Классный час №7 «Культурный досуг, или Мир моих увлечений»



Дата22.04.2016
Размер72 Kb.
#28611
ТипКлассный час
Классный час № 7

«Культурный досуг, или Мир моих увлечений»

(Ситуативная беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа:


  • воспитание правовой культуры школьников и по­требности в организации культурного отдыха;

  • ознакомление школьников с некоторыми нефор­мальными течениями молодежи.

Ход классного часа

Культурный досуг или здоровый образ жизни?

Учитель: Ребята, можно представить, как вы ждете школьных каникул, чтобы отдохнуть от учебных заня­тий и заняться любимым делом. Сегодня мне хотелось бы с вами поговорить о рациональном использовании своего личного времени и культурной организации досу­га подростков.

Но перед тем как перейти к беседе о ваших увлечени­ях, я предлагаю внимательно прослушать некоторые вы­сказывания великих людей и высказать свое мнение: как вы понимаете каждое изречение?



  • «Счастье, по-видимому, заключается в досуге» (Аристотель).

  • «Отдых — редкая возможность подумать о делах» (Геннадий Малкин).

  • «Досуг без духовных занятий — гибель для чело­века» (Артур Шопенгауэр).

  • «Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга» (Марк Туллий Цицерон).

  • «Праздность и досуг — два совершенно разных по­нятия» (Бенджамин Франклин).

  • «Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси отвращения, — это, в здоровом состоянии, отдых после работы» (Иммануил Кант).

  • «Достаточные средства и досуг — два источника цивилизованности человека» (Бенджамин Дизраэли).

  • «Досуг — это отец философии» (Томас Гоббс).

  • «Характер человека всего больше выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него» (Н.Г. Чернышевский).

  • «Человек так создан, что он отдыхает от одной ра­боты, лишь взявшись за другую» (Анатоль Франс).

  • «Тот, кто может отдохнуть, превосходит того, кто может брать города» (Бенджамин Франклин).

(Возможные рассуждения ребят.)

Учитель: Вы правильно понимаете, какой смысл вложи­ли великие люди в свои изречения. Действительно, лич­ный досуг каждого из нас — это не просто часовое лежа­ние на кровати, а занятие свои любимым делом или ув­лечением, физическое и духовное совершенствование личности.

Но как же правильно организовать свой досуг? Во-пер­вых, это здоровый образ жизни. Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способ­ность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к по­знанию окружающего мира, к самоутверждению и счас­тью человека. Активная долгая жизнь — это важное сла­гаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основан­ный на принципах нравственности. Он должен быть ра­ционально организованным, активным, трудовым, зака­ливающим. Должен защищать от неблагоприятных воз­действий окружающей среды, позволять до глубокой ста­рости сохранять нравственное, психическое и физичес­кое здоровье.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе переклады­вать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20—30 го­дам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о физическом, психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционирова­нием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (сис­тема саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головно­го мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мыш­ления, развитием внимания и памяти, степенью эмоцио­нальной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми мораль­ными принципами, которые являются основой социаль­ной жизни человека, т.е. жизни в определенном челове­ческом обществе. Отличительными признаками нрав­ственного здоровья человека являются прежде всего со­знательное отношение к труду, овладение сокровища­ми культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физичес­ки и психически здоровый человек может быть нрав­ственным «уродом», если он пренебрегает нормами мо­рали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, до­стигает тем самым неувядающей молодости духа и внут­ренней красоты.

Не удивляйтесь, что в разговоре о культурном досуге мы завели речь о здоровом образе жизни. О своем здоро­вье необходимо заботиться ежедневно, просто в часы досуга у нас появляется больше свободного времени, что­бы серьезней призадуматься о своем здоровье. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные эле­менты: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный ре­жим, личную гигиену, закаливание, рациональное пи­тание и т.п.

Рациональный режим труда и отдыха — необхо­димый элемент здорового образа жизни любого челове­ка. При правильном и строго соблюдаемом режиме вы­рабатывается четкий и необходимый ритм функциони­рования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт», т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции проте­кают непрерывно, без срывов и без необходимости «вклю­чения» дополнительных импульсов. Залог успеха — в планировании своего времени. Надо взять за правило каждый день выигрывать 1—2 часа свободного времени. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Увлекшись в часы досуга, например, компьютерны­ми играми, надо настроить себя на то, чтобы через каж­дые 15 минут отрываться от экрана компьютера и делать несколько физических упражнений для рук, ног и голо­вы. Систематический, посильный и хорошо организован­ный процесс умственного труда чрезвычайно благотвор­но влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат — на весь организм человека. По­стоянная тренировка в процессе труда или занятий спортом укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, без­делье приводит к вялости мускулатуры, нарушению об­мена веществ, ожирению и преждевременному одряхле­нию.

Каждый подросток должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в школе и обеда 1,5—2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы (учебы) вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пас­сивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека.

Необходимо избегать переутомления и однообразно­го труда. Например, нецелесообразно четыре часа под­ряд читать книги или пересматривать свою коллекцию марок. Лучше всего заниматься двумя-тремя видами умственного или физического труда. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоро­вья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на све­жем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений — на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, нар­котики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжитель­ность жизни, снижают работоспособность, пагубно отра­жаются на здоровье подрастающего поколения и на здо­ровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром ме­дики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Куре­ние не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5—9 минут после выкуривания одной только сига­реты мускульная сила снижается на 15%. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность: из-за курения снижается восприятие учебного материала. Ку­рильщик вдыхает не все вредные вещества, находящие­ся в табачном дыме, — около половины достается тем, кто находится рядом с ним.

Следующая непростая задача — преодоление раннего алкоголизма. Не удивляйтесь, многие подростки уже с вашего возраста начинают употреблять пиво, забывая о том, что пиво — алкогольный напиток. Периодическое употребление пива с 12—13 лет приводит к потребности в 16—17-летнем возрасте к ежедневному его употребле­нию. А подобную зависимость уже можно назвать пив­ным алкоголизмом. Всегда и везде помните, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему: потеря чув­ства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя; нарушение деятельности центральной и пери­ферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Об этом нельзя забы­вать ежедневно, но особенно в часы досуга или школь­ных каникул. Следует помнить о двух основных законах рационального питания, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон — равновесие получаемой и расходуе­мой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем. В настоящее время большое количество людей в нашей стране, включая детей, юношей и девушек, имеет лиш­ний вес. А причина одна — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету и целому ряду других недугов.

Второй закон — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообраз­ным и обеспечивать потребности в белках, жирах, уг­леводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5—6 часов). Вред­но принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмер­ными порциями, так как это создает слишком боль­шую нагрузку для кровообращения. Здоровому чело­веку лучше питаться 3—4 раза в сутки. При трехразо­вом питании самым сытным должен быть обед, а са­мым легким — ужин.

Вредно во время еды читать, решать сложные и от­ветственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжига­ясь горячей пищей, глотать большие куски еды, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематичес­кая еда всухомятку, без горячих блюд. Не увлекайтесь жвачками, так как постоянное жевание жвачек приво­дит к нарушению обмена веществ в организме, да и этика поведения не рекомендует выглядеть «жвачным живот­ным». Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяже­лых болезней пищеварения, как язвенная болезнь, гаст­рит и др.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохра­нению здоровья, высокой работоспособности и продле­нию жизни.



Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей подрост­ков и молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных воз­растных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Например, полезно ходить по лестнице, а не пользо­ваться лифтом. Общая двигательная активность вклю­чает утреннюю гимнастику, физкультурные трениров­ки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т.д. Основными качествами, характе­ризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Со­вершенствование каждого из этих качеств способствует укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на ко­роткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать лов­ким и гибким, применяя гимнастические и акробати­ческие упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетвор­ным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество — выносливость в сочетании с закаливанием и другими компо­нентами здорового образа жизни, что обеспечит расту­щему организму надежный щит против многих болез­ней. Простейшей формой закаливания подросткового организма является ежедневный контрастный душ (но не чрезмерные перепады холодной и горячей воды). Контрастные души тренируют нервно-сосудистый ап­парат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулиру­ющее воздействие и на центральные нервные механиз­мы.

Психологическая саморегуляция. Кому не хочется иметь хорошее настроение? Если человек в хорошем на­строении, он становится добрее, отзывчивее и красивее.

Но все меняется, если настроение плохое.

Наше настроение определяется в первую очередь эмо­циями и связанными с ними чувствами. Эмоции — это первичные, простейшие виды реакции на какие-либо раздражители. Они могут быть положительными или отрицательными, сильными или слабыми, нарастать или, наоборот, снижаться. Иное дело — чувства. Это сугубо человеческие качества, характеризующие наши личностные переживания. Очень важно, что в отличие от эмоций чувства возникают не спонтанно, а контро­лируются сознанием, подчиняются психике.

Следует четко осознать, что хорошее настроение мож­но произвольно создавать, его можно поддерживать, на­конец, способность быть в хорошем настроении можно и нужно тренировать. Как же добиться того, чтобы хо­рошее настроение преобладало, особенно в часы досуга или школьных каникул? Как сформировать хорошее на­строение и удержать его в течение всего дня?

Начните утро с гимнастики. Ведь гимнастика — это не просто физические упражнения, она не только помо­гает нашему организму перейти от сна к бодрствованию, активной деятельности. Постарайтесь в любой погоде найти свои прелести. Настраивайте себя на положитель­ные эмоции: «Какое сегодня прекрасное утро!», «Не по­лучилось сегодня, получится завтра», «Я самый счаст­ливый человек на свете», «А все-таки здорово, что мне 13 лет!» и т.д.

Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей.



Учитель: А теперь расскажите, как вы придерживаетесь здорового образа жизни при организации своего свобод­ного времени.

(Рассуждения ребят.)

Всегда ли подростковые увлечения безобидны?

Учитель: А теперь поговорим о ваших увлечениях. Имен­но в часы досуга или свободного времени каждый из вас погружается в загадочный мир увлечений. Мир увлече­ний подростков и молодежи огромен. Его невозможно обсудить на одном классном часе. Может быть, это тема для нескольких бесед. Но вот поверхностное «путеше­ствие» по этому миру мы с вами совершим.

Увлечения часто сводятся к хобби — узкое увлече­ние одним или несколькими видами деятельности, на­пример, нумизматикой или филателией. Но в любом ув­лечении необходимо чувство меры! Увлекшись собира­нием старинных монет, можно прийти к противоправ­ным действиям — к вымогательству, шантажу, краже. А это уже уголовно наказуемые правонарушения. Увле­чение граффитчиков, например, может граничить с ван­дализмом, так как исписанные стены домов можно ква­лифицировать как преступление. Увлечение скейтбор­дингом может привести к дорожно-транспортному про­исшествию.

На первый взгляд, современное увлечение подрост­ков анимацией вполне безобидное. Но вот многие педа­гоги и психологи предупреждают, что увлечение анима­ционными сюжетами или картинками в стиле «Хентай» может привести к серьезным нарушениям подростковой психики, «оторванности» от реальной жизни, к прояв­лению садизма и сексуальным извращениям.

Одним словом, даже безобидное хобби в неразумных рамках может привести подростка к правонарушениям

или созданию конфликтной ситуации. Всегда помните о чувстве меры!

Давайте ознакомимся с некоторыми современными увлечениями молодежи.



Музыкальное течение «Хип-хоп». Хип-хоп-культура тесно переплетена с рэп-культурой. В начале 2000-х гг. хип-хоп становится популярнее рэпа, но через какое-то время рэп и хип-хоп перестают разделять на отдельные культуры. В настоящее время происходит смешение ув­лечений или их взаимопроникновение: брэйкеры, соксеры, рэпперы и хип-хопперы уже не враждуют между собой. Вместе с тем, тусовки «продвинутых», «модных», «безбашенных» или «экстремалов» частенько привлека­ют милицию или представителей преступного мира. Вновь срабатывает принцип «Всего в меру».

Freestyle (от Nikе — втыкай!) — музыкально-спортив­ное направление, новая философии хип-хопа. Аfrika Вambaatаа (Бамбаатаа) — крестный отец хип-хоп-куль­туры и направления «Freestyle».

Freestyle: синтез спорта, моды и городской уличной культуры. Freestyle от Nikе — взгляд на спорт без шор финишной ленты. Главный тезис спортивной жизни, ее главное слово «победа» перестает быть абсолютной и един­ственной настоящей ценностью.

Ргеез4у1е, т. е. свободный стиль, предлагает отнес­тись к спорту как к завораживающему своей красотой зрелищу, шоу, спектаклю, где важны не только несколько предфинишных метров, но и весь путь к ним.

Музыкально-танцевальное течение «Брейкинг» («Брэйк Дэнс»). В конце 60-х — начале 70-х гг. появи­лись люди, которые стали своеобразно двигаться под музыку. Первая форма танца «Брейкинг» называлась «get on the Good Foot». «Good Foot» был единственным танцем, в котором люди стали сочетать падение на землю с эле­ментами вращения. Позже пуэрториканцы (Rock Steady Crew) внесли в танец пластичность и обогатили его акро­батическими номерами. «Брейкинг» — это сугубо танцевальное ответвление в хип-хоп-культуре. Брейкинг де­лится на нижний и верхний.

Музыкально-танцевальный стиль би-боев (би-боинг). Это более профессиональный стиль брейк-данса. Танец би-боев предусматривает технику, а не набор судорож­ных движений на тему последней просмотренной видео­кассеты. Поклонники би-боинга провозглашают: «Делай­те так, чтобы вы чувствовали себя хорошо, когда танцу­ете, а не как подростки, которые хотят показать всем, что они тоже «так на спине умеют». Какой смысл зани­маться би-боингом, чтобы с самого начала поставить себя в серую массу безликих танцоров, ведь это самовыраже­ние, а одинаковых людей в мире нет?!»

Главная цель би-боинга — сделать что-то свежее, вне­сти в брейк новое, профессиональное, но не «спортив­ное», а «танцевальное».

Движение спортивной направленности — сноубор-динг. Это увлечение молодежи катанием на специаль­ных досках по снежным склонам или по гладким поверх­ностям (на асфальте, в сноупарке).

Сноубординг — своеобразное продолжение эпохи гор­ных лыж, хотя даже не продолжение, а выражение в параллельный вид спорта в процессе эволюции.

Сноуборд, в отличие от лыж, прост в освоении, более удобен и менее требователен к поверхности катания. Сноуборд представляет собой как бы монолыжу, доску, изготовленную по спецтехнологии из прочных и легких материалов, на которой прочно закрепляются крепления, в которых в свою очередь фиксируются ноги райдера (сноу-бордиста).

Специалисты выделяют три основных вида сноубор-динга: фристайл (Freestyle) — свободный стиль), фри-райд (Free ride — свободное катание) и рейсинг (Racing — гонка, еще этот стиль называют Slalom). Есть еще универсальный стиль фристайл-фрирайд1.



Художественное направление молодежной арт-культуры — граффити. Слово «граффити» происходит от итальянского «graffito», т.е. «нацарапанный». Это популярное увлечение некоторой части молодежи разрисо­вывать стены баллончиками краски. Наиболее профес­сиональные граффитисты порой выполняют даже зака­зы по росписи стен в новом арт-стиле.

Граффити — это множество направлений и течений — от считающихся ныне уже немодными «надувных» букв мастеров «старой школы» до невероятно изощренного, требующего немалого мастерства и сноровки «wild style», в котором причудливые письмена сплетаются по прихо­ти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об индивидуальной манере «wild style».

Мастерство в граффити достигается порой годами. Сре­ди поклонников граффити есть «начинающие», порой ув­лекающиеся просто порчей стен домов. Среди профессионалов – граффитистов такие выходки подростков не одоб­ряются, а порой просто пресекаются, дабы они «не поро­чили граффити как арт-культуру.

В настоящее время более популярным становится «работать в команде», т.е. групповые работы поклонни­ков граффити, потому что команда начинает действовать как единый организм, и даже лучшие по технике не за­менят единства духа и импровизации1.

Движение «альтернативщиков» и «экстремалыциков». Широкие штаны с множеством карманов, верево­чек и липучек, стиль «унисекс», грубые замшевые кеды на платформе, сумка-рюкзак, пирсинг, тату, бусы, коль­цо на большом пальце, наушники, раскованная походка и независимый взгляд — примерно так выглядят «про­двинутые» тинейджеры начала XXI в. Они считают себя наиболее «продвинутой частью молодежи». Пирсинг и тату в самых неожиданных частях тела, а главное — стремление самовыразиться через нестандартные увле­чения, как правило, экстремальные виды спорта (сноу-борд, скейтборд, горный велосипед, парашютизм, аль­пинизм) и музыка (рэп, альтернатива, трешь, тяжелый рок). Нынешних 13—17-летних нередко называют «по­колением МТУ». Их стиль жизни, манера одеваться и говорить определяются тем, что показывает любимый канал.

Молодежь начала XXI века активно переселяется в виртуальную реальность. Все большую популярность по­лучает общение в Интернете, в режиме онлайн. Через Интернет можно свободно найти себе друга, виртуаль­ную и даже реальную любовь. Популярными стали у под­ростков сотовые телефоны, аудио- и видеоплееры.



В последние годы стало престижно быть в курсе ми­рового блокбастерного кинопроцесса. «Продвинутая» молодежь не пропустит ни одного кинобоевика, прорек­ламированного по ТВ. Популярные стили музыки «аль­тернативщиков» и «экстремалыциков».

Экстремальный спорт. За последние десятилетия родилось много новых видов спорта, таких как сноубор-динг, маунтинбординг, ВМХ (велосипед для трюков), кайтсерфинг (доска, на которой скользят по поверхнос­ти). Становится модным испытать прилив адреналина, прыгая с парашютом с высотных домов, вышек, совер­шать прыжки в пропасть. Или увлечение «прыгать по крышам», через различные барьеры и препятствия. Но подобные экстремальные виды спорта, особенно на на­чальных стадиях, чреваты травматизмом, а порой про­сто опасны для жизни.

Учитель: Ребята, дополните, какие еще современные увлечения подростков и молодежи вам известны. Что привлекает вас в этих молодежных увлечениях или те­чениях? Есть ли противоправные действия в перечис­ленных вами молодежных увлечениях? (Возможные рас­суждения учеников.)

По окончании классного часа классный руководитель делает вывод о необходимости правильной организации досуга или свободного времени подростков.





Каталог: pedagogi -> gerasimova
pedagogi -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
pedagogi -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
pedagogi -> На правах рукописи
pedagogi -> Исследование условий перехода П. А. Хроменков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики мгоу
pedagogi -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
pedagogi -> Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителя физики
pedagogi -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
pedagogi -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании 13. 00. 07 теория и методика дошкольного образования
pedagogi -> Некоторые проблемы физического образования для нефизических специальностей
gerasimova -> Классный час №2 «Что ты должен знать о психоло­гических особенностях своего возраста»


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница