человека. Эти переменные динамичны и изменяются в зависимости от роли игры в общественном развитии и развитии человека.

Под компьютерными играми подразумевают компьютерные программы и технические устройства, на которые они установлены. Первые игры появились в 60-е годы ХХ столетия. С тех пор они прочно вошли в жизнь человека, став мостом между мечтами, скрытыми желаниями и реальной жизнью.

Компьютерные игры оказывают различное влияние на человека. Рассмотрением различных аспектов влияния компьютерных игр на личность пользователя, первыми начали заниматься зарубежные исследователи, накопившие к настоящему времени обширный теоретический и фактический материал. Отечественные специалисты также начали изучать данные вопросы. Работы, посвященные психологическим аспектам компьютерных игр, касаются в основном их положительной роли в развитии различных навыков. В настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету. Некоторые психологи рассматривают возможность использования компьютерных игр в качестве тренажеров, средств самопознания, обучения, инструмента диагностики и реабилитации личности. Изучаются индивидуально-психологические особенности компьютерных игроков.

Компьютерные игры имеют разную направленность и технические возможности. Чтобы сделать боле точные выводы о возможностях изменения личностных характеристик (в том числе и успешность личности) с помощью той или иной игры, необходимо учитывать сюжет игры, ее сложность, цель, поставленную перед игроком, уровень развития навыков, которых требует игровая деятельность. Так, например, компьютерные игры позволяют познать себя (за счет рефлексии собственных действий), развить свои способности (путем постановки в игре более сложных задач), развить мотивацию достижений (с помощью соревнования с соперниками) и др.

Развитие информационных технологий привело к появлению компьютерных игр нового поколения. В частности, важной особенностью ролевых игр является наделенность персонажей определенными характеристиками, которые обозначены качественно и выражены количественно, и могут изменяться в результате действий пользователя. Таким образом, игрок может влиять на параметры героя. Ролевые компьютерные игры являются наиболее эффективными для развития успешности личности.



Ролевая компьютерная игра – система, в которую входит модель события (ситуации), объект управления, искусственный интеллект и игрок. Все эти элементы образуют единое игровое пространство. Согласно А.А. Пузырею (1986), любая игра представляет собой психотехническое действие по трансформации или перестройке психического аппарата. При наличии эмоционального подкрепления (а его в игре предостаточно), рефлексии игра может изменить личностные особенности игрока.

На сегодняшний день не существует четкого определения понятия «успешность», не определены ее причины, сущность и критерии определения. Отношение к успешной личности в российском обществе несколько иное, нежели чем на Западе. Например, в Европе и Соединенных штатах Америки открыты школы для людей, стремящихся стать успешными. Успешность – это философия жизни. В России понятие «успешность» заменяют понятиями «личная эффективность», «лидерство», «социальный статус», «эффективность деятельности». Возможно, такое положение дел связано с тем, что многие десятилетия воспитание подрастающего поколения строилось вокруг озабоченности тем, что о нас подумают окружающие. В работах А.Эллиса (1958) описаны иррациональные идеи, в которые обычно верят люди. Среди российских иррациональных идей достижению успешности препятствуют такие, как: «Я не должен быть лидером», «Я должен вести себя правильно», «Меня должны любить и не должны критиковать», «Будущее важнее настоящего», «Надо подчиниться мнению большинства» и другие (по Е.В. Сидоренко). Возможно, до тех пор, пока в обществе не сместятся приоритеты, усвоение жизненных ценностей и норм успешной личности будет сопровождаться сопротивлением.
Каталог: sites -> default -> files -> praci -> Tezy-konfer-2010
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Скачать 35,68 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница