МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет дополнительного образования
Выготский Лев Семенович. Вклад в психологию
Реферативное сообщение
по дисциплине « Клиническая психология»
Выполнила студентка ФДО
Юдина Ксения
Волгоград
2015
Содержание
-
1 Биография
-
2 Семья и родственники
-
2.1 Хронология важнейших событий жизни
-
3 Научный вклад
-
3.1 Культурно-историческая теория
-
3.2 Мышление и речь
-
3.2.1 Генетические корни мышления и речи
-
3.2.2 Метод исследования
-
3.2.3 Уровни становления мысли в слове
-
3.2.3.1 Эгоцентрическая речь: против Пиаже
-
3.2.4 Исследование Выготского — Сахарова
-
3.2.5 Житейские и научные понятия
-
3.3 Возрастная и педагогическая психология
-
4 Влияние Выготского
-
5 Примечания
-
6 Библиография Л.С. Выготского
-
7 Публикации в Интернете
Биография
Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 года в городеОрша вторым из восьмерых детей в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского (1869—1931) и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской (1874—1935). Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз (Аспиз, 1876—?), известный использованием так называемого метода сократическогодиалога и участием в революционной деятельности в составе гомельской социал-демократической организации. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893—1943). Л. С. Выгодский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность Д. И. Выгодского.
В 1917 году Лев Выготский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно — историко-философский факультет Университета им. Шанявского. По окончании учёбы в Москве вернулся в Гомель. В 1924 годупереехал в Москву, где и прожил последнее десятилетие своей короткой жизни. Работал в
-
Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924—1928),
-
Государственном институте научной педагогики (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (оба в 1927—1934),
-
Академии Коммунистического воспитания (АКВ) (1929—1931),
-
2-м МГУ (1927—1930), а после реорганизации 2-го МГУ — в МГПИ им. А. С. Бубнова (1930—1934),
-
Государственном научном институте охраны здоровья детей и подростков имени 10-летия Октябрьской революции (с начала 1931 г. в должности зам.директора института по научной части), а также в основанном при его активном участии
-
Экспериментальном дефектологическом институте (1929—1934);
-
также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда,Харькова и Ташкента, например, в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в 1929 году).
Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза.
Семья и родственники
Родители — Симха (Семён) Яковлевич Выгодский (1869—1931) и Циля (Цецилия) Моисеевна Выгодская (1874—1935).
Жена — Роза Ноевна Смехова.
Дочери:
-
Гита Львовна Выгодская (1925—2010) — советский психолог и дефектолог, кандидат психологических наук, соавтор биографии «Л. С. Выготский. Штрихи к портрету» (1996); её дочь — Елена Евгеньевна Кравцова, доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ
-
Ася Львовна Выгодская (род. 1930).
Другие родственники:
-
Клавдия Семёновна Выгодская (сестра) — лингвист, автор русско-французских и французско-русских словарей.
-
Зинаида Семёновна Выгодская (сестра) — лингвист, автор русско-английских и англо-русских словарей.
-
Давид Исаакович Выгодский (1893—1943) (двоюродный брат) — видный поэт, литературовед, переводчик (его жена — детская писательница Эмма Иосифовна Выгодская).
Хронология важнейших событий жизни
-
1924 — доклад на психоневрологическом съезде, переезд из Гомеля в Москву
-
1925 — защита диссертации Психология искусства (5 ноября 1925 г. Выготскому было по болезни без защиты присвоено звание старшего научного сотрудника, эквивалентное современной степени кандидата наук, договор на издание Психологии искусства был подписан 9 ноября 1925 г, но книга так и не была опубликована при жизни Выготского)
-
1925 — первая и единственная заграничная поездка: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами
-
1925—1930 — член Русского психоаналитического общества (РПСАО)
-
21 ноября 1925 года по 22 мая 1926 г — туберкулёз, госпитализация в больнице санаторного типа «Захарьино», в больнице пишет заметки, впоследствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса
-
1927 — сотрудник Института психологии в Москве, работает с такими видными учеными как Лурия, Бернштейн, Артемов, Добрынин, Леонтьев
-
1929 — Международный психологический конгресс в Йельском университете; Лурия представил два доклада, один из которых — в соавторстве с Выготским; сам Выготский на конгресс не поехал
-
1929, весна — Выготский читает лекции в Ташкенте
-
1930 — На VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне (23-27 апреля 1930 г.) зачитан доклад Л. С. Выготского об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях
-
1930, октябрь — доклад о психологических системах: начало новой исследовательской программы
-
1931 — поступил на учёбу на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове, где учился заочно вместе с Лурия
-
1931 — смерть отца
-
1932, декабрь — доклад о сознании, формальное расхождение с группой Леонтьева в Харькове
-
1933, февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Выготским
-
1934, 9 мая — Выготский переведен на постельный режим
-
1934, 11 июня — смерть
-
Научный вклад
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологиимарксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детскойпсихологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
Культурно-историческая теория
В книге «История развития высших психических функций» (1931, опубл. 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.
Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.[5]
Наиболее убедительная модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию высших психических функций, — «ситуация буриданова осла». Эта классическая ситуация неопределенности, или проблемная ситуация (выбор между двумя равными возможностями), интересует Выготского прежде всего с точки зрения средств, которые позволяют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Бросая жребий, человек «искусственно вводит в ситуацию, изменяя её, не связанные ничем с ней новые вспомогательные стимулы»[6]. Таким образом, брошенный жребий становится, по Выготскому, средством преобразования и разрешения ситуации.
Мышление и речь
В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуресознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики.
Генетические корни мышления и речи
Согласно Выготскому, генетические корни мышления и речи различны.
Так, например, эксперименты Кёлера, обнаружившие способности шимпанзе к решению сложных задач, показали, что человекоподобный интеллект и экспрессивная речь (отсутствующая у обезьян) функционируют независимо.
Отношение мышления и речи как в фило-, так и в онтогенезе — величина переменная. Существует доречевая стадия в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи. Лишь потом мышление и речь пересекаются и сливаются.
Возникающее в результате такого слияния речевое мышление — не природная, а общественно-историческая форма поведения. Оно обладает специфическими (по сравнению с природными формами мышления и речи) свойствами. С возникновением речевого мышления биологический тип развития сменяется общественно-историческим.
Метод исследования
Адекватным методом исследования отношения мысли и слова, — говорит Выготский, — должен стать анализ, расчленяющий исследуемый объект — речевое мышление — не на элементы, а на единицы. Единица — минимальная часть целого, обладающая всеми основными его свойствами. Такой единицей речевого мышления является значениеслова.
Уровни становления мысли в слове
Отношение мысли к слову непостоянно; это процесс, движение от мысли к слову и обратно, становление мысли в слове. Выготский описывает «сложное строение всякого реального мыслительного процесса и связанное с ним его сложное течение от первого, самого смутного момента зарождения мысли до её окончательного завершения в словесной формулировке»[7], выделяя следующие уровни[8]:
-
Мотивация мысли
-
Мысль
-
Внутренняя речь
-
Семантический план (то есть значения внешних слов)
-
Внешняя речь.
Эгоцентрическая речь: против Пиаже
Выготский пришёл к выводу, что эгоцентрическая речь — это не выражение интеллектуального эгоцентризма, как утверждал Пиаже, а переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь первоначально сопровождает практическую деятельность.
Исследование Выготского — Сахарова
В классическом экспериментальном исследовании[9] Выготский и его сотрудник Л. С. Сахаров, пользуясь собственной методикой, представляющей собой модификацию методики Н. Аха, установили типы (они же — возрастные стадии развития) понятий.
Житейские и научные понятия
Исследуя развитие понятий в детском возрасте, Л. С. Выготский писал о житейских (спонтанных) и научных понятиях («Мышление и речь», гл. 6).
Житейские понятия — приобретаемые и используемые в быту, в повседневном общении слова вроде «стол», «кошка», «дом». Научные понятия — это слова, которые ребёнок узнаёт в школе, термины, встроенные в систему знаний, связанные с другими терминами.
При использовании спонтанных понятий ребёнок долгое время (до 11-12 лет) осознаёт только предмет, на который они указывают, но не сами понятия, не их значение. Это выражается в отсутствии способности «к словесному определению понятия, к возможности в других словах дать его словесную формулировку, к произвольному употреблению этого понятия при установлении сложных логических отношений между понятиями».
Выготский предположил, что развитие спонтанных и научных понятий идёт в противоположных направлениях: спонтанных — к постепенному осознанию их значения, научных — в обратном направлении, ибо «как раз в той сфере, где понятие „брат“ оказывается сильным понятием, то есть в сфере спонтанного употребления, применения его к бесчисленному множеству конкретных ситуаций, богатства его эмпирического содержания и связи с личным опытом, научное понятие школьника обнаруживает свою слабость. Анализ спонтанного понятия ребёнка убеждает нас, что ребёнок в гораздо большей степени осознал предмет, чем самоё понятие. Анализ научного понятия убеждает нас, что ребёнок в самом начале гораздо лучше осознаёт самоё понятие, чем представленный в нём предмет».
Приходящее с возрастом осознание значений глубоко связано с рождающейся систематичностью понятий, то есть с появлением, с проступанием логических отношений между ними. Спонтанное понятие связано лишь с предметом, на который указывает. Напротив, зрелое понятие погружено в иерархическую систему, где логические отношения связывают его (уже как носитель значения) с множеством других понятий разного — по отношению к данному — уровня обобщённости. Это совершенно меняет возможности слова как познавательного инструмента. Вне системы, пишет Выготский, в понятиях (в предложениях) могут выражаться лишь эмпирические связи, то есть отношения между предметами. «Вместе с системой возникают отношения понятий к понятиям, опосредствованное отношение понятий к объектам через их отношение к другим понятиям, возникает вообще иное отношение понятий к объекту: в понятиях становятся возможными надэмпирические связи». Это находит выражение, в частности, в том, что понятие определяется уже не через связи определяемого предмета с другими предметами («собака охраняет дом»), а через отношение определяемого понятия к другим понятиям («собака — это животное»).
Ну а так как научные понятия, которые ребёнок усваивает в процессе обучения, принципиально отличаются от житейских понятий именно тем, что по самой своей природе они должны быть организованы в систему, то — полагает Выготский — их значения и осознаются первыми. Осознанность же значений научных понятий постепенно распространяется и на житейские.
Возрастная и педагогическая психология
В работах Выготского подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка. Так, он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.
Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований. Причина психологического кризиса, по Выготскому, кроется в растущем несоответствии между развивающейся психикой ребёнка и неизменной социальной ситуацией развития, и именно на перестройку этой ситуации направлен нормальный кризис.
Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований.
-
Кризис новорожденности (0—2 месяца)
-
Младенчество (2 месяца — 1 год)
-
Раннее детство (1—3 года)
-
Дошкольный возраст (3—7 лет)
-
Школьный возраст (8—12 лет)
-
Подростковый (пубертатный) период (14—17 лет)
-
Юношеский период (17—21 год)
Позже появился несколько иной вариант этой периодизации, разработанный в рамках деятельностного подходаучеником Выготского Д. Б. Элькониным. В основу её было положено понятие ведущей деятельности и представление о смене ведущей деятельности при переходе на новый возрастной этап. При этом Элькониным выделялись те же периоды и кризисы, что и в периодизации Выготского, но при более детальном рассмотрении механизмов, работающих на каждом этапе.
Выготский, по всей видимости, первым в психологии подошёл к рассмотрению психологического кризиса как необходимой стадии развития психики человека, раскрыв его позитивный смысл.
Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.
Влияние Выготского
Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышлиА. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко,Л. В. Занков и др.
В 1970-е годы теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. В европейской психологии Ласло Гараи разрабатывал проблематику также социальной психологии (социальная идентичность) и экономической психологии (вторая модернизация) в рамках теории Выготского[10]. С именем советского психолога связано возникновение социального конструктивизма.
Примечания
-
Б. Г. Мещеряков. «Л. С. Выготский и его имя»
-
Интервью с Гитой Выгодской
-
Д. Я. Выгодский
-
А. М. Эткинд «Ещё о Выготском»
-
↑ «Мышление и речь» (гл. 5, III; XVII)
-
↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — С. 68.
-
↑ Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. Гл. 7 (С. 284).
-
↑ Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999. — Гл. 7 (С. 333).
-
↑ Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999. — Гл. 5; Сахаров Л. С. О методах исследования понятий // «Психология», 1930 (т. III, вып. 1); Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1981.
-
Диада Выготского и четвериада Рубинштейна (интервью с профессором Ласло Гараи) // Вопросы философии. — 2010. — № 12. — C. 36—43; «Tool and Sign» Vygotskian Research Network.
Библиография Л.С. Выготского
-
Психология искусства (idem) (1922)
-
Сознание как проблема психологии поведения (1924/5)
-
Исторический смысл психологического кризиса (1927)
-
Проблема культурного развития ребенка (1928)
-
Конкретная психология человека (1929)
-
Орудие и знак в развитии ребенка (1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия)
-
Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (1930) (в соавторстве с А. Р. Лурия)
-
История развития высших психических функций (1931)
-
Педология подростка (в трех томах, 1929—1931; изд-во БЗО 2 МГУ и ЦИПККНО)
-
Лекции по психологии (1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли) (1932)
-
Проблема развития и распада высших психических функций (1934)
-
Мышление и речь (idem) (1934)
-
Библиографический указатель трудов Л. С. Выготского включает 275 названий
Публикации в Интернете
-
Лев Выготский, Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (монография)
-
Курс лекций по психологии; Мышление и речь; Работы разных лет
-
Лев Выготский Слепой ребёнок
-
Выготский Лев Семенович (1896—1934) — выдающийся русский психолог
-
В библиотеке Гумер
-
в библиотеке РГИУ
-
Фотоархив. Избранные научные труды Л. С. Выготского
-
Фотоархив Л. С. Выготского
-
Психология искусства Л. С. Выготского
Литература
1.Колбановский В. Н. (1956) О психологических взглядах Л. С. Выготского. Вопросы психологии, № 5.
2.Лурия А. Р. (1966) Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, № 7.
3.Леонтьев А. А. (1967) Психолингвистика. Наука, Москва.
4.Брушлинский А. В. (1968) Культурно-историческая теория мышления. Высш. школа, Москва.
5.Божович Л. И. (1988) О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности. Вопросы психологии, № 5.
6.Левитин К. Е. (1990) Личностью не рождаются. Наука, Москва.
7.Эткинд А. М.(1993) Еще о Л. С. Выготском: Забытые тексты и ненайденные контексты. Вопросы психологии, № 4, с. 37-55.
8.Ярошевский М. Г. (1993) Л. С. Выготский: в поисках новой психологии. Изд-во Междунар. фонда истории науки, С.-Петербург.
9.Эльконин Б. Д. (1994) Введение в психологию развития: В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Тривола, Москва.(1996) Вопросы психологии, № 5 (весь журнал посвящен памяти Л. С. Выготского).
10.Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. (1996) Лев Семенович Выготский: Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету.Смысл, Москва.
Поделитесь с Вашими друзьями: |